Подготовка к уроку
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 59.5 КБ |
Придворный этикет
Со времён позднего средневековья всё большее внимание стало уделяться манерам в высшем обществе. Вскоре эталоном придворного этикета стали правила, которые были приняты при дворе французских королей. Так как это время практически совпало с эпохой просвещения, то одно за другим стали появляться пособия по дворцовому этикету. В этих пособиях были регламентированы не только правила общения, но и, например, распорядок дня (в том числе монарха и членов его семьи), порядок проведения различным церемоний.
Особое внимание уделялось проведению различных церемоний, которые занимали значительную часть жизни монарха. Любое событие при дворе обычно сопровождалось сложным и пышным обрядом, причём сложность напрямую зависела от ранга виновника торжества. Так, траур королевы вполне мог продолжаться до года.
Этикет придворного общества регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным во время танцевальных вечеров. В это же время в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер. Зачастую в танце преобладали поклоны, а не танцевальные движения.
Европа в средние века
Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на место расположения за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидит он к хозяину. А вот о сервировке стола, также как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда.
Стол во время пира располагался в форме букв «Т» или «П». Место во главе стола занимал хозяин. Так как пища вплоть до XVI века употреблялась в основном руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей). Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели: в них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой (это не считалось зазорным). На стол мясные блюда подавались в основном целиком, а порцию отрезали своим собственным ножом или кинжалом.
Не менее важным атрибутом пира, который обычно продолжался в течение нескольких часов, была застольная беседа между гостями. Первоначально все гости размещались в общем зале за одним столом, что осложняло возможность разговора. В XV-XVI веках распространяется обычай, когда хозяин и почетные гости пировали отдельно в небольшой гостиной. За столом обычно не обсуждали слишком серьезные темы, касающиеся политики, религии и другие, которые могли вызвать споры. Произносить длинную речь также не считалось признаком хорошего тона: это мешало высказаться остальным. Хозяин должен был проявлять скромность, не привлекать излишнего внимания.
В раннем средневековье одежда мужчин и женщин не отличалась особым разнообразием: и те и другие носили верхние и нижние рубашки и штаны. Незначительные отличия состояли в том, что женская рубашка была немного длиннее мужской, а статус носившего одежду определялся стоимостью ткани, из которой она изготовлена, и богатством украшений.
Китай
За время существования китайского государства сменилось несколько династий, а вместе с ними менялись обычаи и правила поведения в обществе. Одеяние китайцев зависело от положения в чиновничьей иерархии и делилось на несколько категорий: одежды императора, одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов.
Неотъемлемой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать его в помещении было нельзя. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайской культуры. Немаловажное значение имела прическа китайцев. Ни мужчины, ни женщины не стригли волос – их укладывали их в сложные прически.
Мужской костюм делился на три основных категории: «бяньфу» — халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» — длинный халат от плеч до пяток и «шэньи» — аналог «бяньфу», две части которого сшиты вместе. После Синьхайской революции наряду с европейским костюмом распространилась «чжуньшань чжуан». Китайские женщины обычно носили одежду ярких цветов, особенно красного, а мужчины, напротив, более темных тонов. Украшения китаянок (перстни, броши, заколки) также привлекали внимание и были яркими и блестящими.
В Китае принято ходить и приглашать гостей домой, причём гости вполне могли прийти и без предупреждения, причём вместе со своими друзьями. Однако гость обычно приходил не с пустыми руками, а с ценным подарком, причем не только адресуемым хозяину, но и другим жителям дома.
Корея
Правила поведения и традиции Кореи во многом схожи с этикетом китайцев. Эти государства на протяжении многих веков связывали тесные отношения. Многие жители Китая во времена политического кризиса эмигрировали в Корею, принеся с собой и часть традиционной культуры. Далеко не последнюю роль играло влияние конфуцианства и буддийской религии. Государство строго следило за соблюдением правил поведения, которые преподавались в школах и институтах.
Даже стиль речи говорящего зависит от возраста и социального положения собеседника. Корейцы стараются избегать использования личных местоимений второго лица, называя собеседника по фамилии, с добавлением уважительного «господин» или «учитель». Причём слово господин применяется при обращении к равным по возрасту и положению или к младшим, а «учитель», соответственно, к старшим. Между близкими друзьями используется обращение «сестра», «брат». По имени называют только близких друзей.
Традиционный костюм корейского мужчины состоял из длинного халата с широкими рукавами. Поверх него надевался длинный жилет, а нижнюю часть одежды составляли шаровары. Мужчины носили головные уборы - шляпы с широкими полями. Женский костюм состоял из длинного платья, на которое надевали короткую блузку с узкими рукавами.
При встрече корейцы приветствуют друг друга произнося слово: «Аненхасимники!» В некоторых районах страны приветствие может дополняться поклоном, глубина которого определяется социальным и возрастным статусом встретившихся. Со временем традиционный поклон был вытеснен общепринятым рукопожатием.
Япония
На формирование этикета Японии оказала значительное влияние не только иерархия общества, но также религия и конфуцианство. В Японии издавна было принято особо уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению. В XII-XIII зародился кодекс «бусидо» («путь воина»), определяющий основы морали и поведения господствовавшего в Японии военного сословия. В XIX веке именно «бусидо» лег в основу национальной морали. В конце прошлого века был сформирован даже специальный учебник «Руководство для школьников», содержащий правила поведения не только в обществе, но и дома.
Стиль речи при разговоре в Японии с давних пор имеет очень важное значение. Подбирать стиль общения необходимо в зависимости от возраста и статуса собеседника. Не только недостаточно вежливый тон вызовет у собеседника отрицательную реакцию: излишняя вежливость может быть воспринята как желание отстранится от собеседника. Поэтому важно найти золотую середину. Молча выслушивать речь собеседника также считается в Японии признаком дурного тона: нужно обязательно изредка «разбавлять» монолог своими короткими репликами, иначе это будет воспринято как отсутствие интереса к словам говорящего.
Традиционная одежда японцев – кимоно – длинный халат с широкими рукавами. Кимоно подпоясывается широким поясом – оби, который завязывается узлом на спине. Поверх кимоно надевают хаори – верхнее короткое кимоно. В настоящее время большинство японцев перешло на одежду европейского стиля, но некоторые традиции всё же соблюдаются. Так, японцы не носят костюмы и галстуки ярких цветов, а многие учреждения даже имеют строго оговоренную униформу. Такая традиция появилась благодаря тому, что яркие костюмы обычно носили члены якудзы – японской мафии.
Древний рим
Традиционной одеждой древних римлян была тога - кусок белой материи, в которую человек заворачивался с ног до головы, перебрасывая один конец через левое плечо. По тоге можно было определить, в том числе, и положение человека в обществе. Так, тога римского сенатора была украшена широкой красной каймой. Крепилась тога брошью, которая также указывала на достаток владельца.
Женщины Древнего Рима носили длинные туники. Под грудью их перевязывали широким кожаным поясом, который выполнял роль корсета. На тунику набрасывали покрывало — столу. Сверху женщины обычно носили накидку – палла. Обувью древним римлянам служили сандалии или закрытые башмаки.
Пир в Древнем Риме начинался в основном после двух часов. Обычно пир сопровождался обсуждением вопросов науки, литература и других. Столы с яствами устраивались таким образом, что каждый из них был окружен тремя ложами. Назывались такие столы триклиниями.
История этикета России
История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.
В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.
Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.
В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны.
2. Виды этикета
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств
Этикет также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.
Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:
Таким образом, речевой этикет не является жесткой системой правил; он в достаточной мере пластичен, и эта пластичность создает довольно обширное «пространство для маневра»
СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ - целая наука. Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п. По тому, как человек держаться за столом, как ест, можно судить о его культурном уровне. Без соблюдения правил поведения за столом, без хороших манер трудно добиться успеха в обществе. И, поскольку приемы - неотъемлемая часть деловой жизни, современные школы бизнеса, колледжи и другие учебные заведения обучают будущих бизнесменов правильно вести себя за столом, проявлять вежливость и предупредительность по отношению к соседям, есть не только красиво, но и «безопасно» для окружающих.
СВАДЕБНЫЙ ЭТИКЕТ - очень существенная часть всего свадебного процесса. И чтобы не показаться невежливыми и неучтивыми, каждому человеку необходимо знать хотя бы основные моменты свадебного этикета.
Свадебный этикет затрагивает не только правила поведения на свадьбе, но и весь период от помолвки и планирования свадьбы до медового месяца. Соблюдать его должны не только жених и невеста, но и все участники свадебной церемонии.
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Позвольте, я вам помогу
Как Снегурочке раскатать тесто?
Юрий Визбор. Милая моя
"Портрет". Н.В. Гоголь