Обучение стойкам
1. Выполнение стойки готовности на месте.
2. Стойка готовности, мяч лежит перед занимающимся: присесть, наложить кисти на мяч сзади сверху, затем, взяв мяч, прийти в стойку игрока, владеющего мячом.
3. Выполнение стоек в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом: по ориентирам, звуковому или зрительному сигналу педагога, после старта из различных положений, с изменением направления и скорости передвижений.
4. Подвижные игры: «Пятнашки», «Ловушки», «Два Мороза» и т. п. на ограниченных с изменяющимися размерами площадках с обязательным требованием выполнения сочетания передвижений и правильно выполненных стоек.
5. Выполнение универсальной атакующей стойки с переходом к стойке для начала ведения в различных позициях по отношению к корзине.
6. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча, бросками и
Вложение | Размер |
---|---|
basketbol_metodichka.doc | 614 КБ |
Баскетбол
Методика обучения техническим элементам
Обучение стойкам
1. Выполнение стойки готовности на месте.
2. Стойка готовности, мяч лежит перед занимающимся: присесть, наложить кисти на мяч сзади сверху, затем, взяв мяч, прийти в стойку игрока, владеющего мячом.
3. Выполнение стоек в сочетании с передвижениями и остановками произвольным способом: по ориентирам, звуковому или зрительному сигналу педагога, после старта из различных положений, с изменением направления и скорости передвижений.
4. Подвижные игры: «Пятнашки», «Ловушки», «Два Мороза» и т. п. на ограниченных с изменяющимися размерами площадках с обязательным требованием выполнения сочетания передвижений и правильно выполненных стоек.
5. Выполнение универсальной атакующей стойки с переходом к стойке для начала ведения в различных позициях по отношению к корзине.
6. Выполнение разновидностей стойки в целом в сочетании с другими игровыми приемами: остановками двумя шагами и прыжком, ловлей и передачами мяча, бросками и т. д. (по мере освоения приемов техники игры в нападении).
Основные ошибки и организационно-методические указания при обучении выполнению стоек нападающего
1. Полностью выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги.
2. Неустойчивое расположение стоп: сильно сомкнуты или расставлены, масса тела заметно перенесена на носки или пятки.
3. Согнутая спина, опущенная вперед голова, туловище выпрямлено, голова отклонена назад, взгляд направлен в пол.
4. Неэффективное укрывание мяча от защитника: держание мяча перед собой, отсутствие укрывающего поворота туловища, выставления вперед локтя поддерживающей руки или вышагивания ближней к защитнику ногой, потеря контроля над атакующим защитником – создается угроза потери мяча.
5. После опробования стойки готовности на месте дальнейшее ее изучение и закрепление проводить в сочетании с передвижениями; использовать преимущественно упражнения, организационно основанные на игровом методе.
6. В подвижные игры без мяча вводить дополнительное правило: по сигналу учителя всем играющим «замереть» в стойке готовности; за грубые ошибки провинившихся игроков назначать водящими.
Обучение разновидностям бега в нападении
1. Передвижение изучаемым способом (специфическим бегом баскетболиста, бегом спиной вперед или рывком): по прямой и с изменением направления и скорости движения по разметке площадки; с чередованием способов передвижения на отдельных отрезках дистанции по ориентирам, звуковым и зрительным сигналам педагога.
2. Сочетание разновидностей передвижений, стартуя из различных исходных положений (стоя, сидя или лежа; лицом, спиной или боком по направлению движения и т. п.) в эстафетах.
3. Чередование способов передвижений баскетболиста в нападении и других двигательных действий без мяча (прыжков, приседаний, сгибаний и разгибаний рук в положении упора лежа, кувырков и т.п.) в подвижных играх «День и ночь», «Вызов номеров», «Воробьи и вороны» и т. д.
4. Выполнение разновидностей передвижений в сочетании с другими игровыми приемами: стойками, ловлей и передачей мяча и т.п. (по мере освоения техники игры).
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении разновидностей бега в нападении
1. Прямые ноги или отсутствие наклона туловища вперед в стартовой позиции.
2. Во время специфического бега баскетболиста излишне наклонено туловище или опущена голова; бег на носках или с пятки; жесткая или расслабленная постановка стопы (тяжелый или шлепающий бег).
3. При передвижении спиной вперед прямое (без наклона вперед) положение туловища и головы – возможно падение на спину; бег на всей стопе с переносом центра тяжести на пятки.
4. Обучение технике передвижений в нападении начинать фронтальным или поточным методом с выполнением заданий в разомкнутом шереножном строю или колонне; на последующих этапах использовать любые другие построения и постепенно варьировать методы организации занимающихся, внося в нее игровые и соревновательные нотки.
5. Разновидности передвижений в нападении изучать в сочетании со стойками.
6. Избегать монотонных однотипных передвижений по кругу; широко использовать для изменения способов, направления и скорости движения всевозможные ориентиры: разметку площадки, набивные мячи, гимнастические скамейки и т.п.; разнообразные зрительные и звуковые сигналы: положения рук педагога или партнера, расположение удерживаемого ими мяча относительно плечевого пояса; свистки, различные по стилю подачи, количеству или характеру сочетаний: короткий, длинный, резкий, протяжный, сдвоенный, один, два и т.п.
7. Постоянно чередовать сочетания способов перемещений.
8. На этапе совершенствования активно использовать игровой метод.
9. По мере овладения техникой изучаемого приема вводить в упражнения защитника, постепенно увеличивая степень противодействия.
Обучение остановкам
1. Имитация шагов остановки с места – упражнения в равновесии: и.п. – стойка готовности; толчком впередистоящей ноги удлиненный шаг – прыжок с задистоящей ноги с приходом на всю стопу; удержание равновесия на ней, выставляя толчковую ногу вперед, прийти в и.п.
2. Выполнение вариантов остановки прыжком (толчком правой и левой ног) по ориентирам (разметка площадки, отметки мелом и т.п.) после бега от тихого до быстрого.
3. Выполнение разновидностей остановок по звуковому, зрительному сигналам преподавателя после передвижения бегом, после рывка.
4. Выполнение остановки двумя шагами в сочетании с поворотами и другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
5. Выполнение разновидностей остановки прыжком с приходом в стойку готовности с параллельным расположением стоп или с выставленной вперед ногой в различных позициях относительно щита.
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении разновидностей остановок
1. До выполнения приема игрок передвигается с удлинением шагов, пытаясь «подобрать» нужную для удлиненного шага или отталкивания ногу.
2. В момент остановки нет удлиненного первого шага или «стелющегося» прыжка.
3. Первый шаг остановки или прыжок выполняется не вперед, а утрированно вверх, происходят значительные вертикальные колебания центра тяжести тела.
4. Не используется разворот стоп для гашения скорости.
5. Нет сгибания в тазобедренных и коленных суставах, остановка выполняется на прямых ногах.
6. Туловище в завершающей фазе выполнения приема наклоняется вперед, нарушается равновесие.
7. Подводящие упражнения выполняются фронтальным или поточным методами в разомкнутом шереножном строю поперек зала или колонне по прямой или диагонали.
8. Для наглядности использовать разнообразные ориентиры: разметку площадки, обручи, набивные мячи, гимнастические скамейки, вырезанные из картона или нанесенные на площадку мелом «следы» и т. п.
9. Разновидности приема изучать, чередуя и. п. и очередность начального движения правой или левой ногой.
10. Постепенно увеличивать скорость передвижений и сложность заданий.
11. Упражнения строить по схеме: выполнение приема индивидуально по ориентирам; воспроизведение приема группой учащихся или всеми занимающимися по звуковому или зрительному сигналу педагога (партнера); исполнение разновидностей остановок в ответ на комплексный сигнал (звуковой и зрительный), в челночном беге, в ситуации выбора, далее в игровых и соревновательных условиях.
Обучение поворотам на месте и в движении
1. Выполнение поворотов вперед и назад на месте по разделениям с подсчетом педагога: «и – раз», «и – два» (на «и» перенести массу тела на всю стопу впередистоящей ноги, приподнимая пятку сзадистоящей; на «раз» – отталкиваясь впередистоящей, осуществить этой ногой переступание с одновременным переносом массы тела на сзадистоящую и вращением на ее носке).
2. Выполнение разновидностей поворотов на месте в целом с собственным подсчетом каждым занимающимся.
3. То же, что в п. 2, но меняя амплитуду поворотов (т. е. размах переступания – вращения).
4. Выполнение поворотов по зрительному или звуковому сигналу (например, поднятая вверх правая рука педагога – поворот вперед, 2 поворота назад; поднятая левая рука – 2 поворота назад, 1 – вперед и т. п.).
5. Выполнение поворота на месте с последующим переходом в движение заданным способом: поворот вперед – передвижение бегом спиной вперед; поворот назад – рывок на исходную позицию и т. п.
6. Выполнение поворота по ориентирам в ходьбе, в медленном беге по прямой.
7. Выполнение приема в целом по разметке площадки со сменой направления движения после поворота.
8. Выполнение разновидностей поворотов с освобождением от опеки условного (пассивного) защитника.
9. Выполнение разновидностей поворотов в стойках нападающего в сочетании с другими игровыми приемами: ловлей мяча, остановками, ведением мяча, бросками и т. д. (по мере освоения техники игры).
10. Выполнение разновидностей приема с преодолением пассивного, а затем активного противодействия условного защитника на ограниченных участках площадки (в заданных коридорах).
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении поворотов
1. Выпрямленные ноги или выполнение вращений вокруг всей стопы, а не на носке опорной («осевой») ноги.
2. Отрывание опорной ноги от площадки во время выполнения приема на месте в стойке игрока, владеющего мячом, – пробежка.
3. Поворотам на месте и в движении обучать в разомкнутом шереножном строю с использованием фронтального метода организации занимающихся.
4. На начальном этапе обучения разновидности приема осуществлять по команде педагога.
5. Все задания выполнять поочередно на правой и левой ноге, в одну и другую сторону (амплитуда поворотов от 30 до 180°).
6. При переходе к изучению поворотов в движении сначала освоить структуру и последовательность движений с места в медленном темпе.
7. Противоборство с защитником осуществлять в ограниченных коридорах, регламентировать степень сопротивления защитника, постепенно увеличивая его.
8. К изучению поворота в движении при ведении мяча приступать на этапе совершенствования дриблинга. К выполнению сочетания разновидностей поворотов с другими техническими приемами (остановками без мяча и с ловлей мяча, переданного партнером, остановками после ведения; ведением, передачами и т.д.) переходить по мере освоения техники игры.
9. При применении подвижных игр в процессе освоения поворотов требовать их применение для отрыва от соперника.
Обучение ловле мяча двумя руками на месте и в движении
1. Индивидуальные упражнения: − ловля мяча, подброшенного вверх над собой, на месте и в прыжке; − то же, но поймать мяч после его отскока от пола, изменяя момент обхвата мяча: на уровне пояса, колен или пола; − ловля мяча, брошенного в стену на различной высоте, после его отскока.
2. Упражнения ловли мяча, посланного партнером: − ловля мяча, посланного партнером навстречу по навесной траектории в заранее поставленные кисти; − то же, но партнер набрасывает мяч, изменяя высоту его полета: над головой, на уровне головы, груди, пояса и т.д.; − то же, но ловлю осуществлять с шагом навстречу мячу; − ловля катящегося от партнера мяча; − ловля мяча, летящего сбоку и поступающего сзади сбоку.
3. Выполнение разновидностей ловли мяча, посланного партнером, после предшествующего передвижения игрока и остановки.
4. Ловля мяча на месте с вышагиванием в условиях пассивного сопротивления условного защитника.
5. Выполнение разновидностей приема в эстафетах и подвижных играх типа «Гонка мячей по кругу», «Передай мяч и садись», «Мяч ловцу» и т. п.
6. Осуществление разновидностей ловли мяча в сочетании с другими игровыми приемами: поворотами, передачами, остановками, ведением мяча и т.д. (по мере освоения техники игры).
Основные ошибки и организационно-методические указания при ловле мяча двумя руками
1. При ловле мяча, летящего навстречу: − игрок не сопровождает полет мяча взглядом до момента овладения им; − отсутствует встречное движение руками и вышагивание к мячу; − положение кистей не соответствует высоте или направлению полета мяча; − кисти обращены ладонями друг к другу; − отсутствие укрывания мяча выставленными в стороны локтями, туловищем или вышагивающей ногой после овладения им. Соперник получает возможность для выбивания.
2. К обучению ловле мяча переходить после овладения техникой держания мяча.
3. При использовании индивидуальных упражнений в ловле мяча применять групповой метод организации занимающихся, упражнения с партнером выполнять фронтальным методом в парах, в тройках и так далее в зависимости от наличия инвентаря и этапа обучения.
4. На этапе совершенствования менять разновидности ловли мяча в сочетании с другими изученными приемами техники игры.
Обучение передачам мяча на месте
1. Имитация изучаемого способа передачи без мяча по разделениям.
2. Имитация передачи-ловли мяча в парах перекладыванием мяча из рук одного игрока в руки другого в сочетании с поворотами на месте.
3. Выполнение изучаемого способа передачи мяча в стену на близкой и средней дистанции.
4. Передачи мяча в парах с шагом, изменением дистанции и траектории полета мяча, изменением позиции после выполнения каждой передачи или серии передач, из различных и. п.: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа на животе и т.п.
5. То же, но с последующим выполнением разнообразных двигательных действий (например, после выполнения передачи прыжок толчком двумя ногами с поворотом на 360° – ловля мяча от партнера и т.д.).
6. Передачи мяча в положении сидя с одновременным выполнением разнообразных движений ногами (например, поочередное сгибание-разгибание ног как при езде на велосипеде; непрерывное сведение-разведение прямых ног, скрестное движение ногами – «ножницы» и т.п.).
7. Чередование изученных способов передач мяча в ответ на звуковые и зрительные сигналы педагога или партнера.
8. Передачи мяча партнеру через «слабые зоны» защитной стойки условного соперника: над плечом, над головой, под рукой и т.п.
9. Передачи мяча на месте в различных построениях: во встречных колоннах, шеренгах, треугольнике, квадрате, круге и т.п. с последующим передвижением вслед за мячом.
10. То же, но с последующим передвижением в сторону от направления выполненной передачи (например, при построении в треугольнике: передача в одну его вершину, передвижение в другую).
11. Разновидности передач на месте, преодолевая пассивное сопротивление условного защитника, в сочетании с последующим финтом и уходом от него. 12. Передача мяча с места движущемуся партнеру: на ориентир (разметка площадки, поднятая рука и т.п.) или по его звуковому сигналу.
13. Выполнение разновидностей передач в условиях регламентированного противодействия одного или нескольких защитников в ситуации численного большинства нападающих: 2x1,3x1, 3x2 и т. п.
14. То же, но в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Мяч в центр», «Подвижная цель», «10 передач» и т.п.
15. Сочетание способов передач с другими техническими приемами (по мере освоения техники игры) в условиях игрового противоборства.
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении передач мяча на месте
1. Игрок располагается на прямых или узкопоставленных ногах, нерационально распределяет массу тела, при замахе локти сильно разводятся в стороны или прижимаются к телу, ладони касаются мяча, мяч выпускается из согнутых рук или без хлеста кистями (кистью).
2. К изучению передач мяча приступать одновременно с освоением ловли мяча.
3. Обучение передачам начинать со способов двумя руками от груди и одной рукой от плеча.
4. После освоения основной структуры приема в упражнения вводить сопротивление защитника.
5. Добиваться быстрого перехода к другим двигательным действиям или к началу перемещения сразу после выпуска мяча, не допуская пробежки.
6. Параллельно с начальным обучением технике передачи мяча развивать специальные качества, необходимые для эффективного выполнения приема: координационные способности и скоростно-силовые качества, особенно верхних конечностей.
Обучение передачам в движении
Процесс обучения передачам мяча в движении напрямую направлен на обучение занимающихся двухшажному ритму владения мячом, встречающемуся не только в передачах, но и в бросках в движении. Первые упражнения по обучению передачам в движении должны выполняться с применением перемещения приставными шагами правым или левым боком вперед, так как по своей структуре и по ритму выполнения один приставной шаг соответствует двум беговым шагам. Поэтому, давая задание на передачи в парах в параллельном движении приставными шагами на средней дистанции, преподаватель акцентирует задание: ловля и передача должны выполняться на одном приставном шаге. Далее применяются упражнения, усложняющие задание, но с обязательным выполнением следующих требований: четко соблюдать двухшажный ритм владения мячом при выполнении ловли и передачи мяча в движении; в процессе выполнения упражнений систематически менять позиции занимающихся по отношению друг к другу с целью выработки двухшажного ритма под начальный шаг любой ногой; пресекать попытки выполнения прыжка в момент ловли мяча при гладком беге.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Выполнение передач в парах на расстоянии 3 − 4 м в параллельном движении приставными шагами. Первая передача выполняется с места начавшему движение партнеру.
2. То же, но ловля и передача выполняются в приставном шаге, а перемещение без мяча − гладким бегом.
3. То же, но все упражнение выполняется в гладком беге, при этом, если часть занимающихся выполняет упражнение с пробежкой, необходимо вернуться к упр. 2, с концентрацией внимания отстающих на двухшажном ритме выполнения ловли и передачи.
4. Передача в парах в движении: один игрок перемещается спиной вперед, другой − лицом к нему на расстоянии 4 − 5 м.
5. Передачи в парах, тройках, четверках с перемещением в одном направлении с изменением дистанции передач, скорости передвижения и порядка выполнения передач от одного игрока другому.
6. Выполнение передач во встречном движении в колоннах на дистанции 4 − 5 м с постепенным сокращением расстояния и выполнением передач с отскоком от площадки и из рук в руки.
7. То же, но со сменой направления движения после передачи мяча при различных построениях занимающихся: в трех или четырех колоннах.
8. Выполнение разновидностей передач мяча в движении в эстафетах и подвижных играх «Охота с мячом», «Запятнай мячом», «Салки и мяч» и т. п.
9. Поочередное выполнение передачи одним или несколькими мячами группой игроков при их передвижении вперед со сменой мест: передача мяча впереди бегущему партнеру.
10. Выполнение передач в двойках, тройках, преодолевая пассивное, а затем активное сопротивление защиты на начальной или завершающей стадиях атаки в ситуации численного преимущества нападающих: 2x1,3x1.
11. Выполнение передач мяча в движении на максимальной скорости со сменой мест игроков в сочетании с другими изученными приемами техники игры: упражнения стремительного нападения.
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении передач мяча в движении
1. Отсутствие удлиненного шага при ловле мяча, встреча мяча согнутыми руками, нет уступающего, амортизационного движения рукой при встрече с мячом, выпуск мяча полусогнутыми руками (рукой) без скатывания его с кончиков пальцев, пробежка во время передачи мяча.
2. Обучение передачам в движении начинать после овладения занимающимися техникой разновидностей ловли и передач мяча на месте и остановки двумя шагами с ловлей мяча.
3. Количество подводящих упражнений использовать в зависимости от уровня подготовленности игроков.
4. Начальное изучение структуры движения производить в облегченных условиях: − передвижение на невысокой скорости; − передача мяча в движении партнеру, перемещающемуся в различных направлениях; − передача мяча партнеру на разной дистанции с отскоком от пола и без отскока, по навесной траектории в заранее указанное место его перемещения, обозначенное на площадке.
5. По мере освоения передач в движении приближать условия их выполнения к игровым: − изменять дистанцию между игроками в начале упражнения и по ходу их передвижений; − менять скорость и направления перемещений; − чередовать способы передач мяча; − менять число игроков, задействованных в упражнениях, и количество используемых мячей; − осуществлять выход на мяч после обманного движения и освобождения от опеки условного защитника.
6. В игровых заданиях необходимо ориентировать занимающихся на выполнение передач в движении без нарушения правила пробежки.
Обучение ведению мяча
1. Высокое ведение на месте поочередно правой и левой рукой в стойке с выставленной вперед ногой.
2. Низкое ведение в низкой стойке нападающего на сильно согнутых ногах.
3. Ведение на месте с различной высотой отскока, переводом мяча с руки на руку перед собой.
4. Ведение на месте с элементами жонглирования: − чередуя и. п.: сидя, лежа, стоя в выпаде, в широкой стойке, на одном или на двух коленях и т. п.; − с переводом мяча с руки на руку: под ногой, между ног, за спиной; − со сменой направления движения мяча: по кругу вокруг ноги или ног, по «восьмерке» и т. п.
5. Низкое ведение на месте с поворотом вокруг своей оси: правой рукой – против часовой стрелки, левой – по часовой стрелке.
6. Высокое ведение в движении по прямой: одной и другой рукой, с переходом на низкое ведение на отдельных отрезках дистанции, изменением высоты отскока по зрительному сигналу педагога или партнера.
7. Высокое ведение в заданном коридоре с изменением направления движения переводом мяча с руки на руку с обводкой предметов, пассивных защитников и затем защитников, которым разрешено выбивать мяч, не отрывая ног от пола.
8. Низкое ведение в движении при пассивном сопротивлении отступающего приставными шагами в защитной стойке условного соперника.
9. То же, но с обыгрыванием защитника в движении переводом мяча перед собой в указанных точках площадки.
10. Чередование высокого и низкого ведения в движении с изменением его направления: по разметке площадки, с обводкой переносных стоек, стульев или набивных мячей («змейкой»), гимнастических скамеек, обручей и т.п.
11. То же, но в сочетании с выполнением различных заданий, требующих переключения зрительного анализатора (например, обводка круга и полукругов разметки баскетбольной площадки с подсчетом разноцветных кеглей или геометрических фигур разной формы или цвета, находящихся внутри их, и т. п.).
12. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
13. Обыгрывание пассивного защитника по ходу ведения за счет изменения скорости передвижения – «рваного» ритма.
14. Вариативное выполнение приема в сочетании с обманными движениями (финтами) для обыгрывания пассивного защитника в начале или по ходу ведения.
15. Выполнение высокого и низкого ведения по прямой, с изменением направления и скорости передвижения в эстафетах и подвижных играх, таких как «Гонки с мячами», «Пятнашки с ведением», «Дриблеры в круге» и т. п. 16. Выполнение разновидностей ведения на ограниченных участках площадки, преодолевая активное противодействие защитника.
17. Выполнение разновидностей приема в сочетании с другими игровыми действиями (по мере освоения техники игры).
Основные ошибки и организационно-методические указания при выполнении ведения мяча
1. Неправильная работа рук при выталкивании мяча (не выпрямляется рука, нет активного движения кисти), преждевременное отрывание опорной ноги в начале ведения – пробежка, задержка мяча, двойное ведение, отсутствие укрывания мяча туловищем, ведение с постоянным зрительным контролем над мячом на этапе совершенствования приема: игрок не контролирует игровую ситуацию.
2. Чередовать задания для правой и левой руки; больше времени уделять ведению слабейшей рукой.
3. На начальном этапе обучения вести мяч со зрительным контролем, постепенно достигать выполнения приема без зрительного контроля, включая в упражнения разнообразные сигналы − команды для зрительного анализатора.
4. Упражнения с элементами перевода мяча с одной руки на другую за спиной, под ногами и т. п. Включать в каждый урок с целью выработки «чувства мяча».
5. Условного защитника включать в упражнения по мере овладения основной структурой приема, его активность постепенно увеличивать.
6. Обманные движения при обыгрывании защитника в начале ведения осуществлять головой, туловищем и мячом медленно, а уход – быстро, но без пробежки, укрывая мяч от защитника; вести мяч дальней от соперника рукой.
7. При обыгрывании защитника в движении перевод мяча с руки на руку и смену направления движения выполнять быстро и неожиданно, использовать смену ритма беговых шагов.
8. Направление движения и скорость передвижения с мячом на этапе совершенствования варьировать.
9. В эстафетах и подвижных играх на начальном этапе обучения ведению необходимо акцент смещать в сторону качества выполнения приема, а проявление скоростных способностей стимулировать по мере овладения техникой разновидностей приема на невысокой скорости.
Обучение дистанционным броскам с места
1. Имитация изучаемого способа броска без мяча по разделениям в сочетании с воспроизведением элементов техники в обратной последовательности.
2. Воспроизведение завершающего момента выпуска мяча: перекатывание мяча на тыльную поверхность кистей обеих рук или кисти рабочей руки.
3. Многократное выполнение выпуска мяча вверх над собой из различных и. п.: стоя в стойке нападающего, сидя на стуле или на полу, стоя на коленях, лежа на спине, акцентируя полное выпрямление бросающей руки и завершающее движение кисти.
4. Выполнение передачи-броска изучаемым способом по средней и высокой траекториям на ориентир: поднятые вверх руки партнера, цель на стене, горизонтально натянутый шнур и т. п.
5. Выполнение изучаемого способа броска в корзину с близкой дистанции под углом 30 − 45° к щиту: бросок с отскоком от щита.
6. То же, но располагаясь прямо перед щитом: «чистый» бросок без использования отскока от щита.
7. То же, что в упр. 6 и 7, но чередуя броски под разными углами по отношению к щиту.
8. Штрафные броски изучаемым способом.
9. Чередование дистанционных бросков изучаемым способом с различного расстояния до корзины.
10. То же, но при пассивном сопротивлении условного защитника.
11. Выполнение бросков изучаемым способом с различных дистанций в личном соревновании: − на количество попаданий в серии бросков с одной или нескольких точек; − количество двойных (2 подряд) или тройных (3 подряд) попаданий в серии бросков; − максимальное количество бросков без промаха; − быстроту достижения заданного количества попаданий; − быстроту достижения заданного количества двойных или тройных попаданий; − результативность бросков с «заказанных» попаданиями соперника точек: после каждого точного броска необходимо повторить результативное действие соперника с той же точки и тем же способом, невыполнение «заказа» (промах) приносит штрафное очко (игра «Минус пять»); − количество всех точных бросков либо двойных или тройных попаданий за определенный отрезок времени; − лучшую разность между результативными и неточными бросками в серии или в заданный отрезок времени: за каждое попадание начисляются 2 очка, за каждый промах вычитается 1 очко; − выполнение модельных показателей результативности: каждому снайперу-сопернику задается индивидуальный уровень точности бросков, достижение которого приносит победу в состязании.
12. То же, но в командных соревнованиях на результативность бросков.
13. Выполнение бросков с места в сочетании с последующими двигательными действиями между бросками: выполнением акробатических элементов (приседаний, кувырков, переворотов в сторону и т.п.) и дальнейшим перемещением на другую точку для очередного броска; челночными рывками между указанными точками; передвижением на подбор мяча и овладением отскоком и т.п.
14. То же, но в личных и командных соревнованиях на точность бросков.
15. Сочетание разновидностей бросков с места с другими игровыми приемами нападения, предшествующими им: остановками, поворотами, финтами, ловлей и передачей мяча, ведением (по мере освоения техники игры).
Организационно-методические указания
1. При обучении использовать индивидуальный и поточный метод организации занимающихся, при совершенствовании – групповой или метод круговой тренировки с серийным выполнением однотипных или разнонаправленных заданий.
2. Показ способов броска мяча осуществлять стоя лицом, боком и при необходимости спиной к занимающимся.
3. В подводящих упражнениях в качестве ориентиров для траектории полета мяча и цели для попадания использовать натянутые шнуры или амортизаторы, поднятую руку (руки) партнера, мишени на стене и т.п.
4. Выполнение приема в целом начинать с близких дистанций (1 − 3 м) под углом к щиту слева и справа от корзины; бросать с отскоком от щита.
5. Броски одной рукой в непосредственной близости от корзины (из-под щита) осуществлять справа − правой, слева − левой рукой; со средней и дальней дистанций − сильнейшей рукой.
6. Задания выполнять сериями по 4 − 6 повторений в каждой серии.
7. Дистанцию и направление к щиту варьировать по мере освоения техники бросковых движений с близкого расстояния.
8. На этапе совершенствования техники бросковых движений использовать задания на переключение: после выпуска мяча выполнить указанное двигательное действие с последующим приходом в и.п. для очередного броска.
9. В соревнованиях на результативность варьировать условия проведения и состав участников; начинать с личных состязаний, а в командных число игроков постепенно увеличивать от 2 до 5.
10. При выполнении разновидностей бросков: − принимать устойчивое и рациональное и. п.: для броска одной рукой − стойка с поворотом туловища в сторону бросающей руки; для броска двумя руками − параллельное расположение стоп на одном уровне или с выставлением вперед любой ноги;
− туловище и голову держать прямо, а плечи − на одном уровне; взгляд концентрировать на точке прицеливания; − надежно удерживать мяч пальцами (ладонной поверхностью кисти мяча не касаться), быстро выносить его вверх для броска; при бросках одной рукой рабочую кисть располагать на середине мяча, а поддерживающую − на его боковой поверхности; − при замахе «взводить» (максимально отводить назад) кисти обеих рук или кисть бросающей руки; оптимально разводить локти при броске двумя руками и располагать локоть бросающей руки под мячом в направлении к корзине при броске одной рукой; − при броске плавно полностью разгибать руки или бросающую руку, мягко совершать бросковое движение; согласованно с руками выпрямлять ноги; − в момент выпуска мяча сохранять вертикальное положение головы и тела; выпускать мяч скатывающим движением через указательные пальцы обеих кистей или указательный палец бросающей кисти после полного их или ее сгибания вперед; − исключать участие в броске поддерживающей руки; своевременно (за мгновение до выпуска мяча) отводить ее в сторону; − после выпуска мяча сопровождать его полет расслабленными кистями или кистью рабочей руки, тянуться за мячом, поднимаясь на носки; − после завершения броска приходить в устойчивое положение и быть готовым к дальнейшим действиям – подбору мяча или перемещению по площадке.
11. При изучении способов броска одной рукой высоту подъема локтя бросающей руки (на одну четверть, на половину или на три четверти) варьировать в зависимости от индивидуальных особенностей занимающихся и их физических способностей.
Основные ошибки при выполнении дистанционных бросков с места
1. В и. п.: − неустойчивое расположение стоп (узкое или широкое); − полностью выпрямленные ноги или недостаточно согнутые колени − ноги не «заряжены» на бросок; − разноименная стойка при бросках одной рукой;
− значительное отклонение от вертикали головы или туловища, округленная спина, одно плечо выше другого; − мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями, далеко или близко от туловища.
2. В подготовительной фазе (при замахе): − взгляд отведен от точки прицеливания; − медленное, вялое поднимание мяча в и. п. для броска; − мяч удерживается кончиками пальцев или с участием ладоней; − кисти обеих рук или кисть бросающей руки максимально не разгибаются назад и не располагаются параллельно полу под мячом; − при бросках сверху − заведение мяча назад за голову; − при бросках двумя руками − недостаточное или чрезмерное разведение локтей в стороны, поворот туловища в какую-либо сторону; − при бросках одной рукой: а) локоть бросающей руки отведен в сторону − не находится в одной вертикальной плоскости с указательным пальцем и корзиной; б) локоть поддерживающей руки прижат к туловищу или чрезмерно поднят в сторону; в) кисть поддерживающей руки располагается сверху на мяче, а не сбоку; туловище или голова отклонены от вертикали назад; масса тела перенесена на заднюю часть стоп (игрок стоит на пятках).
3. В основной фазе (непосредственно при броске): − изменение точки прицеливания непосредственно в момент выпуска мяча; − отсутствие согласованности в работе нижних и верхних конечностей: поочередное, а не одновременное выпрямление; − неполное выпрямление ног или рук в момент выпуска мяча; − резкое, рывковое либо закрепощенное выпрямление верхних конечностей; − отклонение локтя бросающей руки в сторону − при бросках одной рукой; − отсутствие направляющего движения кистей или несинхронная их работа − при бросках двумя руками; − отсутствие обратного вращения мяча − мяч не скатывается с кончиков указательных пальцев (пальца); вертикальное вращение − выпуск мяча через мизинец; поступательное вращение вокруг поперечной оси («от себя») − выпуск мяча через ладонь; − преждевременное отведение в сторону поддерживающей руки (потеря контроля над мячом) или полное выпрямление ее в момент выпуска мяча (участие в выпуске мяча двух кистей) − при бросках одной рукой; − недостаточное сопровождение мяча кистями после его выпуска − пальцы обеих рук или бросающей руки не опущены расслабленными вниз; − отклонение туловища и головы назад или в сторону.
4. В завершающей фазе Потеря равновесия после завершения броска − игрок не готов к быстрым дальнейшим действиям (выключен из игры).
Обучение броску в движении
1. Выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места − имитация броска без мяча.
2. То же, но после предшествующего двухтактному ритму работы ног передвижение ходьбой или бегом.
3. Имитация броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.
4. Выполнение броска в корзину после одного шага с места.
5. То же, но снимая мяч с вытянутой в сторону руки партнера с использованием двухтактного ритма работы ног.
6. То же, но снимая мяч с руки партнера в движении.
7. То же, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.
8. Выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача почти из рук в руки).
9. Выполнение броска в движении поочередно правой и левой рукой (справа и слева от корзины) после встречной передачи партнера с отскоком от пола.
10. То же, но после встречной передачи по навесной и прямой траекториям.
11. То же, но варьируя скорость движения игрока.
12. То же, что в упр. 10, но изменяя направления движения игрока на корзину: под углом, прямо по направлению к щиту, параллельно щиту.
13. Чередование вариантов броска в движении в сочетании с предшествующим обманным движением и уходом от условного защитника.
14. Броски в движении после поступательной передачи партнера («на ход» игроку) или передачи сбоку.
15. Выполнение вариантов приема в личных и командных соревнованиях на результативность.
16. Выполнение изучаемого способа броска в целом и в сочетании с другими игровыми приемами (по мере освоения техники игры).
17. То же, но в условиях активного единоборства с защитником в игровых заданиях и учебных двусторонних играх.
Организационно-методические указания
1. Предварительно изучить передачу и бросок одной рукой от плеча и от головы с места, а также прыжок толчком правой и левой ногами с имитацией броскового движения под щитом.
2. Контролировать и. п. перед началом передвижения: справа от корзины − стойка нападающего, когда правая нога сзади, слева − левая сзади.
3. Упражнения выполнять поточно (один за другим), группой занимающихся или серийно по 4 − 5 повторений каждым учащимся с последующей сменой ролей между партнерами.
4. Чередовать выполнение заданий справа и слева от корзины.
5. Подводящие упражнения на начальном этапе обучения выполнять под углом 30 − 45° по отношению к щиту, выход на щит осуществлять через второй усик трехсекундной трапеции.
6. При выполнении приема в целом передавать мяч набегающему игроку вначале практически из рук в руки, затем с отскоком от пола, далее по навесной траектории по сигналу набегающего («дай!», «оп!» и т.п.) и, наконец, по прямой траектории.
7. После освоения основной структуры приема варьировать скорость и направление движения на корзину, а также направление предшествующей броску передачи мяча партнером: навстречу набегающему игроку, сбоку от него, сзади-сбоку («на ход») и т. п.
8. Своевременно и точно снабжать мячом атакующего игрока: избегать преждевременных, запоздалых и неудобных для обработки передач.
9. В соревнованиях на результативность учитывать качество выполнения разновидностей приема, варьировать условия состязаний: победителя определять по числу попаданий после выполнения заданного количества бросков или за определенный отрезок времени; быстроте достижения указанного результата, наибольшему количеству заброшенных подряд мячей или по числу многократных попаданий (двойных, тройных, четверных) и т. п.
10. При выполнении бросков и передач мяча в движении: − ловить мяч на удлиненном шаге, вытягивая к нему руки при встречной передаче партнера; останавливая мяч вытянутой впередвверх дальней от направления его полета рукой, мгновенно подхватывая другой при поступательной передаче и располагая кисти на одном уровне (дальняя рука полностью выпрямлена, ближняя согнута) при передаче сбоку; − длину второго шага варьировать в зависимости от расстояния до корзины так, чтобы максимально приближаться к ней, но не проходить при этом щит; − на втором шаге подносить мяч к туловищу кратчайшим путем, укрывая его в сторону бросающей руки; − толчок вверх выполнять перекатом с пятки на всю стопу с энергичным взмахом одноименной с бросающей рукой ноги, согнутой в колене до 90°; полностью выпрямлять толчковую; толкаться вертикально или чуть вперед-вверх, приближаясь к корзине; − вынос мяча осуществлять одновременно с отталкиванием; проносить руки с мячом близко к туловищу, перекладывая его на кисть бросающей руки; − кисть бросающей руки максимально сгибать назад; локоть направлять на корзину, удерживая его под мячом (в сторону не отводить); высоту подъема локтя подбирать индивидуально; − поддерживать мяч свободной рукой снизу или сбоку (не сверху), локоть при этом располагать естественно: в сторону высоко не поднимать, с рабочей рукой не сближать; − в безопорной фазе сохранять рациональное положение ног: толчковая − прямая, маховая − согнутая; вертикальное расположение в одной плоскости головы, туловища и толчковой ноги; − мяч выпускать в высшей точке прыжка после полного выпрямления бросающей руки, мягко направляя его через указательный палец в точку прицеливания на щите или через переднюю дужку кольца в зависимости от направления движения к нему; − скатывать мяч с конечных фаланг пальцев (указательного, среднего или мизинца), придавая ему соответствующее вращение; сопровождать полет мяча расслабленной кистью; − приземляться прямо под кольцом на толчковую ногу или обе ноги, упруго амортизируя; − приходить в устойчивое положение и быть в готовности к подбору отскока при неудачном броске и к последующему добиванию мяча.
Основные ошибки при обучении броскам в движении
1. Снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча; утрированный подбор разбега (неестественное растягивание шагов) для ловли мяча под нужную ногу.
2. Нет удлиненного шага при встрече с мячом, или воспроизводятся типичные ошибки, связанные с его ловлей.
3. Рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги.
4. Несоответствие направления или длины двухшажного разбега в момент овладения мячом исходному расположению игрока и его расстоянию до корзины: игрок не доходит до щита или проходит его.
5. Поперечные движения мячом после ловли (из стороны в сторону): возрастает вероятность выбивания или вырывания мяча соперником.
6. Вялое, неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок.
7. Нерациональное расположение звеньев тела в безопорном положении: сгибание толчковой ноги и разгибание маховой; отклонение головы или туловища от вертикали; скручивание туловища − отведение плеча и локтя бросающей руки в сторону.
8. Неправильный вынос мяча при замахе: − мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову; − локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону; − не «взведена» кисть бросающей руки (излишне закрепощена, нет тыльного сгибания в лучезапястном суставе); − локоть поддерживающей руки сильно поднят, и ее кисть накладывается на мяч сверху, а не сбоку или снизу.
9. Преждевременное или запаздывающее отведение в сторону поддерживающей руки: потеря контроля над мячом в воздухе или выпуск мяча двумя кистями.
10. Несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка; рывковое (чрезмерно резкое) выпрямление бросающей руки.
11. Неэффективное завершающее движение бросающей рукой: нет скатывания мяча с конечных фаланг пальцев или направление сообщающегося мячу вращения не соответствует расположению игрока относительно щита и корзины (например, выпуск мяча через мизинец или с ладони при выходе игрока прямо на корзину); не полностью выпрямляется бросающая рука; кисть расслаблена и не сопровождает полет мяча.
12. Потеря равновесия при приземлении: приход на маховую или на прямые ноги − невозможность быстро включиться в игру.
Обучение технике передвижения в защите
1. Разновидностям передвижений в защите необходимо обучать одновременно с овладением стойками.
2. Методика обучения защитным действиям баскетболиста имеет специфические черты, обусловленные решением оборонительных задач. Так, для эффективной игры в защите важно уметь мгновенно стартовать из непрерывно изменяющихся и.п. и максимально ускоряться на небольших отрезках дистанции (1 − 5 м). Не менее значима и способность защитника быстро принимать адекватные решения в ответ на изменяющуюся игровую обстановку.
3. Для начала перемещения или чередования способов передвижений служит множество сигналов: звуковые; визуальные − направление взгляда соперника, начало движения мяча, партнера или нападающего; подсказка тренера или товарища по команде и т. п. Соответственно подбираются адекватные средства и методы обучения.
4. Учитывая монотонность, характерную для выполнения упражнений из данного раздела техники, рекомендуется в процессе их изучения широко использовать игровой метод.
5. Первостепенное внимание следует уделять овладению техникой передвижений приставными шагами, которые составляют основу действий защитника.
6. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.
Обучение вырыванию мяча и организационно-методические указания
1. Предварительно обучить держанию и глубокому обхвату мяча.
2. Выполнение приема при пассивном сопротивлении соперника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.
3. Во всех упражнениях стимулировать развитие быстроты реакции при овладении мячом, используя различные и.п. и неожиданные стартовые сигналы (голос, хлопок, появление из-за спины мяча и т. п.) для начала активных действий.
4. То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим после:
− обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча; − собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или пояса; − отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит.
5. Вырывание мяча из рук соперника при его активном противодействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п.
6. То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игроками: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга.
7. То же, но после рывка на 3 − 5 м из различных и.п. (стоя, сидя, лежа на полу и т. п.) для овладения летящим или катящимся мячом.
8. Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата мяча защитником, выскочившим из-за спины соперника.
9. То же, но после последовательного или одновременного обхвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посылает третий игрок или педагог).
10. Выполнение приема в целом с последующим после овладения мячом переходом к заданным нападающим действиям: передаче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, проходуброску и т.д. (по мере освоения техники игры).
11. То же, но в подвижных играх «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п.
12. Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового противоборства.
13. Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.
Основные ошибки при выполнении вырывания мяча
1. Плохой обхват мяча, осуществляемый одними пальцами без участия предплечий.
2. Отсутствие вращения мяча вокруг горизонтальной оси после его обхвата.
3. Недостаточно активный поворот туловища для овладения мячом.
Обучение выбиванию мяча из рук соперника и при ведении
1. Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.
2. То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.
3. То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемещения в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в заданном направлении.
4. То же, но после поворотов нападающего на месте в указанном направлении и с заданной амплитудой.
5. Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в движении.
6. Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке после: − собственного подбрасывания мяча вверх над головой; − навесной передачи партнера; − передачи-отскока мяча от щита.
7. Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2х1 и 3x1.
8. Выполнение выбивания мяча при ведении при пассивном действии нападающего на укрывание мяча, в игре 1х1 на удержание мяча без атаки кольца, во всех игровых упражнениях с ведением и противодействием защитника.
9. Многократное выполнение приема в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч» с ведением, «10 передач» и т.п.; по команде педагога «Замри!» игрок с мячом при противодействии защитника прекращает ведение и лишается права передавать его партнерам по команде, но может выполнять укрывающие повороты на месте.
10. То же, но при неограниченной активности нападающих и защитников.
11. Выполнение разновидностей приема с последующим овладением мячом и переходом к нападающим действиям (по мере освоения техники игры).
12. То же, но в условиях игрового противоборства в тренировочных упражнениях и учебных играх.
Обучение перехвату мяча при его передаче
1. Повторное реагирование на перемещение мяча сменой защитной позиции при опеке игрока: − на стороне мяча; − на дальней от мяча стороне.
2. Выполнение приема после заранее заказанной слабой передачи нападающего при опеке игрока в различных позициях и ситуациях: − нападающий ожидает передачу на месте; − нападающий начинает движение навстречу мячу.
3. То же, но при передачах в парах, тройках заданным способом на месте и в движении.
4. То же, но в сочетании с последующим выполнением атакующих действий (по мере их освоения) в заданиях комплексного характера.
5. Выполнение приема в целом в подвижных играх «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему» и т. п.
6. То же, но в игровом упражнении «1x1 с ассистентом»: защитник противодействует нападающему в заданной позиции; нападающий, передав мяч ассистенту (стоящему на месте третьему игроку), стремится освободиться от опеки и получить обратную передачу; получение обратной передачи или перехват мяча дает 1 очко; игра ведется до 5 очков с последующей сменой функций игроков.
7. Выполнение разновидностей приема в сочетании с последующими атакующими действиями в условиях игрового противоборства: 2х2, 3х3 и т. д.
8. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания
1. При обучении перехвату передачи мяча: − предварительно разъяснить принципы позиционной игры в защите, связанные с расположением защитника относительно соперника и мяча: − при опеке игрока на стороне мяча находиться в активной стойке; − при опеке игрока на дальней стороне от мяча занимать позицию в игровом защитном треугольнике (условные вершины: «подопечный − мяч − корзина»), сместившись в сторону мяча и направляя одну руку на подопечного, а другую на мяч; − изучение приема начинать в ситуации: подопечный неподвижно обозначает нападающего, далее продолжить в условиях пассивных действий опекаемого игрока и, наконец, в условиях, приближенных к игровым без каких-либо ограничений в действиях соперника; − на начальном этапе обучения облегчать задачу защитника, заранее задавая направление, траекторию и быстроту полета мяча.
2. При выполнении перехвата передачи мяча: − постоянно держать в поле зрения подопечного и мяч; − находиться в активной стойке со смещением в сторону мяча с поднятой для перехвата ближней к мячу рукой (состояние «сжатой пружины»); − реагировать на подготовительное движение нападающего при замахе, а движение на перехват начинать в момент выпуска мяча; − при опеке игрока на стороне мяча отрезать ему прямой путь к летящему мячу спиной (на месте) или плечом и руками (в движении); − при опеке игрока на дальней стороне от мяча мгновенно стартовать и развивать максимальную скорость, прерывая передачу; − после овладения мячом максимально быстро начинать атакующие действия: передачу в отрыв, скоростное ведение, проход, бросок и т. п.
Основные ошибки выполнения перехвата мяча при передаче мяча
1. Неэффективная стойка защитника: опущены голова, руки, выпрямлены ноги, сильно наклонено вперед туловище.
2. Неправильная занимаемая защитником позиция: игрок не перекрывает линию возможной передачи при опеке нападающего на стороне мяча; игрок находится на линии передачи, слишком далеко от нее или за пределами игрового защитного треугольника при опеке игрока на дальней стороне от мяча.
3. Потеря контроля над игровой ситуацией: защитник поворачивается затылком к мячу или к нападающему, т. е. упускает из вида подопечного или мяч.
4. Несвоевременное начало движения на перехват: ранний или поздний старт к мячу.
5. Отсутствие опережающего соперника движения туловищем и прямыми руками для овладения мячом.
6. Медленный переход к дальнейшим действиям в нападении после овладения мячом, нет нацеленности на внезапную атаку, поддержанную всеми игроками команды.
Обучение накрыванию и отбиванию мяча при броске
1. Многократное отталкивание подвешенного, качающегося как маятник мяча на уровне прыжка средней высоты.
2. То же, но в прыжке с максимальным усилием.
3. Накрывание и отбивание мяча из различных позиций по отношению к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места в медленном темпе.
4. То же, но против бросков мяча с естественной скоростью выполнения.
5. То же, что в упр. 3 и 4, но противодействуя броскам мяча с предшествующими обманными движениями.
6. Выполнение разновидностей изучаемого приема при противодействии способам броска мяча в прыжке с места.
7. То же, но против способов броска мяча в прыжке с предшествующим обманным движением.
8. То же, что в упр. 7 и 8, но после прохода нападающего с ведением мяча, остановкой и броском мяча в прыжке.
9. Выполнение изучаемых защитных приемов при противодействии броску мяча одной рукой сверху (от плеча, сверху) в движении: − при броске мяча в замедленном темпе после одного шага с места; − броске мяча в замедленном темпе после встречной или поступательной передачи партнера нападающего; − разновидностях броска мяча в движениях, совершаемых с естественной скоростью.
10. Выполнение изучаемых разновидностей противодействия проходу-броску одной рукой сверху или снизу на различной скорости и в разных направлениях по отношению к щиту.
11. Вариативное воспроизведение накрывания и отбивания мяча при выполнении разновидностей бросков мяча с последующим переходом к нападающим действиям в упражнениях комплексного характера.
12. Выполнение разновидностей приемов противодействия броскам мяча в целом в условиях игрового противоборства: 1x1, 2x2, 3х3 и т.д. 13. То же, но в подготовительных и учебных играх.
Организационно-методические указания
1. Высоту подвешивания мяча в подводящих упражнениях варьировать индивидуально в зависимости от прыгучести занимающихся; начинать со средней высоты, постепенно поднимая мяч до высоты максимального прыжка.
2. В подводящих и основных упражнениях пары занимающихся подбирать соответственно ростовым показателям и уровню развития скоростно-силовых качеств.
3. Варьировать расположение защитника по отношению к нападающему: спереди, сзади, сбоку.
4. При выполнении изучаемых приемов: − находиться в стойке с выставленной вперед ногой; ноги согнуты; одноименная рука поднята вверх; периферическим зрением наблюдать за ногами нападающего; − отталкиваться двумя ногами с места или после быстрого приставления сзадистоящей ноги в момент начала выпрямления ног соперника в коленных суставах; − руку выносить кратчайшим путем без замаха; полностью выпрямлять ее в локтевом и плечевом суставах вверх; − не давить на мяч и не опускать руку вперед; − преграждать путь мячу движением согнутой вперед кисти; изменять направление полета мяча при помощи движения кисти в сторону.
5. После результативного выполнения защитного приема быстро переключаться к нападающим действиям.
Основные ошибки при выполнении накрывания и отбивания мяча при броске
1. Неправильно выбранная защитная стойка: игрок находится в параллельной защитной стойке, на выпрямленных ногах или с опущенными руками − затруднено своевременное начало выполнения приема.
2. Защитник не удерживает в поле зрения ноги соперника: возникают сложности при определении момента начала броска.
3. Медленное или слабое отталкивание − не хватает высоты прыжка для эффективного выполнения изучаемого приема.
4. Неправильное движение рукой: вынос ее с замахом, неполное ее выпрямление вверх, опускание руки вперед с активным давлением кистью на мяч − фол при броске.
5. Замедленный переход от защитных действий к нападающим (после результативного накрывания или отбивания мяча при бросках.
Обучение взятию отскока на своем щите
1. Имитация блокирования пассивного нападающего и овладения мячом при отскоке по зрительному сигналу педагога: поднятый или подброшенный вверх мяч и т. п.
2. То же, но с «вырыванием» подвешенного на амортизаторе мяча.
3. То же, но нападающий обозначает движение на щит в заранее заданном направлении справа или слева от защитника.
4. Овладение отскоком после собственного набрасывания мяча: − в верхнюю часть щита с линии штрафного броска; − дальнюю верхнюю часть щита с боковой стороны трехсекундной трапеции (на уровне 2-го усика).
5. Овладение отскоком из различных исходных позиций после бросков мяча с разных точек по отношению к щиту.
6. Выполнение блокирования, пассивно обозначающего движение на подбор нападающего с последующим овладением мячом, посланным в верхнюю часть щита третьим игроком.
7. То же, но при активном движении нападающего на подбор мяча.
8. То же, что в упр. 6 и 7, но с последующим началом атаки первой передачей мяча или выводящим ведением мяча.
9. Выполнение приема в целом в условиях активного противоборства «защитник-нападающий» в заданных позициях при бросках в корзину третьим игроком с разных точек по отношению к щиту.
10. То же, но в состязании на результативность действий по овладению мячом в борьбе за отскок.
11. Воспроизведение приема в целом в условиях игрового противоборства: 1х1; 2х2; 3х3 и т. д. − с атакой в одну корзину.
12. То же, но в подготовительных и учебных играх с установкой педагога.
Организационно-методические указания
1. Обучать взятию отскока на своем щите на расстоянии не менее 3 − 4 м от корзины.
2. Сигналом для начала действий защитника во всех упражнениях служит момент выпуска мяча педагогом или третьим игроком.
3. Защитнику занимать позицию перед нападающим (ближе к своему щиту) в средней стойке; варьировать исходные позиции относительно щита для бросков и борьбы за отскок.
4. Педагогу на начальном этапе обучения указывать игрокам направление наиболее вероятного отскока мяча при броске из конкретной условной зоны.
5. Состязания на результативность борьбы за отскок проводить в тройках: один игрок бросает, двое осуществляют противоборство; каждое результативное действие в защите и нападении оценивать начислением призовых очков; дополнительно очки можно начислять за точный бросок с точки или успешное добивание нападающим мяча в корзину.
6. При выполнении приема: − начинать действия на сближение с нападающим и быстрым поворотом на 180° на носке ближней к направлению его ожидаемого движения ноги; − вступать в контакт с туловищем нападающего спиной и разведенными в стороны согнутыми в локтях руками − «чувствовать соперника спиной»; − занимать как можно большее пространство на площадке, широко расставив ноги и руки; − переводить взгляд на мяч лишь после выполнения блокирования соперника; − удерживать нападающего «на спине» в случае его движения в обход защитника; − мгновенно устремляться к мячу, определив траекторию и направление отскока; − отталкиваться максимально мощно одной или двумя ногами с поднятыми вверх руками; − руки и ноги в прыжке разводить в стороны, туловище наклонять вперед; − обхватив мяч, «повисать» на нем, резко сгибая руки и наклоняя туловище вперед; − приземляться на широко расставленные в стороны ноги, мяч вниз не опускать, укрывать его от соперника на уровне своего подбородка; − после приземления мгновенно оценивать ситуацию для начала атаки первым пасом или выводом мяча с помощью ведения и быстро переходить к атакующим действиям.
Основные ошибки при выполнении взятия отскока на своем щите
1. Неправильный выбор позиции − защитник находится за пределами игрового защитного треугольника, теряет из виду мяч или подопечного; располагается не на линии возможного движения нападающего к корзине или стоит на прямых ногах.
2. Переключение внимания защитника на брошенный в корзину мяч, а не на подопечного: сопровождение мяча взглядом с момента его выпуска без выполнения блокирования соперника − нападающий легко обходит опекуна и овладевает мячом.
3. Отсутствие у защитника контакта спиной или согнутыми руками с нападающим в положении для его блокирования, прямые ноги в защитной стойке − соперник без труда выходит к мячу из-за спины обороняющегося игрока.
4. Нет движения защитника к мячу после блокирования нападающего: защитник ждет мяч на месте.
5. После ловли мяча, отскочившего от щита, игрок не укрывает его наклоном туловища и сгибанием рук вперед: возможно выбивание мяча соперником.
6. Приземление на узко- или широко расставленные ноги: потеря равновесия или трудности с быстрым началом дальнейших действий.
7. Опускание мяча вниз: существует большая вероятность его потери.
8. После овладения мячом и приземления поворот к середине трехсекундной зоны, а не к ближней боковой линии; задержка первой передачи: срыв быстрой контратаки.
Три орешка для Золушки
Ребята и утята
Мороз и заяц
Марши для детей в классической музыке
Соленая снежинка