• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Влияние интернет - сетей на письменную и устную речь людей»

Опубликовано Василенко Татьяна Ивановна вкл 08.01.2020 - 21:07
Автор: 
ученик 7 класса Тугушев Даниил

Безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллегентного современного человека. Данная работа  позволяет сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся нашей школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isled_rabota_2018_g_russkiy_yazyk.docx375.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских работ учащихся

«ШАГ В НАУКУ, СЕВЕРНЫЙ ТРАМПЛИН - 2018»

направление: русский язык

 «Влияние интернет  - сетей на письменную и устную речь людей»

Тугушев Даниил

МОУ СОШ № 3

х.Среднего

7 класс

        

 

научный руководитель:

Василенко Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

первая категория

с. Северное, 2017-2018 учебный год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3

Глава 1. История изучения вопроса ………….…………………………5

Глава 2. Общая характеристика интернета как средства общения.

2.1. Специфика общения в интернете……………………………………7

Глава 3.Влияние интернет-общения на речь учащихся школы и взрослых

 3.1. Исследование языка социальных сетей…………………………….8

 3.2. Результаты анализа социологического опроса учащихся школы…9

3.3.Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети Интернет……………………………………………………………………...11

3.4. Влияние интернет-общения на лексику современного подростка……12

Заключение…………………………………………………………………….14

Список используемой литературы………………………………………......15

Приложение …………………………………………………………………..16

Введение

Сегодня интернет  – это большая паутина нужной и ненужной информации, которая позволяет пользователям быстро и доступно общаться между собой, а также является инструментом познания. И виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык – язык виртуального общения. Созданные в сети многочисленные чаты, открытые форумы и личные страницы – это основные способы общения молодежи. За эти годы в программах выработался особый язык - язык Интернет - общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём активно проникает в нашу повседневную жизнь. Хорошо это или плохо? Захотелось найти ответ на этот вопрос.  В результате появилась наше  исследование по теме: «Влияние интернет  - сетей на письменную и устную речь людей»

Актуальность проблемы:  Использование особых форм общения в социальных сетях негативно влияет на речь учащихся, вследствие чего учащиеся допускают много ошибок как в устной, так и в письменной речи.

Предмет исследования - слова и выражения, используемые  подростками и взрослыми  для общения в Интернете и допускаемые ими ошибки.

Объект исследования - язык социальных сетей.

Цель работы:  определить, действительно ли влияние языка социальных сетей отрицательно сказывается на общении и ведёт к снижению языковой грамотности.

     Я считаю, что сегодня проблема языковой грамотности и чистоты русского языка является очень актуальной, потому что в последнее время часто мои одноклассники и взрослые,   порой даже не замечая этого, употребляют сленговые  выражения. На переменах ученики общаются только на «своем» сленговом языке, считая, что «так все сейчас говорят, это модно».  Знакомясь в Интернете с личными страницами одноклассников, я увидел, как пишут ребята, общаясь друг с другом, и выдвинул следующую гипотезу: при анализе переписки  в социальных сетях, выявил ошибки, которые допускают не только учащиеся, но и взрослые. А также  использование сленга, смайлов и графических сокращений при общении в социальных сетях негативно влияет на общую грамотность учащихся. Поставил  перед собой следующие задачи:

1.Посетить различные сайты и форумы, на которых часто общаются ученики школы и взрослые люди;

2.Провести  социологический опрос;

3.Рассмотреть часто употребляемые сленговые выражения и сокращения слов;

4.Выявить особенности влияния языка интернет- общения на грамотность людей, классифицировать типы ошибок.

5.Исследовать представления учащихся по поднятой проблеме.

Новизна исследования заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения. Хочется, чтобы люди задумались над тем, что нужно беречь наш язык и не поддаваться влиянию сленга при общении в социальных сетях.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Также материал следует использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной работе по предмету.

Методы исследования:

1.Теоретический анализ литературы и интернет – источников;

2.Практический анализ информации в социальных сетях;

3.Социальный опрос, анкетирование;

4.Классификация ошибок;

5.Анализ причин допущенных ошибок;

6.Сбор и анализ информации.

Глава 1. История изучения вопроса

О том, как социальные сети влияют на язык современных людей, написано множество монографий и диссертаций в последнее десятилетие. Так, известный редактор и журналист Алексей Тарханов в статье «Вход в «эскейп», опубликованной в журнале «ForbesWoman» признает, что не в состоянии повлиять на изменение роли компьютера и социальных сетей в жизни детей. Автор убежден, что, предоставляя ребенку доступ к Интернету и социальным сетям, родители неизбежно обрекают его на негативное влияние Всемирной паутины. А. Тарханов утверждает, что не все родители понимают, что использование компьютера неизбежно повлияет на вкусы и интересы детей. «Почему-то родители уверены, что им удастся внести в дом заразу, ограничив при этом ее распространение. На столе у детей будет вход в удивительный мир, а они будут читать на ночь Маршака и просматривать фильм «Золушка» 1947 года?».  Также известный журналист отмечает, что зачастую  не только дети, но и родители попадают под влияние социальных сетей. «Настает семейная идиллия. В одной комнате мальчик убивает монстров, в другой комнате девочка кормит выращенную в компьютере собаку. Жена ищет в сети редкое кино, муж виртуально присматривает автомобиль. И члены семьи переписываются через Facebook, сидя в соседних комнатах»  - пишет в своей статье А. Тарханов.

Большую помощь в понимании истории исследуемого вопроса оказала статья «Интернет коварнее кокаина?», опубликованная в газете «Аргументы и Факты» известного психиатра, нарколога, специалиста по лечению больных игровой и компьютерной зависимостью Виктора Ханыкова. Специалист уверен, что социальные сети могут оказывать пагубное влияние на пользователей, а также могут стать причиной интернет – зависимости:  «На первом месте по опасности развития компьютерной зависимости - интернет-игры, на втором - социальные сети». В.Ханыков приравнивает интернет-зависимость к наркотической: «По уровню и скорости «втягивания» их действительно можно приравнять к наркотической зависимости, а в чём-то они и сильнее».

Углубила наше представление об изучаемой проблеме статья «5 опасностей виртуального общения в интернете» Дарьи Неровновой, опубликованная в газете «Аргументы и Факты». В статье известный журналист рассуждает об опасностях виртуального общения в сети Интернет. «Социальные сети – штука полезная. Можно по-быстрому списаться с друзьями, коллегами, тетушкой, живущей в Америке… Но иногда «сидение» в соцсетях выходит боком» - рассуждает Дарья Неровнова . Также автор приводит мнение известного доктора психологических наук Альбины Нестеровой: «Живя в электронном пространстве, человек часто придумывает себе образ, не соответствующий действительности. Он может полностью потерять контакт с реальным миром, разучиться общаться. Особенно это касается подростков».

Также при изучении  данной проблемы мы познакомились со  статьей Н. Кононова и В.Игуменова «Код Павла Дурова», опубликованной  в журнале «Forbes». В статье была представлена  информация о том, каким образом программист Павел Дуров, основатель социальной сети «Вконтакте», сумел завоевать широкую аудиторию пользователей.

В статье «Развитие социальных связей и отношений в виртуальных сообществах», опубликованной в научном журнале «Социосфера» В.Е.Гревцов объясняет вопрос беспрецедентного роста и развития виртуальных сообществ, говорит о мотивации пользователей сети Интернет. Автор отмечает, что Всемирная паутина, предоставляя человеку неограниченные возможности общения в реальном времени, превратилась из простого множества связанных сетью компьютеров в сообщество пользователей сети, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства.

В статье под названием «Интернет в жизни современных подростков: проблема и ресурс», опубликованной в научном психологическом журнале «Современная зарубежная психология», А.Б. Сорокина поднимает проблему обучения и личностного развития подростков в контексте использования ими Интернета. Анализируются вопросы, связанные с особенностями развития коммуникативных навыков и рисками появления у подростков Интернет-зависимости, в частности, от социальных сетей.

Выводы. Изучение литературы по проблеме исследования убедило меня в том, что проблема влияния соцсетей на язык пользователей актуальна, стоит очень остро, волнует педагогов, родителей, журналистов, всех неравнодушных людей. В статьях, посвященных данной проблеме, отмечается риск развития у подростков Интернет - зависимости, утраты связи с реальным миром, отсутствие умения общаться, выражая свои мысли правильно, точно, логично, выразительно, с учетом норм литературного языка.

Глава 2. Общая характеристика интернета как средства общения

2.1. Специфика общения в интернете

Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. В последнее время виртуальное общение всё чаще вытесняет личное. Неудивительно, ведь общаться в сети не только дешевле, но и проще, здесь не имеют значения разделяющие собеседников километры, а нередко даже годы. Противники виртуального общения бьют тревогу, утверждая, что социальные сети убивают коммуникабельность и даже культуру слова.

Слово - это орудие человеческого творчества. Мы просвещаем и просвещаемы словом. Слово, имеющее в своем основании и опирающиеся при своем происхождении на добрые духовные начала, осветляет нашу жизнь и окружающий мир. А лексика, которая используется при виртуальном общении такого воздействия оказывать не может, так как лишена своего «духа и души».

При визуальном общении слово подается интонационно, передавая чувство и эмоции. При виртуальном общении мимику, эмоции, интонации, жестикуляцию заменяют значки и смайлики. Со временем это может сыграть злую шутку. Если человек работает дома и общается только через социальные сети: «Одноклассники», «В контакте», «WhatsApp», наступит момент, когда общение «вживую» покажется ему сложным и неудобным, а природа все-таки создала человека для жизни среди людей. Причинами обращения к интернету, как к инструменту общения могут быть:

 - недостаточное насыщение общением в «реальном  мире»;  

 - возможность реализации качеств личности, переживания эмоций, по тем или иным причинам, которые  невозможны в реальной жизни.

 Русский язык существует в интернете в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности. «Обитатели чатов» практически полностью лишены вспомогательных средств,  для выражения чувств и эмоций. Отсюда качество  речевого общения становится низкой.

Из – за глобального  "эмоционального  дефицита" в виртуальном общении  было введено множество  типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое распространение. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и степень его эмоций (причем вид смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра весьма бедна. Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "CapsLock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в нтернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и знаковыми аналогами - большим количеством восклицательных знаков, "традиционно русской лексикой" (чаще всего передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров.

     Сленг, выработанный пользователями интернета, переходит в общеупотребительную лексику, возрождение эпистолярного жанра в виде электронной переписки также имеет свою языковую специфику.

Глава 3.Влияние интернет - общения на речь учащихся школы  и взрослых

3.1. Исследование языка социальных сетей

Для того, чтобы проанализировать влияние интернет - общения на грамотность подростков, я исследовал сайты, блоги, форумы, чаты, наиболее часто посещаемые моими одноклассниками, и сделал следующие выводы:

       - специфика общения в интернете способствует неграмотному и бездумному письму, ненормативной  лексики и безответственность участников общения;

-  в связи с затрудненностью передачи эмоций пользователи стойко стремятся к  наполнению текста специальными значками  - смайликами, для обозначения эмоций.

Манера общения и грамотное письмо зависят от формы виртуального общения (форумы, гостевые книги, чаты, конференции, электронные почты, блоги, личные дневники). Каждая из этих форм имеет свои уникальные традиции общения и предъявляет особые требования к языку, на котором происходит общение. Например, форумы – это место сетевого общения группы авторов, где записи объединены общей темой. Реплики участников форума больше соответствуют манере письменной речи: высказывания логично структурированы, закончены и информативны. На форумах борются с неприятным сленгом и нецензурной лексикой. Тексты в гостевой книге максимально приближены к жанру письма - эпистолярному, который успешно возрождается благодаря именно интернету. Для чатов характерны неподготовленные, спонтанные высказывания с преобладанием разговорного жанра, на который, однако, накладывает отпечаток специфика обмена репликами в письменной форме. Телеконференции чаще всего посвящены какому-либо определенному предмету, и высказывания на них из-за ограниченности во времени отличаются лаконичностью. На протяжении последних нескольких лет стали очень популярны блоги - сетевые дневники одного или нескольких авторов. В них царит полный беспорядок. Это исключительно молодежный способ общения и самовыражения. Часто

пользователи не утруждают себя развернутыми комментариями, предпочитая расхожие фразы из сетевого жаргона: "Я плакалЪ", "Пеши исчо". При помощи такого откровенного коверкания языка (отклонение от норм русской словесности, активной словесности, активной пунктуации, использовании заглавных букв внутри слов) молодые люди передают свои эмоции: иронию, сарказм, удивление, негодование. За порядком в личном дневнике смотрит его владелец, и в нём общение, как правило, ведётся с использованием сленга.

Русский язык виртуального общения находится под прямым влиянием со стороны американского варианта английского языка, диктующего свои правила общения в сети. Одним из наиболее очевидных заимствований русскоязычным пользователем у англоязычного является использование общепринятых эмотиконов («смайликов»). Основная цель использования такой знаковой системы - экономия времени, отведенного на общение. Нехватка времени - это примета современного общества в целом: темп жизни ускоряется с каждым днем, и язык, соответственно, приспосабливается к новым условиям функционирования.

Язык интернета - это по сути язык собственного русскоязычного молодежного сленга жаргона программистов, что тоже несомненно оказывает влияние на письменное общение пользователей интернета.

Таким образом, можно сделать вывод, что интернет-общение является самым популярным в мире. Такой тип общения требует быстроты написания сообщений, поэтому письма отличаются краткостью и лаконичностью. Объем одного сообщения не превышает 5-6 слов. В связи с этим постепенно стал вырабатываться симбиоз письменной и устной речи или, как его еще по-другому называют, Интернет-сленг.

3.2. Результаты анализа социологического опроса учащихся школы

Чтобы узнать отношение подростков и взрослых к данной проблеме, мною был проведен опрос пользователей сети – интернет.

Учащимся школы с 5 – го по 11 класс были предложены  вопросы. (Приложение 1)

Исходя из результатов проведенного опроса, мы пришли к следующим выводам:

-учащиеся 8,9-х классов больше в социальных сетях, нежели в жизни - 68% из 100%.

  • 56% опрошенных при общении в социальных сетях стараются придерживаться норм русского языка, но при этом используют смайлы - 90%, графические сокращения или замену слов - 73%. (Приложение 2,3)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подростки и   взрослые выражают свои мысли быстро и эмоционально, не обращая внимания на грамотность.

-22% не могут отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях, что говорит о небольшом объёме словарного запаса. (Приложение 4)

55% опрашиваемых на вопрос «Как ты думаешь, влияет ли изменение написания слов в Интернете на твою практическую грамотность? Ответили «да» - 55%, и 45% «нет». (Приложение 4)

Большинство учащихся, ответивших на этот вопрос «нет», написали в анкетах, что сленг не употребляют, применяют при написании текстов общения правила орфографии и пунктуации, слова если и сокращают, то по правилам, соблюдая нормы русского языка. И хотя слова не коверкают, но смайлики при письме применяют. («Когда пишу, применяю правила. Если будешь писать неправильно, то привыкнешь, и станешь так писать всегда»; «Я изменяю слова, употребляю сленг, но я читаю книги, и моя грамотность не ухудшается).

   Ученики, ответившие на этот вопрос «да», объяснили свой ответ так:

«Нет. Потому что как писал, так и пишу с ошибками»; «Привыкаю писать неправильно, потом так и пишу в записках, тетрадях»; «Заучиваю интересные сокращения и прикольные словечки, и конечно, из-за этого начинаю писать неграмотно»; «Влияет, потому что мы в Интернете общаемся больше, чем пишем на уроке русского языка, поэтому привыкаем писать с ошибками, пишем так в повседневной жизни»; «Да, потому что не на всех сайтах ошибки подчеркиваются, и я не знаю, с ошибками я пишу или нет»;

  • на последний вопрос «Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?» почти все участники ответили, что они будут общаться в Контакте, нежели читать книгу. (Приложение 5)

Результаты социологического опроса учащихся дают нам возможность утверждать, что при общении в социальных сетях не все учащиеся старших классов МОУ СОШ №3 используют орфографические правила, но большая часть опрошенных старается их соблюдать; выражению мысли учащиеся предпочитают смайл или графическое обозначение, что делает речь учащихся скудной. Раньше, когда не было интернета и спутникового телевидения, люди читали книги. Соответственно, у них развивалась зрительная память, и они писали грамотно. Сейчас среди подростков, не читающих произведения классической литературы, говорящих на сленге, наблюдается всеобщая безграмотность.

Таким образом, интернет-общение способствует развитию безграмотности у молодого поколения.

           Ещё одна примета XXI века – нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стала замечать, что ребята стали общаться намного быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм» или «намана», вместо «пойдем» - «падем», «спасибо» - «спс», «почему» - «поч», «может быть» «мб», «домашнее задание» - «дз» и так далее. И ещё. Молодёжь очень часто использует в разговоре англоязычные слова (что характерно для Интернет-общения). Например, многие подростки, здороваясь, стали употреблять английское слово «Нi» вместо слова «Привет».

Таким образом, интернет - сленг активно приживается в речи подростков.

3.3.Классификация ошибок, допускаемых учащимися при общении в сети

Интернет

Сделав скриншоты  (Приложение 6) переписки учащихся в социальных сетях, я проанализировал слова, (Приложение 7) используемые учащимися во время переписки и пришел к выводу, что общаясь в социальных сетях, учащиеся изменяют слова, что приводит к ошибочному употреблению этих слов и к снижению грамотности учащихся, на основании этой переписки мы создали словарь Интернет-общения. Анализируя словарь участников интернет-общения мы выделили способы создания новых слов в социальной сети.

 (Приложение 7)

1.Подражание детской речи. Употребление слова «сибки» вместо «спасибо» фонетически придаёт некую детскость. Можно встретить и сокращения такого типа: “Я тя лю”(«Я тебя люблю»), что напоминает детский лепет. Как один из вариантов влияния детской речи—появление приветствия «ку» (детская игра в прятки: «Ку-ку, привет, я здесь!»). Появление приветствия «ку» связывают и с фильмом "Кин-дза-дза".

2.Сокращение слов. Из-за постоянно убыстряющегося темпа общения в Интернете появляется необходимость передать максимальное количество информации в единицу времени, реализующуюся посредством принципа экономии языковых усилий, что более явно выражается в использовании большого количества аббревиатур, сокращений и звукоподражательных слов: «норм» – нормально, «оч» – очень, «чз» – через, «м-ду» – между, «инфа» – информация, «бро» – брат, «кэп» – капитан, «ахахах» - очень смешно и др.

3.Влияние  английского  языка.  Написание «прифки»  (привет) встречается  в  разных вариантах: «приФФки»,  «приФки»,  «приFFки»—и  отражает  на  примитивном  уровне подражание  английскому  языку.  С  этой  точки  зрения  интересно  объяснение «ку» как приветствия. «Ку» - «Re», набранное в русском режиме клавиатуры, — от «Response» — ответ (англ.). При ответе на электронное письмо в качестве темы подставляется «Re: тема прошлого письма». Если не использовать эту подстановку, можно написать это выражение вручную. Можно забыть переключить раскладку (или специально не переключать), и получится «Ку». Также может означать «Respect» — уважение (англ.)

4.Суффиксация. В речи пользователей сети заметно стремление к выбору словообразовательных суффиксов, более типичных для просторечия: «спасибо»—«спасиб-он», «сибо»—«сиб-уль», «день»—«ден-яг-а». Широко используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: «спасибки», «сибульки», «сибки», «сипки», «спасибульки», «пусичка», «лапочка», «няшистики»;

4.Игра в словотворчество. Возникновение некоторых слов (например, «пасяб» - «спасибо») нельзя объяснить никакими законами языкового словотворчества, это стремление выделиться, соригинальничать.

Проанализировав скриншоты переписки учащихся на сайтах я выявил следующие ошибки:

1)Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» Спасип

2)Сокращения        (привет-при)

3)Звукоподражания        (Ха-ха. УУУ, ОУУ)

4)Написание слов по произношению  (нормально - нармас)

  1. Отсутствие пунктуации (гак ты)

6)Использование смайлов вместо знаков препинания        (прива!=)

7)Написание имён собственных с маленькой буквы (маха мы с тобой)

8)Неверное написание –Тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)

(9)Опечатки        ( Полько(только); учудщает(ухудшает);

Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. И эти ошибки можно классифицировать по двум группам:

1.Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в школьных тетрадях, но и во время переписки.

  1. Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся(«дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот, (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Такое написание слов называется «олбанским языком». Очень часто владение таким языком показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения, в котором он «становится своим» лишь потому, что коверкает русский язык по определенным правилам.

3.4. Влияние интернет-общения на лексику современного подростка

Анализируя влияние сленга на лексику современного подростка, я выделил как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны интернет-общения.

  1. Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Их радует, когда им пишут на таком же сленге. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы. Таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.
  1. Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время. Обычно в чатах и в VK переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.
  1. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны интернет-общения.

1.Из-за увлечения Интернет-сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку).

2.Неправильная речь звучит не только в Интернете, но и с экранов телевидения, в эфире радио, т.е. в повседневной жизни.

3.В речи подростков появляется много иностранных слов, употребляющихся без перевода.

           4.Интернет-общение содержит много нецензурных фраз, приводящих к засорению языка.

Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, почему так говоришь, оказывает на речь современного подростка отрицательное влияние, так как ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и в повседневной жизни: оформляя записи в учебных тетрадях, общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.

Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода. Подростки стремятся в виртуальном пространстве по-новому представить себя, в том числе и через речь, активно используют знаки для выражения эмоций.

Я считаю, что безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.

  • ещё одно наблюдение. Становясь старше, ребята стараются общаться правильным языком, избегать сплошного употребления сленга. «Хочется пообщаться с умным грамотным человеком», - говорят они.
  • хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше.

Все эти наблюдения позволяют сделать вывод о том, что интернет-общение отрицательно влияет на устную и письменную речь учащихся нашей школы.

              Список использованной литературы

   1.Копыл В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ, 2015.

2. Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие//Ведомости, 14.12.2010, № 236(1763).

3. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва // http://lib.rus.ec/b/150412/read

4. Белкин И., Амзин А. Полный превед // http:lenta.ru/articles/2006/02/28/preved/

5. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2012.

6. Буторина Е. А. Интернет как лингвистический феномен // http://www.gramota.ru/ 21 октября 2007.

7. Подлесная О. О чем кричит Интернет // Московские новости № 43/2006.

8. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского  языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты.

9.В.Ханыков. Интернет коварнее кокаина? АиФ № 12 от 06.10.2012г

10. .Д.Неровнова. 5 опасностей виртуального общения в интернете АиФ № 16 от 24.12.2014г

Список используемых сайтов

  1. www.vkontakte.ru

  1. www.liveinternet.ru

  1. www.mail.ru

  1. www.odnoklassniki.ru

  1. www.rambler.ru

  1. www.facebook.ru

Приложение 1

Анкета

  1. Где вы больше общаетесь в социальных сетях или в жизни?

  1. Используете ли вы в общении в социальных сетях сокращения и замену слов?

А) иногда Б) всегда В) не использую.

3.Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в социальных сетях?

А) соблюдаю Б) не соблюдаю В) не всегда соблюдаю.

4.Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?

  1. Можете ли вы отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях?

  1. Испытываете ли вы затруднения при выражении мысли в устной речи?

А) Да        Б) Нет        В) Иногда.

  1. Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на Вашу практическую грамотность?

А) Да        Б)Нет.

  1. Чем вы займётесь в свободное время - чтением книги или общением в Контакте?

Приложение 2

Рис 1. Результаты ответа на вопрос: «Где вы больше общаетесь?»

 в социальных сетях    в жизни    одинаково

10%        22%

68%

Рис 2. Результаты ответа на вопрос: «Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в социальных сетях?»

 не всегда соблюдаю   не соблюдаю    соблюдаю

41%                                56%

3%

Приложение 3

Рис 3. Результаты ответа на вопрос: «Используете ли вы в общении графические обозначения, смайлики?»

 да       нет

10%

90%

Рис 4. Результаты ответа на вопрос: «Используете ли вы при общении в социальных сетях сокращение или замену слов?»

 иногда    всегда    не использую

21%

6%

73%

Приложение 4

Рис 5. Результаты ответа на вопрос: «Можете ли вы отказаться от использования смайлов и всевозможных сокращений, аббревиатур при общении в социальных сетях?

 да    нет    затрудняюсь ответить

10%

22%

68%

Рис 6. Результаты ответа на вопрос: «Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на Вашу практическую грамотность?»

 да  нет

45%

55%

Приложение 5

Рис 7. Результаты ответа на вопрос: «Чем вы займётесь в свободное

время - чтением книги или общением в «В контакте?»

 чтение книги    общение в Вконтакте

0% 0%

        60%

40%

60%

Приложение 6

Скриншоты переписки учащихся в социальных сетях

Приложение 7

Словарь Интернет-сленга учащихся

Кек, лол- смешно

Мож, мб- может быть

Чд - что делаешь

Чувак, чел- человек

Сорян, сорь, сори- прости, извини

Спасяб , спс- спасибо

Друзьяшки- друзья

сёня, седня – сегодня

плз - пожалуйста

щас – сейчас

прива!=),хай, прииив, прив, привки – привет

делифки-дела

чё? – что делаешь, что говоришь

ок – хорошо

няшка - милая

норм, нормас –        нормально

здаров, даров, дарофф – здравствуй

ахах - смех

чмоки-чмоки – целую

пасибки, спс, пасиб  – спасибо

супер – здорово

дз, домаха – домашнее задание

плз , плиз, плесо, пжлст - пожалуйста

комп – компьютер

   контр, конроха – контрольная работа

Приложение 8

Рис 8. Ошибки, допускаемые учащимися во время переписки в

социальных сетях

1

Замена букв Буква «б» меняется на букву «п» (спасип)

2

Сокращения        (привет-при)

3

Звукоподражания        (Ха-ха. УУУ, ОУУ)

4

Написание слов по произношению        (нормально - нармас)

5

Отсутствие пунктуации  (гак ты)

6

Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)

7

Написание имён собственных с маленькой буквы  (маха я тибя жду)

8

Неверное написание –тся и -ться в глаголах (Хочеться есть)

9

Опечатки        ( Полько(только); учудщает (ухудшает)

Рис 9. Способы образования новых слов в социальной сети

1)Подражание детской речи

«сибки», «приффки»

2)Сокращение слов

«инфа», «бро», «кэп».

3)Влияние английского языка

«лол», «хай».

4)Суффиксация

«спасибон»,«лапочка».

5)Игра в словотворчество

«пасяб», «няшка».


Поделиться:

Кактусы из сада камней

Военная хитрость

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Загадочная система из шести экзопланет

Фокус-покус! Раз, два,три!