Я изучаю в школе интересную и поучительную науку историю, несущую знания о прошлом, занимаюсь поисковой и творческой деятельностью. За изучением глобальных событий, масштабных перемен, исторических побед всегда должна знать и помнить о прошлом Родного края, города, школы.
Более 14 тысяч бойцов и командиров излечились в Читинских госпиталях, 243- похоронены и братских могилах.
Сохранились лишь обрывочные сведения из истории работы эвакогоспиталя- письма, пожелтевшие фотографии и воспоминания, оставшихся в живых ветеранов, находятся на стенде школьного музея.
Мы, учащиеся, школы с 1979 года ведем поисковую работу, собираем всю информацию, систематизируем ее и храним в школьном музее оэвакогоспитале № 19-41, располагавшемся в здании нашей школы с августа 1941 года по март 1946 года.
Тема моей исследовательской работы посвящена очень важному историческому событию - эвакогоспиталю, который располагался в годы войны в нашей школе, а еще изучая свою родословную я из беседы с бабушкой узнала о родственниках, непосредственно, принимавших участие в данном событии и меня очень затронули и заинтересовали факты и сведения о эвакогоспитале № 19-41.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_o_gospitale.docx | 40.9 КБ |
Исследовательская работа
«Навеки в школьной памяти войны священные страницы»
«Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война;
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна»
Ю.Воронов
Я изучаю в школе интересную и поучительную науку историю, несущую знания о прошлом, занимаюсь поисковой и творческой деятельностью. За изучением глобальных событий, масштабных перемен, исторических побед всегда должна знать и помнить о прошлом Родного края, города, школы.
Более 14 тысяч бойцов и командиров излечились в Читинских госпиталях, 243- похоронены и братских могилах.
Сохранились лишь обрывочные сведения из истории работы эвакогоспиталя- письма, пожелтевшие фотографии и воспоминания, оставшихся в живых ветеранов, находятся на стенде школьного музея.
Мы, учащиеся, школы с 1979 года ведем поисковую работу, собираем всю информацию, систематизируем ее и храним в школьном музее оэвакогоспитале № 19-41, располагавшемся в здании нашей школы с августа 1941 года по март 1946 года.
Тема моей исследовательской работы посвящена очень важному историческому событию - эвакогоспиталю, который располагался в годы войны в нашей школе, а еще изучая свою родословную я из беседы с бабушкой узнала о родственниках, непосредственно, принимавших участие в данном событии и меня очень затронули и заинтересовали факты и сведения о эвакогоспитале № 19-41.
Исследовательская работа
«Навеки в школьной памяти войны священные страницы»
Цель исследовательской работы:
Изучение истории эвакогоспиталя в города Читы № 19-41 и формирование патриотизма, чувства любви и гордости к истории своей Родины и края.
Задачи исследовательской работы:
- найти информацию о создании и работе госпиталя.
- изучить данные архива, музея истории здравоохранения Забайкальского края и школьного «Музея истории школы» о местоположении госпиталя в годы войны.
Исследовательская работа
«Навеки в школьной памяти войны священные страницы»
План исследования:
Гипотеза:
Следует ожидать, что при более глубоком изучении исследования дополнительных фактов и сведений, собранных мною, найдут своё практическое применение на уроках истории и забайкаловедении, а также в патриотическом воспитании школьников.
Объект исследования:
Читинский эвакогоспиталь № 19-41.
Предмет исследования:
Деятельность эвакогоспиталя № 19-41 в годы Великой Отечественной войны.
Методы исследования:
- поиск источников и их изучение, работа с литературными источниками, поиск очевидцев и участников событий военной поры;
- метод опроса старожилов нашего города, очевидцев событий середины прошлого века просмотр неопубликованных источников, интервью у очевидцев;
- работа с семейными архивами, анализ и сопоставление источников, уточнение выводов;
- обобщение полученных материалов и беседа с главным хранителем фондов «Музея истории школы» № 5 Куликовой Н.Е, беседа с заведующей Музеем истории здравоохранения Забайкальского края Витскаускас Е.В.
Сбор имеющейся информации.
Работа с архивными м музейными материалами, беседы с ветеранами и краеведами.
Обработка собранной информации эвакогоспиталя № 19-41.
Исследовательская работа
«Навеки в школьной памяти войны священные страницы»
Актуальность исследовательской работы
Исследование истории эвакогоспиталя № 19-41, располагавшегося в здании школы № 5 г.Читы актуально с точки зрения изучения истории нашего края и моей малой Родины в годы Великой Отечественной войны, особенно сегодня в Год Памяти и Славы, когда наша страна празднует 75-летие Победы над фашистской Германией.
За образом великой России мы должны уметь видеть картины своей школы, своего города, улиц. Ведь большая Родина состоит из малых, где родился и вырос каждый из нас.
Проблема:
Недостаточные знания школьников по краеведению, истории школы, слабый интерес к прошлому нашего края, побудили меня заняться исследовательской работой в данном направлении, а также более полно отыскать факты и сведения моей родословной военного периода.
Исследовательская работа
«Навеки в школьной памяти войны священные страницы»
Основная часть.
Во время Великой Отечественной войны на территории Читинской области находилось 89 госпиталей, из них 22 – в Чите. Город Чита в годы Великой Отечественной войны находился далеко от линии фронта. Первые эшелоны раненных шли в Забайкалье в декабре 1941 года, а в марте 1942 года началось массовое поступление раненых бойцов. Под госпитали выделялись самые просторные и светлые благоустроенные здания. На долю нашей Читы в военное лихолетье выпала самая трудная в мире задача – спасение жизни. За время войны медики г. Читы вернули в строй 71 756 чел.
Сначала все раненные поступали в сортировочный госпиталь № 973, он находился на ул. Тимирязева, 25. Именно туда с вокзала и доставляли бойцов, а уже дальше с учетом ранения они распределялись по госпиталям. Раненные в руки или в ноги направлялись в здание нынешней школы № 5 по улице Профсоюзная, 14.
В дни тревоги и печали
Без торжественных звонков
Школы раненных встречали
Молодых и стариков.
Переполненные болью
Приползали поезда
В чисто вымытые школы,
В тыловые города.
Наша стала не веселой,
Не шумливой, как разъезд,
Над пропахшей йодом школой
Появился красный крест.
Приказом по Читинскому городскому отделу народного образования от 10.01 1940 года начальная школа № 12 реорганизована в среднюю школу № 5.
Перед входом в школу висит мемориальная доска «В этом здании с августа 1941 года по март 1946 года размещался ЭВАКОГОСПИТАЛЬ № 1941».
( слайд школа и мемориальная доска)
В здании нашей школы 2-й и 4-й этажи были отведены под палаты
(слайд фото)
На третьем этаже разместились лечебные кабинеты и операционная, а небольшие торцовые кабинеты служили перевязочными. Палаты для больных расположили в классных комнатах.
Госпиталь был рассчитан на 300 человек, однако на излечении находилось намного больше. Сюда попадали те, кому после лечения, требовалась длительная реабилитация: заново учиться ходить, жить без ног и рук. Видеть невидящими глазами.
В архивных материалах музея истории школы, собранных учащимися под руководством учителя Н.Е. Куликовой установлено, что руководил работой и стоял у истоков эвакогоспиталя главный военный врач В.М. Якобсон. А с 1942 года, выполнял сложные операции на глаза, голову и одновременно лечил другие ранения. Главным хирург госпиталя был Григорий Моисеевич Аксман.
( слайд фото хирурга)
Врачи, медсестры оперировали конечности, ставили на ноги. Многие бойцы снова отправлялись на фронт, а 86 человек после лечения не смогли вернуться в строй и ковали победу в тылу в нашем городе. В годы войны переливание крови, физиотерапия, лечебная физкультура были самыми популярными методами лечения, а также использовался главный метод лечения – трудотерапия. Идущие на поправку бойцы обучались разным специальностям.
Нет в России города, который не гордился бы своими героями. Мы, учащиеся нашей школы, гордимся подвигом военных врачей, санитарок и медсестер, которые до марта 1946 года проводили трудные дни и бессонные ночи у постели раненных бойцов в госпитале № 19-41.
Люди из легенды – белые халаты
Люди, защитившие грудью нас с тобой
Люди, приходившие к раненным в палаты,
Как идут в последний, смертный бой.
( слайд музей и Н.Е.)
. (слайд фото)
Говорят, что у войны не женское лицо. Сколько их девчонок юных и хрупких на своих спасли солдат и офицеров, возвращали к жизни в тыловых госпиталях…Из воспоминаний «…Все бессонные трудные дни и ночи отдавали работе в госпитале № 19-41 старшая операционная сестра М.М. Зеленина и и медсестра Г.А. Федорова», санитарки И.В. Соколова-Савицкая, М.Т. Егорова, А.С. Ващенко и др.
(слайд фото)
Медики также лечили раненных ласковым и добрым, утешительным словом и молитва помогала.
Артисты, студенты и школьники тоже были первыми помощниками в госпиталях. Дети ходили за грибами и ягодами, подростки помогали санитаркам стирать бинты и убирать помещения.
Бежали дети в госпиталь помочь, их школьная учитель поддержала.
Гордостью нашей школы является выпускник Юрий Мифодьевич Соломин – народный артист СССР.
(слайд фото)
Из воспоминаний: «… Мы, тогдашние школьники, а я учился в этой школе, часто вместе с учительницей Натальей Павловной Большаковой, приходили в госпиталь. Она спросила: - кто, ребята, хочет выступать? И захотели все. Я, Я - закричали дети. Программу мы подготовили разнообразную: кто-то пел, кто-то танцевал, а я читал.
Рядом со школой находилось кирпичное здание, в котором расположился госпиталь. Наталья Павловна взяла нас за руки и повела туда. Мы, первоклассники, выступали в большой палате, где лежали, сидели на скамейках, стульях и табуретках раненые. Один из раненых дал мне кусочек сахара. Я зажал его в руке и засунул в варежку. Так я получил первый гонорар, который гордо принес домой.»
Когда Ю.М. приезжал, в2008 г. на родину, в Читу он посетил нашу школу и преподнес школьному музею бесценный подарок – книгу Веры Максимовой «И это все о нем…»
(слайд фото)
Над раненными бойцами и командирами шефствовали многие предприятия Читы, в частности, работники Управления УНКВД с осени 1941 г. взяли шефство над эвакогоспиталем № 19-41.
49 730 рублей затратили милиционеры на приобретение различных медицинских и бытовых принадлежностей на обустройство эвакогоспиталя. Для этих целей они отчислили свой двухдневный заработок.
(слайд фото Энциклопедия Забайкалья)
Молодые сотрудники милиции дежурили в госпитале в вечерние часы: ухаживали за раненными, читали им книги и писали письма по их просьбе. А когда приходил эшелон с раненными помогали разгружать и размещать носилки по госпиталям.
(слайд фото)
Из воспоминаний моей бабушки, по материалам семейного архива из родословной ТатьяныПетровны Левченко:
«… Моя бабушка, Евгения Ануфриевна Левченко, проработала на Читинском мясокомбинате сорок с лишним лет, а в годы войны работа предприятия была перестроена и труженики трудились для фронта. Они в медпрепаратном цехе комбината выпускали нитки для операций (кетгут), которые отправляли в военные госпитали, и поддерживающее питание для раненых – гематоген и печеночный экстрат.
В годы войны из вторичного сырья и отходов производства делали пуговицы, расчески и зубные щетки, рукавицы, меховую обувь, хозяйственное мыло. Рабочий день быль неограниченным, рабочие отдавали все силы для Победы. Левченко Е. А была награждена за свой труд двумя медалями: «За трудовое отличие» (1944 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1941-1945 г.г.)
(слайд фото изготовление кетгута))
Вспоминая, военные годы, ветеран Марина Васильевна Вендеревских рассказывала:«…В военные годы была перестроена работа школы и пионерской организации в соответствии с законами военного времени». Пионерские сборы и школьные вечера стали посвящаться героям гражданской и Великой Отечественной войны, широко развернулась работа оборонных кружков в школе, сдача норм на оборонные значки, подготовка пионеров по ПВХО. Учащиеся овладевали военными специальностями- радистов, пулеметчиков, стрелков, санитарок, а после уроков шли с концертами к раненным бойцам, стараясь отвлечь их от тяжких переживаний.
Военный госпиталь.
Коридоры сухие и маркие.
Шепчет нянечка:
Господи, до чего же артисты маленькие.
Мы идем коридорами школьными.
Мы почти растворяемся в них.
С балалайками и мандолинами
И большими пачками книг.
В школьном архиве сохранилось не мало теплых, благодарственных писем, телеграмм, посылок от самих воинов, лечившихся в госпиталях, от бывших работников госпиталей и от родственников воинов, похороненных в братских могилах в которых они благодарят ребят за память о них, за большую помощь в розыске могил родственников.(письма)
(слайд фото письма)
Занимаясь поисковой работой, чтобы лучше познакомиться с историей эвакогоспиталя, мы с моим руководителем, обратились за помощью в Читинский государственный архив и музей истории здравоохранениния Забайкальского края. Нами была найдена информация о работе госпиталя для инвалидов Отечественной войны с 1 января 1946 по июль 1958 г.
В Объяснительной записке к годовому отчету за 1946 год дается следующая характеристика: «Госпиталь для инвалидов Отечественной войны передислоцировался с бывшего эвакогоспиталя №19-41. Профиль госпиталя- протезно-ортопедический, с наличием штатных коек 100, с числом развернутых коек так же 100 (Восстановительная хирургия- 70, протезное отделение- 10, хирургическое- 10, терапевтическое- 10).
Госпиталь обслуживалинвалидов Читинской области участников Великой Отечественной войны.
Так же из архивных материалов мною установлено, что в эвакогоспитале № 19-41 находился в 1943 году наш земляк Топорков Гавриил Тимофеевич –житель села Нарасун Кыринского (ныне Акшинского) района, Читинской области. Он после ампутации конечности с протезом ноги был отправлен домой, и трудился в родном колхозе «Улан-Одон» (затем переименован) колхоз «Дружба»- кузнецом до1983 года. А его внучка Светлана Комогорцева, рассказала нам по телефону о том, что ее дед часто вспоминал госпиталь и военврача, но его фамилию не мог вспомнить, вспоминал бойцов и детские концерты в палате госпиталя.
Она посвятила своему деду стихотворение «Протез». Светлана проживает в городе Ярославле и прислала нам в знак благодарности за поисковую работу свой сборник стихов «Над нами кружит осень», где напечатано стихотворение, который тоже нашел свое место на стенде в школьном музее.
Из госпиталя дед пришел с войны,
Как говорил, на ней поставил крест.
Награды были. Не было вины,
Что ногу заменил ему протез.
Служил напоминаньем страшных лет
Полжизни он. И била боль в висок,
Когда протез сгибал в колене дед,
Он словно слышал выстрела щелчок.
Походкой ровной шел. Не ковылял.
Как будто в молодой своей поре.
Вот только за собою оставлял
Одни сплошные точки и тире.
Я на сырой от дождика земле
Их смысл однажды поняла вполне:
Он этим повседневным дефиле
Передавал проклятия войне.
Вбивал он в землю яростно протез –
Фантом ноги, но боль унять не мог.
Из год в год мой дед один окрест
Носил всегда единственный сапог.
(слайд фото сборник, стих)
Заключение
Знакомясь с документами,мы узнали сведения о работниках и больных госпиталя. Одних судьба случайно забросила в наш город, другие жили, а некоторые продолжают жить в Чите. Для кого-то Чита стал последним пристанищем. Память о воинах той Великой Отечественной войны хранят надписи на Мемориале Славы. Для нас же они остаются молодыми бойцами, которые смотрят на нас с пожелтевших фотографий. Военный фотограф навсегда соединил их- скромных героев войны и людей в белых халатах, подаривших им жизнь и надежду.
Эвакогоспиталь № 19-41 в годы войны, восстанавливая здоровье раненых и возвращая им боеспособность, внес весомый вклад в дело Победы над врагом и реабилитации инвалидов ВОВ.
История нашей школы и эвакогоспиталя № 19-41 ждет своих исследователей, поисковая работа продолжается. О данном военно-историческом событии, посвященном 75-летию Победы в Великой Отечественной войне мы с моим научным руководителем педагогом-библиотекарем Е.Ф. Малыхиной поместили в краевую газету «Ветеран» статью «Страницы школьной памяти»посвящённаяработе госпиталя №19-41в годы Великой Отечественной войны.
Материалы моей исследовательской работы подтверждают мысль отом, что не только солдаты и офицеры на поле боя, но и труженики тыла вравной степени внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
Моя исследовательская работа пополнит фонды нашего школьногомузея. Я буду использовать эти материалы в своих лекциях как экскурсовод школьного музея.
(слайд фото Арина -экскурсовод)
Моя работа уже в этом учебном году нашла свое практическое применение. На основании собранного исследовательского материала был разработан сценарий литературно-музыкальной композиции по одноименной теме. Мы с одноклассниками 6 «А»класса выступили на городком конкурсе литературно-музыкальных композиций, посвященных Году Памяти и Славы в честь 75-летия Победы.
По фотографиям в моей работе в школьном музее готовится инсталяция «Госпиталь № 19-41».
В апреле 2020 г. запланирована встреча учащихся нашей школы светераном- участником Великой Отечественной войны Соловьевым. Где состоится презентация его новой книге о НКВД и он расскажет о помощи, которую милиция оказывала во время работы госпиталя.
Надеюсь, что моя исследовательская работа поможет сохранить память об этих событиях, ибудет служить напоминанием о суровых военных годах в истории Читы и нашей школы.
Список использованных источников:
Список приложений к исследовательской работе:
Шум и человек
Кто самый сильный?
Дерево в снегу
Как нарисовать лимон акварелью
Красочные картины Джастина Геффри