• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Особенности функционирования прозвищ в живой речи и в художественной литературе. Исследовательская работа

Опубликовано Ермолаева Мария Павловна вкл 11.03.2020 - 5:39
Ермолаева Мария Павловна
Автор: 
Павлова Айыылаана

Исследовательская работа о прозвищах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_funktsionirovaniya_prozvishch_v_zhivoy_rechi_i_hudozhestvennoy_2.pptx97.55 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности функционирования прозвищ в живой речи и художественной литературе Работа ученицы 7 класса Игидейской СОШ Павловой Айыылааны Руководитель: Ермолаева Мария Павловна

Слайд 2

Актуальность Прозвища существовали всегда и у всех народов. Они появились раньше отчеств и фамилий. Это самый яркий, меткий и подвижный антропоним, который широко используется не только в живой разговорной речи, но и в художественной литературе. Активность употребления прозвищ и недостаточная изученность этого вида антропонимов в лингвистике определили актуальность данного исследования.

Слайд 3

Цель : выявить особенности функционирования прозвищ в живой и художественной речи . Задачи : 1. Провести анкетирование, чтобы собрать прозвища жителей села Дэбдиргэ . 2.Выявить причины происхождения прозвищ и распределить прозвища по лексико-семантическим группам 3.Выписать прозвища из художественной литературы (рассказы В.М.Шукшина). 4. Распределить прозвища из художественной литературы по лексико-семантическим группам. 5. Выявить функции прозвищ в разговорной речи и в художественной литературе.

Слайд 4

Лексико-семантические группы прозвищ

Слайд 6

Лексико-семантические группы литературных прозвищ. Рассказы В.М.Шукшина По внешности Беспалый Рыжая Хмырь «..положил на жердину левую руку и тяпнул топором по пальцам..» (рассказ «Беспалый») «рыжеволосая» (рассказ «Три грации»); «..мужчина, бесцветный, курносый, стареющий Хмырь » (рассказ « Хмырь ») По особенностям характера Чудик Тихушница Каменный человек Нюра Заполошная «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал..» (рассказ «Чудик») «тихая с виду, в очках, коротконогая» (рассказ «Три грации») «..великий молчун и скряга» (рассказ «Коленчатые валы») «..она полетела в правление колхоза и там устроила такой переполох, что все решили: Филя запил» (рассказ «Залётный»)

Слайд 7

Отфамильные и отыменные Моня Анфас Нинон «его звали Митька, Дмитрий, но бабка звала его – Митрий , а ласково – Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню..» (рассказ «Упорный») «Анна Афанасьевна (Анфас называл её Солодовников в письмах..» (рассказ «Шире шаг, Маэстро!») Нина (рассказ «Хахаль») По профессии Шефуня «..и сразу наткнулся на статью своего шефа, « шефуни », как его называли молодые сотрудники» (рассказ «Мнение») По прозвищу родственников Дебил «Анатолия Яковлева прозвали на селе обидным дурацким прозвищем – Дебил . Это прозвище его сына, Ваську, второгодника, отпетого шалопая» (рассказ « Дебил ») Прозвища, происхождение которых неизвестно Ленька-японец Шуя, Жаренок (рассказ «Жатва») (рассказ «Самолет»)

Слайд 8

Значит, на возникновение прозвища в первую очередь влияют внешние признаки, потому что внешность – это то, что на виду и первым бросается в глаза. Если же прозвище , например, дано по особенностям характера, то нужно человека знать, чтобы понимать причину возникновения прозвища .

Слайд 9

Разделив прозвища по группам, я пришла к выводу, что самое большое количество прозвищ наблюдается в группе по особенностям характера, поведения. Значит для писателя важно в первую очередь подчеркнуть внутренний мир героя, охарактеризовать его, в том числе и при помощи прозвища.

Слайд 10

Особенности функционирования прозвищ в живой речи и в художественном произведении Живая речь Литературное произведение Характерологическая функция . Прозвища в отличие от имени характеризуют своего носителя. Прозвища с характерологической функцией . Они используются автором для характеристики героя. Оценочная функция . Прозвища с одной стороны характеризуют, с другой – выражают эмоциональное отношение к нему со стороны окружающих, т.е. оценивают Прозвища, несущие сюжетообразующую функцию . В рассказах дана подробная история возникновения этих прозвищ, которая раскрывает и составляет сюжет. Например: Чудик. Различительная функция . Прозвище употребляется в речи как надёжный способ различения людей с одинаковыми именами: Кыра Бааска , Улахан Бааска . Прозвища, использующиеся с целью отразить среду обитания героев , т.е. особенности сельской речи: Отавиха , Малышиха , Дед Нечай

Слайд 11

Закончив свое исследование, можно сделать следующие выводы: На возникновение прозвища в первую очередь влияют внешние признаки. Прозвища выполняют характерологическую, оценочную и различительную функции. Литературные прозвища возникают в большинстве случаев по особенностям характера, поведения. Прозвища в художественной речи выполняют разные функции, но основная функция прозвищ в художественном произведении – характеристика героя.

Поделиться:

Как Снегурочке раскатать тесто?

Глупый мальчишка

Вода может клеить?

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Пчёлы и муха