Проектно исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 301.09 КБ |
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ:
ЗА или ПРОТИВ
Выполнили: ученицы 9 А класса Михайленко Анастасия
10 Б класса Гасанова Гюнель
Руководитель Поздникина О.В.
Комсомольск-на-Амуре
2019
ПЛАН
Введение
I История возникновения смертной казни как наказания
II Смертная казнь в современном мире
А) Смертная казнь в религии
Б) Страны, где применяется смертная казнь
III Применение смертной казни в России
IV Отношение общества к возвращению наказания смертной казнью в России
Заключение
Список литературы
Приложение
До тех пор пока вы не видели гильотину своими
глазами, вы можете более или менее равнодушно
относиться к смертной казни, можете не высказыть
своего мнения , можете говорить и “ да” и “нет”,
но если вам пришлось увидеть ее - потрясение
слишком глубоко и вы должны решить: против нее
вы или за нее...
...Эшафот это сообщник палача. Он пожирает человека,
ест его плоть, пьет его кровь. Эшафот - это чудовище, созданное судьей
и плотником, это призрак который живет какой-то страшной жизнью, порождаемой
бесчисленными смертями его жертв...
В.Гюго «Отверженные»
Среди множества проблем, обсуждаемых в нашем обществе, стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность и преступника.
На эти и многие другие вопросы по-разному отвечают ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, писатели и граждане. Именно это и будет являться целью нашей работы.
Задачи данной работы состоят в следующем:
Вопросы смертной казни являются актуальными в настоящий момент. В Государственной Думе идут напряженные споры об отмене смертной казни или об отмене президентского моратория на смертную казнь.
Выбранную мной тему исследовали разные ученые. Кистяковский А. Ф. в работе «Исследование о смертной казни» поднял такие вопросы, как: устрашает ли смертная казнь или нет, уменьшает ли она число преступлений, может ли смертная казнь уничтожить известный род преступлений, и т.д. Автор поднимает эти вопросы, когда прослеживает развитие на протяжении веков проблемы смертной казни.
Издавна толпы людей собирались на площадях посмотреть на то, как вешают, сжигают или обезглавливают преступников. Впрочем, в более древние времена казни были еще более жестокими и изощренными – чего стоит хотя бы поливание кипящей смолой или насаживание на кол. Тем не менее, методы не отпугивали зрителей, наоборот - народ желал все более кровавых зрелищ. В атмосфере жестокости и бесстрастности новые преступления совершались с завидной регулярностью. Но это было тогда, и можно было бы сказать, что общество изменилось и облагородилось. На самом деле нет: доклад ООН 2006 г. продемонстрировал, что в странах, где смертная казнь разрешена, преступления, "достойные" этого наказания, случаются чаще.
Академик Андрей Сахаров говорил: "Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) ещё и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни".
В странах, где смертная казнь разрешена, палачи являются, по факту легальными убийцами. Разница между ними и те, кого они казнят, лишь в том, что первые действуют на благо своего государства, в конституции которого, в свою очередь, прописано, что убийство человека уголовно наказуемо. Выходит, что таким образом государство оправдывает убийство в общественном сознании и подрывает основополагающий принцип общественной морали и нравственности, как полная неприкосновенность человеческой жизни. Одно противоречит другому и получается замкнутый круг.
17 лет назад в России состоялась последняя на сегодняшний день смертная казнь. Вопрос о возвращении в закон самого жестокого наказания с тех пор поднимается регулярно.
История возникновения смертной казни как наказания
Первым законом, где появилась смертная казнь, был свод законов царя Хаммурапи в Вавилонском царстве.
Преступления и наказания, описанные в своде, заключены в 282 статьи. В прологе к своду поясняется, что это божьи законы, провозглашенные от имени царя, и им необходимо следовать.
Наказания были крайне жестокими. Неумышленное убийство или убийство по неосторожности влекло за собой смерть обвиняемого (смертная казнь в виде сожжения, сажания на кол, утопления). Кроме смертной казни использовались телесные наказания, членовредительство, возмещение имущества в кратных размерах, наказание, исходя из равного возмездия (принцип талиона), штрафные санкции.
Законы Хаммурапи давали ряд привилегий в зависимости от социального статуса или пола злоумышленника. Аналогичные преступления карались разными наказаниями для раба и свободного человека. Хотя чаще всего законы Хаммурапи карали за преступления индивидуально, в ряде ситуаций осталась круговая порука – пережиток родоплеменных отношений. Так, если похитителя не удавалось задержать, община вынуждена была возмещать украденное на территории, где она проживала, имущество.
В своде законов Хаммурапи нередко используется принцип Талиона (воздаяния равным). Например, если виновник провинился перед сыном человека, то наказанию подлежит сын виновника. С позиций нынешнего права такая трактовка кажется бессмысленной, однако в древние времена детей рассматривали в качестве собственности отца, и такая компенсация ущерба представлялась правомерной.
Смертная казнь в современном мире
Смертная казнь в религии
В христианстве широко применялась смертная казнь с начала его зарождения. Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. В Библии, как и в законодательстве других древних народов, смертная казнь нередко служит наказанием за тяжкое преступление. Имеются указания на необходимость смертной казни за такие виды преступлений, как: сознательное и злонамеренное нарушение святости субботы, богохульство, убийство, прелюбодеяние (супружеская измена), гомосексуализм, скотоложество, изнасилование, оскорбление[28] или избиение отца или матери, похищение людей.
Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговорённых к высшей мере наказания.
В другой мировой религии – в Исламе, согласно законам шариата, лица, совершившие умышленное убийство, педофилы, гомосексуалисты, лесбиянки, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, колдуньи, гадалки, экстрасенсы, и т.п., должны быть казнены.
В соответствии с первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда другим живым существам неприемлемо. Однако на практике уголовное (равно как и гражданское и т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.
В исламе согласно законам шариата, лица, совершившие умышленное убийство, педофилы гомосексуалисты, лесбиянки, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, колдуньи, гадалки, экстрасенсы, и т.п., должны быть казнены.
В буддизме в соответствии с первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда другим живым существам неприемлемо. Однако на практике уголовное (равно как и гражданское и т. п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.
Страны, где применяется смертная казнь
Сегодня Белоруссия — единственная страна в Европе, где применяется смертная казнь. Смертная казнь назначается за 12 категорий преступлений в мирное время и 2 — в военное время. В списке категорий преступлений, караемых смертной казнью в Белоруссии:
В Белоруссии почти все смертные приговоры были вынесены за «умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах».
США в настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни:
Джек Олдермен был приговорён к смерти за убийство своей жены 14 июня 1975 в возрасте 24 лет, а казнён лишь 16 сентября 2008 года в возрасте 57 лет, более чем через 33 года).
Казнь может производить только уполномоченный представитель государства в назначенное время, иначе это действие считается убийством и карается законом.
На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию (в 1614 году был посажен на кол Заруцкий, а в 1718 году майор Глебов) и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «сажающим на кол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненное заключение.
В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) применяется смертная казнь через повешение за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.
В Японии существует смертная казнь через повешение. Многие участники секты «Аум Синрикё» были к ней приговорены, однако об исполнении этих приговоров неизвестно.
Есть она и в Южной Корее, где, в частности, к ней был приговорен бывший президент республики Чон Ду Хван (позже помилованный). В Северной Корее помимо этого вида казни также применяют расстрел.
В большинстве современных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, то есть на ней имеют право присутствовать лишь определённые законом лица.
Применение смертной казни в России
Существуют различные мнения по поводу истоков применения смертной казни в Древней Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести, либо вследствие византийского влияния.
Летописи известны попытки Византийских епископов приобщить Русь к канонам Кормчей книги, где говорится о необходимости казни лиц, занимающихся разбоем. На какой-то период карательной практике того времени были известны случаи применения смертной казни за разбой, но смертная казнь не была воспринята русской действительностью, и Владимир отменил её, перейдя к давно известной русскому законодательству системе денежных пеней.
Русская Правда не предусматривала смертной казни, но Краткая редакция Русской Правды законодательно закрепляло право кровной мести, ограничивая круг субъектов этого права. Отсутствие смертной казни в системе наказаний Русской Правды не означает отсутствия её реального применения. В летописях имеются свидетельства применения смертной казни за мятеж, измену, преступления против христианской веры.
Количество составов преступления, за которое назначалась казнь, увеличивалось и достигло пика в царствование Петра Великого, после которого волна пошла на спад, и начались разного рода попытки законодательной отмены ограничения смертной казни. Воинский Артикул Петра I предполагал применение смертной казни в 123 случаях, однако реально смертная казнь применялась только за мятеж, убийство и измену; в остальных случаях применялись телесные наказания, ссылка на каторгу (как на определённый срок, так и навечно) и клеймление.
В царствование Елизаветы Петровны, как реакция на бессмысленную жестокость наказаний при Анне Иоанновне, были отменена смертная казнь и пытки для лиц младше 17 лет. Указы от 18 (29) июня 1753 года, 30 сентября (11 октября) 1754 года заменили «натуральную смертную казнь» на «политическую», которая выражалась в ссылке «на каторжные работы, предварительно подвергнув: наказанию кнутом с вырыванием ноздрей и постановлением клейма» или без такового. Кроме того, все дела, по которым подлежала применению смертная казнь, подлежали передаче в Сенат и рассматривались самой Елизаветой. В теории уголовного права это рассматривается как прообраз введённого в 1990-х годах моратория на смертную казнь с широким применением института помилования к приговорённым к данному наказанию лицам. Отмечается, что замена смертной казни наказанием с применением кнута носила во многом формальный характер, так как по приговорам судов преступникам назначалось большое количество ударов кнутом, что часто приводило к их смерти.
Сохранялось такое положение и в царствование Екатерины II, однако отказ от применения смертной казни к общеуголовным преступлениям не исключал её применения в отношении деяний, совершённых против государства. Например, в 1775 году, согласно нормам Уложения 1649 года и Уставов Петра I смертная казнь (в том числе четвертованием) была применена к руководителям и участникам восстания Пугачёва.
Следует отметить, что смертные приговоры в начале XIX века выносились относительно редко: в период царствования Александра I было казнено 84 человека
Смертная казнь как вид наказания предусматривалась всеми уголовно-правовыми актами Российской Империи: Сводом законов Российской империи, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, а также Уголовным уложением 1903 года.
После восстания декабристов и до революции применялись только два вида казни — расстрел и повешение. Так казнили при Александре II, Александре III и Николае II революционеров-террористов; даже за самые жестокие убийства неполитического характера тогда полагалась не казнь, а только каторга (на срок 10-20 лет или бессрочно). Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась и военно-полевым судом за тяжкие воинские преступления. Вообще, в конце XIX — начале XX веков обычно было два вида казни: расстрел для военных и повешение для граждан.
Новый этап в реформировании исполнения наказаний отмечается после революции 1917 года. Временное правительство, пришедшее к власти, основываясь на прежней практике, стало разрабатывать новую концепцию. Возглавлявший в то время тюремное ведомство Жижиленко в своем приказе подчеркивал, что основной задачей наказания должно выступать перевоспитание лица, которое совершило злодеяние. Для достижения этой цели необходимо проявлять к заключенным гуманность, выражать уважение к их гражданскому достоинству. В 1917 году, 26 октября, был принят декрет, который отменял смертную казнь. Тем не менее уже 21 февраля следующего года актом СНК допускалось применение расстрела без суда, непосредственно на месте и за весьма широкий спектр деяний – за совершенные преступления неприятельскими агентами, погромщиками, спекулянтами, контрреволюционными агитаторами, хулиганами, немецкими шпионами. УК РСФСР от 1922 года впервые привел полный перечень составов преступлений, предусматривающих смертную казнь в качестве меры наказания:
Смертная казнь как наказание в истории Советского государства применялась практически всегда. Однако независимо оттого, насколько широко она применялась на практике, в законе постоянно подчеркивался ее временный характер. Для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания» и «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, а применяется лишь в виде исключения как наказание за особо тяжкие преступления.
Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 гг., хотя и не включили смертную казнь в систему наказании, но предусмотрели ее в отдельных статьях. В санкциях Особенной части кодексов она была представлена весьма широко. Наряду с этим в 20-е гг. расстрел заменялся лишением свободы и в порядке амнистии. Так, Постановлением Президиума ЦИК СССР от 2 ноября 1927 г. «Об амнистии» к 10-летию Октябрьской революции всем осужденным к высшей мере социальной защиты (расстрелу), кроме виновных в государственных и воинских преступлениях, а также вооруженном разбое, расстрел по приговорам, не приведенным в исполнение, был заменен лишением свободы на срок 10 лет со строгой изоляцией и с конфискацией имущества.
Попытка отказаться от смертной казни была предпринята также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 г. «Об отмене смертной казни», который упразднил эту меру наказания в мирное время, заменив ее лишением свободы сроком на 25 лет. В 1949 г. Советский Союз на сессии Генеральной Ассамблеи ООН внес предложение об отмене смертной казни во всех государствах, которое в то время поддержано не было. Однако и в это время, когда смертная казнь была формально отменена, действовала секретная директива о возможности применения этого наказания специальными судами МГБ по делам о так называемых контрреволюционных преступлениях (4: 124). Но и этот, по сути, формальный запрет был отменен в 1950 г., когда высшую меру наказания было разрешено применять к изменникам Родины, шпионам, диверсантам-подрывникам, а с 1954 г. — и за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. расширил перечень преступлений, караемых смертной казнью, доведя их до 30. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой
16 мая 1996 года Президент Ельцин издал указ, в соответствии с которым предусматривалось постепенное сокращение применения высшей меры в стране. Это обусловлено было вхождением России в СЕ. Указом было предписано разработать для внесения в Госдуму проект закона о присоединении РФ к протоколу №6 Конвенции об обеспечении защиты свобод и прав человека. Этот протокол был подписан Президентом, но до настоящего времени не ратифицирован. В соответствии с законодательством РФ он не имеет юридической силы. При ратификации протокола наказание будет отменено. В соответствии с актом никто не может быть казнен или приговорен к казни. В качестве исключения в законодательстве может быть предусмотрено положение о том, что государство вправе применить наказание за действия, которые совершены во время войны или при ее неизбежной угрозе.
Официально последняя казнь состоялась 2 августа 1996 года. Тогда был расстрелян серийный маньяк Головкин. Однако история смертной казни в России завершилась по данным ряда источников 2 сентября 1996 года.
С принятием в 1997 году нового УК РФ существенно сокращено количество преступлений, наказанием за которые может выступать смертная казнь. В России она применяется только за неправомерные действия особой тяжести, посягающие на жизнь. В порядке помилования это наказание может быть заменено лишением свободы на 25 лет. Существуют разные виды смертной казни. В России единственным наказанием, лишающим жизни виновного, выступает расстрел. Эта мера не может применяться к женщинам любого возраста, а также мужчинам до 18 и после 65 лет. Не назначается смертная казнь в России лицам, выданным иностранным государством для совершения уголовного преследования, если данное наказание не предусмотрено по законам зарубежной страны или иным основаниям, если ее неприменение является условием выдачи.
Отношение общества к возвращению наказания смертной казнью
в России
Данный вопрос исследуется постоянно социологами нашей страны.
По данным ВЦИОМ на июль 2001 года отмена смертной казни в России поддерживалась 9% населения. При этом 72% выступали за ее применение. Согласно опросам порядка 84% граждан страны в 2004 году выступали за ужесточение положений законодательства и введение смертной казни в России в качестве меры борьбы против терроризма. В 2005 году применение этой меры к террористам поддерживалось 96% при 3%, выступающих против. При этом порядка 84% опрошенных выступали за отмену моратория и возвращение смертной казни в России. Жители ЮФО выразили поддержку применения наказания почти единодушно. В соответствии со сведениями социологического факультета в МГУ им. Ломоносова, которые были получены на май 2002 года, за то, чтобы вернуть смертную казнь в России, выступали 89% опрошенных. На июль 2005 года сторонников этого наказания было 65% при 25% противниках.
В 2006, 2012, 2014 и 2015 годах ФОМ провел социологический опрос, в котором приняли участие 1500 респондентов – жители 100 городских и сельских населенных пунктов в 43 субъектах федерации. «Нужно ли применять смертную казнь?», люди большинством утвердительно отвечали на этот вопрос, хотя следует заметить, что в 2015 году количество утвердительных ответов уменьшилось с 63 (2006 год), до 49. Также респонденты высказались за поддержку моратория на смертную казнь, но при этом оставить ее, как наказание за исключительные преступления.
Если анализировать ситуацию в преступном мире, то, по данным исследований, введение моратория значительно изменило ситуацию.
Во-первых, количество преступлений возросло, в целом: количество тяжких преступлений, рецидивов ранее совершенных преступлений и террористических актов резко возросло.
Во-вторых, значительно увеличилось количество заключенных в тюрьмах.
Введение моратория никак не отразилось на качество ведения следственного и судебного процессов.
Нами было проведено анкетирование в школе № 19 им. Л.А. Попугаевой с целью выяснения мнения по вопросу: «Как вы относитесь к возвращению смертной казни в судебную практику в России?». Было опрошено всего 144 респондента, из них 20 учителей, 77 учеников, 47 родителей учеников.
Из 20 учителей высказались за возвращение смертной казни 10 учителей. Применяться она может только в том случае, если вина 100% доказана. 8 учителей высказались против возвращения смертной казни. Противники называли различные причины, но, главная причина: «Чтобы мучились до конца дней за то, что совершили и осознали содеянное».
Примерно такие же результаты и среди учеников. Из 77 учеников 42 высказались за введение смертной казни, 34 – против. Называя причину отказа во введении смертной казни, учащиеся высказали общее мнение о несовершенстве системы правосудия в России и необходимости ее реформирования.
Среди родителей 27 высказались за возвращение смертной казни и 20 – против, назвав те же причины, что указывались ранее.
В целом, можно сделать вывод о том, что мнение респондентов практически разделилось пополам, с небольшим перевесом в сторону возвращения смертной казни (79/65).
Опросы свидетельствуют, что более двух третей населения выступают за возврат смертной казни в качестве уголовного наказания.
На стороне возврата смертной казни и профессиональное мнение, отражением чего является периодически появляющиеся в прессе личные позиции то главы МВД Владимира Колокольцева, то уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова, то председателя думского комитета по вопросам безопасности Ирины Яровой.
Хотелось бы выразить свое отношение к смертной казни как уголовному наказанию. Во-первых, по нашему мнению, попытки российских политических деятелей отменить смертную казнь, использовать её в каких то своих политических интересах, по сути, умаляют волеизъявление российского народа, выраженное в Конституции РФ, где в ч.2. ст.20 четко прописано, что в РФ этот вид наказания возможен.
Российская политическая элита каждый раз, продлевая дискуссию о введении смертной казни в России, также умаляет один из самых важных признаков государства – суверенитет. Россия как суверенное государство должна решать свои внутригосударственные вопросы самостоятельно, а не с оглядкой на «просвещенную» Европу.
К теме снятия моратория на смертную казнь в России за последние десятилетия возвращались неоднократно, в том числе и первые лица государства. Так, в апреле 2013 года все тот же Владимир Путин во время все той же прямой линии заявил, что порой «рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы на возвращение смертной казни», но «специалисты считают, что само ужесточение наказания не ведет к его искоренению».
После крушения российского самолета в небе над Синайским полуостровом в октябре 2015 года расстрела за терроризм требовал Сергей Миронов из «Справедливой России». За введение смертной казни регулярно высказывались и российские коммунисты. Казнить они предлагали за коррупцию в особо крупных размерах. В феврале 2013 года глава МВД России Владимир Колокольцев в интервью передаче «Вести в субботу» телеканала «Россия-1» фактически поддержал возращение смертной казни за преступления против детей. Еще раньше солидарно с ним высказывалась вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, заявившая, что готова молиться богу за восстановление смертной казни: «Я не могу согласиться с тем, что педофил будет пожизненно сидеть в тюрьме, а мы, граждане, будем отчислять налоги и содержать его до конца дней».
Заключение
В пользу запрета смертной казни действовал мощный комплекс внешнеполитических факторов, заключающийся, с одной стороны, в необходимости соблюдения международных соглашений, с другой, в интеграции России в европейское сообщество со всеми экономическими, гуманитарными и политическими преимуществами.
Данная интеграция осуществлялась через участие России в Совете Европы с необходимостью соблюдения основополагающих принципов этой организации, одним из которых является отказ государств-членов Совета Европы от применения смертной казни. Это обязательство России было оформлено в виде подписания протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный протокол был подписан, но не ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации.
Внешнеполитический комплекс факторов по своей значимости существенно "перевешивал" факторы внутреннего порядка. К последним относилось общественное мнение.
Проблема отмены казни достаточно сложна и многогранна. Она должна рассматриваться в широком контексте. При этом необходимо учитывать взаимосвязь духовно-нравственных, политических, правовых, социально-экономических факторов. Что касается вопроса об отмене высшей меры, то решение об этом должно приниматься постепенно, посредством повышения в обществе уровня цивилизованности. Важно, чтобы течение этого процесса было естественным и не предполагало принуждения. В этом случае в обществе не будет возникать желания в ряде практических ситуаций сразу же обращаться к этой исключительной мере.
В советской юридической практике для обозначения смертной казни в разное время использовались эвфемизмы: «высшая мера социальной защиты», «высшая мера наказания», а в более поздние времена — «исключительная мера наказания», так как официально считалось, что смертная казнь в СССР как мера наказания не практикуется, но применяется в виде исключения как наказание за особо тяжкие общеуголовные и государственные преступления.
Фактически был установлен мораторий на смертную казнь, но в Уголовном кодексе этот вид наказания до сих пор имеется. Хотя Конституционный суд сначала в 1999 году наложил мораторий, а в 2009 году окончательно запретил судам выносить смертные приговоры, даже сейчас УК РФ предусматривает смертную казнь как один из видов наказания за следующие преступления: убийство с отягчающими обстоятельствами; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; геноцид. Однако за все эти правонарушения предусмотрены альтернативные наказания — от восьми лет лишения свободы до пожизненного заключения.
Литература и источники
Рисуем домики зимой
Вода может клеить?
Заяц-хваста
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Новый снимок Юпитера