• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Статья. Стигматизация людей, живущих с ВИЧ/СПИД

Опубликовано Бакирова Зухра Анверовна вкл 16.01.2020 - 22:52
Автор: 
Рахимбекова Ф.К.. Горинова Е.К.

В статье представлено сравнительное изучение некоторых аспектов стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД студентами медицинского колледжа и медицинскими сестрами с различным стажем профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

СТИГМАТИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ С ВИЧ/СПИД

Рахимбекова Ф.К.. Горинова Е.К.

студенты 2 курса, специальность «Акушерское дело»

научные руководители – Бакирова Зухра Анверовна, Андреева Лидия Михайловна, преподаватели профессиональных модулей

ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

В настоящее время произошли позитивные перемены в отношении к ВИЧ-инфицированным пациентам. Это связано с успехом применения высокоэффективной антиретровирусной терапии. В то же время особый интерес вызывают психосоциальные аспекты оказания им профессиональной помощи в связи с явлениями  стигматизации и дикриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом в различных социальных группах общества, в том числе и серди медицинских работников.

Современное понимание стигматизации означает сложный процесс обесценивания личности человека в связи с наличием у него какого-то отталкивающего, осуждаемого признака, в частности ВИЧ-статуса.

Принципиальное различие в правильном применении двух терминов: стигма означает отношение, дискриминация – действие.

Целью нашего исследования явилось сравнительное изучение некоторых аспектов стигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИД студентами медицинского колледжа и медицинскими сестрами с различным стажем профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 2 группы респондентов.

В первую группу вошли 36 студентов 4 курса медицинского колледжа в возрасте 17-18 лет (7 юношей, 29 девушки). Следует отметить, что за 4 месяца до исследования ими была изучена тема «Сестринская деятельность при ВИЧ – инфекции» согласно рабочей программе профессионального модуля ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном процессах.

Вторую группу респондентов составили 39 медицинских сестер – слушателей дополнительного профессионального образования ГБПОУ ДЗМ «МК №6» в возрасте 26-59 лет.

Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе оценивался уровень информированности респондентов о заболевании, путях передачи возбудителя инфекции, клинических проявлений, методах лечения и профилактики.

На втором этапе оценивались проявления стигматизации к ВИЧ-инфицированным пациентам.

Применялась дополненная краткая шкала  СПИД-ассоциированной стигмы (Голенков А.В.. 2010) с последующим оформлением развернутых письменных комментариев к своим ответам и активным открытым обсуждением полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. 

Крайне негативных чувств (отвращение, проклятие, стыд) люди, живущие с ВИЧ/СПИДом у опрошенных студентов не вызывали, что вероятно, связано с профессиональной осведомленностью о путях передачи возбудителя заболевания. Вместе тем основные сомнения у студентов были высказаны о возможном пути передачи инфекции при пользовании общей кухни, ванной, поцелуе, тесном общении с пациентом страдающим оппортунистическим заболеванием.

Все респонденты уверенно ответили на вопросы о клинических проявлениях, методах лечения и профилактики ВИЧ/СПИД (табл.1).

Таблица 1.

Результаты изучения уровня осведомленности

респондентов о ВИЧ/СПИД

Респонденты

№

пп

Пол

Число правильных ответов

на 15 вопросов (М+м)

Студенты медицинского колледжа

1

мужской

10,2+1,2

2

женский

11,3+0,4

Медицинские сестры

3

мужской

-

4

женский

13.9+0,3*1-4, 2-4

Примечание: * – достоверность различий между группами респондентов при р<0,05.

Далее был проведен анализ уровня стигматизации к ВИЧ-позитивным пациентам.

Все респонденты согласились с необходимостью отстранения от профессиональной деятельности врачей, медицинских сестер, сотрудников станций переливания и забора крови, научных деятелей, чья работа связана напрямую с изготовлением, разработкой иммунных препаратов в случае выявления у них положительного ВИЧ-статуса с последующим обязательным рациональным трудоустройством, что свидетельствует о понимании всей полноты ответственности за возможное инфицирование пациентов.

Вероятно, это связано с осознанием того факта, что медицинские работники могут стать жертвой заражения во время професииональной деятельности. Подобная позиция является проявлением бессознательного защитного механизма «переноса». При этом все респонденты были согласны с необходимостью продолжения работы на другом участке и категорически против их изоляции.

Были высказаны значительные сомнения, редко - отрицание возможности работы в профессиях, связанных с  медицинскими процедурами, такими как инъекции, диализ, катетеризация, участии в операциях; стоматологических процедурах; родах, а также осуществлении стрижки, бритья, пирсинга, маникюра, педикюра и татуажа. Причем более категоричными в своих ответах были студенты медицинского колледжа.

Вместе с тем, ожидаемую негативную реакцию мы получили в вопросе, связанном с работой с детьми. Большая часть студентов считали допустимым ограничить таких пациентам в праве работать с детьмя школьного возраста, и категорически против их работы в детских дошкольных организациях, детских поликлиниках, кроме работы без контакта в детьмя и тем более непосредственного участия в диагностических и лечебных процедурах. Причем большую категоричность проявили девушки (p<0,05).

Основное чувство, которое заставило студентов быть столь категоричными оказался страх. Мы предложили оценить его по 10-балльной шкале: юноши в среднем набрали 5.4+0,4 баллов, девушки - 8,2+0,2 баллов (p<0,05).

Подобные результаты позволяют ВИЧ-фобию, как иррациональный страх заболеть неизлечимой болезнью, который напоминает онкофобию.

Эти болезни объединяют ряд факторов: редкая излечимость; трудность своевременной диагностики.

Устное обсуждение процесса анкетирования, комментарии респондентов выявили попытки рационализировать свою позицию. Среди причин подобной оценки были названы «сложность в обеспечении должного уровня предотвращения инфицирования», т.к. «взрослые способны контролировать свое и чужое поведение, дети же ведут себя спонтанно», «возможен детский травматизм», «дети не способны контролировать чужое поведение».

Более высокий уровень опасений риска заражения у девушек, вероятно, связан с глубинным бессознательным материнским инстинктом.

Значимый уровень стигматизации среди студентов проявился и в вопросе, касающемся ближайшего окружения. Так, половина студентов (60,4%) не хотели бы иметь среди друзей ВИЧ-позитивных людей, что проявилось бы в ограничении непосредственных контактов, при сохранении возможности продолжения опосредованного общения в социальных сетях (89,2% студентов).

Это неизбежно приведет к самостигматизации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Анкетирование медицинских сестер выявило большую толерантность к этим пациентам, что, вероятно, обусловлено наличием жизненного и профессионального опыта (табл. 2).

Таблица 2.

Результаты изучения уровня стигматизации

к ВИЧ-инфицированным пациентам

Респонденты

№

пп

Пол

Число стигма-ответов

на 15 вопросов (М+м)

Студенты медицинского колледжа

1

мужской

6,9+0,6

2

женский

6,3+0,4

Медицинские сестры

3

мужской

-

4

женский

4.4+0,3*1-4, 2-4

Примечание: * – достоверность различий между группами респондентов при р<0,05.

Таким образом, несмотря на полученные сравнительно хорошие результаты в сравнении с литературными данными по другим группах населения выявлены проблемные области, связанные, прежде всего, с бессознательным восприятием ВИЧ/СПИД и обусловлено зарождением чувства страха.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Выявлены проявления стигматизации ВИЧ-позитивных людей среди студентов-медсестер, в меньшей степени медицинских сестер со стажем работы.

2. Обнаружено бессознательное ситуативное реагирование на ситуации, не поддающиеся личному контролю, например общения ВИЧ-позитивного человека и «беззащитного» ребенка в отличие эпизода профессионального взаимодействия с медработником, обладающим знаниями, опытом и критически оценивающим свое и чужое поведение.

3. При формировании коммуникативной толерантности необходимо учитывать и обсуждать со студентами-медиками возникающие при этом переживания, обучать способам преодоления негативных эмоций и страха.

Литература.

  1. Дессау М.И., Лиознов Д.А., Николаенко С.Л., Беляева Т.В. Стигматизация, качество жизни, приверженность диспансерному наблюдению и лечению больных ВИЧ-инфекцией // Инфекционные болезни. Новости. Мнения. Обучение. – 2017. - №4. - С.76-81.
  2. Дудина В.И.. Артамонова К.Н. Стигматизация людей, живущих с ВИЧ/СПИД, и проблема раскрытия статуса: анализ высказываний пользователей онлайн-форума // Вестник СпбГУ. Социология. - 2018. – Т.11. - Вып.1. – С.66-78.
  3. Котов С.В., Степанов О.В. Социокультурные предпосылки и следствия стигматизации людей с ОВЗ: понятие «инвалид» как стигма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. - №12. – С.55-58.
  4. Шаболтас, А.В. Психологические основы превенции ВИЧ-инфекции / А.В. Шаболтас. Монография. – СПб.:Скифия-Принт. – 2015. – 694 с
  5. Шаболтас А.В. Зарубежные теоретические модели изменения поведения в сфере профилактики социально-значимых заболеваний / Т.В. Красносельских, А.В. Шаболтас // Вестн. С.-Петерб. ун-та.: Психология. Педагогика. – 2017. – Том7. – Вып.3. – С.249–267.


Поделиться:

3 загадки Солнечной системы

Сверчок

Пятёрки

Денис-изобретатель (отрывок)

Золотая хохлома