В годы Великой Отечественной войны энергетика сыграла огромную роль в укреплении и развитии военно-промышленного могущества страны и, как следствие, победе над фашистской Германией.
В результате военных действий и временной потери части территории энергетическая база Советского Союза к концу 1941 г. значительно сократилась.
На электростанциях было выведено из строя около 5 млн. кВт мощностей, повреждены или разрушены 61 станция и более 10 тыс. км высоковольтных ЛЭП.
Страна была отброшена на многие годы назад по установленной мощности электростанций и выработке электроэнергии.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.88 МБ |
Слайд 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГАПОУ СО «БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА » Исследовательский проект на тему: «Подвиг э нергетиков Ленинграда во время Великой Отечественной войны» Выполнил: студент IV курса специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Дурникин Владислав Евгеньевич Руководитель проектной работы: преподаватель электротехнических дисциплин Черкасова Ия ЕвгеньевнаСлайд 2
Введение В годы Великой Отечественной войны энергетика сыграла огромную роль в укреплении и развитии военно-промышленного могущества страны и, как следствие, победе над фашистской Германией. В результате военных действий и временной потери части территории энергетическая база Советского Союза к концу 1941 г. значительно сократилась. На электростанциях было выведено из строя около 5 млн. кВт мощностей, повреждены или разрушены 61 станция и более 10 тыс. км высоковольтных ЛЭП. Страна была отброшена на многие годы назад по установленной мощности электростанций и выработке электроэнергии.
Слайд 3
Актуальность Тема Великой Отечественной войны навсегда останется актуальной для русского народа. За годы войны Советский Союз понес колоссальные разрушения и людские потери. Много написано о воинском подвиге и гораздо меньше – о подвиге тех, кто трудился в тылу. «Всё для фронта, всё для победы!» - этот лозунг вдохновлял тружеников тыла, давал им новые силы. К сожалению, нам, молодому поколению, сложно прочувствовать всю трагедию тех дней, когда за каждый шаг по фронтовой дороге и работая в тылу заплачено кровью. Наши современники должны помнить имена и подвиги, ведь без прошлого нет настоящего.
Слайд 4
Цель проекта Воссоздание единой картины героических подвигов энергетиков Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Показать современной молодежи на какие поступки шли жители Ленинграда, чтобы остаться в живых и помочь другим одержать победу над Германией.
Слайд 5
В 1941 году энергоснабжения Ленинграда обеспечивало 6 тепловых электростанций, 3 гидростанции, 14 сетевых и ремонтных предприятий. Центральная ТЭЦ ТЭЦ-5 «Красный Октябрь» Волховская ГЭС
Слайд 6
За время Великой Отечественной Войны энергосистеме Ленинграда был нанесен огромный ущерб: утеряны две трети мощности, более 1000 км высоковольтных линий электропередачи, все загородные подстанции 35-110 кВ.
Слайд 7
8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады.
Слайд 8
Последними работающими были Городская электрическая станция № 1 и станция «Красный Октябрь», в котлах которой можно было сжигать брикеты торфа. Но топлива не хватало даже этим последним ТЭЦ. Диспетчерам электростанций было дано жёсткое указание включать оборудование только в самом экономичном режиме.
Слайд 9
Энергоснабжение получали только госпитали, хлебозаводы и правительственные здания. Не горели уличные фонари и домашние лампы. Остановились станки на большей части фабрик. Самым «чёрным днём» для города стало 25 января 1942 года, когда в городе работала лишь одна турбина ГЭС № 1. В этот день Ленинград получил энергии в 120 раз меньше, чем в последний довоенный день.
Слайд 10
Понятно было, что энергоблокаду нужно было обязательно как-то преодолеть для выживания города. Для этого сотрудники станции «Красный Октябрь» начали переделку одного из котлов под фрезерный торф, который можно было добывать неподалёку от Ленинграда на территории, свободной от гитлеровцев.
Слайд 11
Во время войны энергетики совершили настоящий трудовой подвиг – работники электростанций были переведены на казарменное положение с «безотлучным нахождением на станции». Делалось все возможное, чтобы защитить оборудование от налетов авиации, проводились работы по маскировке Отряд Л енэнерго
Слайд 12
Несмотря на все тяготы и лишения военного времени, на городских электростанциях шли работы. Это позволило уже в конце марта 1942 года пустить грузовой трамвай для очистки города, а в середине апреля – 6 маршрутов пассажирского трамвая.
Слайд 13
Для улучшения электроснабжения блокадного города в течение весны 1942 года энергетики разрабатывают план реконструкции линий электропередачи и прокладки кабеля через Ладожское озеро. Решение о прокладке кабеля Военный совет Ленинградского фронта принял 7 августа 1942 года. Ответственным за реализацию проекта стал главный инженер 35-киловольтного района «Ленинградской кабельной сети» Никодим Туманов.
Слайд 14
Инженерами « Ленэнерго » было решено прокладывать кабель 10кВт. Для создания «кабеля жизни» заводу « Севкабель » нужна была специальная изолирующая кабельная бумага, которой в блокадном городе не было. Выход нашли — использовали бумагу, предназначенную для выпуска денег. Все понимали, что энергия блокадному Ленинграду нужнее «бумажек». К концу лета 1942 года было изготовлено 100 км бронированного подводного кабеля.
Слайд 15
Для прокладки кабеля по дну Ладожского озера использовали 600-тонную металлическую баржу. Рабочие Балтийского завода построили ее прямо на Ладоге. Кабель подавали с борта судна, а водолазы резали его под водой ножом. Линию тянули от Волховской ГЭС по лесам и болотам на 130 км, в том числе более 22 км – по дну Ладоги
Слайд 16
Вдоль пирса выстроили мостки, а вдоль всех мостков провели линию конвейера. Барабаны доставляли из Ленинграда и разгружали с платформы на берег железнодорожным краном. Солдаты-связисты вручную подкатывали барабаны поближе к пирсу. Там находились две пары домкратов.
Слайд 17
Когда верхний конец кабеля шел на конвейер, под общую команду сто девушек руками придавали ему движение. На то, чтобы размотать и уложить на трюм барабан полукилометрового кабеля, затрачивали от одного до двух часов.
Слайд 18
Ладожская трасса просуществовала с 23 сентября 1942 года по 15 мая 1944 года. С момента включения до конца 1943 года по кабелю было передано в Ленинград более 25 млн кВт·ч электроэнергии, что позволило восстановить производство на заводах, трамвайное движение в городе и дать свет в квартиры.
Слайд 19
После того, как озеро покрылось льдом, в дополнение к подводному кабелю была построена «ледовая линия» — провода были натянуты на вмороженных в лёд опорных столбах с изоляторами. Протянувшуюся на 30 км ЛЭП включили 13 января 1943 года. «Ледовая линия» просуществовала 68 суток и весной была демонтирована.
Слайд 20
В январе 1944 г после полного снятия блокады Ленинграда «кабель жизни» был поднят со дна озера и использован при ремонте городских линий. К сожалению, до этого радостного события не дожило более 1 654 работника Ленэнерго . Погибали энергетики в Ленинграде и от холода, и от обстрелов.
Слайд 21
Наша страна заплатила за Победу страшную цену она унесла миллионы жизней. Каждая семья ощутила на себе ее тяжелое бремя. Кто-то героически сражался на фронте, кто-то не менее героически работал в тылу. Этих людей было большинство, и каждый глубоко верил, что победа будет за нами. Идя в бой, стоя у станка, работая в шахтах, на полях люди защищали свою землю, свою Родину, свой дом. Большинство из них жили не для себя, а для тех, кому в эту минуту еще тяжелее. Молодежь сохранит память о потомках, пронесет ее через годы и передаст следующим поколениям. Молодое поколение может гордиться тем, что их предки и в трудные годы сделали все от них зависящее, чтобы сохранить жизнь и свободу своим потомкам. Заключение
Невидимое письмо
Девчата
Самый богатый воробей на свете
Две лягушки
Прекрасное далёко