• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тайны огня

Опубликовано Миронова Инна Александровна вкл 01.03.2020 - 20:43
Миронова Инна Александровна
Автор: 
Горюнова Мария

В том или ином виде огонь занимает все больше и больше места в жизни человечества. Однако наряду с использованием его бесспорно важных и полезных свойств, всегда существует риск возникновения нежелательных процессов, зачастую приводящим к трагедиям. В связи с этим, все более актуальным становится необходимость не столько ликвидации уже произошедшего пожара, сколько предотвращения его возникновения. Поэтому основной целью данной работы является теоретическое изучение и практическое освоение техники пожарной безопасности и правил обращения с огнем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа "Секреты огня"32.32 КБ
PDF icon Презентация "Секреты огня"547.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Горюнова Мария Дмитриевна

«Тайны и секреты огня»

Миронова Инна Александровна

Учитель начальных классов

Российская Федерация, г.Москва

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1430 имени Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько»

3 «г» класс

Оглавление

Введение___________________________________________________________4

Основная часть______________________________________________________5

Практическая часть __________________________________________________6

Заключение_________________________________________________________9

Список литературы___________________________________________________10

Введение

В том или ином виде огонь занимает все больше и больше места в жизни человечества. Однако наряду с использованием его бесспорно важных и полезных свойств, всегда существует риск возникновения нежелательных процессов, зачастую приводящим к трагедиям. В связи с этим, все более актуальным становится необходимость не столько ликвидации уже произошедшего пожара, сколько предотвращения его возникновения. Поэтому основной целью данной работы является теоретическое изучение и практическое освоение техники пожарной безопасности и правил обращения с огнем.

Для выполнения данной цели должны быть исследованы следующие задачи:

  • Изучить природу огня и узнать условия его появления
  • Понять правило «пожарного треугольника»
  • На практике рассмотреть варианты тушения огня в различных условиях, основываясь на правиле «пожарного треугольника»
  • Опытным путем получить разноцветное пламя, доказав, таким образом, природу химического процесса горения
  • С помощью экспериментов получить различные продукты горения, изучив их потенциальную опасность для человека
  • Рассмотреть необходимые правила поведения в случае возникновения пожара
  • Изучить меры безопасности для предотвращения огня, как экстренные, так и превентивные

Объект исследования: огонь.

Гипотезы исследования:

  • Пожары можно предотвратить, если принять все необходимые меры безопасности.
  • Огонь можно приручить, используя его природу и свойства, т.е. раскрыв его тайны.

Методы и этапы исследования:

  • Анализ специальной литературы по теме
  • Работа с источниками в интернете
  • Опытная часть
  • Анализ и обобщение

Основная часть

При наблюдении за разжиганием камина, печи или костра мы слышим потрескивание дров, ощущаем вкуснейший аромат поленьев, видим веселое пламя, играющее разными цветами. Огонь набирает силу, а мы, глядя на него, думаем: что такое огонь? Почему он разноцветный? А почему возникают пожары? Можно ли их предотвратить? И вообще, какие тайны скрывает огонь?

На ум приходит всем известный миф о Прометее, прикованном к скале за то, что он поделился огнем с людьми. Богам это не понравилось, ведь теперь люди приблизились к ним. С давних времен огонь считался ценностью, доступной только избранным.

Для начала надо разобраться, что такое огонь с научной точки зрения.

Существует простое определение: огонь – это газы (или плазма), которые отделяются от горящих веществ. Газы эти раскалены и светятся, поэтому открытый огонь люди издревле использовали для обогрева (костры) и освещения (факелы).

Огонь является одной из фаз процесса горения. Горение - реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света.

Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Итак, мы поняли, что огонь - это химический процесс, известный как «Сгорание». Для возникновения возгорания должны всегда присутствовать три элемента.

Другими словами, огонь – это процесс, который требует, чтобы горючий материал (топливо) был подвергнут достаточно высокой температуре и имел доступ к кислороду. На этих сведениях основан пожарный треугольник, который показывает, что если исключить одно из трех условий возникновения огня, то пожар не сможет возникнуть!

Практическая часть:

Эксперимент 1 «Тушим огонь!»

Основываясь на правиле «пожарного треугольника», попытаемся потушить пламя. Для начала просто исключим элемент «Кислород»:

Поджигаем в металлическом ведре бензин и тушим пламя, просто накрыв его другим ведром – кислород перестает поступать, как следствие, огонь потушен!

По такому принципу пожарные тушат огонь в закрытых помещениях, например, в отсеке корабля, перекрыв все двери и вентиляцию

Эксперимент 2 «Горящая вода»

Продолжаем экспериментировать с бензином: зальем в ведро воду, а сверху добавим бензин. Несмотря на наличие воды в ведре, бензин все равно горит, потому что является легко воспламеняющимся веществом. Кроме того, все нефтепродукты легче воды, поэтому образуют на поверхности тонкую радужную пленку, которая может воспламениться! Тушим снегом – все также исключаем элемент кислород из нашего процесса горения плюс снижаем температуру горючего вещества.

Эксперимент 3 «Тушим порошком»

Такие горючие вещества, как керосин или нефтепродукты, очень сложно затушить водой. Для их тушения используются огнетушители.

В зависимости от назначения, огнетушители делятся на 4 типа:

  • жидкостные;
  • порошковые;
  • газовые или углекислотные;
  • пенные;

Для горящего керосина мы использовали порошковый огнетушитель.

Важно знать: нельзя тушить водой нефтепродукты, а также электрооборудование, которое находится под напряжением!

Эксперимент 4 «Тушим углекислым газом»

Принцип работы углекислотного огнетушителя можно рассмотреть на простом опыте со свечой, столовым уксусом и пищевой содой. Для этого смешаем в простой пластиковой бутылке уксус и пищевую соду. Начинается процесс выделения углекислого газа. Если в этот момент поднести к горлышку бутылки зажженную свечку, то ее пламя погаснет. Выделившийся углекислый газ заменит кислород, который, как мы знаем, нужен для поддержания процесса горения.

Углекислотные огнетушители применяют при тушении электроприборов, так как после их применения следов не остается, это позволяет сохранить уцелевшее в огне оборудование, и нет риска удара тока.

В процессе экспериментов с огнем мы опять обратили внимание, что огонь имеет разные цвета. Что же окрашивает пламя?

Ответ прост: огонь – это газы, отделяющиеся от горящих веществ. Горит не древесина, а газы, которые выделяются в процессе горения! И именно эти газы придают огню определенный цвет, зависящий от химического состава сгорающего вещества.

Температура огня тоже может быть различной, и она также зависит от состава горящего топлива. Например, состав вещества, при горении которого возникает «бенгальский огонь» таков, что его искры (пламя) не обжигают.

Попробуем сделать разноцветный огонь сами!

Эксперимент 5: «Цветной огонь своими руками!»

  • Газ и спирт горят синим пламенем
  • Зеленый огонь получается при сгорании борной кислоты
  • Вот таким темно-оранжевым (почти красным) цветом горит селитра.
  • Насыщенно-желтым цветом горит сульфат магния и пищевая сода.
  • Если добавить перманганат калия (по-другому, кристаллы марганцовки), то появляются ярко-красные вкрапления.
  • А вот такая искрящаяся красота получилась у нас при смешивании нескольких веществ.

Эксперимент 6 «Фараонова змея»

Очень интересно, оказалось, наблюдать за взаимодействием огня и веществ друг с другом. Результат взаимодействия сухого горючего, глюконата кальция и огня виден в опыте под названием «Фараонова змея». После поджигания таблетки сухого горючего глюконат кальция начинает принимать удивительные формы, напоминающие змей. Подпитываясь огнем, они начинают двигаться и извиваться, что придает им еще большее сходство со змеями.

Здесь мы видим, что продукты сгорания от разных веществ тоже разные. В зависимости от условий сгорания и горючего материала, остается пепел, сажа, угли и т.д. Если твердый материал выгорел полностью, то от него остается только белый пепел, а если по каким-либо причинам горение прекратилось раньше, то остатки выглядят как черный уголь или оплавленные скругленные или бесформенные предметы.

Важно упомянуть, что продукты сгорания не менее опасны, чем открытый огонь. И главную опасность представляет угарный газ, который выделяется вместе с дымом. Достаточно одного глотка этого ядовитого газа, чтобы потерять сознание. Чтобы уберечься от дыма пожарные надевают противогазы или специальные дыхательные приборы с запасом кислорода. 

Если человек без снаряжения попал в огненную ловушку, то нужно намочить любую ткань и дышать через нее. Как можно скорее нужно найти источник чистого воздуха, не пытаясь пробраться через дымовую завесу.

По дымовой трубе на крыше мы видим, что в доме есть дровяная печь или камин. Труба обычно «растет» выше самой плоскости крыши. Это нужно создания тяги снизу вверх – чем длиннее труба, тем больше сила тяги.

Снизу в топку попадет воздух, там при сгорании дров образуется дым, который должен улетать через трубу.

При этом вместе с дымом улетают мелкие твердые частички сажи, но часть сажи цепляется за стенки дымохода и остается на нем в виде черного слоя.

Постепенно сажа накапливается на стенках, сужая проход для дыма. И если трубу вовремя не почистить, то дым из печки может пойти в обратную сторону, т.е. в помещение. А сама сажа от перегрева может загореться и разрушить дымоход.

Чтобы этого избежать, печные трубы чистят специальными приспособлениями. А профессия трубочиста считается почетной!

Заключение

В результате исследования был выполнены следующие задачи:

  • Природа огня и условия его появления изучены в теории и на практике
  • Основываясь на правиле «пожарного треугольника», опытным путем изучены варианты тушения огня в различных условиях
  • С помощью экспериментов с получением разного цвета пламени доказана природа химического процесса горения
  • Опытным путем получены продукты горения, и изучена их потенциальная опасность для человека

Гипотезы подтверждены:

  • Огонь – это опасная стихия, которая может принести много горя и бед в виде пожаров в домах, лесных пожаров, техногенных катастроф и т.д. Но при соблюдении всех необходимых мер безопасности подобные бедствия можно предотвратить.
  • Если знать природу и свойства огня и умело обращаться с ним, то можно сделать огонь другом человека, помощником в обогреве дома, приготовлении пищи, освещении пути и т.д. И конечно, немаловажно получение простого эстетического удовольствия, когда сидишь в теплом доме рядом с камином и просто смотришь на уютно потрескивающие дрова, веселое пламя и разноцветные искры углей!

Список литературы:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). ФГУ ВНИИПО МЧС России, М.: 2003
  2. Яковлева М.А., Болушевский С.В. Большая книга научных опытов для детей и взрослых. М.: Эксмо, 2014
  3. Огонь [Электронный ресурс] Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D1%8C

  1. Что такое огонь [Электронный ресурс] Почемучка. Все для детей

http://allforchildren.ru/why/whatis41.php

  1. Пожар. Пожар и его развитие. Пожарный треугольник [Электронный ресурс] Пожарный.ру

http://www.pogarny.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=300:2009-08-14-07-27-19&catid=103:2009-08-13-12-46-33&Itemid=139

  1. Как сделать цветной огонь? Опыты для детей [Электронный ресурс] Это интересно! Поделки, игры, опыты, занятия для детей.

http://www.tavika.ru/2015/04/color-fire.html

  1. Фараонова змея [Электронный ресурс] Сделай сам своими руками

https://sdelaysam-svoimirukami.ru/1202-faraonova-zmeya.html


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Поделиться:

Сказка об одной Тайне

Корзина с еловыми шишками

Рукавичка

Прощание с летом

Есть в осени первоначальной...