• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние пищевых добавок

Опубликовано Узбекова Асия Кябировна вкл 04.12.2019 - 10:27
Узбекова Асия Кябировна
Автор: 
Шишхова Марьяна

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Питание относится к важнейшим факторам, определяющим здоровье подрастающего поколения. Правильно организованное  питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, в том числе старшего возраста, способствует формированию защитных сил организма, укреплению здоровья, повышению работоспособности старшеклассников, профилактике заболеваний, связанных с нарушением питания. Подростковый возраст – важнейший этап развития организма. В этот период завершается формирование скелета, происходит гормональная перестройка, а нервно-психическая сфера претерпевает существенные изменения, связанные с обучением, поэтому цель нашей работы – определить, как правильно должен питаться подросток и выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье подростка. Для достижения цели были поставлены задачи: изучить основы рационального питания; раскрыть значение пищевых добавок и определить их потенциальную опасность для здоровья подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_ratsionalnogo_pitaniya._vliyanie_pishchevyh_dobavok_na_zdorove_podrostka_.doc202 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье подростка

Автор: Шишхова Марьяна Бислановна, 9»Г» класс

Руководитель: Узбекова Асия Кябировна

учитель биологии, МБОУ «СОШ  №7»

г. Когалым

Содержание

Содержание………………………………………………………………….….....3

Введение…………………………………………………………………….……..5

  1. Изучение теоретических основ ........................……………………..........…5
  1. Физиологическая потребность подростка в основных пищевых веществах……………………………………………………………..….6
  1. Белки…………………………………………………………….……6
  2. Жиры.……………………………………………………………..….9
  3. Углеводы………………………………………………………...….12
  1. Практическая работа…………………………………………...……………15
  1. Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на организм подростка………………………………………...…………..15
  1. Содержание добавок с ингредиентов «Е» в продуктах питания...............................................................................................15
  2. Влияние пищевых добавок на организм подростка……..…….…17
  1. Общие требования к режиму питания и практические рекомендации…..19
  1. Требования…………………………………………………………….…..19
  2. Рекомендации…………………………………………………………..…20
  1. Выводы по работе………………………………………………………...…25
  2. Список используемой литературы………………………………...……….26
  3. Приложения………………………………………………...………………..28

«Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье подростка»

Введение

          Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть». Питание относится к важнейшим факторам, определяющим здоровье подрастающего поколения. Правильно организованное  питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, в том числе старшего возраста, способствует формированию защитных сил организма, укреплению здоровья, повышению работоспособности старшеклассников, профилактике заболеваний, связанных с нарушением питания. Подростковый возраст – важнейший этап развития организма. В этот период завершается формирование скелета, происходит гормональная перестройка, а нервно-психическая сфера претерпевает существенные изменения, связанные с обучением, поэтому цель нашей работы – определить, как правильно должен питаться подросток и выявить содержание пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье подростка. Для достижения цели были поставлены задачи: изучить основы рационального питания; раскрыть значение пищевых добавок и определить их потенциальную опасность для здоровья подростка.

Изучение теоретических основ.

          Питание – это сложный процесс поступления, переваривания и усвоения пищевых веществ, которые являются важнейшей физиологической потребностью организма. Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что питание осуществляет древнюю связь, соединяющую все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей природой: «Пища, которая попадает в организме и здесь изменяется, распадается, вступает в новые комбинации и вновь распадается, олицетворяет собой жизненный процесс во всем его объеме». Питание в понимании  И.П. Павлова – это химия жизни. Пища является единственным источником энергии и пластического материала, в ее состав входят так называемые незаменимые факторы питания (незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы), которые не образуются в организме, но необходимы для нормального обмена веществ.

          В организме взрослого человека массой 70 кг в норме содержится 40–45 кг воды, 15–17 кг белков, 7–10 кг жиров, 2,5–3,0 кг минеральных солей, 0,5–0,8 кг углеводов. Непрерывное обновление различных структур требует правильного и регулярного потребления пищевых веществ, процессы распада и синтеза которых, непрерывно протекающие в организме, находятся в известном равновесии, что и характеризует обмен веществ. Представление о скорости обмена веществ можно получить, если учитывать количество потребляемой им пищи. За 70 лет жизни человек это количество в среднем составляет 50 т воды, более 2,5 т белков, более 2,0 т жиров, 10 т углеводов, 0,2–0,3 т солей. Потребность в столь значительном количестве пищи определяется высокой интенсивностью процессов обмена веществ. Научные наблюдения показывают, что молекулы белков, входящие в состав тела человека, в течение жизни обновляются в среднем не менее 200 раз. Для обновления половины всего имеющегося в организме взрослого человека белка требуется около 80 дней, половина количества белка печени и плазмы крови у человека заменяется в течение 10 дней. Скорость обновления жиров, углеводов и воды также весьма велика. Такая интенсивность процессов обмена в организме требует регулярного поступления достаточных количеств основных пищевых веществ и энергии, необходимых для осуществления нормальной жизнедеятельности, в том числе для нормального развития и функционирования растущего организма. Расход энергии подростков  на различные виды деятельности представлен в таблице 1(Приложение1).

Физиологическая потребность подростков в основных пищевых веществах.

          К основным пищевым веществам относятся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Белки, жиры и углеводы –определяют пищевую ценность и калорийность рациона. Рекомендуемые нормы суточного потребления пищевых веществ и энергии для подростков представлены в таблице 2(Приложение2).

          Белки – жизненно необходимые вещества, без которых невозможны рост и развитие организма, а также нормальное функционирование всех органов и систем. Они являются основным пластическим материалом для построения всех клеток и тканей, образования ферментов, гормонов и других биологически активных соединений. Все ферменты, участвующие в превращениях и усвоении белков и других пищевых веществ, имеют белковую природу, поэтому при недостатке белка в пище снижается ферментативная активность организма и развиваются нарушения как в переваривании, так и в обмене всех веществ – белков, жиров и углеводов. При дефиците белка нарушается образование гормонов и как следствие этого нарушается работа сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и других систем организма. Кроме того, белок играет в организме большую защитную роль. Из особого белка – глобулина – формируются антитела, определяющие невосприимчивость человека к инфекциям. Белки обезвреживают попавшие в организм токсические вещества. Достаточное количество белка в пище повышает устойчивость к стрессам, которые могут стать причиной многих заболеваний. Помимо перечисленных, белок выполняет ряд других функций: обеспечение процессов свертывания крови, перенос кровью кислорода, мышечные сокращения, передачу наследственных признаков, транспорт различных веществ в организме, образование макроэргических соединений (АТФ) и т.д. Именно многообразие свойств белка, его участие в основных, жизненных процессах подтверждает, что белок является основой жизни. Как источник энергии белки имеют второстепенное значение (при окислении 1 г белка образуется 4 ккал, или 16,7 кДж), поэтому могут быть в этом отношении заменены жирами и углеводами. Для обеспечения всех указанных физиологических процессов необходимо достаточное поступление белков с пищей, так как, в отличие от жиров и углеводов, они не синтезируется, и не депонируются в организме. В то же время белок частично расходуется на образование жира и углеводов при их дефиците. Таким образом, белки пищи являются абсолютно необходимой составной частью рациона человека.

          Белки пищи – сложные полимерные органические соединения, в состав которых входит более чем 20 аминокислот. Аминокислоты неравноценны по своему значению для организма. Они делятся на заменимые и незаменимые, или жизненно необходимые. Заменимые могут синтезироваться в организме из других аминокислот, незаменимые (валин, метионин, лейцин, триптофан, лизин и др.) в организме не синтезируются и обязательно должны содержаться в достаточном количестве в пище. Наибольшее количество и лучшее соотношение незаменимых аминокислот – в белках животного происхождения (яйцо, молоко, мясо, рыба и т.д.), то есть в белках высокой биологической ценности, отличающихся сбалансированностью аминокислотного состава, легкой перевариваемостью и хорошей усвояемостью. Заменимые аминокислоты содержатся преимущественно в растительных белках (хлеб, крупа, бобовые). Поэтому, чтобы обеспечить организм достаточным количеством тех и других аминокислот, в рацион должны входить как более полноценные (животные) белки, содержащие все незаменимые аминокислоты, так и менее полноценные (растительные) белки. Наиболее благоприятно соотношение животного и растительного белка в рационе 1:1. Однообразное питание, состоящее преимущественно из растительных или животных белков, значительно ухудшает их усвоение и метаболизм. Важно не только общее количество и качество белка в суточном рационе, но и обязательно его разнообразие.

         Чтобы избежать дефицита тех или других аминокислот, рекомендуется сочетать при каждом приеме пищи менее ценные растительные белки (хлеб, крупы, бобовые) с белками животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыба, яйца), например, каши на молоке, хлеб с молоком, мучные изделия с творогом, вареники, мучные изделия с мясом, котлеты с макаронами и т.п. В то же время сочетание круп и злаковых продуктов с капустой, картофелем менее оправдано, так как не улучшает аминокислотного состава рациона. Важен тот факт, что при правильном сочетании растительного и животного белка улучшается усвоение растительных белков, из которых в кишечнике всасывается 60–80% аминокислот, тогда как из белков животных продуктов – более 90%. Наиболее быстро перевариваются белки молочных продуктов и рыбы, затем – мяса (белки говядины быстрее, чем свинины и баранины), хлеба и круп (быстрее – белки пшеничного хлеба из муки высших сортов и манной крупы). Нарушают переваривание белка некоторые содержащиеся в горохе, фасоли, сое вещества, которые снижают активность пищеварительных ферментов. Тепловая обработка, длительное разваривание, измельчение, протирание улучшает переваривание белков.

           Потребность человека в пищевом белке может изменяться в зависимости от пола, возраста, уровня физической активности, интенсивности труда, а также при некоторых заболеваниях. В среднем потребность взрослого человека в белке составляет 80–100 г в сутки, или 1,1–1,3 г белка на 1 кг массы тела, что обеспечивает 10–15% энергетических потребностей организма за счет белка. Потребность растущего организма в белке выше и зависит от возраста. Если на первом году жизни ребенок должен получать более 4 г белка на 1 кг массы тела, то в дальнейшем потребность в нем снижается. Так, для девушек эта величина составляет в среднем 90 г, для юношей – 100 г в сутки. Такая высокая потребность в белке у детей и подростков объясняется тем, что в растущем организме высока интенсивность синтетических процессов, и белок необходим не только для поддержания азотистого равновесия, но и для обеспечения роста, увеличения массы тела, формирования скелета и мускулатуры. Поэтому количество белков животного происхождения, содержащих незаменимые аминокислоты, необходимые для роста и развития, должно составлять не менее 60% от общего количества белка в рационе.

         Продукты, которые являются основными источниками белка, представлены  в таблице 3(Приложение3).

 Белковая недостаточность возникает при резком сокращении количества белка в рационе, что наблюдается при полном или частичном голодании, систематическом поступлении в организм белков с низкой биологической ценностью, длительном ограничении приема пищи (что наблюдается при алкоголизме, наркомании, ряде болезней желудочно-кишечного тракта, ведущих к недостаточному перевариванию и всасыванию пищевых белков), при потере белков и нарушении их синтеза в организме вследствие различных болезней (активный туберкулез, заболевания органов пищеварения, инфекции и др.). Белковая недостаточность ведет к ухудшению функции пищеварительной, эндокринной, кроветворной и других систем организма, атрофии мышц. Снижается работоспособность, сопротивляемость к инфекциям, увеличивается период реконвалесценции при различных заболеваниях.

         Избыточная белковая нагрузка также неблагоприятно сказывается на работе организма. Она ведет к перегрузке печени и почек продуктами распада белка, перенапряжению секреторной функции пищеварительного аппарата, накоплению в организме продуктов азотистого обмена и др.

Жиры являются весьма важной составной частью пищевого рациона. Они подразделяются на нейтральные жиры и жироподобные вещества (фосфолипиды, стерины). Нейтральные жиры состоят из глицерина и жирных кислот. К последним относятся насыщенные (пальмитиновая, стеариновая, миристиновая, масляная, капроновая и др.) и ненасыщенные (олеиновая, линолевая, арахидоновая и др.) ислоты. В природных жирах содержится более 60 видов жирных кислот.

Физиологическая роль жиров в организме разнообразна. Прежде всего, жир – это ценный источник энергии. Энергетическая ценность жира в 2,5 раза выше, чем белков и углеводов: при окислении 1 г жира в организме вырабатывается 9 ккал (37,7 кДж). Жирные кислоты (наряду с глюкозой) являются источником энергии для мышечных сокращений. Поступающий в организм с пищей, а также синтезированный в самом организме при избыточно калорийном питании жир откладывается в жировых депо в качестве энергетических запасов, которые расходуются при недостаточном питании или при полном голодании. Даже при нормальной массе тела запасы жира в организме составляют 7–9 кг и могут обеспечить энергетические потребности человека при полном голодании почти в течение месяца. Жиры и жироподобные вещества входят в состав клеток органов и тканей. С пищевым жиром организм получает жирорастворимые витамины А, Д, Е, К, незаменимые жирные кислоты, фосфатиды, холестерин, холин. Большое значение имеют и кулинарные свойства жира: жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.

Пищевые жиры делятся на два существенно отличающихся по своим свойствам и значению вида: жиры животного происхождения (сливочное масло, говяжий, свиной, бараний жир и др.) и растительного происхождения (подсолнечное, кукурузное, оливковое, соевое и другие масла). Каждый из них обладает полезными для человека качествами, но по отдельности не может полностью обеспечить потребности организма. Например, молочные жиры являются источником витаминов А, Д, а растительные масла – витамина Е. Поэтому только сочетание разнообразных жиров в рационе способно обеспечить организм всеми необходимыми жировыми компонентами.

Насыщенные жирные кислоты преимущественно содержатся в таких продуктах, как сало, сливочное масло, молоко, мясо, колбаса, кокосовое масло. Чем больше насыщенных жирных кислот входит в состав жира, тем выше температура его плавления, тем дольше он переваривается и меньше усваивается. Поэтому более тугоплавкие жиры (бараний, говяжий, свиной) перевариваются труднее и усваиваются хуже, чем другие виды жиров, в связи с чем при заболеваниях органов пищеварения они исключаются из рациона питания подростков.

Мононенасыщенные жирные кислоты (в частности олеиновая кислота, содержащаяся преимущественно в оливковом масле) в течение длительного времени рассматривались в качестве нейтральных жиров, мало влияющих на обмен холестерина в организме. Однако, как показывает статистика, распространенность сердечно-сосудистых заболеваний в странах, население которых использует в пищу преимущественно оливковое масло, существенно ниже, несмотря на большое количество общего жира в рационе.

Полиненасыщенные жирные кислоты являются незаменимыми факторами питания, так как они не синтезируются в организме, и поступают только с пищей, преимущественно с растительными маслами, в меньшей степени – с бобовыми, орехами, морской рыбой. Их физиологическая роль включает ряд важнейших процессов. Они являются активной частью клеточных мембран, регулируют обмен веществ, в частности холестерина, фосфолипидов, ряда витаминов. От содержания полиненасыщенных жирных кислот в пище зависит рост клеток, состояние кожных покровов, жировой обмен в печени и многие другие процессы в организме. Важно отметить, что растущий организм наиболее чувствителен к их дефициту. Полиненасыщенные жирные кислоты подразделяются на два подкласса: омега-6 и омега-3. Представителем семейства омега-6 жирных кислот является линолевая кислота, из которой в организме синтезируется арахидоновая кислота. Потребность человека в полиненасыщенных жирных кислотах составляет 2–6 г в сутки. Это количество содержится в 10–15 г растительного масла. Для создания некоторого избытка незаменимой линолевой кислоты рекомендуется увеличить долю растительного масла в суточном рационе до 20–25 г, что составляет примерно 1/3 от общего количества жира в рационе. К числу жирных кислот семейства омега-3 относятся жирные кислоты, содержащиеся в большом количестве в рыбьем жире и жире морских животных, а также в льняном масле, грецких орехах. Они имеют важное значение для поддержания здоровья, в том числе и подростков.

Важной составной частью растительных масел являются  фосфатиды. Они входят в состав клеточных оболочек и влияют на их проницаемость, т.е. на обмен веществ между клеткой и внеклеточной жидкостью. Особенно высоко их содержание в нервных клетках.

         К фосфатидам относится лецитин. Он может синтезироваться в организме, но при длительном отсутствии фосфатидов в пище (особенно при одновременном дефиците белка) возникает нарушение жирового обмена с накоплением жира в печени. Важным свойством лецитина является его способность снижать содержание холестерина в крови, препятствовать его отложению в эндотелии сосудов, тем самым предотвращая атеросклеротические изменения. Лецитином богаты яйца, печень, икра, мясо кролика, сельдь жирная, нерафинированные растительные масла.

         В природных жирах и во многих пищевых продуктах содержится определенное количество жироподобного вещества холестерина, являющегося нормальной составной частью большинства клеток здорового организма. В организме он необходим для образования ряда биологически активных веществ, в том числе половых гормонов, гормонов коры надпочечников, желчных кислот. Особенно много холестерина входит в состав клеток головного мозга – свыше 2%. Холестерин содержится во многих продуктах животного происхождения (яйца, мясо, молоко и молочные продукты, сливочное масло) и практически отсутствует в растительной пище. Он не относится к незаменимым пищевым веществам, так как легко синтезируется в организме из продуктов окисления углеводов и жиров.

         Потребность в жирах зависит от пола, возраста, характера труда, физической активности. В среднем физиологическая потребность в жирах для здорового человека составляет около 30% от общей калорийности рациона, или примерно 1–1,5 г жира на 1 кг массы тела, то есть человеку с массой тела 70 кг необходимо 70–105 г жиров в сутки, из которых 2/3 обеспечиваются животными жирами и 1/3 растительными,  богатыми линолевой кислотой (подсолнечное, кукурузное, соевое масло). Учитывая, что суточная потребность в энергии для девушек в среднем соответствует 2600 ккал, а для юношей – 2900 ккал, потребность в жире для них составляет в среднем 90–100 г в сутки, при этом, как отмечалось выше, 30% от общего количества жира должно приходиться на растительные жиры.

Химический состав продуктов, являющихся основными источниками жира, представлен в таблице 4(Приложение4).

Анализ статистических данных, характеризующих питание на селения в экономически развитых странах, в том числе и в нашей стране, показывает увеличение потребления жира до 40–45% от общей калорийности рациона преимущественно за счет увеличения количества животного жира. Избыточное потребление жиров, богатых насыщенными жирными кислотами, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека, способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, избыточной массы тела, ожирению и других болезней.

 Углеводы – одна из основных групп пищевых веществ. Их основное значение для организма заключается в обеспечении его энергетических потребностей. По своей энергетической ценности углеводы равноценны белкам (при окислении 1 г углеводов в организме вырабатывается 4 ккал). Энергия вырабатывается в результате непрерывно протекающих процессов биологического окисления, конечные продукты которого – углекислый газ и вода – выделяются из организма. Таким образом, основная часть углеводов, поступающих с пищей, быстро метаболизируется. Незначительная их часть депонируется в виде гликогена в печени, мышцах и некоторых других тканях, но эти запасы невелики.

 Поскольку углеводы служат основным энергетическим материалом, при всех видах физической нагрузки отмечается повышенная потребность в них. Но углеводы также выполняют и функции пластических материалов. Они входят в состав многих гормонов, ферментов, протромбина и других биологически активных веществ.

         Углеводы подразделяются на моно-, олиго- и полисахариды. Пищевые моносахариды представлены глюкозой (виноградный сахар), фруктозой и галактозой. Источником моносахаридов являются многие фрукты, ягоды, мед. Олигосахариды делятся на дисахариды, трисахариды и т.д. Наиболее важны для человека дисахариды – сахароза, лактоза, мальтоза. Под влиянием ферментов пищеварительного тракта сахароза распадается на одну молекулу глюкозы и одну молекулу фруктозы. Основными источниками сахарозы служат сахар, кондитерские изделия, варенье, мороженое, сладкие напитки. Лактоза (молочный сахар) под действием фермента лакатазы распадается в кишечнике на глюкозу и галактозу. Лактоза содержится в молочных продуктах. Мальтоза, или солодовый сахар, состоит из двух молекул глюкозы, она содержится в меде, экстракте из солода (мальтозной патоке), пиве. Моно- и дисахариды обладают сладким вкусом,в связи с чем их называют также простыми углеводами.

         Третья важнейшая группа углеводов – полисахариды (от греч.«поли» – много), или сложные углеводы, состоящие из большого числа соединенных молекул глюкозы. Они делятся на перевариваемые и неперевариваемые в желудочно-кишечном тракте человека. В первую группу входят крахмал растений и животный полисахарид гликоген, которые сравнительно легко расщепляются ферментами пищеварительной системы с образованием глюкозы. Переваривание крахмала начинается в ротовой полости под действием фермента слюны – амилазы, а авершается в кишечнике при участии его пищеварительных соков и сока поджелудочной железы. Крахмалом, составляющим около 80–90% всех углеводов пищи, богаты зерновые продукты, пшеничная и ржаная мука, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, бобовые, картофель.

Ко второй группе относятся полисахариды, которые не перевариваются пищеварительными ферментами. Эту группу веществ называют пищевыми волокнами, включающими в себя целлюлозу (клетчатку), гемицеллюлозу, пектиновые вещества. Они участвуют в формировании объема съеденной пищи, способствуют возникновению во время еды чувства сытости, необходимы для нормального функционирования кишечника, в том числе для обеспечения физиологического пассажа содержимого, участвуют в удалении из организма конечных продуктов обмена. Недостаток пищевых волокон в питании сопровождается развитием функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта и ассоциируется с формированием таких заболеваний, связанных с нарушениями обмена веществ, как сахарный диабет, желчнокаменная болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и др.

Пищевые волокна принято подразделять на растворимые и нерастворимые. Растворимые волокна (пектины, гемицеллюлоза, камеди и др.) содержатся преимущественно в овощах, фруктах, бобовых; нерастворимые волокна (целлюлоза и др.) – в зерновых продуктах.

Потребность взрослого человека в углеводах зависит от физической активности, характера выполняемой работы, температуры внешней среды, возраста. Хотя углеводы не принадлежат к числу незаменимых факторов питания и могут образовываться в организме из аминокислот и глицерина, минимальное количество углеводов в пищевом рационе не должно быть ниже 50–60г. Дальнейшее снижение этого уровня ведет к нарушению обменных процессов в организме. К таким нарушениям можно отнести вынужденное использование тканевых белков (в первую очередь мышечных) в качестве энергетического материала. Избыточное потребление рафинированных легкоусвояемых углеводов (сахаров) является одной из основных причин возникновения избыточной массы тела и ожирения. Оптимальной считается доля углеводов в рационе взрослого человека в объеме 55–65% суточной калорийности, что в среднем составляет 300–500 г в сутки. Потребность в углеводах для девушек составляет в среднем 360 г, юношей – 400г в сутки.

При увеличении физической нагрузки, например при активных занятиях физкультурой и спортом, потребность в углеводах заметно возрастает и, напротив, при ее уменьшении, при малоподвижном образе жизни она снижается. В современных условиях в связи с сокращением объема физических нагрузок у подростков снизились энергозатраты, соответственно этому снизилась и средняя потребность в углеводах.

На долю сложных, медленно всасывающихся углеводов (крахмал, гликоген) должно приходится 80–90% от их общего количества, то есть в среднем 300–400 г в сутки для взрослых здоровых людей, 290–360 г – для подростков. Доля рафинированных легкоусвояемых углеводов (сахаров) должна составлять не более 50–100 г в сутки. Их источником служат различные продукты и блюда,  содержащие рафинированный сахар (варенье, джем, повидло, компоты, различные виды конфет, пирожные, торты, фруктовые воды),  а также мед. Из плодов и овощей наиболее богаты сахарами бананы,  ананасы, виноград, хурма, инжир, персики, абрикосы, слива, вишня, яблоки, груши, арбузы, дыни, свекла, морковь. В рацион также должны входить в достаточных количествах пищевые волокна (в среднем не менее 25 г в день), источником которых, как отмечалось выше, являются растительные продукты.

Химический состав продуктов, используемых в качестве основных источников углеводов и пищевых волокон, представлен в таблице 5(Приложение5).

 Продукты, богатые крахмалом (крупы, хлеб грубого помола и др.), имеют несомненное преимущество перед рафинированными продуктами (сахар, конфеты и другие кондитерские изделия), поскольку в них содержатся не только углеводы, но и витамины группы В, минеральные соли, микроэлементы, пищевые волокна. В то же время сахар характеризуется лишь высокой энергетической ценностью и является носителем «пустых калорий» при полном отсутствии каких-либо других полезных свойств. Невелико содержание полезных пищевых веществ и в кондитерских изделиях.

Таким образом, белки, жиры, углеводы и пищевые волокна – основные компоненты пищи и главные источники энергии.

Практическая работа

Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на организм подростка.

        Для начала было  проведено тестирование пищи на предмет содержания в ней пищевых добавок. Данные внесены в таблицу:

Название продукта

Производитель продукта

Содержание добавок с ингредиентом «Е»

Кетчуп  «Сеньор помидор»

«Челябинский масложировой комбинат»

Е211, 202

Майонез «Провансаль»

ООО РТД  «Тихий Дон»

Загуститель: Е414;

Стабилизатор: Е415.

Кетчуп «Calve@

Г. Москва

Е211, 507.

Шоколадные конфеты «Золотое Ассорти»

ООО  «Рошен»

Е322, 330.

Шоколад «Совершенство»

ООО «Кондитерское объединение «Россия»

Е476.

Кетчуп «Шашлычный»

ОАО «Яндра»

Е211, 404, 402.

Колбаса варено-копченая «Салями» по-венски.

ЧП «НОСУЛЯ» ВН

Е250

Разрыхлитель теста

ЗАО «Тандер»

Е450, 500.

Средство для консервирования овощей и фруктов

ООО «Броницкая кондитерская фабрика»

Е211, 202

Хрен русский

ООО «Витэкс»

Е412, 211, 202.

Соевый соус

ЗАО «Тандер»

Е211

Пончики «Берлинские»

ЗАО «Котовский хлебозавод»

Е472, 471, 341.

Томатная паста «Сампо»

ООО «Сампо»

Е211, 202.

Соевый соус «Mivimex»

ЗАО «Моссон Рус Трейдинг»

Е415, 211, 201.

Горчица

ОАО Волгоградский горчичный маслозавод «Сарепта»

Е202, 201.

        Во второй части работы  было выяснено, какие типы добавок наиболее часто встречаются в продуктах питания. Затем по справочной литературе был проведен анализ влияния этих добавок на организм подростка. Вот данные анализа:

Тип добавок

Значение

Воздействие на организм

Е1** - красители

  1. Для восстановления природного цвета, утраченного в процессе обработки и хранения.
  2. Для окрашивания бесцветных продуктов.
  3. Для повышения интенсивного цвета.
  4. Применяется при подделке продуктов.

Среди синтетических красителей практически нет безопасных. Большинство из них оказывают аллергенное, мутагенное, канцерогенное действие (Е131 - 142, 153).

Запрещенные Е102, 110,120, 123, 124, 127, 155.

Е2** - консерванты

  1. Для увеличения срока годности, предотвращения порчи продуктов, происходящей под действием микроорганизмов.

Сорбиновая кислота угнетает ферменты системы организма. Бензойная кислота – аллерген. Антибиотики вызывают нарушения необходимого соотношения микрофлоры в кишечнике, провоцируют кишечные болезни. Ракообразующие: Е210, 211-217,219.

Вредные для кожи: Е230-232, 238.

Вызывают расстройство кишечника: Е221, 226.

Влияют на давление: Е250,251.

Опасные: Е201, 222-224, 233, 270.

Е3** -антиокислители

  1. Защищают жиросодержащие продукты от прогоркания.
  2. Останавливают самоокисление продуктов.

Вызывают сыпь: Е311-313.

Вызывают расстройство кишечника: Е338-341.

Повышают холестерин: Е320-322.

Е4** - загустители

  1. Позволяют получить продукты с нужной консистенцией, улучшают и сохраняют их структуру.
  2. Используется в производстве мороженого, желе, консервов и майонеза.

Впитывают вещества независимого от их полезности или вредности, могут нарушить всасывание минеральных веществ, являются легкими слабительными.

Вызывают расстройство кишечника: Е407, 450, 462, 465, 466.

Е5** - эмульгаторы

  1. Отвечают за консистенцию пищевого продукта, его вязкость.
  2. Используется в производстве маргарина, кулинарного жира, колбасного фарша, кондитерских и хлебобулочных изделиях.

Использование фосфатов может привести к нарушению баланса между фосфором и кальцием, плохому усвоению кальция, развитию остеопороза.

Опасные: Е501-503, 510, 513, 527, 560.

Е6** - усилители вкуса

  1. Для усиления выраженного вкуса и аромата.
  2. Придают ощущение жирности низкокалорийным йогуртам и мороженому.
  3. Смягчают резкий вкус уксусной кислоты и остроту в  майонезе.
  4. Подсластители.

Глютамат натрия вызывает головную боль, тошноту, учащенное сердцебиение, сонливость, слабость, может повлиять на зрение, если употреблять его в течение многих лет.

Сахарин способен вызывать опухоль мочевого пузыря.

Глутаминовая кислота превращается в аминомасляную, которая является возбудителем ЦНС.

Канцерогенные: Е626-630, 635.

Опасные: Е620, 636, 637.

Общие требования к режиму питания и практические рекомендации.

Требования

  Для обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма и сохранения здоровья подростков, наряду с регулярным и постоянным поступлением достаточного количества питательных веществ и энергии, важное значение имеет  соблюдение режима питания, то есть распределение рациона в течение дня, а также соблюдение гигиенических правил приема пищи. Редкие или беспорядочные приемы пищи, значительные по объему порции, слишком горячая или холодная еда, обильный прием пищи перед сном, торопливость при приеме пищи, недостаточное ее пережевывание – это те нарушения, которые характерны для подростков. К сожалению, эти погрешности в питании ведут к заметным нарушениям, как в работе органов желудочно-кишечного тракта, так и в деятельности других органов и систем. Например, слишком холодная или горячая пища, как правило, неблагоприятно влияет на двигательную функцию желудочно-кишечного тракта.

  Завтрак должен составлять 35–40% дневного рациона, обед –40–45%, ужин – 15–20%. Дополнительное употребление фруктов в промежутках между основными приемами  пищи позволяет предотвратить возможный дефицит незаменимых пищевых веществ и компенсировать повышенную потребность в них в период физической или интеллектуальной нагрузки. Наиболее благоприятный режим питания – 3–4 раза в день в одни и те же часы с равномерным промежутками. Такой режим создает равномерную нагрузку на пищеварительный аппарат, обеспечивает оптимальные условия для выработки пищеварительных соков, лучшего переваривания и усвоения питательных веществ. Следует исключить прием пищи в позднее вечернее и ночное время, поскольку переедание на ночь нарушает ритм работы пищеварительных желез, а также приводит к нарушениям сна.

  Таким образом, основными принципами здорового питания подростков является полноценность и сбалансированность пищевого рациона, максимальное его разнообразие, соблюдение правильного режима, достаточное, адекватное потребностям растущего организма поступление пищевых веществ и энергии, необходимых для нормального развития и сохранения здоровья.

Рекомендации

  Накопленный опыт по рационализации питания детей и подростков позволяет сформулировать практические рекомендации, выполнение которых способно обеспечить своевременное и полное удовлетворение физиологических потребностей растущего организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах и микроэлементах. Это, в свою очередь, способствует нормальному физическому и умственному развитию подростков, хорошей успеваемости, высокому эмоциональному тонусу и предупреждению ряда алиментарно-зависимых заболеваний.

  1. Рацион должен включать в себя разнообразные продукты, как животного, так и растительного происхождения. Продукты животного происхождения, такие как молоко, творог, мясо, рыба, яйца содержат незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются в организме и обязательно должны поступать с пищей. Они также характеризуются высоким содержанием ряда витаминов группы В, ниацина, фолиевой кислоты, кальция, меди, железа, цинка. Растительные продукты являются источником растительного белка, полиненасыщенных жирных кислот, витаминов (С, фолата, В6, каротиноидов), минеральных веществ (калия, кальция и магния), пищевых волокон. При достаточном разнообразии и правильном сочетании продуктов их полезные свойства взаимно дополняются, благодаря чему обеспечивается снабжение организма необходимыми пищевыми веществами и энергией для осуществления нормальной жизнедеятельности.
  2. Разнообразные овощи и фрукты, предпочтительно в свежем виде, должны обязательно включаться в рацион в течение всего года и входить в состав каждого приема пищи. Рекомендуемое количество – не менее 400 г овощей (помимо картофеля) и фруктов в день. Благодаря сырым овощам и фруктам, сокам, сухофруктам обеспечивается достаточное количество растворимых пищевых волокон, витаминов, прежде всего витамина С, Р, К, фолиевой кислоты, каротина, минеральных веществ (калия, магния), а также ряда биологически активных субстанций (фитостерины и флавоноиды), улучшающих обменные процессы в организме и играющих важную роль в профилактике многих заболеваний.
  3. Хлеб и хлебобулочные изделия, зерновые продукты, макаронные изделия, бобовые также должны присутствовать в рационе ежедневно. Различные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, отрубный, из муки грубого помола) являются хорошим источником витаминов группы В, калия, железа, фосфора, а также содержат много пищевых волокон. В рацион могут включаться любые крупы (гречневая, овсяная, перловая, ячневая, рисовая, пшенная и др.), так как в них содержится много белка, пищевых волокон, витаминов, магния, железа. Бобовые (горох, фасоль, чечевица) и орехи являются хорошим источником растительного белка, пищевых волокон, меди, цинка, железа. Усвоение микроэлементов, содержащихся в этих продуктах, улучшается при их сочетании с продуктами животного происхождения, в том числе с нежирным мясом или рыбой.
  4. Компонентами ежедневного рациона должны быть молоко, сыр, кисломолочные продукты (творог, кефир, простокваша, ацидофилин, йогурт), в том числе с низким содержанием жира. Они не только обеспечивают организм полноценными животными белками, оптимально сбалансированными по аминокислотному составу, но и являются прекрасным источником легко усваивающихся соединений кальция и фосфора, а также витаминов А, В2, Д. В кисломолочных продуктах, в которых сохраняются основные полезные свойства молока, содержатся микроорганизмы, препятствующие развитию гнилостной микрофлоры в толстой кишке.
  5. Содержание в рационе общего количества жира должно находиться под четким контролем. Следует заменять большую часть насыщенных жиров, содержащихся в продуктах животного происхождения, полиненасыщенными жирными кислотами, источниками которых являются преимущественно растительные масла. Включение в рацион 20–25 г растительных масел обеспечивает потребность организма в полиненасыщенных жирных кислотах, витамине Е и некоторых других веществах (фосфатиды, стерины и др.), обладающих важным биологическим действием, в том числе способствующих правильному обмену жиров в организме. Использование в пищу молочных продуктов с низким содержанием жира, нежирных сортов мяса и птицы, речной и морской рыбы, растительных продуктов обеспечит рекомендуемое общее количество жира, составляющее не более 30% от суточной калорийности рациона. Следует ограничить потребление тугоплавких жиров (бараний, говяжий жир, свиное сало), жирных сортов мяса, птицы, внутренних органов животных, копченостей.
  6. Поддержание массы тела в рекомендуемых пределах составляет важное условие здорового образа жизни. Достичь его можно как за счет энергетической сбалансированности питания, то есть соответствия калорийности пищевого рациона энергозатратам организма, так и за счет постоянной физической активности, занятий спортом, ежедневных умеренных физических нагрузок. Превышение энергетической ценности пищи над энергозатратами у подростков приводит к отложению жира в жировых депо, развитию избыточной массы тела и ожирению. В настоящее время в разных странах мира до 25% подростков имеют избыточную массу тела, а 15% страдает ожирением. Недостаточное поступление энергии с пищей при резких ограничениях в еде приводит к дефициту массы тела и серьезным нарушениям в состоянии здоровья подростков. Для оценки массы тела используется индекс массы тела (ИМТ), представляющей собой отношение массы тела (в килограммах) к площади поверхности тела (в квадратных метрах). Для определения соответствия между калорийностью пищи и энергозатратами организма следует контролировать массу тела не реже одного раза в два месяца и сопоставлять ее с величиной, соответствующей росту и возрасту. Нормальный ИМТ находится в пределах от 20 до 25 кг/м 2, что свидетельствует об  энергетической сбалансированности питания. Значение ИМТ менее 18,5 кг/м 2 расценивается как снижение массы тела и требует дополнительного количества энергии за счет увеличения содержания в рационе углеводов (хлеб и хлебобулочные изделия, зерновые продукты, макароны и др.), жиров (молочные продукты, сливочное масло, растительные масла и др.) и белков (мясо, рыба, творог, яйца, крупы, бобовые). Рацион питания должен быть увеличен на 10–15%, а в некоторых случаях – на 20%, содержать достаточное количество белков, жиров и углеводов, а также включать продукты и блюда, обогащенные витаминами группы В, С, А, Е, каротином и минеральными веществами (железо, кальций, йод и др.). В случаях резкого дефицита массы тела и при нарушениях пищевого поведения (резкое снижение аппетита, приступы переедания и др.) может потребоваться медицинская помощь. Избыточная масса тела определяется при ИМТ в пределах от 25 до 30 кг/м2. Об ожирении говорят, когда ИМТ составляет 30 кг/м2и более, что свидетельствует о значительном поступлении энергии с пищей и низком уровне физической активности. ИМТ, превышающий 35 кг/м2 , расценивается как крайняя степень ожирения у детей (морбидное ожирение), оказывающая выраженное влияние на состояние здоровья, повышающая риск развития таких заболеваний, как артериальная гипертония, сахарный диабет 2-го типа, болезни печени и др. Следует учитывать, что диагноз ожирения только на основании ИМТ может быть ошибочным у атлетически сложенных подростков. Информативными для оценки степени ожирения у подростков также являются толщина кожной складки в области трицепса и в подключичной зоне, измерение окружности талии и бедер, определение жировой массы с помощью специальных методов исследования. Существует два эффективных способа коррекции избыточной массы тела и ожирения. Первый заключается в постепенном снижении калорийности пищи, прежде всего, за счет ограничения количества легкоусвояемых углеводов (сладостей, мучных и кондитерских изделий, напитков с сахаром и т.д.). При снижении калорийности рациона в нем должно сохраняться необходимое количество белков, витаминов и других веществ. Калорийность пищи в течение дня распределяется таким образом, что 75–90% приходилась на время до 17–18 часов; после 18 часов рекомендуются лишь кисломолочные продукты (кефир, ряженка, простокваша), овощи (исключая картофель) и фрукты, которые при относительно большом объеме обладают малой калорийностью. Второй способ – повышение энергозатрат организма за счет увеличения физической активности и постоянных занятий физкультурой. Подросткам с избыточной массой тела и ожирением следует заниматься такими видами спорта, как коньки, лыжи, плавание, велосипед, настольный теннис, бадминтон. Рекомендуются пешие походы, прогулки, игры, требующие относительно высокой физической активности, при этом степень физической активности при спортивных занятиях определяется строго индивидуально в соответствии с состоянием здоровья и функциональными возможностями подростка. Лучшие результаты дает сочетание обоих способов коррекции массы тела.
  7. Рациональный водный режим – важное условие сохранения здоровья. Рекомендуемое количество жидкости составляет 1,5–2 л в день. Избыточное потребление воды наносит ощутимый вред, так как повышается нагрузка на сердце, почки, из организма выводятся минеральные вещества и витамины. Для утоления жажды предпочтительны такие напитки, как хлебный квас, отвары из сухофруктов, зеленый чай, клюквенный морс, фруктовые соки, минеральная вода.
  8. Необходимо соблюдать правильный режим питания с равномерным распределением пищи в течение дня и исключением приема пищи в позднее вечернее и ночное время.
  9. Существуют правила кулинарной обработки продуктов и гигиенические правила приема пищи, которых следует придерживаться:

а) пищевые продукты требуют тщательной кулинарной обработки, обеспечивающей уничтожение всех или подавляющего числа микроорганизмов под влиянием высокой температуры;

б) приготовленная пища должна храниться строго в соответствии с правилами хранения;

в) для приготовления пищи следует использовать питьевую воду, не содержащую вредных для здоровья примесей;

г) следует соблюдать правила личной гигиены перед приемом пищи.

   

Вывод по работе

  1. При составлении собственного рациона питания необходимо учитывать энергозатраты организма, энергетическую ценность продуктов, количество необходимых веществ в сутки.
  2. Большинство пищевых добавок содержится в полуфабрикатах, продуктах быстрого приготовления.

Литература

  1. Батурин, А.К. «Питание подростков: современные взгляды и практические рекомендации» (текст)/ А.К. Батурин.– Москва, 2006.–56с.
  2. Каневская, Я.Я.  «Питание школьника». – Москва, 1989
  3. Маюров, А.Н. «В здоровом теле – здоровый дух» (текст)/ А.Н. Маюров. Я.А. Маюров. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 148 с.
  4. Пальцев, А.И. «О питании и здоровье» (текст)/А.И. Пальцев. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2004. - 176 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Виды деятельности

Энергозатраты, ккал/ч

Сон и отдых лежа

65-77

Уборка постели, умывание

102-104

Чтение, просмотр телевизионных программ

90-100

Мытье посуды, Глаженье белья

130-144

Вытирание пыли, подметание полов

167-180

Стирка белья, мытье полов

200-270

Чтение учебников

100-110

Объяснение учителя, ответ на уроке, контрольная работа

100-120

Выполнение лабораторной работы

120-150

Занятие спортом

200-600

Езда в транспорте

100

Приложение 2

Суточная потребность

Юноши

Девушки

Энергия, ккал

2900

2600

Белки, г

100

90

в том числе животные, г

59

54

Жиры, г

100

90

в том числе растительные, г

30

27

Углеводы, г

400

360

в том числе рафинированные (сахар), г

50–100

50–100

Пищевые волокна, г

25

25

Приложение 3

Продукт

Белок, г

Сыр голландский

26

Сыр плавленый

23

Творог нежирный

23

Мясо кролика

21

Куры

18-21

Говядина

19-20

Печень говяжья

17

Судак

19

Сельд

18

Ставрида

18

Скумбрия

19

Хек

17

Соя

35

Горох

23

Фасоль

22

Творог жирный

14

Свинина

15

Колбасы и сосиски

10-12

Свинина жирная

11

Приложение 4

Продукты питания

Количество жиров,  г/100г продукта

Масло растительное

99,9

Жир свиной

99

Масло

82

Маргарин

81

Майонез

78,9

Арахис

49

Сыр твердый

33,5

Кондитерские изделия

27,8

Сардины

13,6

Кекс фруктовый

11

Мороженое

8,2

Ветчина

5,1

Мясо постное

4,6

Молоко

3,8

Хлеб

1,7

треска

0,7

Приложение 5

Крупы

Мука белая (25г)

87

Мука грубого помола

80

Макароны белые

105

Макароны серые

95

Макароны белые отварные

30

Макароны серые отварные

30

Перловка

90

Рис белый

100

Рис коричневый

32

Рис белый отварной

32

Рис коричневый отварной

30

Бобовые

Отварная фасоль в томатном соусе, консервная

16

Зеленый горошек

80

Зеленый горошек консервированный или отварной

36

Красная фасоль

68

Красная фасоль отварная или консервированная

25

Чечевица коричневая или зеленая

76

Чечевица коричневая или зеленая, отварная

25


Поделиться:

Соленая снежинка

Самый богатый воробей на свете

Два Мороза

Рождественский венок

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку