• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ВИЗУАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Опубликовано Доржиева Дулгар Лосоловна вкл 30.11.2019 - 13:42
Автор: 
Жигмидцыренова Сарюна

исследовательская работа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon illyustratsiya_vizualnoe_otrazhenie_osnovnoy_idei_literaturnogo_proizvedeniya.doc248.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:  ВИЗУАЛЬНОЕ  ОТРАЖЕНИЕ  ОСНОВНОЙ  ИДЕИ  ЛИТЕРАТУРНОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ 


Введение

Глава 1. Иллюстрация как средство отражения  основной  идеи  литературного  произведения

1.1.Роль и задачи иллюстраций

1.2.Принципы оформления и иллюстрирования

1.3.Отечественная школа иллюстрации

Глава 2. Основы работы с книжной иллюстрацией в целях развития читателей

2.1. Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений. Исследование

2.2. Алексей  Гатапов – современный бурятский писатель

2.3Деятельность в качестве художника-иллюстратора(из опыта работы по иллюстрированию  книги «Рождение вождя» А.Гатапова).

2.4.Этапы работы над иллюстрациями(из опыта работы по иллюстрированию  книги «Рождение вождя» А.Гатапова).

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность исследования. При определении путей приобщения читателей к литературному произведению совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций книги.

Один из специалистов в области книжной иллюстрации, Франтишек Холишевский сказал по этому поводу: "Если раньше иллюстрации лишь украшали книгу и сопровождали ее текст, то сегодня они связывают ее с изобразительным искусством и вводят в мир изобразительного искусства так же, как текст книги вводит в мир литературы". В то же время нередко отмечается еще одно немаловажное обстоятельство — существование "обратной связи" — привлечение к книге через иллюстрацию.

Объект исследования - работа с иллюстрацией  книги, направленная на эстетическое развитие читателей средствами иллюстрации книги и литературного текста.

Предмет исследования - развитие читателей средствами иллюстрации книги и литературных текстов.

Цель работы: анализировать воспитательный момент книги и книжных иллюстраций, их  влияние на читателей.

Задачи: выявить роль и место иллюстраций в художественном тексте;

выявить роль иллюстраций в понимании юными читателями  литературных произведений;

обобщить результаты экспериментальной работы;

разработать рекомендации для читателей и начинающих иллюстраторов.

Методы исследования: теоретико-аналитические (анализ литературы по теме исследования, обобщающие(описание, синтез); интерпретации(объяснение, сравнение, аналогия); социологические - анкетирование; изучение, анализ  и обобщение личного творческого опыта иллюстрации художественного произведения.

Новизна проведенного исследования: в исследовании получила новое осмысление работа с художественной иллюстрацией, которая рассматривается в нескольких аспектах - в качестве средства приобщения к изобразительному искусству, более глубокого освоения литературного произведения, эстетического развития иллюстратора в процессе творческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в работе теоретические и методические положения обогащают знания о роли иллюстраций в художественном произведении, создают основу для совершенствования работы при книжной иллюстрации литературных текстов в целях эстетического развития  читателей. Изучение работы  позволит сформировать у читателей  потребность в творчестве, повысить уровень восприятия литературных произведений.  Также мы считаем, что результаты экспериментально-исследовательской, в том числе иллюстрации к произведению современного бурятского писателя А.Гатапова «Рождение вождя», «Пошаговая инструкция работы над иллюстрацией», «Памятка  для начинающего  иллюстратора», «Памятка для читателей»   могут быть полезны и использованы читателями в дальнейшей деятельности.

Заключение

Многие миллионы людей читают произведения художественной литературы в изданиях без иллюстраций и не только понимают их содержание, но и бывают глубоко захвачены ими.  Иллюстрации не являются неотъемлемой частью литературного произведения, и нельзя считать, что они необходимы для его восприятия. Они, по мнению Н.С. Карпинской, занимают подчинённое положение. Ведущим всё же является художественный текст. Текст раскрывает содержание произведения во всём его объёме и полноте, показывает развитие событий, нарастание напряжённости, изменения, происходящие в связи с развёртыванием сюжета. Иллюстрация статична. Она изображает отдельные эпизоды, портреты героев, обстановку действия, картины природы. Даже при детальном иллюстрировании наглядные образы не заменяют в полной мере художественного текста.

Но несмотря на это, иллюстрации играют большую роль в восприятии и понимании художественного произведения.

В то же время нередко отмечается еще одно немаловажное обстоятельство — существование "обратной связи" — привлечение к книге через иллюстрацию.

Исходя из проделанной теоретической работы и анализа исследованной литературы, проведенного социологического опроса и творческой работы над иллюстрированием книги А.Гатапова «Рождение вождя» можно сделать следующие выводы:

1.Книжные иллюстрации - это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.

2. Книжные иллюстрации влияют как на эстетическое развитие читателя, так и на восприятие литературных произведений в целом, способствует улучшению понимания и запоминания литературного произведения.

3. В иллюстрированной  книге реализуется двойной потенциал: художественной иллюстрации и литературного текста, что помогает читателю воспринимать книгу как произведение искусства.

4.Компоненты эстетического восприятия включают в себя эмоциональную отзывчивость читателя, его интерес к синтезу иллюстрации и литературного текста, способность понимать художественный стиль, переносить мотивы, предпосылки того или иного действия героя на себя, выразительность. Наивысшим критерием эстетического восприятия является понимание читателем авторской позиции, пафоса произведения.

5. История  иллюстрирования имеет бесценный опыт и творческое наследие ряда  отечественных  художников  как  иллюстраторов,  вышедших  за  рамки  буквального  копирования  литературного  текста. 

Таким образом, иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие, способствует его общему и эстетическому развитию. В то же время привлекает читателя к себе.

Список использованной литературы

  1. Гатапов А.С. Рождение вождя – Улан-Удэ, 1998-143 с
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей - М.: Просвещение, 2007-221с.
  3. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике- Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004-190

Бусыгина, Е. История графики: Владимир Андреевич Фаворский [Электронный ресурс] / Бусыгина Е. // graphic.org.ru/favorskij.html/

3. Википедия: Свободная энциклопедия  [Электронный ресурс] /вся энциклопедия// ru.wikipedia.org/wiki/

4. Библиотека DJVU [Электронный ресурс] / Иллюстрация// bse.sci-lib.com/article052730.html/  31. Дехтерев, Б. А. Что такое иллюстрация [Электронный ресурс] / Дехтерев Б. А. // www.bestreferat.ru/referat-6214.html/

5. Живопись: краткий словарь терминов [Электронный ресурс] /Иллюстрация: изобразительное искусство // bibliotekar.ru/slovarZhivopis/107.htm/

6.Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения [Электронный ресурс] /Кошкина О.Ю. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 5(36). – Новосибирск: СибАК, 2014

7.Иллюстрация – текст, материализованный в рисунок [Электронный ресурс] / Иллюстрация // www.advecon.ru/dictionary/an-illustration/

8.Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами [Электронный ресурс] / Школьная библиотека// schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=278/

9.Роман И. Калашникова «Жестокий век» в художественном сознании

современных бурятских прозаиков (на материале прозы А. Гатапова) [Электронный ресурс] / Имихелова С.С.//http://cyberleninka.ru/article/n/roman-i-kalashnikova-zhestokiy-vek-v-hudoz hestvennom-soznanii-sovremennyh-buryatskih-prozaikov-na-materiale-prozy-a-gatapova

Приложение 1

http://nauchforum.ru/sites/default/files/illustrations/2015_11_05_StudHum/Komcyn.files/image001.jpg

Иллюстрации Ю.А. Васнецова

Приложение 2

http://nauchforum.ru/sites/default/files/illustrations/2015_11_05_StudHum/Komcyn.files/image002.jpg

 Иллюстрации Д.А. Шмаринова

Приложение 3

бенуа Иллюстрация к поэме Пушкина 1904

Бенуа А.Н. Иллюстрация к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», 1904

Приложение 4

фаворский слово о полку 

Фаворский  В.А.  Иллюстрация  к  поэме  «Слово  о  полку  Игореве».  Плач  Ярославны.  Ксилография.  1948

Приложение 5

Результаты анкетирования

Вопросы анкеты

итого

в%

№1 Обращаете ли вы внимание на иллюстрации к художественным произведениям?

да

87ч

91

нет

8ч

9

№2 Зачем нужны иллюстрации?

«Чтобы представлять сюжет текста»

61ч

64,3

«Затрудняюсь ответить»

25ч

26,3

«Для красоты или чтобы было интереснее»

9 ч

9,4

№3 Каких иллюстраторов вы знаете?

«Затрудняюсь ответить»

67ч

70,5

Иллюстраторы

0

0

«Художники и др…»

28 ч

29,5

Приложение 6

Пошаговая инструкция работы над иллюстрацией

  1. Читаю художественное произведение;
  2.  Думаю над произведением, выбираю, представляю образ или эпизод;
  3. Описываю, что изображено: какие герои, поза, фон. Почему выбрана эта цветовая гамма.
  4. Как она передает настроение героев, мое отношение к ним. Почему я выбрала именно этот образ или эпизод. Чем он мне понравился?
  5. Делаю эскиз.

6. Детализирую работу.

7. Оформляю работу.

Приложение 7

Памятка для начинающего  иллюстратора

  1. От художника требуется стать соавтором книги, сделать зримыми идеи и образы писателя, помогая читателю лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги, представить, что он ещё никогда не видел.
  2. Иллюстрация не должна искажать авторского замысла, но отразить взгляды самого иллюстратора, его эмоции, его отношение к произведению и конкретному художественному образу.
  3. Иллюстрации должны быть ясны по теме, чётки по композиции, просты и лаконичны по технике исполнения. Выбор изобразительного языка во многом зависеть от характера и стиля литературного произведения.
  4. Каждая книга имеет своего адресата. Для каждого возраста иллюстрации должны быть выполнены по-разному.
  5. Чем глубже погрузится художник в созданный писателем мир образов, чем полнее раскроет он идейный смысл произведения.  
  6. Читая произведение, мысленно или на отдельном листе бумаги надо намечать эпизоды, которые хотели бы проиллюстрировать. Потом сделать эскиз.
  7. На эскизе надо разработать варианты характеров персонажей, их движения, композиционное положение относительно друг друга. Можно заглянуть в книги по истории костюмов (если произведение историческое), в энциклопедии о животных (если речь идет о них), поинтересоваться, как подобные задачи решали художники. Это не означает, что надо перерисовывать их произведения, следует лишь брать с них пример, делая свою оригинальную иллюстрацию.
  8. Эскизов-поисков должно быть несколько, потому что первое решение не всегда бывает самым лучшим. Остановившись на наиболее удачном эскизе, мы начинаем его детализировать. В иллюстрации крайне важно не делать расхождений с текстом. Если написано, что платье красное, а глаза синие, то так и должно быть в иллюстрации, а не наоборот. Для любого изменения должно быть обоснованное объяснение.
  9. Детали в иллюстрации должны «работать» на раскрытие содержания. Лишние подробности, если они хорошо подобраны и уместны, сделают сюжет более интересным. А если они подобраны неудачно, то только запутают зрителя, сделают работу непонятной.
  10. Но даже если созданы самые «бесспорные» иллюстрации к тому или другому литературному произведению, возможно, что оно будет по-новому прочтено и истолковано другим художником. Это происходит, прежде всего, потому, что в различные исторические эпохи одно и то же произведение художественной литературы может восприниматься его иллюстраторами далеко не одинаково...

Приложение 8

Памятка для читателей

  1. Иллюстрация занимают подчинённое положение. Ведущим всё же является художественный текст.
  2. Иллюстрация может помочь вашему восприятию литературных произведений в целом, способствовать  улучшению понимания и запоминания литературного произведения.
  3. История  иллюстрирования имеет бесценный опыт и творческое наследие ряда  отечественных  художников  как  иллюстраторов.
  4. Иллюстратор – соавтор писателя. Будьте уважительны к его творчеству, внимательно вглядитесь в него.  Это поможет более глубоко познать художественное произведение.
  5. Внимательно прочтите высказывание Самуила  Яковлевича Маршака: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор».

http://tepka.ru/izobrazitel%27noe_iskusstvo/12.6.jpg


Поделиться:

Лавовая лампа

Самый главный и трудный вопрос

Агния Барто. Сережа учит уроки

Как напиться обезьяне?

Шум и человек