• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Изучение истории родной Калмыкии в залах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова»

Опубликовано Мендеева Булгун Валерьевна вкл 09.01.2020 - 11:14
Мендеева Булгун Валерьевна
Автор: 
Чимидов Галдан Дмитриевич

 

«Изучение истории родной Калмыкии в залах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_istorii_rodnoy_kalmykii_v_zalah_natsionalnogo_muzeya_respubliki_kalmykiya_imeni_n.n._palmova.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Конференция исследовательских и проектных работ «Ювента» для обучающихся 3-4 классов

Направление:  Краеведение.

«Изучение истории родной Калмыкии в залах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова»

                                    Автор работы:  Чимидов Галдан Дмитриевич

                         Место выполнения работы: г. Элиста

                                          МБОУ «СОШ №10» им.В.А. Бембетова

                                          Обучающийся 3 «А» класса

                                            Руководитель: Мендеева Булгун Валерьевна,

                                                  учитель начальных классов

                                 

Элиста, 2019 г.

Содержание:

1.   Введение………………………………………………………………..2 стр.

2.    Основная  часть……………………………………………………….5 стр.

3.     Заключение…………………………………………………………..15 стр.

4.     Литература……………………………………………………………16 стр.

5.     Приложение……………………………………………………………17 стр.

ВВЕДЕНИЕ:

1.  Выбор  темы  исследования.

У  каждого  человека  есть своя семья, Родина, «малая Родина».

И  нет  в  мире  ничего  дороже и выше,  чем любовь к своей семье и родной земле!   Родина – это  многозначное  слово. Так как под  ним  мы  понимаем  родную  страну «Россию». Но  есть  и понятие   «малой родины».  А это,  прежде  всего  мой  родной  край, моя Калмыкия, Элиста - город, в котором живут  мои  родители и я.

Выбор моей темы «Изучение истории родной Калмыкии в залах Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова»

не случаен  и, на мой взгляд, очень актуален. Музей мне, как и многим, знаком с раннего детства. Еще с дошкольного возраста мы с родителями и группой в детском саду посещали различные музейные выставки и мероприятия.

Уже в школе мы продолжаем посещать залы и интерактивные программы Национального музея.

Раньше я никогда не задумывался об истории Калмыкии и вообще о том – кто же такие калмыки, как мы появились на территории России? Но сейчас обучаясь в школе, мне это стало очень интересно. Ведь когда мы приезжаем в другие регионы России многие спрашивают:  «Кто вы такие калмыки?  Как оказались в России?».

Ответы на эти вопросы  я нашел в стенах нашего Национального музея им. Н.Н. Пальмова.

2.       Цель  исследования

1. Через выставочные залы Музея изучить основные этапы истории калмыцкого народа в России.

2. Рассказать  об истории появления калмыков на территории Российского государства.

       3.    Осветить период ссылки калмыков в Сибирь.

3.      Задачи  исследования

        1.    Узнать  об  истории  создания Национального музея РК им. Н.Н. Пальмова.

        2. Узнать  об  истории  калмыцкого народа.

        3.    Узнать  о периоде депортации калмыцкого народа в Сибирь.

4. Узнать о растительном и животном мире республики в зале «Природа Калмыкии».

4.      Методы  исследования

        1.    Изучение  данного  вопроса  в  этнографических  материалах, в Национальном  Музее им. Н.Н. Пальмова в залах «Ойраты-калмыки:  века и поколения», «Природа Калмыкии», «Великая Победа», «Память сильнее времени!».

        2.    Анализ  собранного  материала.  

Основная часть.

Глава 1. Об истории создания Музея.

Свое исследование я начал с посещения Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова, где решил изучить историю родного края, природу и культуру.  Как замечательно, что это можно сделать в одном учреждении, не отходя от дома и школы далеко. Научный сотрудник Дорджиева Мария Балвыровна провела экскурсию по выставочным залам, и из ее рассказа я узнал много нового для меня, до этого неизвестного.

Наша Калмыкия — это одно из загадочных и экзотических мест в мире. Своеобразие нашего  края  проявляется во всех областях, начиная с территории и заканчивая культурой. Калмыки — единственный народ в Европе, исповедующий буддизм. Территория Республики Калмыкия является уникальным  уголком  археологических, исторических и природных памятников. У республики   длинная,  сложная, насыщенная важными событиями и явлениями история.

Свидетелями многовековой истории региона и жизни его населения являются памятники археологии, истории,  культуры и хозяйственной деятельности, собранные в фондах Национального музея Республики  Калмыкия им. Н.Н.Пальмова.

Официальная  история музея  начинается почти сто лет тому назад, с  I Общекалмыцкого  съезда Советов трудового калмыцкого народа, проходившего  с 2 по 9 июня 1920 г. в п. Чилгир Ики-Цохуровского улуса. В следующем году в Республике Калмыкия будет праздноваться 100-летие калмыцкой автономии. Тогда, на Съезде  говорилось:

«...Организовать историко-этнографический музей. Оказать содействие историко-этнографической экспедиции, руководимой профессором Пальмовым, с тем условием, что дубликаты раскопок поступали в калмыцкий музей».

  25 марта 1921 года приказом областного отдела просвещения учреждался областной Историко-этнографический музей. Предполагалось, что в музее откроется два отделения, историческое и этнографическое. 

Музей разместился во  временном  помещении городской школы по ул. Театральной 1, где до 2009года размещалась основная экспозиция  Национального музея Республики Калмыкия.

    К сожалению, первоначальное собрание музейного фонда, формировавшееся в 20-30-х годах, полностью утрачено в годы Великой Отечественной войны и депортации. Существуют многочисленные версии относительно исчезнувших коллекций Калмыцкого краеведческого музея. По одной из них, музейные ценности немцы вывезли из республики; по другой, возможно, они были захоронены по пути из города во время эвакуации. Известно лишь, что часть предметов, содержавшая драгоценный металл (271 кг.) была сдана в 1942 г. по приказу Советского Правительства в Фонд обороны. Однако проверка и выяснение судьбы музейных экспонатов – это тема отдельного научного исследования.

Современные коллекции музейного фонда стали формироваться, начиная с 1957 г., т.е. после восстановления Калмыцкой автономии и возвращения калмыцкого народа на Родину. Одной из задач в первые годы восстановления республики стало возрождение Калмыцкого музея.

Немаловажную роль в сборе материалов сыграло обращение к населению с просьбой в помощи восстановления фонда.

60-е годы характерны особо интенсивными поступлениями от населения. Люди приносили не только старинную одежду, посуду, предметы быта, но и семейные реликвии – скульптурки бурханов (божеств) и буддийские танки (иконы), которые сумели сохранить в тяжелые годы войны и ссылки.

Этнографические экспедиции, проводившиеся впервой половине 60-х годов, существенно пополнили фонды музея.

В настоящее время Национальный музей им. Н.Н. Пальмова является единственным музеем, где наиболее полно представлена история, культура и искусство калмыцкого народа. Здесь собраны богатейшие археологические и этнографические материалы: более 70 тысяч единиц хранения. Экспозиционные площади составляют более 1500 кв.м.

 Национальный музей Республики Калмыкия является одним из основных туристических  объектов региона.

Глава 2. Выставочный зал «Ойраты – калмыки: века и поколения».

По моему мнению, этот зал один из наиболее интересных во всем Музее. Именно здесь можно узнать все о прошлом калмыцкого народа. Что это за народ? Где проживал раньше и чем занимался? А также здесь показаны древние экспонаты, вещи, которые принадлежали когда-то нашим предкам.

Из рассказа Марии Балвыровны, я наконец-то узнал, кто же такие калмыки и как жили предки моего народа! Это очень познавательно и интересно.

Самоназвание калмыцкого народа – ойраты. И раньше мой народ проживал на территории Западной Монголии, лишь более 400 лет назад ойраты - калмыки пришли на территорию России. В зале можно посмотреть на карту кочевий, что очень интересно. История очень увлекательна! Калмыки – были народом кочевым, главной ценностью был скот – коровы, овцы, лошади, верблюды и собаки калмыцкой породы. Был свой свод законов «Степное уложение», своя письменность «тодо бичг», свои астрологи, учителя и даже врачи «эмч».

Несмотря на то, что жили калмыки далеко от земли Монголии, но поддерживали связи друг с другом и верили, как и сейчас, в Будду.

Особо запомнилась мне кибитка, как назвал однажды А.С. Пушкин. Именно поэтому на этом разделе я остановлюсь более подробно.

Народ свое жилище называл «ишкя гер», в переводе с калмыцкого означает «войлочный дом». Так как сверху деревянная основа покрывалась войлоком. Вот что я узнал о калмыцких юртах.

В прошлом  калмыки - кочевники  жили в сборно-разборных, покрытых кошмой жилищах, называемых кибитками. Теплая, сухая, она быстро разбиралась и собиралась, не подвергалась разрушению от ветра, так как веревки, которыми скрепляли решетки, жерди, харачи и кошму, завязывали калмыцким узлом, отличавшиеся особой крепостью. По тому, как сделан калмыцкий узел, судили о мастерстве человека, завязавшем его. В кибитке принимали гостей, устраивали торжества, религиозные обряды. Зимой в ней спасали от холода новорожденных телят, ягнят, жеребят.  В средней по размеру кибитке могли жить от 6 до 12 человек.

Зимой в кибитке было тепло, а жарким летом – прохладно из-за продуманной системы проветривания: приподнимали нижнюю часть кошмы с разных сторон для циркуляции свежего воздуха. Существовал  упрощенный вид жилища – джолум (верхняя часть кибитки без стен - терме), в основном там жили небогатые семьи. Отличались они и внешним видом, и размерами.

Деревянный остов кибитки состоял из 6-8 решеток - терме, верхнего круга - харачи и двустворчатой двери. Решетки и верх кибитки делали из длинных, круглых или квадратных жердей - унин, верхние концы которых были заостренными. Жердей требовалось много, от 60 до 120. Концы унинов туго связывали между собой. Все снаружи покрывалось кошмой, которую укрепляли прочными веревками - бечевкой, сплетенной из волос хвостов животных.

Для кибитки требовалось несколько видов кошмы. У духовенства и знати она была белого цвета. Две кошмы (деевскр) покрывали верх кибитки от харачи до головок терм. Еще одна кошма покрывала верхний круг - харачи. К ней прикрепляли специальную бечевку, за которую хозяйка могла открывать и закрывать харачи, через которую выходил дым от очага, а также проникал солнечный свет. В суровые зимы калмыки покрывали кибитки еще одним слоем кошмы.

Дымоход это харачи  - деревянный круг (обод) диаметром примерно полтора метра, сверху - четыре полукруглых деревянных дуги, скрепленных крест-накрест и упирающихся концами в круг, у круга снизу - отверстия для шестов. 

Сверху харачи  накрывался прямоугольной кошмой, с которой на четыре стороны свешивались до земли длинные веревки. С помощью этих веревок дымоход открывался и закрывался. На ночь дымоход закрывался, веревки натягивались и привязывались к среднему внешнему поясу. Деревянный круг делался составным. И круг, и дуги дымохода изготавливались из твердого легкого дерева, чаще из дуба.

Шесты - унин. С помощью шестов подымался и удерживался над кибиткой круг дымохода: острый конец каждого двухметрового шеста (их количество от 6 - до  до 80, 120) вставлялся в отверстие, сделанное в круге-харачи (эти отверстия проделывались понизу дымохода, а не сбоку, как у монголов), а противоположный конец упирался в головку решетки и крепился с помощью ременной петли. На шесты укладывались сначала нижние, а затем верхние войлочные покрытия кибитки. Калмыцкие шесты ровные и прямые и  кибитка приобретала стройный вид, а снег и дождевая вода на ней не задерживались, скатываясь вниз.

Решетки - терме. Их шесть, может быть и пять, десять. Соединенные (связанные) между собой они составляют круг - стены кибитки, на которых держатся шесты и дымоходный круг. Решетка всегда делалась из ровных, одинаковых по длине и диаметру (у калмыков) круглых оструганных шестов. Их укладывали крест-накрест, в местах пересечения сверлили сквозные отверстия, через которые пропускали тесьму из сыромятной коровьей кожи и завязывали узелки-кулачки с обеих сторон сквозных отверстий. Когда эти узелки-кулачки засыхали, они делались твердыми и упругими. Поэтому-то решетки легко складывались, что было удобно и при перевозке и при установке кибитки.

Когда устанавливали кибитку, то сначала стыковали решетки между собой с помощью широкой тесьмы, сплетенной из верблюжьей шерсти и конского волоса, затягивая ее в местах соединений крепкими узлами. Существует калмыцкие и монгольские способы стыковки и подвязки  решеток. Об этом мне также рассказывал мой папа, так как он у меня мастер по установке кибиток.

Дверь по калмыцки уудн. С южной стороны кибитки, между двумя решетками, крепилась вместе с косяками при помощи той же тесьмы двустворчатая дверь, створки которой всегда открывались вовнутрь. Над дверью укреплялась свернутая войлочная накидка.

Решетки красили масляной краской одного цвета, а дверь - разноцветными красками. Калмыки предпочитали красноватый цвет. Наддверную кошмовую накидку украшали вышитыми узорами. На ночь створки двери запирали деревянными щеколдами сверху, у притолоки, и снизу, у порога.

Интерьер кибитки.

И в кибитке, и в джолуме внутри все предметы находились в строго отведенном месте. Посредине первым делом устраивали очаг. Здесь стояла тренога с ковшом (при отсутствии треноги раньше устанавливали треугольником три больших камня), на который ставили  котел с деревянной крышкой. Рядом лежали ухват для котла, кочерга для укладки кизяка и поддерживания жара в очаге.

На севере кибитки  устанавливали шкаф -  алтарь для родовой или семейной иконы  и  подношений. Здесь располагались другие предметы культа: лампадка – зул, жертвенные чаши – тяклин цокцс.

Рядом с алтарем, ближе к выходу -  стоит деревянная сборно-разборная кровать – орндг - хозяина дома. Кровать украшалась пологом. Традиционно калмыки использовали два вида подушек: головная круглая и прямоугольная для ног. Женщины украшали торцевые части подушек калмыцкой вышивкой: дер бокц, кёл-бокц..

Напротив двери, у стены - в центре -  стоял низкий продолговатый комод с двумя дверцами и ящиками по обе стороны. По-калмыцки - это укюг, украшенный  орнаментом. Своего рода – это холодильник, в котором хранили запасы мясо - молочной еды, также утварь. На укюг располагали войлочные ковры, постельные принадлежности, сверху устанавливали сундук, который являлся собственностью хозяйки.  В нем она хранила ювелирные украшения семьи, отрезы и др. На дверцах - висячий замок. Это сооружение называлось  «большой баран». Иногда здесь могли быть один или несколько сундуков, сложенных друг на друга и покрытых коврами. В сундуках хранили праздничную одежду, украшения, оружие. Калмычки в летний период часто мазали земляной пол жидкой глиной для  уюта, холодной зимой на пол стелили старую и новую кошму, третий слой -из шкур животных. Иногда за решетки натягивали веревку, на которой развешивали повседневную одежду, а праздник Цаган – Сар (встреча весны) обязательно вывешивали и новую одежду для демонстрации мастерства хозяйки и дочерей.

С другой стороны - склада-барана, на высоком поставце-ящике (или это могло быть полкой), располагался  «малый баран» - алтарь с буддийскими принадлежностями, которые передаются от отца сыну: четки, священные тексты, амулетницы.

Решетки калмыцкой кибитки использовали для всего. Натягивали веревки между ними, на которых сушили мясо, вешали различные предметы. Существовала внутренняя тканевая обтяжка, хурульная  же кибитка не обвешивалась изнутри и не имела очага.

Рядом с молитвенником (на отцовской стороне) могла стоять деревянная кровать для взрослой  дочери хозяина. В изголовье – домбра, предметы для вышивки.

У входа от двери слева - на земле лежат: седло, на решетках - сбруя коня, различные волосяные веревки, аркан, плети и прочие принадлежности мужчин.

Ближе к двери справа – женский угол  со шкафчиком, маслобойкой, деревянной и кожаной посудой: ааг – разного вида чашки, различные бортха (сосуды из кожи для жидкости), тевш, тавг – подносы для мяса. Выше к шестам прикреплена свисающая на веревках подставка (тавг) - полка для посуды.

В витринах также представлена калмыцкая одежда, серебряные пояса и украшения, музыкальные инструменты, посуда и многое другое.

Всем обязательно нужно придти в Музей, увидеть все экспонаты своими глазами и послушать рассказ экскурсовода.

Глава 2. «Природа Калмыкии».

Второй мой любимый зал в Музее это «Природа Калмыкии». В этом зале я приобрел много знаний о природе Калмыкии. Узнал, что от низовьев Волги и до восточных предгорий Кавказа, почти на восьмидесяти тысячах квадратных километров, раскинулся один из самых необычных уголков Европы – Калмыкия.

Наша республика Калмыкия (калм. Хальмг Таңһч) располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь и занимает территорию с общей площадью 75 тыс. км², что больше территории таких государств в Западной Европе как Бельгия, Дания, Швейцария и Нидерланды.

           Республика занимает западную часть Прикаспийской низменности, возвышенность Ергеней и Кумо-Манычскую впадину, а  на юго-востоке ее границы омываются Каспийским морем. Граничит с Астраханской, Ростовской, Волгоградской областями, Республикой Дагестан и Ставропольским краем. По территории Калмыкии протекает река Волга. Республика обладает уникальными природными комплексами – степные, пустынные и полупустынные ландшафты, водно-болотные угодья и морское побережье.

У нас уникальная флора и фауна, биосферный заповедник «Черные земли», место обитания красно книжных сайгаков.  Мои любимые экспонаты в зале – это чучела  семейства сайгаков, орлан - белохвост, волк, лиса и  журавли красавки.

Также я увидел полезные ископаемые, которые есть у нас в Калмыкии.

Глава 3. Выставка « Великая Победа».

Все мальчишки моего класса, как и я, любят   выставку  «Великая Победа», которая основана на подлинных памятниках военного времени, насыщена боевыми реликвиями и именно здесь мы можем посмотреть на оружие времен Великой Отечественной войны. Настоящие фотографии, документы, фронтовые письма, награды показывают героизм наших людей в годы войны, патриотизм и мужество жителей родной Калмыкии.

   С первых дней войны отважные воины - калмыки в одном строю со всеми защитниками родины мужественно сражались с врагом. Они защищали Брестскую крепость, участвовали во всех значимых операциях советских войск.

   Сформированная в Калмыкии в сравнительно короткое время  за счет народных средств 110 Отдельная Калмыцкая Кавалерийская дивизия прошла славный боевой путь.

  В экспозиции показана деятельность наших земляков в партизанских соединениях на территории Калмыкии, Белоруссии, в отрядах Сопротивления Польши, Югославии, Франции. Представляю, как тяжело было нашим партизанам! Ведь это очень сложно спрятаться от врага на равнине! Гораздо сложнее, чем в лесистой местности.

   Поистине героически показан в экспозиции труд работников тыла, в основном женщин и детей. Только за 8 месяцев войны труженики Калмыкии отправили бойцам действующей армии более 23 тысяч пар валенок, 3682 полушубка, большое количество других теплых вещей. На строительстве оборонительных сооружений и стратегической железной дороги  Кизляр – Астрахань работало 25 тысяч человек.

    На выставке представлены документы, награды, фотографии, карты, фронтовые письма, военное снаряжение и оружие бойцов 28-й армии, которые в новогоднюю ночь 1942 года освободили от фашистов столицу Калмыкии -  наш город Элисту.

     За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, 14 тысяч граждан республики были награждены боевыми орденами и медалями, а 22 – удостоены звания Героя Советского Союза.  

 Глава 4 . «Память сильнее времени».

Заключительная тема моей исследовательской работы - это «Депортация калмыцкого народа» и выставка «Память сильнее времени». В настоящий момент эта очень не простая тема для меня, думаю, в дальнейшем я обязательно буду изучать ее в другой исследовательской работе в старших классах, так как она затрагивает все калмыцкие семьи. Мой ава также рожден в годы ссылки, в далекой Омской области.

     Экспозиция выставки посвящена тем далеким 13 годам политической ссылки калмыцкого народа в Сибирь, с 1943 по 1956 гг.  

Выставочный зал «Память сильнее времени» представляет собой «лабиринт» из четырех отдельных взаимосвязанных комнат – залов, в которых с помощью консультантов-историков воссозданы интерьеры довоенного калмыцкого  дома и военного вагона-теплушки, в котором калмыцкие семьи проделали долгий и горестный путь в Сибирь, а также воспроизведены фрагменты Широклаговских работ и возвращения калмыцкого народа на Родину. Благодаря видеофильму и звуковому сопровождению, здесь создана особая картина восприятия и сопереживания калмыцкому народу.

   Здесь же, впервые в республике авторами проекта была создана карта «Депортация калмыцкого народа в восточные районы страны в 1943-1956 гг.», показывающая распределение калмыков в Алтайском и Красноярском краях, Омской, Тюменской  и Новосибирской областях.

   Кроме того на выставке использованы подлинные семейные фотографии того времени участников трагических событий и их воспоминания.

 Конечно же, всем жителям и гостям Калмыкии стоит посетить этот зал. Помнить в своей истории не только светлые, но и горестные страницы истории!

Заключение.

Итак,  я  считаю,  что  основные  цели,  которые  я  ставил  перед  собой  при  выполнении  данной   работы,  выполнены,  задачи  были  решены.  Я  собрал  и  изучил  материал  по  всем выбранным мною темам. Работа в Музее мне очень понравилась.

Основной вывод, который я сделал – это то, что сегодня наша Республика Калмыкия является основным местом проживания калмыцкого народа, чья четырехвековая история в составе России была интересной и иногда очень трагичной.

Наследие калмыцкого народа, древние национальные традиции и народные промыслы нашли свое отражение в Национальном музее Республики  Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, в котором представлена история, культура и искусство калмыков, собраны наиболее интересные этнографические и археологические материалы.

Список использованной литературы:

  1. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. (на калмыцком и русском языках). – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007.
  2. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб и доп. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
  3. Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. с калмыцкого А.Аквилева. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
  4. Этнопедагогика калмыков и национальная школа. Сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора О.Д. Мукаевой. – Элиста: АПП «Джангар», 1997.


Поделиться:

Как нарисовать черёмуху

Загадка старого пирата или водолазный колокол

Разлука

Кактусы из сада камней

Мальчик и колокольчики ландышей