• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа "Тундровая азбука",Конкурс проектов обучающихся муниципальных образовательных организаций городского округа Певек «Я люблю свою Землю» в номинации:"Первые шаги в науку",2 место, 2019г.

Опубликовано Нурова Светлана Бюльтаковна вкл 31.12.2019 - 2:00
Нурова Светлана Бюльтаковна
Автор: 
Кейвельвына Ася

Работа учащейся 9 класса «Тундровая азбука» посвящена изучению растений, животных, предметов быта, окружающих людей, живущих и работающих в тундре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sshrytkuchi_tundrovaya_azbuka.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с.Рыткучи»

Номинация:

«Первые шаги в науке» (учебно-исследовательские проекты)

Название проекта:

«Тундровая азбука»

                                                                                                  Автор проекта:

                   Кейвельвына Ася

                                                                                  учащаяся 9класса

                                                                                        МБОУ СШ с.Рыткучи

Руководитель проекта:

учитель биологии

Нурова С.Б.

с.Рыткучи 2019

Содержание

1.Введение

2.Теоретическая часть

2.1.Физико-географическое описание района

2.2.Тундровая азбука

3.Практическая часть

4.Заключение

5.Список использованной литературы 

6.Приложение Презентация «Тундровая азбука»

Введение

«С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре». Малая Родина для нас – село Рыткучи, где я учусь в школе и бескрайняя тундра Чукотки - родина моего детства. Каждое лето после школы я провожу в тундре, в 9-ой бригаде, помогаю отцу - оленеводу.

 В этом году в первый класс поступил мой младший брат Дима. До школы он жил в тундре с мамой и папой. В школе ему все внове, интересно, учиться ему нравится. В его кабинете я увидела азбуку, по которой первоклассники изучают буквы. Некоторые картинки, иллюстрирующие буквы были ему непонятны и незнакомы. В школьных букварях изображены в основном растения  и животные Европейской части России. А как же наши родные  растения и животные, не менее любимые, интересные и даже знаменитые? Я решила адаптировать азбуку к тому, что ему ближе и понятней. И придумала для брата тундровую азбуку. Было важно, чтобы  азбука была доступна, преподносилась в красочной форме сопровождалась понятным рассказом о растениях, животных и окружающих предметах.

Цель:

1.Создать азбуку для первоклассников, по которой ученики первого класса могли бы не только изучать буквы, но и познакомиться с флорой и фауной родного края.

Задачи:

1. Найти  литературу по теме исследования.

2. Подобрать растения  и  животных ко всем буквам алфавита

3. Кратко описать их особенности.

 4. Подобрать иллюстративный материал к каждой букве азбуки.

5. Подготовить презентацию.

2.Теоретическая часть

2.1 Физико-географическое описание района исследования

Село Рыткучи находится в Чаунском районе, на севере Чукотки, в зоне  арктических тундр, субарктическом климатическом  поясе. Холодная зима и не менее холодное лето накладывают свои отпечатки на флору, фауну и образ жизни людей края.

2.2 «Тундровая азбука»

А-аркан. Длинная петля с кольцом на конце для ловли оленей.

Б-брусника – многолетний кустарник Бруснику называют ягодой бессмертия, настолько она благотворно воздействует на здоровье человека.

Б-баклан Название вида-берингов баклан. В Восточно-Сибирском и Чукотском морях распространён на о-вах Врангеля и  Геральда и  на континентальном побережье от западного берега Чаунской губы.

В-волк. Относится к семейству псовых. Полярный волк обитает на всей  территории Арктики и в тундре.  Мех у серых волков густой, пушистый, он состоит из двух слоев. Один слой состоит из подшерстка, включая водонепроницаемый пух, который согревает тело. А второй состоит из остевых жестких волос, отталкивающих грязь и воду. Низкая теплопроводность меха помогает серым волкам выживать в условиях суровой зимы.

Г-гусь пискулька, небольшой гусь, который «гогочет» не так, как другие гуси. Голос ее высокий и писклявый, отчего она получила свое название. Занесен в Красную книгу Чукотки.

Г-голец. Является самой северной рыбой из всех лососевых. Это одна из самых красивых рыб. Цвет тела гольца зависит как от возраста, так и от места его обитания. У проходных гольцов, которые скатываются в море, спина всегда темно-зеленая с мелкими пятнышками, бока серебристого цвета (иногда на них бывают розовые пятна), брюхо чаще белое, а плавники серо-белые. В реке, во время нереста, окраска рыбы меняется: спина становится зелено-коричневой с серебристым отливом и яркими красными пятнами, плавники — серовато - розовыми, а цвет брюха остается серо-белым; молодые особи гольцов отличаются от взрослых большей пестротой.

Д- дерево (лиственница)Лиственничные леса расположены на юге Чукотки, по долинам рек  и под прикрытием гор.

Е- евражка. Длиннохвостый суслик. На Чукотке их называют евражками. Суслики залегают в зимнюю спячку.

Ё – еж. Обыкнове́нный ёж, или европе́йский ёж, — вид млекопитающих из рода евразийских ежей семейства ежовых. 

Ж – журавль Канадский журавль широко распространен в Северной Америке и на Чукотке.

Высота 80-150 см, вес 3-6,5 кг, размах крыльев 150-180 см. Имеет серое оперение. Птицы всеядны – питаются как растительной, так и животной пищей: различные части растений, насекомые, черви, мыши, небольшие змеи. Откладывают по 2 яйца.

З- заяц. Заяц-беляк обитает в тундровой, лесной и частично лесостепной зоне Северной Европы. Беляк – растительноядное животное, с четко выраженной сезонностью питания. Весной и летом он кормится зелеными частями растений.

И- иголка для шитья оленьих шкур

К- камус. Шкура из нижней части ног животных от копыта до колена, которая обладает наилучшей износостойкостью. Во-вторых, мех именно этих животных сохраняет тепло, как термос, имея трубчатую структуру ворса. В-третьих, камус оленя, лося, изюбря обладает особой прочностью, что немаловажно при выборе обуви на несколько лет.

Л- лемминг.Лемминги -относятся к отряду грызунов. Семейство хомяков. У них плотное телосложение, короткие лапы и хвост. Длина тела – 10-15 см, масса – 20-70 г. Окраска одноцветная или пестрая. Лемминги населяют тундры и частично лесотундры Евразии и Северной Америки. Питаются осоками, кустарничками и мхами. За сутки съедают вдвое больше, чем весят сами. Самка приносит в год до 6 пометов.

Л- лиса относится к семейству псовых. На Чукотке встречается лисица красная. У  лисицы кончик хвоста окрашен в белый цвет, а лапки имеют черные вкрапления. Лиса — хищное животное, поэтому к ней на «обеденный стол» могут попасть самые разные мелкие животные.

Л-лебедь. Лебедь-кликун. Место гнездования на территории заказника «Чаунская губа» От других своих сородичей отличается издаваемым во время полёта трубным кличем, который разносится на большие расстояния. Окраска богатого пухом оперения у кликунов снежно-белая. Их клюв лимонно-жёлтого оттенка с чёрным кончиком. Ещё одна внешняя особенность этих птиц — то, что на воде они не изгибают шею, как другие лебеди, а держат её строго вертикально.

М- Бурые медведи Семейство млекопитающих отряд хищные. Всеядны. Хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить  короткие расстояния на задних лапах. Имеют отличное обоняние.

М-морошка. Вид многолетних травянистых растений семейства Розоцветные.

Н-нерпа. Род из семейства тюленевых, средой обитания этих симпатичных хищников является Арктика и субарктика. На протяжении большей части ареала они используют морской лёд исключительно в качестве места размножения, линьки и отдыха. Их способность создавать и поддерживать отверстия для дыхания во льду, позволяет жить даже в тех районах, где другие животные, тоже приспособленные к низким температурам, находиться не могут.

О-Овцебыки проживают  в заповеднике «Остров Врангеля» Живут стадами, очень ловко лазают по скалам. Они имеют невероятно длиную шерсть, поэтому им не страшна жизнь в условиях севера, они могут переносить даже самые серьезные морозы. Шерсть свисает до земли, закрывая ноги. Она состоит из двух видов волосков: внешние длинные и грубые, а внутри находится мягкий и густой подшерсток. Подшерсток называется гивиот, он теплее овечьей шерсти в 8 раз.

О-Северный олень является парнокопытным млекопитающим животным. Обитает в северной части Евразии и Северной Америки. Суровая тундра, лесотундра, а также северная тайга — это те места, где животное существует уже многие тысячи лет. Подразделяется северный олень на дикого и домашнего. Продолжительность жизни - 25 лет. Мигрируют оленьи стада всегда одним и тем же маршрутом на протяжении десятков лет. Плавают животные очень хорошо и свободно. Рацион питания северного оленя состоит в основном из растений.

П-Песец или полярная лиса относится к виду песцов семейства псовых, является хищником. Животные пристраиваются возле белых медведей и неотступно следуют за ними.

Р- рация, предмет, необходимый для связи.

С- Полярная сова – самая крупная,хищная птица из отряда совообразных в тундре.  Занесена в Красную книгу Чукотки

Т–торбаса.  Высокие сапоги из шкуры оленя или  нерпы шерстью наружу на кожаной подошве у народов Севера.

У- Умка - белый медведь. Занесен в Красную книгу Чукотки. В условиях естественной среды эти животные доживают до 25 – 30 лет Для северных народов белые медведи всегда были источником мяса и ценного меха.

Ф- флаг Чукотского автономного округа. Представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с белым треугольником, расположенным основанием к древку, остриём в центр полотнища.

Х- хаски. Порода собак, выведенная чукчами северо-восточной части Сибири и зарегистрированная американскими кинологами в 1930-х годах как ездовая собака, полученная от аборигенных собак Дальнего Востока России, в основном из Анадыря, Колымы, Камчатки у местных оседлых приморских чукчей.

Ц- цетрария –лишайник желтого цвета. Встречаются на Чукотке вплоть до вечных снегов и льдов. Поселяются на камнях, растут на земле листоватыми пластинками.

Ч-чайка розовая. Гнездится на скалистых берегах или на пляжах отдельными парами или небольшими колониями (до 100 пар, реже больше).

Ш- шикша– род низкорослых, стелющихся вечнозеленых кустарничков семейства Вересковые с невзрачными цветками и похожими на хвоинки листьями В составе шикши обнаружено много активных биологически веществ и соединений, а также витаминов, которые оказывают укрепляющее положительное воздействие на весь организм человека

Щ-щука хищная рыба. Зубы щуки, расположенные на нижней челюсти, выполняют функцию захвата добычи, обладают формой клыков и наделены разной величиной. На верхней челюсти и прочих ротовых костях зубки мелкие, а их острия обращены внутрь пасти. При захвате добычи зубки, напоминающие щеточки, опускаются в слизистые ротовой полости, и при попытке жертвы вырваться наружу поднимаются обратно, перекрывая путь на волю.

Ы- ыммэмы. В переводе с чукотского языка –мама.

Э- «Эргырон» -национальный ансамбль Чукотки

Ю- юкола. Юкола представляет собой рыбу, из которой удалены кости и внутренности, провяленную на открытом воздухе. Чаще всего ее готовят из ценных сортов рыб: омуля, сига, муксуна, нельмы. и других.
С древних времен рыба юкола была главной пищей для рыбаков и охотников. В отличие от соленой вяленой рыбы, рыба юкола не вызывает жажды, но при этом хранится достаточное количество времени, чтобы ее можно было брать с собой без опаски.

Я-яранга Традиционное переносное жилище купольной формы Известно у некоторых кочевых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.

3.Практическая часть. В ходе проведенного анализа литературы мной были подобраны ряд растений и животных, предметов и вещей, окружающих людей в тундре к каждой букве алфавита. Выполнена презентация. Я старалась использовать собственные фотографические материалы.

4.Заключение. Я создала азбуку для первоклассников в виде презентации. После просмотра которой, я думаю, что у первоклассников появится интерес к изучению фауны и флоры малой родины, им будет интереснее учить буквы. Задачи,  поставленные мной выполнены.

5.Список литературы

Красная книга Чукотского автономного округа. Магадан: Дикий Север,2008.Т.1Животные.240с.Т.2растения224с.;

Арктика - мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Природа Севера Земли.- М.: Северные просторы,1998.-184с.


Поделиться:

Муравьиная кухня

Кто самый сильный?

Крутильный маятник своими руками

Прекрасное далёко

Флейта и Ветер