• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мой вклад в экологию родного края

Опубликовано Сидорова Валентина Владимировна вкл 15.01.2020 - 10:17
Сидорова Валентина Владимировна
Автор: 
Козлова Антонина

Как мы пришкольную территорию в оазис превращали

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как мы пришкольную территорию в оазис превращали18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Устьинский филиал МБОУ Устьинская СОШ

Моршанский район Тамбовская область

Сочинение – исследование на тему:

«Как мы пришкольную территорию в оазис превращали»

Выполнила: обучающаяся 9 класса

Козлова Антонина

село Устье  2017

Сельская школа, чем живёшь  сегодня, что тебя волнует и радует? Ежедневно в твои  распахнутые двери  врывается  неугомонная толпа счастливых ребятишек. Они любят тебя, скучают на каникулах и вновь радуются встрече. Им тепло в твоих стенах, уютно в классах, комфортно среди сверстников.

Осуществляя главную цель - давать знания, ты одновременно воспитываешь  будущих граждан страны, которые любят  свою родину, её традиции, облагораживают памятные  места, знают цену труду, участвуют в ежегодных экологических акциях, берегут родную природу!  

Если смотреть на карту Тамбовской области,  Моршанский  район - самый северный  и самый большой по  занимаемой территории.  Богат он лесами и равнинами, возвышенностями и оврагами, полями и реками. Это всё моя малая родина. Люблю и горжусь её историей!  

Устьинский филиал МБОУ Устьинская СОШ, расположен  на песчаной возвышенности в центре села Нижнее Устье. Если театр начинается с вешалки, то школа - с пришкольного участка.

«Никогда не поздно посадить   деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки».

Особенно привлекателен наш участок весной. У самого входа, в сторонке, вас приветствует берёза  своей раскидистой кроной. Когда она выросла,  никто не заметил. Ранней весной серёжки  всем разбрасывает, осенью – «золотым» листом щедро осыпает.

 Асфальтированная дорожка поведёт к школьному крыльцу, но сначала вы обязательно задержите свой взгляд на красавицах - сосенках, которые ровным «строем» приветствуют   взрослых  и детей.

Майская сирень, акация и кустики тёрна  «манят к себе» и хочется потрогать их удивительно разные по красоте, цвету и запаху цветы.

Листва на тополях, распустившись раньше всех,  шелестит от лёгкого дуновения ветерка и заставляет поднять голову высоко вверх, чтобы увидеть величие этих неприхотливых деревьев. Шикарный досточтимый вяз и кудрявый клён завораживают своей раскидистой кроной, если надо «спрячут» всех желающих от солнца весной и летом.

Разнообразие пейзажу придают молодые ели, кусты рябины, дубки, осинки. Если вы наблюдательный человек, то обязательно отметите их удивительное соседство.

Разновозрастные деревья и кустарники особенно хорошо  смотрятся на фоне «изумрудного ковра» - ровно выкошенной  травы. И, как в любой композиции, ярким пятном выделяются  круглые клумбы, с огромными шапками рыжих  бархатцев, блистающих серебряными каплями от утренней росы  или дождя.

  Такой  оазис на школьной территории создан не за один год совместными усилиями учителей, обучающихся и работников школы. От окружающей красоты получают удовольствие дети,  работники, родители, а гости – просто восхищаются.

Чтобы узнать, как мы пришкольную территорию в оазис превращали, хочу совершить небольшую экскурсию в географическое краеведение.

Наше село находится на месте  бывшего устья древней реки, видно оттуда и получило своё  название.         Когда река,  поменяв своё русло «ушла» в сторону, остались наносные пески и торфяники, сохранившиеся до наших дней. Песка у нас вокруг много, но на строительство он не пригоден, так как без примесей, его называют промывным, потому что водным течением вымывались глиняные, известковые и другие отложения. Водная растительность, перегнивая, превращалась в ил, столетиями скапливаясь на дне реки. Так были обнаружены залежи торфа. В 60 - е годы прошлого столетия на территории нашего села велись торфоразработки в промышленном масштабе.

Вот на таком интересном, историческом месте, в центре села и расположена наша школа. Много лет потребовалось для того, чтобы она утопала в зелени деревьев, кустарников и цветов.

Учитель технологии с двадцатипятилетним стажем работы В.В. Сидорова на уроках рассказывала о том, сколько усилий за эти годы прилагалось к тому, чтобы озеленить территорию. Но кроме низкой полыни и двух мощных тополей – самородков ничего не приживалось.  

Каждый год выпускники пытались сажать молодые деревца на память, родители приносили  кустарники и сами сажали, но дальше дело не шло. Никак не хотели саженцы корнями с песком  срастаться.

И вот за каких  - то восемь лет произошла  удивительная перемена. Что случилось? А может, как всё началось?

Кажется, совсем недавно я робко перешагнула  порог  своей родной школы.  Помню, как в пятом классе, на уроках технологии, изучая тему «Дизайн пришкольного участка», выходили  в школьный парк. Раскидывали длинный извилистый шланг и с помощью разбрызгивателя орошали территорию. Песчаная почва  получала долгожданную порцию так необходимой ей влаги. Нам нравилось передвигать резиновую «змейку» и наблюдать за преломляющимися лучами солнца в водных струйках.

С наступлением весны, мы выбегали   на свежий воздух, чтобы убрать территорию и, по возможности, озеленить. Перекапывая почву,  выворачивали наружу песок. Он сначала казался рыхлым, через несколько дней высыхал, а вместе с ним высыхали семена цветов -  однолетников, несмотря на то, что их поливали. Мы спрашивали учителя о причине гибели  растений, сожалели о  напрасном труде. Оказывается, вся проблема заключалась в песчаной почве.

Изучая  природоведение, географию,    экологию,  геоэкологию,  химию,  мы  узнавали   законы  природы, процессы,  происходящие в ней, свойства воды, земли, воздуха,  жизнь растений.  

Вооружившись знаниями этих наук, решили   на уроках технологии во время работы на пришкольном участке, применять определённые шаги к возрождению экологического равновесия почвы.

От частых поливов трава становилась сочнее и гуще. Первый раз скосили триммером.  Мелкая травяная крошка просыпалась между редкими травинками, тем самым прикрыла почву от высыхания. Это был первый шаг к возрождению травяного покрова, будущего «ковра»,  который теперь так густо покрывает всю территорию. Ставим распылитель и продолжаем обильно поливать траву, не давая солнцу спалить её.  

Постепенно работы прибавлялось.  Девочки занимались поливом, прополкой, мальчики - сгребали листву и уносили в специально отведённое место для перегнивания - компостирования. Листовой перегной – один из главных структурных компонентов улучшения почвы. Время от времени проливали листву водой для более быстрого разложения.

А проблема с почвой на клумбах оставалась. Тогда мы провели исследование. С осени, сгребая листву, тонким слоем насыпали её поверх земли. Затем, осторожно перекапывали почву.  Листва оказывалась под тонким слоем.  Песок очень быстро «перерабатывает» попавшую в него растительность, к тому же осенью выпадает много осадков в виде дождя и мокрого снега, листва за зиму перепревает. и верхний слой почвы заметно улучшается. Весной, во время наблюдений было видно, что структура почвы становится другой – структурированной. Это был второй шаг,  направленный на   улучшение экологического состояния верхнего почвенного слоя.

 Мечта  создания цветущих клумб  нас не покидала. Исследуя особенности растений, методом проб и ошибок, пришли к выводу, что самыми  рациональными будут  бархатцы. Они дают быстрые всходы, неприхотливы и нетребовательны в  уходе, светолюбивы, засухоустойчивы, наконец, необыкновенно красивы.  

Следующей весной почву на клумбах не перекапываем, а слегка проводим бороздки мелкой тяпкой, проливаем землю из лейки и густо сеем семена наших цветов. Заделываем их в почву, присыпая лёгким перегноем. Через два дня польём опять, а ещё через два появятся дружные всходы. Оставляем все сеянцы. Они охотно идут в рост и за счёт близкого соседства переплетаются корневой системой между собой,  тем самым удерживаясь в почвенной лунке. Территория участка  южная и солнце нещадно палит её. Поливы и орошения  - не всегда помогают.

Анализируем, как помочь питомцам?  В жару человек прячется  в тень, а что нужно растениям? Создать эту самую тень. А как? Да так же просто! Скошенную траву сгребать и подкладывать под корни растений. Наша задача, не нарушая эстетики  участка, успеть положить зелёную массу пока она влажная. Своей прохладой она сохранит корневую систему от перегрева и будет удерживать влагу. От поливов трава постепенно превратится в дополнительный питательный субстрат для почвы. Так была решена третья задача по улучшению структуры почвы.

А цветы мы сохранили. Они восхитительны и разнообразны: высокие раскидистые и низкие кустовые, одноцветные и обрамлённые, махровые и ромашковые.

Попытки сажать деревья нас не оставляли. Проводились эксперименты с разными  саженцами.  Одновременно подрастали сосенки, потому что песок для сосны – идеальная почва, только поливать надо. Бросим шланг – «змейку» и бежит струя прохладной воды под корни. Такие красавицы выросли, что уже второй год «приглашаем» по одной в школьный зал на новогодний карнавал.

Благодаря своевременному и обильному поливу наши растения «стараются» жить и радовать окружающих своим разнообразием, разноцветьем листвы. Когда – то мы помогли возродиться им, теперь они помогают нам, очищая и освежая воздух, привлекая насекомых и птиц, пряча в тени от полуденного солнца.

В школьном парке традиционно проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов: первый  и последний звонок, выпускные вечера, уроки рисования, музыки, технологии, летний отдых и  отдых на переменах.

Рассказывая о том, как мы школьную территорию в оазис превращали, хочу сказать, что «один в поле не воин», здесь виден вклад каждого из нас. Только теперь, когда проведена большая работа, занявшая не один год,  можно с гордостью сказать, что «Мой вклад в экологию родного края» тоже осуществился, пусть малый, но зато с большой любовью.


Поделиться:

Зимняя сказка

Кто грамотней?

Сказка "Дятел, заяц и медведь"

Пока бьют часы

Загадочная система из шести экзопланет