Автор исследует эпоху 50-60-х гг. ХХ века в школе и находит "белое пятно",деятельность завуча Минькова Леонида Никифоровича не была зафиксирована в истории школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по истории школы | 44.34 КБ |
Оглавление. 1.Введение…………………………………………………………………………1 1.1. План исследования (задачи)……………………………………………1,2 2. Основная часть…………….……...………………………………………2-13
2.1. Особенности профессии учитель………………………………………….2-4
2.2. Поиск материалов. Работа с данной темой…...………………………….....4
2.3. Не лёгкое детство. Учеба……………...…………………………………...5,6
2.4. Работа завучем и учителем в Холбонской школе………………………..6-8
2.5. Историческая справка №1……………………………………………….9-10
2.6. Историческая справка №2………………………………………………….10
2.7. Семейная жизнь………………………………………………………….10,11
2.8. «Большая семья»………………………………………………………...11-13
3. Заключение………………………………………………………………..13-14
3.1. Выводы…………………………………………………………………….13
3.2. Практическое применение…………………………………………………14
3.3. Оценка результатов исследования………………………………………...14
3.4. Источники литературы…………………………………………………….16
В октябре 2019 года МОУ Холбонская СОШ отмечала знаменательное
событие – 85 лет своего основания.
Ученики и учителя вспоминали далёкую историю нашей школы, достижения её выпускников и, конечно же, любимых учителей, работавших в разные годы в Холбоне. В процессе подготовки к данному событию выяснился факт неполной истории школы периода 50-60 гг. XX века. Целых 15 лет, когда завучем школы был Миньков Леонид Никифорович нигде в летописях и архивах музея никак не отражены. Являясь экскурсоводом школьного музея, я решила заполнить этот пробел в истории и восстановить нарушенную справедливость.
Свое исследование я хочу посвятить, почти никому неизвестному учителю физики и астрономии, завучу школы – Леониду Никифоровичу Минькову, ему в 2020 году исполняется 90 лет и более 70 лет его жизни связаны со школой.
Цель исследования: показать роль Минькова Л.Н. в развитии Холбонской школы в 50-60 гг. ХХ века.
1.Вступить в переписку с женой Леонида Никифоровича Минькова, собрать информацию о его биографии.
2.Поставить на фондовый учет школьного музея, поступивший материал для исследования.
3.Проанализировать и изучить статьи газет, книг, Интернет – ресурсов по данной теме.
4.Найти и связаться с бывшими учениками Леонида Никифоровича.
5.Путем изучения материала, сравнить Холбонскую школу в СССР и РФ.
6.Обобщить материал и сделать выводы.
Объектом моего исследования являются собранные материалы о земляке
Минькове Леониде Никифоровиче, о работе Холбонской средней школы в
50-60-х гг. XX века.
При выполнении исследовательской работы я выдвинула гипотезу: возможно, Леонид Никифорович Миньков оказал значительное влияние на своих учеников, повлиял на их профессиональный выбор.
Методы исследования:
Учитель – одна из самых распространенных общественных профессий. Содержание профессии учителя – воспитание и обучение следующих поколений. «Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика», считал Конфуций. Десятки родителей доверяют учителю самое ценное в своей жизни – ребенка. Именно от учителя, от того насколько хорошо преподается тот или иной предмет, может зависеть вся дальнейшая судьба детей. Характером и манерами наставника в значительной мере определяются ценностные ориентиры многих мальчиков и девочек. Педагогическая работа очень интересна – каждый день проходит по-новому, всегда есть простор для творчества. Профессия Учителя - самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном счете, будущее своего ученика. Учитель старается сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитательный процесс, развивает эти особенности, учит детей ничего не бояться и помогает им сформировать и ощутить в себе личность. Это станет возможным, если учитель научится не только слышать все, что говорят, и видеть все, что делают его маленькие ученики, но и понимать их чувства и переживания. Главное - научиться чувствовать состояние ребенка и понимать причины такого состояния.
Не менее важная задача - помочь ребенку освоиться с окружающим его миром. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, а поэтому помогать ему необходимо буквально во всем. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные, притягивающие и интригующие ощущения. Дети, приходя в класс, всегда ждут чего-то хорошего и интересного. Учитель не обманывает их ожидания - старается поддерживать тот интерес, который уже есть, укреплять его и развивать. Интерес ученика - важнейшее условие достижения успеха в обучении и воспитании, а, следовательно, и успеха учителя как профессионала.
Настоящего Учителя, Мастера своего дела очень легко распознать - достаточно проанализировать самочувствие ребенка, степень его психологического комфорта, заинтересованности обучением. Ощущение комфорта, защищенности и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности - вот основные показатели высокого мастерства учителя. Однако этому, к сожалению, не научит ни один учебник, это придется учителю осваивать самостоятельно. Главное, как это часто бывает в жизни, остается «за кадром».
Преподаватель достигает высшего мастерства, когда в классе все увлечены учебной работой, когда воспитанники детского сада не хотят уходить домой, когда ребенок чувствует нетерпеливое желание поскорее прийти завтра и продолжить увлекательные занятия. Вот такую педагогику можно назвать Искусством, а Учителя который ее творит, - Мастером» Путь к мастерству непрост, но он наполняет смыслом всю человеческую жизнь. В педагогике успех может быть только общим - талантливого учителя и талантливых учеников. Думаю, что Леонида Никифоровича Минькова в полной мере можно назвать мастером-учителем и профессионалом своего дела.
Исследовать заявленную тему, помогли различные статьи газет о Леониде Никифоровиче, интернет – ресурсы и его жена – Галина Николаевна Минькова, которая поделилась многочисленными фотографиями, дипломами и грамотами, тетрадями, записями Леонида Никифоровича. Все это помогло составить полную картину жизни школы в 50-60-е годы и насыщенной жизни Леонида Никифоровича. Переписка с городом Томском с семьей Миньковых началась летом 2019 года. Галина Николаевна обратилась к нам в музей за информацией о годах работы в Холбонской школе, и , к сожалению, мы не смогли её помочь, потому что материалов о Минькове Л.Н. в школьном музее не оказалось. Завязалось общение и переписка, а результатом было появление в музее маленького архива о времени 50-60-х гг. ХХ века. Те материалы, которые поступили в школьный музей, красноречиво рассказывают о личности человека не только их создавшего, но и хранившего более 50-ти лет в другом городе после переезда. На первый взгляд это просто старые пожелтевшие тетради, вырезки из газет, журналы, но на самом деле это письменный источник информации об ушедшем времени. Этот источник помог нам восполнить пробел в истории ХСШ 50-60 гг. Леонид Никифорович работал завучем в школе 15 лет и в ручную составлял необходимую документацию: тарификации, планы работы, графики, режимы работы школы, расписание, рекомендации, выступления в обществе «Знание», задачи для детей по физике, созданные Леонидом Никифоровичем, и многое другое. Даже беглое знакомство с данным архивом, дает понять, какой была школа в те годы, сколько училось детей, работало персонала, какие мероприятия проводились. Подробное изучение данного архива, углубление темы истории школы 50-60-е гг. ХХ века, это моё исследование на следующий год. А пока остановимся на личности Минькова Леонида Никифоровича.
Леонид Никифорович родился в поселке Жарковка в июле 1930 года в большой и дружной семье: мать, отец и трое его братьев – Александр, Владимир и Геннадий. Детство Леонида Никифоровича было нелёгким. В 1939 году от тифа умерла его мама, Варвара Романовна Минькова, мальчику было всего 9 лет. Немного лет прошло с кончины матери, как началась война, забравшая и отца Леонида Никифоровича. После этого, ему и его братьям родителей заменили родная бабушка – Анна Кирилловна и незамужняя сестра отца – Мария. Уже в 12 лет Леонид Никифорович стал главным мужчиной в доме, помогал по хозяйству.
Путь к знаниям был тоже довольно не прост. Школа находилась в соседнем селе. В то время была лишь начальная школа, и ученики вынуждены были жить в деревнях, где была семилетняя школа. До окончания семилетки, Леонид Никифорович проучился в нескольких школах – в Монастырке, Нащеково, Жарковке и Гусево. Первый опыт учительской работы он получил после окончания Гусевской школы. Учебный год с 1942-го на 43 ему учиться совсем не пришлось: в школу надо было ходить за семь километров, на что уходило немало времени. Поэтому, вместо учебы Леонид Никифорович посвятил тот год домашнему труду. Через год, в 1944, в соседнем селе Гусево открыли пятый класс, и Леонид Никифорович снова учится.
Курс, на котором учился Леонид Никифорович, готовил учителей начальных классов. Неожиданно, обнаружилась нехватка предметников для семилетних и средних школ, всю группу оставили на переподготовку и выпустили учителями русского языка и математики. Леонид Никифорович выбрал математику и стал учителем в семилетке Гусево.
«Старушка, у которой его поселили уважительно называла его ,,Никипорычем” и все дивилась, как долго он сидит над тетрадями. А Леониду была интересна его работа, и он понимал, что надо учиться дальше». ( из статьи Оксаны Чайковской «Звание – учитель»)
Закончив учебные годы в учительском институте, получив долгожданный диплом физика, Леонид Никифорович приезжает работать учителем физики и астрономии в поселок Холбон, немного позже становится завучем. Об этом говорит нам запись документа «Трудовая книжка». Он полностью отдает себя своей работе. Все его уроки захватывающие и запоминающиеся. Мне удалось найти и связаться с бывшими ученицами Леонида Никифоровича и взять у них небольшое интервью:
Татьяна Федорова (Попова): Живет в г. Чита. Окончила школу Холбонскую школу.
«В 10 классе Леонид Никифорович преподавал нам астрономию. Строгий и требовательный. Это знали се. К уроку готовились основательно. И был у нас урок астрономии, который запомнился на всю жизнь. Леонид Никифорович, вместо урока в классе, назначил нам свидание! Он так об этом и сказал! В парке на танцплощадке с телескопом. В 11 часов вечера. Так и остался в памяти этот урок астрономии: освещенный парк, танцплощадка, усыпанная листьями, Леонид Никифорович и наш класс, по очереди наблюдающий звезды в телескоп. Какие мы были счастливые! Это незабываемо! В 10 классе преподавал нам только до Нового года».
Нина Сафронова (Усачёва): 1952 г.р. Живет в Томск.
Окончила вуз ТГПУ, Томский государственный педагогический университет (бывш. ТГПИ) Окончила Холбонскую школу.
«Знаю и люблю. Завуч Холбонской школы – строгий и справедливый. Учитель физики – очень грамотный, начитанный, интересный. Учитель астрономии, с которым изучали планеты не только за партой, но и с помощью телескопа на школьной крыше. Коллега, готовый помочь и поделиться своим богатым педагогическим опытом. Друг, который поддержит в трудную минуту и всегда поделится радостью. Человек – творец. Человек – учитель. Леонид Никифорович не только интеллигент. Он очень умный и грамотный человек. Знаю его более 50 лет. Очень заслуженный и скромный учитель».
Лидия Лавринович (Овсянникова) 1947 г.р. Живет в Омск
Работает в ОАО ОмПО "Радиозавод им. А.С. Попова" (РЕЛЕРО)
Окончила вуз Радиотехнический факультет. Окончила вуз ТУСУР, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (бывш. ТИРиЭТ, ТИАСУР, ТАСУР). Окончила Холбонскую школу.
«Леонид Никифорович преподавал нам физику. Это очень умный и умеющий увлечь своим предметом учитель. В 10 и11 классах, на уроках физики, мы делали доклады по предложенным темам и не только по традиционным разделам физики. В частности, я делала доклад по лазерам, которые созданы были в 1961 году, конечно на основе доступных журналов в библиотеке школы и поселковой библиотеке. Выбором профессии я обязана нашему учителю. А подготовку Новогоднего праздника (1964 год) помнят, наверное, все мои одноклассники. Громадная сосна в спортзале, обклеенные рисунками, на листах из тетрадей, стены, сказочные комнаты на первом этаже с рычащим медведем и цветным фонтаном из стеклянных трубок (кабинет химии разорили) Подготовка этого праздника заняла ноябрь и декабрь. И все это при участии и помощи Леонида Никифоровича. И хоровод вокруг елки после завершения всех этих работ, он так же плясал вместе с нами. Я рада, что на моем жизненном пути встретился такой человек. Из выпуска 1965 года, на экзаменах по физике, в ВУЗы, не "провалился" никто. А преподаватель, принимавший экзамен по физике, не поверил что я из поселковой школы, в которой проводились лабораторные работы недоступные многим городским школам. Леонид Никифорович учил уважать "умеющих людей"».
Светлана Климова (Асташова), заметка в группе https://ok.ru/shkolnymu , социальная сеть «Одноклассники.ру», Администратор.
«Сегодня заметка о Леониде Никифоровиче Минькове. Он работал в нашей школе завучем и учителем физики в 1955 - 1969 гг. В музее о нем материалов никаких не было совсем. Поэтому я очень была рада получить по переписке интересный материал от его жены из города Томска Галины Николаевны. Документы из этого конверта проливают свет на историю школы в самом апогее ее развития, в эти годы работала ХЭС, в школе училось около 2000 человек в три смены. Документы зафиксировали полный состав уникального педколлектива, проблемы и задачи школы. Вы впервые прочитаете о тяжёлой судьбе человека - учителя с большой буквы, познакомитесь с его семьёй, целым родом. Галина Николаевна пишет уже вторую книгу о своем прекрасном муже и мы тоже скоро получим ее экземпляр в наш музей. В следующем году Леониду Никифоровичу исполниться 90 лет, он очень тепло вспоминает о работе в Холбоне, сохранил свои записи как завуча и учителя это представляет значительную ценность для нашего музея. Если его ученики читают эти строки, большая просьба к вам, поделиться своими воспоминаниями об учителе Минькове Л. Н. , они могут войти в книгу, ее рабочее название так и звучит "Учитель". В конверте я нашла статью из газеты "Шилкинская правда", предположительно за 1988 год, там о нашем парке, о нас какие мы были...». К сожалению, Галине Николаевне не удалось завершить свой труд о муже, она ушла из жизни в октябре 2019 года…, поэтому ещё моя работа, это дань справедливости.
В Холбонской школе Леонид Никифорович проработал 15 лет. За это время он оказал значительное влияние на её развитие. Многие его ученики сейчас учёные и профессора. Леонид Никифорович вводил в Холбонскую школу что- то новое, что-то своё, возможно даже то, чего порой не хватает в современных школах. Сейчас в нашей школе многое изменилось: график работы, секции, кружки, исключили некоторые предметы, на их место добавили новые, поменялось место школы. Почти не осталось и следа от прошлых лет.
История появления Холбонской школы. Интересы учеников в 50-60-е годы.
История Холбонской школы началась в 30-е годы XX века. Страну охватил сталинский план индустриализации. Далекое Забайкалье не осталось в стороне. По ленинскому плану ГОЭЛРО в Холбоне решено строить электростанцию. В 1931 году стройка началась, в 1933 году ХЭС дала первый ток. ХЭС была самой первой в Читинской области. В Холбон ехали люди со всего СССР, это были как добровольцы, так и раскулаченные. Маленькая школа не вмещала в себя всех детей, решено было строить большую среднюю школу. 1 сентября 1934 года школа принимала первых учеников.
Время, когда в школе любили физику, самыми популярными кружками были «Юный физик», «Авиамоделисты», школьный планетарий, фотокружок. В школе выпускалась газета «Эврика», которая как методическое пособие рекомендовалась в Читинском институте повышения квалификация учителей. Большой популярностью у учеников пользовалась газета «Фотоглаз», ждали с нетерпением каждого выпуска. Школьная библиотека была любимым местом детей, школьники очень любили читать. Работал кружок «Друзья книг», библиотекарь с детьми проводили школьные праздники. Леонид Никифорович был не только замечательным учителем, но и отменным шахматистом. Он играл в шахматы и учил этому своих учеников. В Холбонской школе Леонид Никифорович организовал собственный кружок: желающих было много. Издавали рукописную газету «Конь Е4». Благодаря Леониду Никифоровичу школьники заинтересовались этой необыкновенной игрой. Они передавали свой опыт другим и, даже, после ухода из школы Леонида Никифоровича, в ней появились уже другие кружки, где новые поколения также учились играть в шахматы. И на сегодняшний день в нашей школе действует кружок «Шахматы», проходят шахматные соревнования между классами, где ученики показывают хорошие результаты.
У Леонида Никифоровича есть собственная шахматная библиотека, которую он передал шахматной школе клуба имени Петра Измайлова. В ней хранятся сотни книг, подшивки шахматной периодики за десятки лет, бюллетени, изданные на различных турнирах. Библиотеку Леонид Никифорович собирал почти всю свою жизни. Цитата из статьи Владимира Воробьева о Леониде Никифоровиче, из газеты «Шахматный Томск»:
«И пришло осознание истины: шахматы сближают педагога и ученика, стирают границы возрастов и общественного положения. Шахматы демократичны по сути, несмотря на наличие королей – и деревянных на доске, и живых, шахматной короной коронованных».
Шахматы – настольная игра, в которой задействована не физическая ловкость или сила человека, а его интеллект и способность к логике. В шахматы играют на доске в 64 черно – белые клетки два человека, используя специальные фигуры с разными возможностями в игре. Правила игры регулируются Международной шахматной федерацией.
Первые шахматы появились в Индии. Их история насчитывает более полутора тысяч лет: изобретение игры – подарок миру Индии, где в V-VI вв. появились шахматные поля и фигуры. Известные древнеиндийские трактаты, которые упоминают о них в VII веке нашей эры. Есть сведения о шахматах и в древнеиндийских «Ведах»: в то время шахматы назывались «чатуранга». Игра тогда была широко распространена на Востоке. Уже значительно позже она попала в Европу.
В самом начале томского этапа своего учительства Леонид Никифорович встретил молодую учительницу английского языка Галину Сидякину. Спустя некоторое время пара поженились. В начале их совместной жизни не обошлось без трудностей – было трудно вырастить двойняшек, когда у каждого жесткое расписание, комсомольско – пионерские мероприятия, собрания, нужно было успевать добираться в разные школы в разных концах города. Первой семейной «квартиркой» была комнатушка в подвале под спортзалом в старом здании школы. Но несмотря на все проблемы и трудности, Леонид Никифорович и Галина Николаевна вырастили успешных и дружных сыновей. Сын Сергей – кандидат физико-математических, сын Леонид – доктор физико-математических наук, младшие сыновья окончили ТГУ, сейчас живут и работают в Москве. От первого брака у Леонида Никифоровича осталось две дочери, которые получили высшее образование в Иркутске, вырастили своих детей, сейчас воспитывают внуков. Старшие внуки Елена, Александр, Алексей и оба Сергея тоже закончили вузы и успешно трудятся – в Москве, Томске, Иркутске и в Лондоне.
В процессе моего исследования выяснилось, что у Леонида Никифоровича есть собственная книга, которую он посвятил всем членам семьи Миньковых. Специально работая в архивах, собрав много материалов из истории своей семьи и родного села, Леонид Никифорович решил написать об этому книгу, которую назвал «Большая семья». В 2009 году книга была издана и разлетелась по всей стране. Леонид Никифорович подарил её всей своей семье. Он специально для них сделал таблицу с семейным древом и составил родословную всей семьи. Каждый член семьи может отыскать на ней себя, и всех предков начиная с 1830 года, когда родился Григорий Миньков, прапрадед Леонида Никифоровича.
В своей книге Леонид Никифорович написал историю большой и дружной семьи Миньковых. С большой любовью он вспоминает и пишет о всех своих родных. Небольшой отрывок из книги Леонида Никифоровича «Большая семья»:
«Запомнились мне на всю жизнь бабушкины рассказы во время работы на огороде. Они были так интересны, что я забывал об улице, о сверстниках, занятых игрой. Я меньше уставал от работы. Сейчас, когда я изучаю архивы почти вековой давности, в памяти всплывают имена и события, о которых слышал впервые от неё в то далёкое военное время, когда мне было 13-14 лет. А ещё запомнились две красивые пышные юбки из домотканой шерсти. Одна красная, другая синяя. А надевала их бабушка только по праздникам. Хранились они в большой сундуке, крышка которого была изнутри оклеена разными картинками, а мы, дети, любили их рассматривать, когда бабушка открывала сундук. Он был привезен из Витебщины, вместе с бабушкой пересек всю страну с запада на восток. Это была самая настоящая семейная реликвия, символ времени, в котором жила Анна Кирилловна. Помню приезд тёти Они в Томск. Я учился тогда в педучилище. Увидев меня в ветхой одежонке, забеспокоилась и принялась шить мне новую рубашку. Когда я рассматриваю фотографию тех уже далеко ушедших лет и вижу себя на снимке в той памятной для меня рубашке, вспоминаю добрым словом дорогую тетю Оню – старшую из сестёр моего отца. Её уже нет в живых.»
Данная книга содержит в себе многочисленные фотографии, на них запечатлены многие родственники Миньковых. Мне так же удалось найти письмо – отзыв, которое написала некая Любовь Ивановна Попова, ст. преподаватель Факультета русского языка и литературы КУЗГПА. Своё письмо она адресует Леониду Никифоровичу и его жене Анне Николаевне, в нем она выражает свои эмоции и чувства к прочитанной ею книге «Большая семья», немного рассказывает о её содержании и о главной мысли. Отрывок из отзыва Любови Ивановны к книге: «Наверно, правы некоторые исследователи проблем семейных отношений, отмечающие в последние годы утрату и отсутствие солидарности в современной семье. И такая обязанность как сохранение семейное истории должна быть на совести старшего поколения. Один из русских писателей писал о том, что всё, что видали, что испытывали, всё, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передаётся легко и без труда ребёнку, только что открывающему глаза на мир Божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. С этой обязанностью блестяще справился Леонид Никифорович!
… От имени читателей выражаем ему огромное спасибо. Путь эта книга поможет бабушкам и дедушкам нашего города собрать и систематизировать материалы о своих семьях. Переоценить этот труд невозможно, так как именно в семье ребенок проходит школу целомудрия, школу благочестия. Пишите родословные, создавайте историю своих семей».
3.1.Выводы.
Как результат данной исследовательской работы появились следующие выводы:
1. В результате проведенного исследования составилась полная биография Минькова Леонида Никифоровича.
2. Данное исследование значительно пополнило фонды Школьного музея подлинными документами эпохи 50-60-х гг. ХХ века..
3. Я убедилась, что среди учителей есть настоящие мастера своего дела и высококлассные профессионалы.
4. Я рассмотрела не только судьбу человека, но и его положительное влияние на развитие школы в пгт. Холбон со с.50- с.60-х гг. ХХ вв.
5. Я доказала свою гипотезу, что Леонид Никифорович Миньков оказал значительное влияние на своих учеников, повлиял на их профессиональный выбор.
6. Перспективы: данное исследование положило начало созданию нового исследования «Изучение архива Минькова Л.Н. в рамках истории школы 50-60-е гг. ХХ века».
3.2.Практическое применение данного исследования:
1. Сохранение историко-культурного наследия школы.
2.Пополнение фондов школьного музея в разделе «История школы» новыми экспонатами, документами, фотографиями, персоналиями.
3.Возможность использования исследования в школьной системе дополнительного образования, реализуя региональный компонент образования на спецкурсе «История Забайкалья» и на историко-краеведческом кружке «Патриот».
3.3.Оценка результатов исследования.
Создав данное исследование, я полностью довольна проделанной работой. Задачи, поставленные мною, успешно выполнены.
Учитель – это человек, которых посвящает себя своей благородной профессии, учит, наставляет на новые цели, подает пример, передает опыт, способствует формированию характера настоящего человека, помогает найти себя. Таким и является Леонид Никифорович. Я считаю, что создание исследовательской работы об этом замечательном человеке очень важна не только для меня, (я получила первые навыки научного исследования) но и для истории нашей школы и даже страны! Ведь его ученики, в которых учитель вложил свою душу, разъехались, живут и работают по всей России. В сердцах учеников более полувека хранятся теплые воспоминания о Леониде Никифоровиче.
Глупый мальчишка
Повезло! Стихи о счастливой семье
У меня в портфеле
Разлука
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью