• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект «Составление задач экологического содержания на основе краеведческого материала»

Опубликовано Пильщикова Татьяна Геннадиевна вкл 17.01.2020 - 0:03
Пильщикова Татьяна Геннадиевна
Автор: 
Жилицина Жанна

Открытая Республиканская научно - практическая конференция проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Составление задач экологического содержания на основе краеведческого материала»68 КБ

Предварительный просмотр:

Открытая Республиканская научно - практическая конференция

проектных работ учащихся «Фундаментальные законы и современные тенденции развития науки»

Проект

«Составление  задач экологического содержания

на основе краеведческого материала»

                                           

                                         

                                           Выполнила: Жилицина Жанна,

                                           ученица 6 класса МБОУ «Сивинская ООШ»

                                           Краснослободского района РМ

                                           Руководитель: Пильщикова Т.Г.,

                                            учитель математики МБОУ «Сивинская ООШ»

                                                     2018г

I. Актуальность                           

 Охрана природы всегда занимала важное место в жизни человека. Особенно остро эта проблема возникла в настоящее время. Наш мир стоит на пороге экологической катастрофы, поэтому  важно воспитывать бережное отношение к природе.  

 Наше село Сивинь расположено в красивом месте.  Я люблю свой родной край, свою природу и являюсь членом школьного лесничества «Сосновый бор». Мы занимаемся благоустройством нашего села, сажаем саженцы, очищаем речку и родники,  охраняем животный мир.    

 Нам  хочется, чтобы наш лес был чистым, ухоженным, чтобы в нем всегда слышалось пение птиц, а белки, зайчата радовали глаз. Меня очень  волнуют вопросы экологии. Но мне еще нравится и математика. Поэтому  я выбрала проект по теме «Составление задач экологического содержания на основе краеведческого материала». Такие задачи  приобщают нас  к  бережному отношению к природе. Мы должны не только брать у нее, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

 Гипотеза: если учащиеся будут решать  задачи, составленные на реальных   событиях, то они  будут развивать не только    математические способности, но и  углубят экологические  знания.

 Цель: составить мини – сборник математических задач с экологическим содержанием  на основе краеведческого материала.

Задачи:

- найти и изучить материал по экологии  родного края;

- обобщить полученную информацию;

- составить  математические задачи;

Проектный продукт: мини - сборник математических задач.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Мероприятия

1 этап (ноябрь)

Сбор материала по теме проекта и его изучение

2 этап (декабрь)

Анализ подобранного материала по теме проекта

3 этап (январь  - февраль)

Составление экологических задач

4 этап (февраль - март)

Создание мини - сборника

4 этап (март)

Реализация проекта  

                Основная часть. Содержание проекта.

 Математика не только учит, но и воспитывает. Математические задачи  с экологическим содержанием помогают проводить расчеты и видеть состояние окружающей среды. Это заставляет задуматься  над тем, что в будущем может произойти с природой, если не заботиться о ней сейчас.

 Для   составления экологических задач мы изучили литературу о природе Мордовии, материалы школьного музея природы, отчеты о проведенных акциях по охране природы. Беседовали с учащимися школы и жителями села, изучали материалы сети Интернет по данной теме.  

 На слайдах моей презентации представлены примеры  некоторых задач с экологическим содержанием по  темам.

   -Рассмотрим задачи по теме «Натуральные числа».

   -Красота должна окружать человека повсюду. Мы хотим, чтобы улицы нашего села всегда были чистыми. Для этого проводятся субботники по уборке территории. Об этом первая задача.

Задача №1.

Во время субботника учащиеся  начальных  классов Сивинской школы собрали 5 мешков мусора.  А учащиеся основных  классов в 2  раза больше . Сколько всего мешков мусора собрали учащиеся школы?

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой,  не мешай-

Муравейники не разоряй.

Эти санитары нам нужны

Для лесов твоей родной страны

   - Следующая задача призывает ребят   охранять муравейники.

Задача №2

 В акции  «Муравейник» участвовали две группы учащихся нашей школы. Первая группа огородила 9 муравейников, а вторая - в 3 раза больше, чем первая. Сколько  муравейников огородила вторая группа? Сколько всего огородили муравейников?

 - Одна из острых экологических проблем - проблема загрязнения рек и их берегов. Село Сивинь – зона отдыха. В летнее время на берегу нашей реки бывает много отдыхающих. Хочется, чтобы они убирали после себя мусор.

На это направлена следующая задача.

Задача №3

На берегу реки «Сивинь» расположились три группы отдыхающих. Первая группа после отдыха собрала 5,6 кг мусора, вторая на 200 г. меньше, чем первая, а третья - столько, сколько  1 –я и 2-я группа вместе. Сколько килограммов мусора собрала третья группа? Сколько килограммов мусора  собрали   три группы вместе?

- А теперь рассмотрим задачи по теме «Проценты»

- Как известно, леса - легкие нашей планеты. Основную часть заботы о лесе берут на себя работники лесного хозяйства. Но и мы во многом помогаем им. Ежегодно ученики нашей школы участвуют в акциях по посадке леса. Об этом следующая задача.

Задача №1.

Члены школьного лесничества «Сосновый бор»  посадили 3000  саженцев сосны. Первая группа посадила 50% всех саженцев, вторая ½ того, что посадила первая группа. Сколько саженцев посадила третья группа?

- Большое внимание мы уделяем и охране птиц. Особенно наша помощь нужна им в зимнее время. Следующая задача призывает ребят охранять пернатых друзей.

Задача №2

В акции «Наши зимующие птицы» учащиеся Сивинской школы изготовили  24 кормушки.  Из них- 25 % они развесили в школьном  саду,  а остальные на территории школьного лесничества. Сколько  кормушек  развесили на территории школьного лесничества?

- Во Всероссийской акции «Сделаем вместе» активное участие приняли ученики Мордовии (86%). Это видно на представленной диаграмме. Не стали исключением и учащиеся нашей школы.

-Гордостью нашей республики являются Национальный парк «Смольный» и природный заповедник имени П.Г. Смидовича. Они находится под охраной государства. Отвечая на вопрос следующей задачи, мы узнаем о  лесах Национального парка «Смольный»

Задача №3.

Общая площадь Национального парка «Смольный» составляет 36 тыс.га. Сколько процентов занимают в нем леса, если их площадь  равна 32  тыс. га?

- В Мордовском государственном природном заповеднике имени П.Г. Смидовича обитает много животных и растений. Они требуют особой заботы и охраны. Их количество показано в виде диаграммы.

- Рассмотрим задачи по теме «Площадь»

 Задача №1.

Длина школьной клумбы 73 шага, ширина – 38 шагов. Найдите площадь клумбы, если длина шага 50 см?

- Дорога и любима нам  березовая аллея, которая создана еще в XIX веке. Она - наша история,  память и святыня. Мы  бережно ухаживаем за ней.

Задача №2.

Длина Аллеи Славы равна 30 м., а ширина на 12 м. больше. Найдите площадь Аллеи Славы.

При решении экологических задач приобретаются практические знания. Они    направлены не только на развитие логического мышления, но и на  воспитание бережного отношения к природе родного края.

Занимательные задания

    -В свой  сборник  я включила  занимательные  задания на изучение примет и пословиц о природе.

1.Необходимо решить выражения. Стрелками соединить выражения с одинаковым значением. Примеры таких заданий вы видите на экране.

(40-25)+ 5=

(Вороны летают, кружатся стаями -…)

(75-20)+ 25=

(…к оттепели)

(95 - 35) + 20=

(Воробей под окном чирикает -…)

10 * (48 : 6) – 74 =

(мало леса - посади.)

18 : 6 + 27 : 9 =

(Много леса – береги,…)

50- (13 + 17)=

( …к морозу)

32 – (15 : 3) * 4 =

(Много снега -…)

40- (73 – 30) =

(…ожидаются оттепели)

50 +  (43 – 10) =

( Синица «пишет» на снегу -…

9 + (6 * 4) : 8 =

( много хлеба)

Вывод

    Решение задач с экологическим содержанием влияет на качество математических знаний учащихся, способствует их умственному развитию, воспитывает бережное отношение к природе родного края.

   Экологические  задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения,  служат и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел.

  Составляя задачи экологического содержания, я рассказала о наших делах по охране родной природы. Надеюсь, что сборник с экологическими задачами повысит интерес  ребят к математике и краеведению, будет служить помощником, как для учителя, так и для учеников. Его можно использовать на уроках математики и во внеклассной работе по предмету. С каждым разом можно расширять и пополнять его новыми задачами.

  Некоторые задачи я предложила решить ученикам школы. Они показались им интересными и полезными.

Используемая литература:

Литература о природе  Мордовии:

1. А.А. Плешаков. А.А. Румянцев. Великан на поляне, или уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2014.

2. На краю Мещеры. Мордовский государственный заповедник имени П.Г. Смидовича, 1978 .

3.Мордовский заповедник. Научно - популярный журнал о природе заповедника и его окрестностей.

Материалы школьного музея природы:

1. Калявин Д., Лисин А. Исследовательская работа «Комплексная характеристика рек в окрестностях села Сивинь»

2. Дерунов Е. Исследовательская работа «Памятники природы. Из поколения к поколению»

Гайдина .Л.И., Кочергина А.В.        Учим математику с увлечением        Изд. Москва        2008

Отчеты по акциям: « Защитим лес», «Муравейник», «Наши зимующие птицы», Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе», «Живи, лес!»


Поделиться:

Что общего у травы и собаки?

Золотая хохлома

Вокруг света за 80 дней

Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна

Тигрёнок на подсолнухе