Представляем готовый вариант проекта эколого-краеведческой тропы, разработанной учениками 10 класса (участниками волонтерского отряда). Материалы можно использовать как для разработки проектов подобного рода, так и для проведения экскурсий для учеников 1-7 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект эколого-краеведческой тропы | 476.05 КБ |
Эколого-краеведческая тропа
«Возрожденский парк»
Выполнил: Николаев Иван (16 лет)
ученик 11 класса МБОУ «Возрожденская СШ» (волонтерский отряд «Родник»)
Руководитель: Волкова Наталья Викторовна учитель биологии МБОУ «Возрожденская СШ»
п. Возрождение
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи проекта …………………………… 4
Выбор методов исследования ……………... 4
Стратегия и механизм достижения поставленных целей и задач……………….. 5
Источники информации …………………………………. 8
ВВЕДЕНИЕ
«Величайшие дела, совершенные на земле,
делались мало-помалу»
Томас Патри.
Актуальность выбранной проблемы
Природно-исторический комплекс «Возрожденский парк» расположен на территории поселка Возрождение Княгининского района Нижегородской области. «Возрожденский парк» представляет собой уникальный исторический комплекс, памятник истории природопользования, являвшийся частью помещичьей усадьбы.
100 лет назад на месте нашего поселка была дворянская усадьба, принадлежавшая помещице М. М. Толмачёвой.
К сожалению, население нашего района и поселка Возрождение имеют очень поверхностные знания об этом, а потому отношение к помещичьему дому, парку только утилитарное. Чтобы изменить ситуацию, нужна просветительская работа.
Для этого группа учащихся МБОУ «Возрожденская СШ», членов волонтерского отряда «Родник», решила создать эколого-краеведческую тропу «Возрожденский парк» вблизи школы в Возрожденском парке.
Предполагается включение тропы в экскурсионный маршрут краеведческого музея Княгининского района, а также для проведения систематической просветительской работы с учащимися и местным населением; чтобы изучать свою историю, показать неповторимую красоту нашей природы и привить любовь к ней.
География проекта:
Реализация проекта проходит в п. Возрождение Княгининского района Нижегородской области.
Сроки реализации проекта:
Январь – октябрь 2018.
Партнеры:
Целевая аудитория проекта:
Ученики МБОУ «Возрожденская СШ» с 1 по 11 класс, жители п. Возрождение, Княгининского района.
Команда проекта:
В проекте принимали участие ученики МБОУ «Возрожденская СШ» с 1 по 11 класс. Участие только добровольное.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Разработка маршрута эколого-краеведческой тропы в Возрожденском парке и включение ее в экскурсионный маршрут краеведческого музея Княгининского района.
ЗАДАЧИ
1. Изучить литературные источники о создании экологических и краеведческих троп.
2. Провести социологический опрос на знание истории и природы своего места жительства среди жителей п. Возрождение.
3. Выбрать и проложить маршрут тропы.
4. Составить ее картосхему и паспорт.
5. Определить объекты для наблюдения (станции тропы).
6. Составить экскурсию по тропе для детей 10-15 лет.
ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для того, чтобы работать над проблемой нам нужны были карты поселка, парка, исторические данные о парке. Кроме того. Следовало изучить опыт создания экологических, краеведческих троп.
Составили план действий:
Таким образом , были использованы следующие методы:
Изучение литературных источников, социологический опрос, картографический, наблюдение, практическая работа на местности.
Методы оценки результатов:
Качественные методы оценки: а) визуальные – маршрут тропы с аншлагами;
б) проведение экскурсий.
Количественные: Рост краеведческих и биологических знаний о своей местности (раз в год предусмотреть проведение социологического опроса населения, по которому определять уровень знаний).
СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Проект предусматривает разработку единого механизма совместной деятельности школы, администрации Возрожденского сельсовета.
Наименование и описание мероприятия | Сроки начала и окончания | Ожидаемые и реальные итоги |
1. Подготовительный | Январь-февраль 2018 | 1. Сбор актива отряда «Родник», актива объединения «Зеленый парус». 2.Выбор Совета Дела. 3.Выбор темы проекта, постановка целей и задач проекта (8-11 кл) 4. Составление плана реализации проекта 5. Определение трудовых и материальных затрат. (см. Приложение) |
2. Реализация проекта
| Январь 2018 Январь 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Май 2018 Апрель-май 2018 Май 2018 Май-июнь 2018 Июнь 2018 20 июня 2018 | Были изучены материалы интернета , литературные источники по требованиям к тропам и опыту их создания. Изучив литературу, нам стало понятным, что, прежде всего, цель создания тропы заключалась в обучении и воспитании посетителей. По словам ученого Олда Леопольда, «каждый участок … должен давать владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование: этот урожай мудрости всегда под рукой, однако его не всегда пожинают». Был составлен запрос в краеведческий музей г. Княгинино об истории поселка, парка, карт, схем владений М.М. Толмачёвой. Оказалось, что такой информацией музей не располагает, но руководителем музея Цивилевой И.В. был сделан запрос в Нижегородский архив. Там нужных данных тоже не оказалось. Пришлось использовать только краеведческий материал собранный учениками в школьном музее. Составлена анкета с перечнем вопросов на знание истории и природы своего места жительства среди жителей п. Возрождение. Определены самые «слабые точки» в знаниях о своей малой Родине. В итоге стало понятным, что только 34% опрошенных людей достаточно хорошо (ответили не менее, чем на 4 вопроса о природе и истории) знают историю и природу своей малой родины (см. Приложение) Изучен участок - планируемого маршрута тропы. Ознакомление с планом использования данной территории в хозяйственной и рекреационных целях. Определены возможные варианты маршрута. Были использованы карты парка, созданные членами туристического кружка с помощью компьютерной программы. Определение маршрута тропы с учетом требований, составление схематического плана с нанесением всех остановок. При определении общей протяженности тропы исходим из средней продолжительности одной экскурсии для детей 11-16лет / примерно 45мин/. Этому соответствует маршрут длинной около 1000 - 1500 метров. Для детей младших возрастов необходимы ознакомительные экскурсии на части учебной тропы, рассчитанные на 30-40 минут. Нанесение маршрутов на карту. Выбор объектов для экскурсий, подбор материала. Составление текста экскурсии. (см. Приложение) Благоустройство маршрута. Изготовление оборудования и установка его на маршруте: - установлен мусоросборник и скамейки; - убран растительный мусор вдоль маршрута тропы; - произведена расчистка от мешающих деревьев и кустарников; - убрана территория возле родника Заказан и установлен аншлаг тропы. (см. Приложение) Открытие тропы. Открытие тропы и первая экскурсия по тропе прошли на областном форуме журналистов. В августе провели экскурсию для детей и взрослых из Г. Княгинино в рамках маршрутов краеведческого музея района. В октябре провели экскурсию для 4-5 классов школы. |
3. Заключительный этап – подведение итогов. | Октябрь 2018 | 1. Сбор Совета Дела - подведение итогов, подготовлена презентация проекта, выявлены наиболее активные участники. 2.Презентация проекта размещена в группе VK «Чистый дом», районном форуме молодежных проектов «Вектор». 3.Награждены грамотами наиболее активные участники. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат работы
В целом, проект «Эколого-краеведческая тропа ¨Возрожденский парк¨» можно признать успешным: цели достигаются, задачи выполняются.
Дальнейшая реализация проекта
Проект «Эколого-краеведческая тропа ¨Возрожденский парк¨» не заканчивается данными временными рамками, он будет развиваться далее.
Предусматривается:
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Анкета для социологического опроса
1. Когда был зарожден «Возрожденский парк»?
☐Во времена Первой мировой Войны ☐Во времена Второй мировой Войны
☐В 1796 году ☐В 1861 году
2.На какой территории был посажен парк?
☐На зарождающемся болоте ☐На поле, непригодном для земледелия
☐На месте сгоревшего леса ☐На территории оврагов и родников
3.100 лет назад, на территории нашего поселка была дворянская усадьба, принадлежавшая..
☐П.А. Столыпину ☐В.А. Инсарскому
☐М.М. Толмачевой ☐Хвощинскому
4.Сохранился ли помещичий дом?
☐Да ☐Нет
5.По какой причине был создан парк?
☐Из-за нехватки древесных ресурсов ☐Для защиты садов помещицы
☐Огородить поселение от ветров ☐Для отдыха населения
6.Кто участвовал в посадке деревьев?
☐Тимуровцы ☐Солдатки
☐Крепостные крестьяне ☐Один житель, имя неизвестно
7.Какие деревья НЕ БЫЛИ посажены изначально?
☐Лиственница европейская ☐Яблони
☐Сосны ☐Лиственница американская
8.Какой из нижеперечисленных аллей не существует в парке?
☐Березово-липовая ☐Дубовая
☐Березово-лиственничная ☐Липовая
9.Какая изначально была площадь парка?
☐Около 5 000 м2 ☐Около 1 000 м2
☐Около 60 000 м2 ☐Около 30 000 м2
10.Какова площадь парка на сегодняшний день?
☐Около 140 000 м2 ☐Около 70 000 м2
☐Около 5000 м2 ☐Около 30 000 м2
11.Часто ли Вы посещаете «Возрожденский парк»?
☐Постоянно ☐Часто
☐Редко ☐Крайне редко
12.Желаете ли Вы, чтобы в нашем парке появилась эколого-краеведческая тропа?
☐Да ☐Нет
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бюджет проекта:
№ п/п | наименование статьи | единица - (чел., мес., шт. и т.п.) | кол-во | цена (руб.) | стоимость | |
1 | Заказ вывески (аншлага) тропы | шт | 1 | 20160-00 | 2160-00 | |
комментарий и обоснование: Для обозначения начала тропы и ее схемы | ||||||
2 | Аренда грузового транспорта | шт | 1 | 1000-00 | 1000-00 | |
комментарий и обоснование: Для вывоза мусора от водоемов | ||||||
3 | Мешки для мусора/ 120л | Упак. 10 шт | 5 | 40-00 | 200-00 | |
комментарий и обоснование: для сбора мусора у водоемов | ||||||
ИТОГО | 3360-00 (три тысячи триста шестьдесят рублей 00 коп. |
Некоторые приложения удалены, т.к. содержат фотографии детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Паспорт на учебную экологическую тропу
Местонахождение | п. Возрождение, Княгининский район, Нижегородская обл. 180-200 м к западу от школы на территории Возрожденского парка. | |
Землепользователь | Парк расположен на территории земель Возрожденского с/совета. | |
Значение тропы | Экологическое и краеведческое просвещение, обучение. | |
Направление маршрута |
| |
Протяженность маршрута | 1,5 км | |
Количество стоянок | 7 | |
Режим использования | Учебные исследования, экскурсии, отдых. Запрещается заезд машин, загрязнения, распашка | |
Необходимые мероприятия | Благоустройство территории, установка щитов и знаков | |
Ответственный за охрану тропы | МБОУ «Возрожденская СШ». | |
Шефствующие учреждения | Администрация сельского поселения Возрожденского сельского совета, | |
Приложения | а) карта-схема маршрута б) описание экскурсионных объектов в) фотографии маршрута | |
Дата создания тропы | Май 2018 | |
Руководитель | Волкова Наталия Викторовна |
Маршрут № 1 эколого-краеведческой тропы «Возрожденский парк»
Введение
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
Окружающая нас природа — первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, поэтому для человека она имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное. Но из-за потребительского отношения к природе она сегодня находится на грани исчезновения, и перед человечеством особенно остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Сегодня мы хотим вас познакомить с природно-историческим комплексом местного значения «Возрожденский парк»
Целями образования этого комплекса являются:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов и историко-культурного значения;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- создание условий для отдыха;
- поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории;
- просвещение населения
Станция № 1 Начало маршрута – дом помещицы М.М. Толмачевой
«Возрожденский парк» представляет собой уникальный природно-исторический комплекс, памятник истории природопользования, являвшийся частью помещичьей усадьбы. 100 лет назад на месте нашего поселка была дворянская усадьба, принадлежавшая помещице М. М. Толмачевой.
Возрожденский парк расположен на территории поселка Возрождение Княгининского района Нижегородской области и занимает территорию к юго-западу, западу и северу от поселка. Парк является частью поселка и не имеет четких границ. Некоторые улицы переходят в старые насаждения, а дома и сараи стоят в окружении деревьев.
На сегодняшний день сохранился деревянный дом помещицы. До 50-х годов 20 века он не менялся, а позже был перестроен. Убрали второй этаж. В доме с 1917 года располагалась контора с/х предприятия, затем жилой дом, после перестройки дома – начальная школа поселка, а затем интернат для приезжающих учеников. Сейчас дом заброшен и постепенно ветшает. Перед вами остатки дома помещицы.
Станция № 2 Знакомство с парком
Вокруг имения были посажены сады из яблонь, груш и вишен. Для их защиты были заложены аллеи из различных пород деревьев. Засадили деревьями более трёх гектаров земли на территории нескольких старых заросших кленами оврагов, родников с ручьями. Растения сажали разные - лиственницы, сосны, березы, дубы, липы, яблони, вишни, шиповник, жимолость. Еще в Первую Мировую Войну приглашала М. М. Толмачева для этого солдаток, платя за работу, что поддерживало одиноких женщин. Сады погибли в Финскую войну.
Но сохранились аллеи из деревьев их защищавших. Вокруг аллей сформировался парк.
Станция № 3 Родник
Родник….. Мы любим его за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую он дает в жаркий летний день, за красоту и вечность.
Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Жители нашего поселка любят прогуляться в ближайший лес за грибами, ягодами, искупаться в пруду, да и просто полюбоваться красотами родной природы.
Вокруг родника своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!
Родников в Возрожденском парке несколько. Но это единственный сохранившийся благоустроенный родник Среди всех имеющихся он всегда был ведущим. Именно он давал большую часть воды для усадьбы. И сады поливали из этого родника. За этим родником ухаживали все советские и постсоветские годы. Последний раз благоустройство родника проводили в прошлом году в рамках программы местных инициатив.
Мы проводили исследование воды родника – она оказалась очень хорошего качества, несмотря на то, что в нашей местности вода очень жесткая, содержит много солей.
Кстати, с этой работой мы заняли первое место в области.
Станция № 4 Деревья парка
Продвигаясь глубже в парк, мы попадаем в места, менее подверженные действию человека. Лесная структура здесь менее нарушена. Перед нами широколиственный лес – ДУБРАВА.
В древостое мы видим преимущественно клен, дуб, липу, вяз.
Дуб - мощное красивое дерево. В нашей местности встречается часто.
Спутник дуба – вяз - иногда образует заросли. Но древесным каркасом нашего парка является липа сердцелистная. Именно липы были высажены для защиты садов и по краям оврагов более ста лет назад. Величественное, красивое и полезное дерево. Наши липы по красоте, величине не уступают деревьям поместья графа Жомени, Ичалковского заказника.
Кроме сердцелистной у нас сохранились деревья липы крупнолистной. Липа крупнолистная в наших условиях естественным путем не размножается. К сожалению у нас пока не получается ее вырастить и искусственно.
Второй ярус - подлесок. В нем наиболее обильно представлены клен остролистный, рябина, лещина и жимолость. Липа и клен – представители древнейшей естественной растительности этой части области, поэтому именно их мы высаживаем массово. Например, при въезде у часовни вы видели клены и липы, посаженные нашей школой в 1996 году.
Станция № 5 Мостики парка
В 2012 году наша школа выиграла Грант областного конкурса Общее дело. На эти деньги мы построили все мостики в парке, всего мы построили 4 мостика. Прошло почти 6 лет, а их состояние достаточно хорошее. Мы стараемся беречь их.
Мостики идут через ручьи, питающие пруд парка, который находится далее по склону. Именно вдоль этих ручьев в оврагах и сажались деревья.
Хочется заметить, что в 60-е годы была сооружена плотина еще на одном овраге с ручьем – образовался большой пруд. Таким образом, советское землепользование сделало ландшафт более разнообразным, а состав флоры и фауны более богатым.
Станция № 6 Окраина парка
Выйдя на опушку, мы оказались на границе между парком и открытым пространством. Здесь хорошо видно отличие парка внутри и на его границе -
В парку деревья стремятся вверх - к свету, на границе растения тянутся к свету в сторону опушки. Образуется сплошная стена из ветвей и листьев.
На границе между парком и лугом растут как лесные растения - сныть, клен, рябина, так и луговые - клевер, подмаренник, злаки.
Мы с вами прошли по большому маршруту парка.
Сейчас этому парку более ста лет. За это время он приобрёл черты естественного природного ландшафта. В парке встречаются виды растений, характерные для нашей зоны широколиственных лесов, зоны тайги, культурные плодово-ягодные деревья и кустарники, распространенные в начале XX века. Так как возраст деревьев значительный, в парке огромное разнообразие птиц, особенно дуплогнездников. Только дятлов мы насчитали пять видов: большой и малый пестрые, седой, белоспинный, желна.
Природно-исторический комплекс «Возрожденский парк» представляет собой старинные посадки березы бородавчатой, сосны обыкновенной, лиственницы европейской, липы сердцелистной и липы крупнолистной, а также других деревьев и кустарников, популярных в 1905-1914 гг. Возраст деревьев более 100 лет. За это время сформировался уникальный биоценоз. В северо-западной части Возрожденского парка сохранилась березово- липовая аллея. В юго-западной части березово- лиственничная аллея.
Наш парк в области числится как планируемая ООПТ, чего мы давно пытаемся добиться от нашей районной власти.
Густая сеть тропинок говорит о большом количестве людей, посещающих этот участок. От этого вытаптывается парковая растительность и уплотняется почва. На нарушенных участках поселяются растения лучше приспособленные к таким условиям. Это подорожник, тысячелистник, подмаренник, мятлик, ежа. Повсюду можно увидеть бытовые отходы и строительный мусор. Захламление парка ведет к изменению естественных процессов. Оставленный мусор надолго сохраняет следы пребывания человека.
Так консервная банка разлагается 50 лет, полиэтиленовый мешок 300 лет, а стеклянная бутылка не разложится никогда.
К сожалению, бороться со свалками очень сложно. Но школьники более 10 лет стараются поддерживать эту часть парка в ухоженном состоянии.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Привередница
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рыжие листья
Цветение вишни в лунную ночь