• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект по геометрии: «Геометрические построения с помощью двусторонней линейки»

Опубликовано Кирильчик Евгений Олегович вкл 20.01.2020 - 6:07
Кирильчик Евгений Олегович
Автор: 
Кирьянова Александра
Вопрос о возможности использования одной линейки, для решения классических задач на построение с помощью циркуля и линейки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Продукт работы.603.5 КБ
Microsoft Office document icon pasport_proektnoy_raboty_.doc32 КБ
Microsoft Office document icon zashchita_.doc42 КБ
Office presentation icon zashchita_proekta.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Литература:

1. Алиев А.В. Геометрические построения. Математика в школе. 1978 № 3

2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Просвещение. 1981.

3. Депман И.Я. За страницами учебника математики. М.. Просвещение.1989.

4. Еленский Щ. По следам Пифагора. М., Детгиз. 1961.

5. Энциклопедический словарь юного математика. М., Педагогика. 1985 г

6.https://im0-tub ru.yandex.net/i?id=d0fab479830db8e9ded570640635a0e5&n=13&exp=1 

https://i.pinimg.com/originals/2a/7b/c5/2a7bc5cf38ec6a698a7613997a9d42f0.jpg 

https://c.pxhere.com/photos/60/d1/photo-74389.jpg!d   

https://million-wallpapers.ru/wallpapers/5/17/14769385734800421244.jpg 

https://wallpapers.wallhaven.cc/wallpapers/full/wallhaven-152860.jpg 

https://ic.pics.livejournal.com/denisov2008/15449721/65802/original.jpg

Задача 1.

Удвоить отрезок Р1Q1

 P1                                                   Q1

Задача 2.

Дан отрезок длины а. Постройте отрезки длины 2а, 3а.

             а


Задача 3.

Разделить данный отрезок АВ пополам.

A                                                B

Задача 4.

Разделить отрезок  AB на 3 равные части.

               А                                   В


Задача 9.

а || (ВC) и b || (АВ), а ∩ b = D.

Получим ВD – биссектрису угла АВС.

Действительно, полученный по

построению параллелограмм является

ромбом, так как его высоты равны. ВD –

диагональ ромба, является биссектрисой угла АВС.

Задача 10.

Проведем прямую АВ,

пересекающую окружность в точках А и В;

ВС⊥АВ, где С – точка пересечения

с окружностью.

Через точку С проведем параллельно АВ

прямую СD; СD пересекает окружность

Задача 5.

Разделить отрезок Р1Q1 на m равных частей

P1                                                           Q1

Задача 6.

Постройте отрезок, длина которого

равна периметру данного треугольника.

  В

                                                С

  А


Задача 7.

Через данную точку проведите две взаимно перпендикулярные прямые.

Задача 8.

К данной прямой МN в данной ее

точке А провести перпендикуляр

Задача 7.

Проведем через данную точку

две произвольные прямые,

а затем – биссектрисы

смежных углов. 

Задача 8.

Сначала на прямой РQ строим

m – 1 равных отрезков РQ2, Q2Q3, …Qm-1Qm

Затем строим ( РР1) и QmQ1 и соединяем

их точку пересечения А с точками

Q2 , Q3, … Qm Полученные m-1 прямых

делят Р1Q1 на m равных частей.


Задача 5.

 Сначала на прямой РQ строим

m – 1 равных отрезков РQ2, Q2Q3, …Qm-1Qm

Затем строим ( РР1) и QmQ1 и соединяем

их точку пересечения А с точками

Q2 , Q3, … Qm Полученные m-1 прямых

делят Р1Q1 на m равных частей.

Задача 6.

Построим биссектрисы

двух внешних углов треугольника, а затем

проведем перпендикуляры

к этим биссектрисам.

DE = а + b + с

Задача 9.

Дан угол и его биссектриса. Построить перпендикуляр к b в вершине данного угла.

                                             

                                         

               а                          c      

                       

                                 b        

Задача 10.

Постройте центр данной окружности


 

Ответы и указания:  

Задача 1.

Построим

точку F – середину отрезка РQ и соединим ее

с Q1. Р1Q∩FQ1 = М. Проведем РМ. РМ∩Р1Q1=R

равенство RQ и Р1Q1 следует из подобия

треугольников  РМF и  RМQ1,

 hello_html_7aad93af.gifFМQ и  hello_html_7aad93af.gifР1МQ1, и равенства РF и FQ. 

Задача 2.

1) (М N) || (АВ) и (М1 N1) ||(М N) ||(М2 N2) –АВ

непосредственно;

2) (СА) и (СВ) через А и В.

Отрезки А1В1 и А2В2 искомые.

Задача 3.

 Провести непосредственно две пары параллельных прямых через концы данного отрезка, а затем диагональ

полученного ромба. О – середина АВ.

в точке D.

Соединив D с В и А с С, получим

искомую точку – центр окружности.

Задача 4.        

                  1) Проведем луч АХ, не лежащий на прямой АВ, и на нем от точки А отложим последовательно 5 равных отрезков АА1, А1А2, А2А3, А3А4, А4А5 т. е. столько

равных отрезков, на сколько равных частей нужно разделить данный отрезок А В.

2) Проведем прямую А5В и построим прямые, проходящие через точки А4, А3, А2, А1 и параллельные прямой А5В.

3) Эти прямые пересекают отрезок АВ в точках, которые по теореме Фалеса делят отрезок АВ на 5 равных частей.


2019 г.

Задачи на построение с помощью линейки с параллельными краями

Автор сборника: Кирьянова  А.С.


Предварительный просмотр:

Паспорт проектной работы

Ф.И. учащегося   Кирьянова Александра     класс 8

Тема проектной работы: «Геометрические построения с помощью двусторонней линейки»

Предметная область: геометрия

Направление, в рамках которого проводится работа по проекту: исследовательская работа

Актуальность проектной работы: актуальна она тем, что такие задачи мы часто можем встречать в повседневной жизни. 

Проблема (проблемный вопрос): задачи, которые решаются с помощью циркуля и линейки.

Цель проектной работы: доказать, что все задачи на построение можно решить только с помощью двусторонней линейки.

Задачи проектной работы:

  1. изучить теоретические основы решения задач на построение;
  2. решить основные задачи на построение с помощью двусторонней линейки;
  3. привести примеры более сложных задач на построение;
  4. систематизировать теоретический и практический материал

Используемые методы исследования: 

1) анализ;
2) построение;
3) доказательство;
4) исследование.

Используемая литература (Теоретические основания):

1. Алиев А.В. Геометрические построения. Математика в школе. 1978 № 3

2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Просвещение. 1981.

3. Депман И.Я. За страницами учебника математики. М.. Просвещение.1989.

4. Еленский Щ. По следам Пифагора. М., Детгиз. 1961.

5. Энциклопедический словарь юного математика. М., Педагогика. 1985 г

6. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d0fab479830db8e9ded570640635a0e5&n=13&exp=1

https://i.pinimg.com/originals/2a/7b/c5/2a7bc5cf38ec6a698a7613997a9d42f0.jpg

https://c.pxhere.com/photos/60/d1/photo-74389.jpg!d 

https://million-wallpapers.ru/wallpapers/5/17/14769385734800421244.jpg

https://wallpapers.wallhaven.cc/wallpapers/full/wallhaven-152860.jpg

https://ic.pics.livejournal.com/denisov2008/15449721/65802/original.jpg 

Объект исследования: задачи на построение.

Предмет исследования: задача на построение с помощью двусторонней линейки.

Описание продукта проектной работы: Продуктом является задачник, в который были подобраны задачи на построение, решаемые с помощью двусторонней линейкой.

Выводы по теме проектной работы:

Вопрос о возможности использования одной линейки для решения классических задач на построение с помощью циркуля и линейки рассмотрен и решен. Оказывается, задачи на построение можно решать только с помощью одной линейки, но не все. Для решения более сложных задач понадобится циркуль.

Применять данный  материал можно не только на уроках геометрии, на кружках, но и в практической деятельности.


Предварительный просмотр:

План   защиты проектной работы

№

Пункты

Варианты

1

Приветствие

«Добрый день! Уважаемые члены жюри!  

2

Представление

«Меня зовут Кирьянова Александра, учащаяся  8 класса Едогонской средней  школы»

3

Цель выступления

«Позвольте познакомить Вас с исследованиями в области геометрии »

4

Тема проектной работы

Продукт проектной работы

«Тема моей проектной работы: Геометрические построение с помощью двусторонней линейки»

5

Актуальность проекта (обоснование выбора темы проектной работы)

Актуальность больше из-за того, что такие задачи мы часто можем встречать в повседневной жизни.

6

Проблема (Проблемный вопрос)

Задачи, которые решаются с помощью циркуля и линейки

7

Кратко о поставленной цели проектной работы и способах ее достижения (о методах исследования)

Цель проектной работы: доказать, что все задачи на построение можно решить только с помощью двусторонней линейки.

Основные задачи проектной работы:

 1.        изучить теоретические основы решения задач на построение;

2.        решить основные задачи на построение с помощью двусторонней линейки;

3.        привести примеры более сложных задач на построение;

4.        систематизировать теоретический и практический материал

При выполнении проектной работы использовались следующие методы исследования:

  •  анализ;
  • построение;
  • доказательство;
  • исследование.

8

Объект исследования

Задачи на построение.

9

Предмет исследования

Задача на построение с помощью двусторонней линейки.

10

Краткий обзор материалов по теме

Умение пользоваться одной линейкой для решения рассматриваемых в данной работе задач имеет большое значение в практической деятельности, т.к. постоянно мы сталкиваемся с задачами на деление отрезка пополам, на удвоение данного отрезка и т. п.

Если понаблюдать, то можно сделать такой вывод. Задачи на построение вызывают интерес, способствуют активизации мыслительной деятельности. При их решении активно используются знания о свойствах фигур, развивается умение рассуждать, совершенствуются навыки геометрических построений.

11

Выводы по результатам проведенного исследования

Вопрос о возможности использования одной линейки для решения классических задач на построение с помощью циркуля и линейки рассмотрен и решен. Оказывается, задачи на построение можно решать с помощью одной только линейки с параллельными краями, но не все задачи можно так решать. Для решения более сложных задач понадобится циркуль.

Применять данный  материал можно не только на уроках геометрии, на кружках, но и в практической деятельности.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 6

Гипотеза: все задачи на построение, которые решаются с помощью циркуля и линейки, можно решать только с помощью двусторонней линейки. Объект исследования: задачи на построение. Предмет исследования : задачи на построение с помощью двусторонней линейки. Цели исследования: доказать, что все задачи на построение можно решить только с помощью двусторонней линейки.

Слайд 7

Задачи исследования: изучить теоретические основы решения задач на построение; решить основные задачи на построение с помощью двусторонней линейки; привести примеры более сложных задач на построение; систематизировать теоретический и практический материал. Методы исследования: 1) анализ; 2) построение; 3) доказательство; 4) исследование.

Слайд 8

Двусторонней линейкой ширины а будем называть линейку с параллельными краями, находящимися на расстоянии а друг от друга, дающую возможность непосредственно строить: а) произвольную прямую; б) прямую, проходящую через две заданные или полученные в процессе решения задачи точки; в) параллельные прямые, каждая из которых проходит через одну из точек, расстояния между которыми больше а (при этом построении линейка находится в таком положении, чтобы на каждом из двух ее параллельных ребер оказалось по одной из двух данных точек, будем в таком случае говорить о непосредственном построении).

Слайд 9

Рис.1 (а) Рис. 1(б) Рис.2

Слайд 10

Основные задачи на построение двусторонней линейкой а А В b D c 1. Построить биссектрису угла АВС. Решение: а || (ВC) и b || (АВ), а  b = D. Получим ВD – биссектрису угла АВС. Действительно, полученный по построению параллелограмм является ромбом, так как его высоты равны. ВD – диагональ ромба, является биссектрисой угла АВС.

Слайд 11

Построение: а) а  (АВ), а  (ВC)= D ; б) через точки В и D m  b непосредственно, b  а =F . Получим Угол АВF = 2 Угла АВС . В А a b D m C Удвоить данный угол

Слайд 12

Построить треугольник по двум сторонам и углу Построение: 1. Проводим прямую а 2 . На прямой а откладываем отрезок AB=MN 3 . Строим угол САВ= углу О 4. На луче АС циркулем откладываем отрезок АС=РК 5. Соединяем точки В и С. Дано: M N P K O А В С а Вывод: эта задача не решается только линейкой

Слайд 13

Итак, вопрос о возможности использования одной линейки для решения классических задач на построение с помощью циркуля и линейки рассмотрен и решен. Оказывается, не все задачи на построение решаются с помощью одной только линейки с параллельными краями . Для решения более сложных задач понадобится циркуль. Применять данный материал можно не только на уроках геометрии, на кружках, но и в практической деятельности. Заключение

Слайд 14

1. Алиев А.В. Геометрические построения. Математика в школе. 1978 № 3 2. Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Просвещение. 1981. 3. Депман И.Я. За страницами учебника математики. М.. Просвещение.1989. 4. Еленский Щ. По следам Пифагора. М., Детгиз. 1961. 5. Энциклопедический словарь юного математика. М., Педагогика. 1985 г 6. https://im0-tub - ru.yandex.net/i?id=d0fab479830db8e9ded570640635a0e5&n=13&exp=1 https://i.pinimg.com/originals/2a/7b/c5/2a7bc5cf38ec6a698a7613997a9d42f0.jpg https://c.pxhere.com/photos/60/d1/photo-74389.jpg!d https://million-wallpapers.ru/wallpapers/5/17/14769385734800421244.jpg https://wallpapers.wallhaven.cc/wallpapers/full/wallhaven-152860.jpg https://ic.pics.livejournal.com/denisov2008/15449721/65802/original.jpg Список использованной литературы

Поделиться:

Колумбово яйцо

Ребята и утята

Хризантема и Луковица

Рисуем "Осенний дождь"

Три коробки с орехами