• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Слова паразиты"

Опубликовано Фазлиева Розалия Хатимовна вкл 13.02.2020 - 20:18
Фазлиева Розалия Хатимовна
Автор: 
Тенкачева Виктория

Исследовательская работа "Слова паразиты" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слова паразиты279.18 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

I.        Теоретическая часть

1.1. Определение значения термина «слова-паразиты»        5

1.2. Причины употребления слов-паразитов в речи        5

1.3. Характеристика человека, употребляющего речевые паразиты        6

II.        Практическая часть

2.1. Исследование речи обучающихся на наличие слов-паразитов        7

2.2. Языковые вирусы в речи учителей……………………………………………………….. 7

2.3. Речевые паразиты в речи телеведущих………………………………………………….. 8

2.4. Эксперимент «Появление в нашей речи слов-паразитов»………………………………..8

2.5. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………………...9

Список литературы…………………………………………………………………………...10

Приложения……………………………………………………………………………………11

        

                                                                       Введение

        Вы... это самое... того...

        Когда вы говорите,

        То значит, это... как его...

        Ну, в общем, не тяните...         

              Вот, между прочим, так сказать,

        Что мне хотелось вам сказать.

                                        А. Шибаев

          Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты.

Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи речевых паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

Цель исследования: выявление наличия слов-паразитов в речи окружающих людей и привлечение их внимания к своей речи.

Задачи исследования:

  1. Определить значение термина «слова-паразиты».
  2. Выяснить причины употребления слов-паразитов в речи.
  3. Исследовать речь обучающихся на наличие слов-паразитов.
  4. Исследовать речь учителей.
  5. Исследовать речь телеведущих.
  6. Провести эксперимент «Как в нашей речи появляются слова-паразиты?»

Объект исследования: речь окружающих людей.

Предмет исследования: употребление в речи окружающих слов-паразитов.

Гипотеза: предположим, если привлечь внимание окружающих людей к вредной привычке употребления слов-паразитов, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.

        Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов-паразитов в речи.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, аналитический метод, методы математической обработки данных.

         Используемая литература и источники :

-  специальная литература, посвящённой культуре речи;

-  речь окружающих нас людей (учителей, родственников, друзей, телеведущих…);

-  интернет- ресурсы.

Степень изученности данного вопроса: проблема изучается. Это подтверждается, прежде всего,  тем, что в качестве материалов  для исследования были использованы энциклопедические и словарные статьи,  работы ведущих российских филологов и лингвистов, интернет-ресурсы.

 Личный вклад работы  в решении проблемы: в результате исследования  заметила, что ученики моего класса стали более внимательны к своей речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно привлекает внимание к проблемам русского языка, даёт рекомендации для снижения риска появления слов-паразитов в речи. Работа может быть использована на уроках русского языка, во внеклассных мероприятиях, библиотечных уроках, на занятиях кружка.

        

  1. Теоретическая часть

  1. Определение значения термина «слова-паразиты»

Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.

В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.

Если задуматься, что же такое слова-паразиты… Для определения этого понятия обратилась к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и вот, что выяснила: паразит – это организм (растение, животное), питающийся за счет другого организма и вредящий ему (например, грибы-паразиты, насекомые-паразиты).  [3, с. 603]

Итак, познакомившись с этим определением,  пришла к такому выводу, что слова-паразиты питаются нашей речью и вредят ей. Как говорится, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, всем понятно.

1.2. Причины употребления слов-паразитов в речи

Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».

Большинство лингвистов считают, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом. [1, с.108]

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый. [5, с. 103]

Таким образом, употребление слов-паразитов можно разделить на четыре группы:

  1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).
  2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями.
  3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.
  4. Мода на некоторые слова.

1.3. Характеристика человека, употребляющего речевые паразиты

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

 «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

 «Кстати» говорит, как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость. [4, с.10]

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Они склонны многие свои дела и обязанности перекладывать на других.

«Вообще-то» – словечко людей неуверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.[ 2, с.99 ]

В результате, все используемые в речи слова-паразиты характеризуют человека не с лучшей стороны.

  1. Практическая часть

2.1. Исследование речи обучающихся на наличие слов-паразитов

Проводя исследование, решила выяснить, употребляют ли в своей речи слова-паразиты, ученики моего класса и какие слова-паразиты присутствуют в их речи.

Для этого  наблюдала за речью исследуемых и вела дневник наблюдений.

Очень часто на уроках замечала: каждый раз, вставая из-за парты для ответа или выходя к доске ребятам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать первую мысль. Ребятам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. Решила выяснить, что знают сами ученики об употреблении таких слов? Для проведения исследования была составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи» (Приложение I), проведен эксперимент «Частота употребления слов–паразитов». В анкетировании принимали участие ученики 4в класса МОАУ СОШ № 16 (28 человек). Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи» (Приложение II).

В итоге пришла к следующим выводам. Школьники очень много используют в своей речи слов-паразитов. В качестве слов-паразитов чаще всего выступают частицы: вот, ну, так, да, как бы. Различные части речи: конечно, наверное, вероятно, кажется, вообще-то, в общем-то, в принципе, допустим, типа, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать, кстати, это, это самое, как его.

Итак, использование слов-паразитов характерно для речи людей, которые недостаточно владеют языком, с бедным словарным запасом.

2.2. Языковые вирусы в речи учителей

Как  уже выяснила, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Решила проверить истинность этого утверждения, наблюдая за речью наших учителей. А именно, за Розалии Хатимовной, Ириной Генадьевной, Ларисой Финатовной. И вот к каким результатам пришла. Сами учителя признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи. В речи других они их тоже замечают. Чтобы их речь была чище, педагоги стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными, так как в их речи  на самом деле заметила присутствие некоторых слов-паразитов. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м»,  слышала их во время объяснения нового материала на уроке. Вероятнее всего, учителя используют их в своей речи в те моменты, когда стараются подобрать нужное слово в монологической речи. Смею также предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за своей речью. Этому обязывает их профессия.

В результате пришла к выводу: нельзя упрекнуть учителей в ограниченности кругозора и бедности языка. Хотя и в небольшом количестве, но слова-паразиты в их речи обнаружены.

2.3. Речевые паразиты в речи телеведущих

На этом этапе  решила выяснить, злоупотребляют ли словами-паразитами знаменитые ведущие российского телевидения. В течение двух месяцев просматривались популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживалось употребление этих сорняков в речи известных телеведущих. Бесспорным лидером в употреблении слов-паразитов оказался ведущий  Андрей Малахов и его гости. Проанализировав десять программ, установлено, что наиболее часто в них было употреблено слово-паразит «ну» (145 раз) и «вот» (171 раз). В разы реже слышатся следующие за ними – «как бы» (37 раз), «значит» (35 раз).

Представляете, что интересно! Эталон культурной речи без слов-паразитов у телеведущих Первого канала программы «Время» и «Новости»: Екатерина Коновалова, Валерия Кораблева и др. Их речь может служить образцом культурной речи, на которую можно ориентироваться в стремлении говорить правильно.

Итак, не все телеведущие имеют речь без сорняков. Но, речь телеведущих программ «Время» и «Новости», служит образцом не только для подрастающего поколения, но и для всех окружающих людей.

2.4. Эксперимент «Появление в нашей речи слов-паразитов»

Для того чтобы определить способы борьбы со словами – паразитами, попыталась определить способы появления их в нашей речи. Для этого, среди своих одноклассников  провела эксперимент. Проанализировав результаты анкетирования, проводимого ранее,  выяснила, что слова-паразиты «стало быть» и «типа» в нашем классе не употребляются.

В качестве эксперимента  решила начать употреблять эти мусорные слова в своей речи. Через пару дней  заметила, что один одноклассник стал изредка вставлять эти слова в свою речь, причем раннее их не использовал. Еще через день другая одноклассница стала употреблять эти речевые сорняки, а уже через неделю практически все ребята в классе стали употреблять слова-паразиты «стало быть» и «типа». Аналогичный эксперимент  провела со своими друзьями вне школы и со своими родителями. Результат оказался тем же.

В результате данного эксперимента  сделала вывод, что в лексике людей некоторые речевые паразиты появляются в результате не только подражания друг другу, но и тогда, когда люди их часто слышат.

2.5. Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами

Проведя исследование и доказав, что слова- паразиты засоряют нашу речь, предлагаю следующие рекомендации и меры борьбы с речевыми паразитами (Приложение III).

На основе предложенных советов  был выпущен буклет-памятка «Как избавиться от слов-паразитов!» (Приложение IV)

Заключение

Результаты подтвердили, что чаще всего слова-паразиты используются людьми из-за небольшого словарного запаса, неподготовленности речи. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать люди, не имеющие проблем с речью. Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Гипотеза подтвердилась. Сделала многое, чтобы привлечь внимание окружающих к вредной привычке употреблять слова-паразиты в своей речи. В результате, после  выступления на школьной конференции я заметила, что ученики стали более внимательны к своей речи. Они стали по-доброму делать замечания друг другу и следить за своими высказываниями. Многие ребята предлагают интересные советы по борьбе с речевыми паразитами. Надеюсь, что и в дальнейшем они будут более внимательны к своей речи и их речь станет чище.

Русский язык является родным миллионам жителей России, на нём говорят люди различных национальностей, населяющих её территорию. Мы стараемся в совершенстве овладеть иностранными языками, а к своим корням равнодушны! «Наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Поэтому можно с уверенностью сказать: «Осторожно, слова-паразиты!» Необходимо объединить наши усилия для борьбы с ними.

Уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Список литературы

1.         Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., Наука, 2001г.- 206 с.

2.        Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке) – М., 2005г.- 202 с.

3.        Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Д. Шведовой – 24-е изд. перераб. и доп. – М., ООО «А ТЕМП», 2000г.— 944 с.

4.        Сиротинина О.Б. Современная русская разговорная речь и ее особенности. – М., Просвещение, 2004г. -79с.

5.       Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. М.: Просвещение, 2005г. – 256с.

Интернет – ресурсы

  1. Сивачева Е. В. http://www.oratorclub.com/proshhajte-slova-parazity/
  2. Шимакин А. В. http://www.kakprosto.ru/kak-813465-pochemu-lyudi-ispolzuyut-slova-parazity

Приложение I

Анкета «Слова-паразиты в нашей речи»

1. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?

2. В каких случаях ты произносишь или слышишь эти слова?

3. Как Вы думаете, почему люди употребляют в речи слова-паразиты?

4. Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?

5. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

Приложение II

Результаты анкетирования «Слова – паразиты в нашей речи»

Приложение III

Рекомендации и советы по борьбе с языковыми вирусами

1.        Для начала запишите любой ваш диалог или монолог на диктофон. Десяти-пятнадцати минут будет достаточно. Затем прослушайте – все ли ваши слова несут информацию или хотя бы эмоцию? Интересно ли вас слушать? Наверняка, что-нибудь из «горячей десятки» слов-паразитов вы у себя точно подметите.

2.        Ведите разъяснительную работу среди детей и взрослых.

3.        Используйте метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту.

4.        Начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает.

5.        Попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ.

6.        Наказывайте себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком.

7.        Устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности.

8.        Читайте больше – это обогатит ваш словарный запас!

9.        Употребляйте в своей речи чаще русские пословицы, поговорки и фразеологизмы!

Вывод: сделать свою речь красивой может только тот, кто этого хочет, кто думает и о своём будущем, и о будущем русского языка.


Поделиться:

Заяц-хваста

Всему свой срок

Белый лист

Зимний дуб

Вода может клеить?