• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Физическое развитие и питание учащихся хореографического колледжа

Опубликовано Цыбикова Нимацу Лубсановна вкл 03.12.2019 - 15:59
Автор: 
Именохоева Дарья

Научно-исследовательская работа по теме "Физическое развитие и питание учащихся хореографического колледжа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья "Физическое развитие и питание учащихся хореографического колледжа"49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности физического развития и питания учащихся

хореографического колледжа

Д.Именохоева

Научный руководитель

Н.Л.Цыбикова

ГАПОУ РБ «БРХК им.Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева»

             БАЛЕТ – трудовая деятельность, начинающаяся с раннего детства, - обучение с 9-10 летнего возраста завершается  в 17-18 лет. В таком возрасте выпускники  общеобразовательной школы еще только выбирают профессию, воспитанники же хореографического колледжа уже начинают трудовую деятельность. На детский организм падает колоссальная нагрузка не только физическая, но и эмоциональная.

             Известно, что классический танец предъявляет к основному инструменту танцовщика – телу – веками отработанные требования, касающиеся как фигуры в целом, так и отдельных ее частей. И, тем не менее, артист, обладающий идеальным телосложением, хорошей технической подготовкой, постоянно держащий свое тело в тонусе еще не может считаться артистом, если его творчество не несет в себе мысли, чувства, образы, эмоции. Следовательно, искусству балета должны обучаться физически выносливые дети, организм которых сможет приспособиться к любым экстремальным условиям, для чего необходима гибкая, пластичная нервная система.

            Идеальные типы нервной деятельности и темперамента для отбора детей обучению хореографии – это сангвиник и холерик.

            Масса тела (вес) – имеет большое значение для артистов балета.  Наибольшие колебания массы тела происходят за счет подкожной жировой клетчатки и изменения массы мышц. Отложение жира алиментарного происхождения легко коррегируется физическими упражнениями и регуляцией режима питания. Отложения жира гормонального характера являются абсолютным противопоказанием обучению в колледже. Для девочек 9-10 лет масса тела должна быть 19-24 кг, для мальчиков – 20-26 кг. Длина тела (рост) – для девочек 114-132 см, для мальчиков – 118-136 см. Важное значение имеет определение росто-весового индекса, который определяется по формуле: I = P – (L – 100), где Р – масса тела, L – длина тела. Для артистов балета этот показатель должен быть отрицательным: для девочек 9-10 лет он равен 15-19, для мальчиков – 10-15.

            Нами было проведено исследование антропометрических параметров учащихся 1/5 класса Бурятского республиканского хореографического колледжа. По результатам оценки этих данных выявилось, что росто-весовые показатели учащихся 1/5 класса в целом соответствуют нормативам, предъявляемым к артистам балета. Этот показатель соответствует норме у 37,5 % девочек и 87,5 % мальчиков, что говорит о недостаточном росте у остальных девочек и мальчиков, или излишнем весе.

           Также были проведены исследования антропометрических параметров у студентов II курса БРХК в период с 2012-2015 г.г.

Динамика роста (средняя прибавка, в см)

юношей и девушек II курса

Пол

обследуемых

Кол-во

обследуемых

2012

2013

2014

2015

Мужской

5

0,5

1,2

2

1,2

Женский

5

1,5

1,5

0,8

0,9

Динамика веса (средняя прибавка, в кг)

юношей и девушек II курса

Пол

обследуемых

Кол-во

обследуемых

2012

2013

2014

2015

Мужской

5

1,8

2,04

2,36

1,12

Женский

5

1,3

1,28

1,44

0,9

           

           За период обследования студентов II курса средняя годовая прибавка в росте у юношей составила – 1,22 см, у девушек – 1,17 см; средняя годовая прибавка в весе у юношей – 1,83 кг, у девушек – 1,23 кг.

           По результатам оценки антропометрических параметров студентов II курса выявилось отличие росто-весовых показателей от средних данных учащихся общеобразовательных школ. Заметно замедленное физическое развитие у студентов хореографического колледжа в отношении, как роста, так и веса, отставание от учащихся общеобразовательных школ на 1-2 года.  

            Существующий дефицит веса не должен сопровождаться снижением  работоспособности,  ухудшением  самочувствия и  состояния  здоровья. Большие физические нагрузки, неизбежные в балете, сопровождаются  высокими  энергозатратами  и  требуют  для  поддержания нормального состояния организма  высокой  энергетической  ценности  пищи.

           Расход энергии у учащихся хореографического колледжа, а соответственно и потребность  в пище значительно колеблется  в зависимости от возраста и пола (от  2650  килокалорий  до 3600). Поэтому  существующий  в настоящее  время единый рацион питания для всех учащихся, то есть ежедневная  выдача одинакового количества пищи девочкам  10-11 лет и юношам  17 лет является в корне неверным. При таком построении питания учащиеся младших классов получают пищу в избытке, а  остальные не  покрывают своих потребностей за  счет рациона  и  докупают продукты  по своему  усмотрению, без учета их полезности и необходимости. В результате – девочки, как старшие, так и младшие, нередко накапливают  лишний  вес и  начинают беспорядочно голодать, принося  большой ущерб своему здоровью. Мальчики и юноши значительно реже набирают избыточный вес, но при такой беспорядочности питания снижается их работоспособность, замедляется рост и развитие организма.

           Питание  учащихся  в  хореографических  колледжах,  прежде  всего, должно быть дифференцированным по возрасту, полу и адекватно энергозатратам. Качественная сторона питания (то есть содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и т. д.) должна строиться с учетом особенностей обмена веществ при занятиях хореографией. Эти  особенности заключаются в усилении  процесса обмена  белка, затруднении из-за дефицита кислорода,  который  неизбежно возникает при  напряженной  мышечной деятельности, окислении  жира и  использовании его энергии, отчего способность углеводов окисляться (как в присутствии кислорода, так и без него) делает их в данной ситуации незаменимым источником энергии.

            Все это обуславливает необходимость в белково-углеводной направленности рациона питания учащихся и снижении количества жировых продуктов, избыток  которых в питании  будущих артистов опасен тем, что  жиры не только не  используются  организмом  для  восстановления энергозатрат, но и не полностью окисляются, и  продукты  их неполного сгорания неблагоприятно влияют на состояние организма в целом. Наиболее  приемлемым  соотношением  белков, жиров, и углеводов при усиленной мышечной деятельности является 1 – 0, 8 – 4.

Библиографический список

1. Н.А.Абыкова. Особенности физического развития детей в условиях Сибири и Севера// Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона. Якутск, 2003.

2. И.Л.Баднин. Охрана труда и здоровья артистов балета. М.: Медицина, 1987.

3. В.В.Белоус. Темперамент и выбор профессии// Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка. Пермь, 1981.

4. Т.И.Васильева.  Тем, кто хочет учиться  балету. М.: ГИТИС, 1994.  

5. Журнал «Балет». 2005г. №  7.


Поделиться:

Снеговик

Эта весёлая планета

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью

Груз обид

Никто меня не любит