• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "История одного храма"

Опубликовано Бочарова Неля Александровна вкл 24.01.2020 - 18:08
Бочарова Неля Александровна
Автор: 
Лачков Александр

        Работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно   быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры. Работа содержит материал из истории села Козьмодемьяновка и храма бессребреников Космы и Дамиана. К работе прилагается приложение с фотографиями строительства и работы храма в селе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст тезисов доклада.17.48 КБ
Файл Текст работы.24.59 КБ
Файл Приложение1 к работе.2.58 МБ
Файл Приложение2 к работе.2.61 МБ

Предварительный просмотр:

«Село, не забытое Богом»

Лачков Александр

ученик 4 класса

Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош

Руководитель: Бочарова Неля Александровна

учитель начальных классов

Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош

Аннотация. Наша работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно   быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры. Работа содержит материал из истории села Козьмодемьяновка и храма безсребренников Космы и Дамиана. К работе прилагается приложение с фотографиями строительства и работы храма в селе.

Цель данной исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.

Задачи исследования:

  • найти сведения о возникновении села Козьмодемьяновка и строительстве православного храма в селе;
  • изучить историю храма: разрушение и восстановление;
  • способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России;
  • раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

Источники исследования: воспоминания старожилов села –участников и очевидцев событий; музейные и архивные материалы; литературные источники; материалы, полученные на Интернет – сайтах в периодической печати.

Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.

Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет     способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.

Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.

Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.

Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.

Моя исследовательская работа и приложения к ней могут быть использованы на уроках предмета «Основы православной культуры», внеклассной работе, в работе библиотеки, музея, на уроках краеведения и классных часах. Особенностью работы является также е интегрированность.

Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.

 


Предварительный просмотр:

Межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся образовательных организаций  

«ТРАДИЦИИ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДУХОВНОСТЬ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Номинация:

 «История одного храма»

Тема:

«Село, не забытое Богом»

Автор:  Лачков Александр

Руководитель: Бочарова Неля Александровна

 Образовательная организация:  Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош

2020 год

 Содержание

  1. Введение ………………………………………………………… 1-2
  2. Основная часть
  1.  История села………………………………………………… 2-3
  2. История церкви……………………………………………… 3
  3. О чем звонят колокола……………………………………… 4
  4. Настоятели храма…………………………………………… 5
  5. Село, не забытое Богом……………………………….......... 5
  6. Сегодняшний день…………………………………………. 6

           ΙΙΙ.     Заключение…………………………………………………….  6-7

           ΙV.      Литература……………………………………………………   7

            V.       Приложение………………………………………………….    7-8

 

Введение

«Если люди не знают историю,

Они снова и снова повторяют ошибки своего народа,

Ошибки предшествующих поколений.»

(Святейший патриарх Кирилл)

Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.

Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно   быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры.

 Цель моего исследования: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • найти сведения о возникновении села Козьмодемьяновка и строительстве православного храма в селе;
  • изучить историю храма: разрушение и восстановление;
  • способствовать воспитанию любви к малой Родине и религиозным ценностям России;
  • раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.

     Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет     способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.

Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.

Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.

Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.

Основная часть. 1) История села.

Самое раннее упоминание о селе Козьмодемьяновка связано с открытием церковного прихода. Большое исконно русское село Козьмодемьяновка расположилась в Гавриловском районе, по течению маленькой светлой речушки Иры. Когда-то, в начале 19 века, оно было растянуто в длину на 12 верст, но постепенно люди уходили с концов, перебираясь ближе к центру, и село к началу 20 века было 9 верст, а сейчас – 7 километров.1

   Расстояние можно измерить в километрах и верстах, а как измерить нашу любовь к родной земле, к этой славной деревне, где мы родились, где сделали первые шаги по зеленому лугу, где увидели первый рассвет, где весной цветет черемуха белым кипением, соловей сводит с ума! Невольно воскликнешь: «Как не любить мне эту землю!

   Речка с чистой водой и холодными родниками поила диких зверей, выбегающих на отлогие берега. Сюда-то приехали смотреть место для переселения первые выходцы из большого села Пересыпкино. Облюбовал это место Поликарп. Он пришел с шестью взрослыми сыновьями. Первый дом построили на изгибе реки в 20 шагах от берега, где сейчас стоит дом моего дедушки Лачкова Александра Ивановича. (Фото1) Здесь был отменный родник. Он цел до сих пор, и вода в нем не иссякла, такая же холодная и вкусная.

   Село росло. Сюда приходили переселенцы из других старинных сел. До революции село было богатым. Избы строили из отменных бревен и никогда не обмазывались, крыли их железом. У бедноты были соломенные крыши, стены обмазаны глиной и побелены, часто земляной пол. (Фото2) В переднем углу был иконостас, под ним стол. У стола лавки, по стенам развешаны льняные утирки. По праздникам стол накрывали столешником и ставили самовар. (Фото3) Посуды было немного. Спали на широких лавках, которые назывались по- разному.2 

   На средства прихожан была построена церковь, а при ней в небольшой часовне открылась школа. Престол в церкви был во имя святых Космы и Дамиана, и село стали называть Козьмодемьяновская Ира. В приход же входили и два хутора помещиков Апушкиных: Курдяпино и Степь или степной хутор.1     

2) История церкви.      

Деревянная Космодемьяновская церковь с.Космодемьянская Ира была построена на каменном фундаменте на средства прихожан данного села. Штат церкви состоял из священника – Дмитрия Александровича Крылова, дьякона – Николая Федоровича Орлова и псаломщика – Вознесенского Юрия Васильевича, не получавших казенного жалованья и не имеющих других источников дохода, кроме кружечного сбора. Сумма последнего в 1917 году составила 1350 руб. 40 коп. Церковной земли было: усадебной вместе с церковным погостом – 4 десятины 1200 кв. сажен и пахотной 37 десятин с крестьянами. Сенокосной земли не было. Кроме того, имелись церковная школа и при ней сторожка. (Фото4) Последним священником в церкви был отец Николай, фамилия неизвестна. Церковным старостой на момент составления документа был Житинев Зиновий Иванович; крестьянин, 61 год.3

В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» за 1911 г. имеются сведения о том, что приход церкви был открыт в 1790 г.

В 1868 г. на средства прихожан была построена деревянная холодная церковь.

Имелись местночтимая Иверская икона Божьей Матери, смешанная одноклассная церковноприходская школа, попечительство, опись церковного имущества и метрические книги c 1792 г. Церковная библиотека насчитывала 187 томов.

В 1934 году церковь реконструировалась, из нее сделали клуб.

3) О чем звонят колокола.

«Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни»

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)

Возрождение духовной жизни в селе Козьмодемьяновка началось со строительства храма. В селе, где до этого много лет не существовало церкви, был открыт, вместо разрушенной в советские годы деревянной церкви храм бессеребреников Космы и Дамиана с настоящей звонницей и колоколами. (Фото5, 6)

Спонсорами его строительства стали вице-губернатор Лениградской области Н.И. Пустотин, генеральный директор корпорации «Орловская нива» А.С. Судоргин и частный предприниматель из г. Курска С.А. Сюсюкин (все уроженцы с. Козьмодемьяновка). Посильную помощь оказали депутат Тамбовской областной Думы Ю.В. Солуданов, начальник колонии ЯТ 30/8 поселка Зеленый С.П. Купарев и жители села. (Фото7, 8)

Решили строить храм деревянный, сруб заказали в Тверской области. Поставили её на въезде в село, недалеко от погоста. Она была освящена епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием 25 августа 2003 года. На освящение съехались жители всего Гавриловского района. Богослужение в храме совершал священник Фёдор Судоргин, настоятель Покровского храма села Гавриловка. (Фото9, 10, 11)

Спустя год те же спонсоры решили пристроить к зданию храма колокольню. И в ноябре 2004 года над селом уже разносился благозвучный перезвон семи колоколов. Первый долгожданный колокольный звон, возвещающий о том, что на радость всему населению появилось место, куда может прийти любой желающий, чтобы помолиться за своих близких, очиститься духовно и получить избавление от грехов земных и болезней.   Внутреннее убранство церкви поражает своей простотой. Здесь не увидишь никаких изысков. Небольшое пространство для прихожан, алтарь, иконы, свечи. Это единственный храм во всём районе, который имеет звонницу с семью колоколами. (Фото12, 13)

4) Настоятели храма.

В июле 2005 года храм получил своего настоятеля, священника Владимира Авсеенко. Был решён вопрос с домом для семьи батюшки. Приход зажил полной жизнью, по уставу нашей Матери-Церкви, в служении Богу и ближнему.

16 ноября 2013 года епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил чин полного освящения храма.

25 ноября 2013 года настоятелем храма назначен священник Евгений Большов. В августе 2019 года священник Большов прекратил служение в церкви. Службы стал проводить настоятель Булгаковского храма иерей Андрей Мосолов.

5) Село, не забытое Богом.

По милости Божией наш храм, посвященный святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, построен в 2003-2004 годах.

Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан радуют и утешают, облегчают наши болезни, подают духовные силы, возможности для перенесения жизненных испытаний. Находясь в храме, создаётся такое впечатление, что Господь Бог и Пресвятая Богородица незримо находятся рядом, среди верующих. Рядом с храмом находится кладбище, где похоронены многие поколения односельчан.

Дух Космы и Дамиана, небесных покровителей нашего села, ощущаются на всех иконах. Почти все они живописные, живые, старинные, намоленные. Всё, что связано со строительством храма – чудно. Такое ощущение, что строительство вёл Сам Господь. А мы лишь исполняли Его волю.

Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

 Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут

годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

  1. Сегодняшний день.

              Вера православная долго была гонима и подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности. Наша школа давно и тесно сотрудничает с храмом и его настоятелем. По субботам в школе работает Воскресная школа. Священник проводит полезные экскурсии в церкви, где знакомит детей с правилами поведения в церкви, иконами, устройством храма. Его можно увидеть на школьных линейках, митингах и других мероприятиях. В беседах с учащимися настоятель отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Мнение священно служителя всегда авторитетно для детей в целях духовно-нравственного воспитания. Подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. (Фото14, 15, 16, 17)

ΙΙΙ. Заключение.

Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.

Моя исследовательская работа и приложения к ней могут быть использованы на уроках предмета «Основы православной культуры», внеклассной работе, в работе библиотеки, музея, на уроках краеведения и классных часах.

Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.

ΙV. Литература.

1.         Андреевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911.

2.        Архивная справка о храме с. Козьмодемьяновка.

3.        Архивная справка Государственного Архива Тамбовской области: «В клировая ведомость Космодемьяновской церкви с. Космодемьяновская Ира 2-го Кирсановского окружного совета за 1917г.»

4.        Статья «Церкви России: преодоление разорения» 6 абзац. 1-2 предложение.

Ссылки:

 1.        https://forum.vgd.ru/1324/45262/ 

2.        http://www.temples.ru/card.php?ID=12973 

3.        https://top68.ru/society/oni-kak-nashi-dushi-33157 

4.        http://kosmadamian.cerkov.ru/main-page/ 

5.        https://top68.ru/newspapers/selskie-novosti

6.      https://www.eparhia-tmb.ru/wp-content/uploads/2010/09/martirolog.pdf

 7.     http://kosmadamian.cerkov.ru/category/istoriya-xrama-i-sela/ 

 8.    https://infourok.ru/tekst-ekskursii-o-istorii-sela-kozmodemyanovka-2377410.html 

 V. Приложение.  

(В дополнительном файле)


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Мороз Иванович

Философские стихи Кристины Россетти

Большое - маленькое

Зимовье зверей

Щелкунчик