Автор исследует жизнь подростков предвоенной поры. Все они в 1941 году ушли на фронт, многие погибли...Герой дневника со своими друзьями мечтал, был влюблён, читал книги...Чем отличались интересы подростков 30-х гг. от современных, эту проблему исследует автор.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о герои войны | 50.23 КБ |
Оглавление:
I.Введение -----------------------------------------------------------------стр. 1 – 2
1) личная мотивация исследования--------------------------------стр. 1
2) цель исследования--------------------------------------------------стр. 1
3) методы и приёмы исследования--------------------------------стр. 2
4) план исследования (задачи)--------------------------------------стр. 2
5) гипотеза---------------------------------------------------------------стр. 2
II. Основная часть-----------------------------------------------------------стр. 2 – 13
1) научная статья-------------------------------------------------------------стр. 2 – 5
1.1. межличностные отношения------------------------------------------стр. 2 – 3
1.2.подрастковый возраст-------------------------------------------------стр. 3 – 5
2) дружеские отношения---------------------------------------------------стр. 5 – 7
3) первая любовь и симпатии---------------------------------------------стр. 7 – 10
4) товарищеские отношения-----------------------------------------------стр. 10 – 11
5) личные семейные отношения-------------------------------------------стр. 11
6) интересы подростков 30-х гг. ХХ века------------------------------стр. 11 – 13
7) проблемы возраста--------------------------------------------------------стр. 13
8) интересы моих сверстников---------------------------------------------стр. 13 – 14
III. Заключение----------------------------------------------------------------стр. 15 – 17
IV. Источники и литература------------------------------------------------стр. 18
V.Приложения №1, №2, № 3------------------------------------------------
В мае 2014 года в школьный музей поступили интересные экспонаты: «Личный дневник», тетрадь с курсов водителей, экзаменационный билет по математике, письмо друга и фотографии нашего выпускника 1941 года Белошапкина Ивана Семёновича. Всё датировалось к. 30-х гг. ХХ века! Экспонаты поступили от племянника Ивана Семеновича, жителя г. Шилки Жигулы Сергея Васильевича. По данным документам выпускница нашей школы Чупрова Юлия сделала исследование «Что рассказал личный дневник Ивана Белошапкина». Исследование Юлии познакомило нас с погибшим в годы Великой Отечественной войны выпускником Холбонской школы Белошапкиным Иваном Семёновичем, посредством изучения его личного дневника. Но материалы оказались настолько интересными, что одного исследования оказалось недостаточно. Следуя, традиции преемственности нашего историко-краеведческого кружка «Патриот», я решил продолжить изучение этого уникального документа. Изучив содержание дневника выпускника 1941 года Ивана Белошапкина, я определил для себя следующую тему исследования «Межличностные отношения подростков конца 30-х годов ХХ века по страницам дневника выпускника Холбонской школы Ивана Белошапкина». Цель исследования: Определить отличия в межличностных отношениях подростков 30-х годов и нашего времени. Объект исследования: межличностные отношения.
План исследований (задачи):
1. Найти необходимый для исследования документальный материал в архиве школьного музея.
2. Изучить личный дневник Ивана Белошапкина, его тетрадь, письмо друга и систематизировать результаты.
3. Встретиться и проинтервьюировать родственников Ивана и обучающихся в 8- 10 классах.
4. Изучить биографии личностей подростков, упомянутых в содержании дневника.
5. Изучить понятие и сущность межличностных отношений.
6. Изучить возможные перспективы направлений дальнейших исследований данного документа и сделать выводы.
Гипотеза: я предположил, что межличностные отношения подростков конца 30-х годов будут сильно отличаться от отношений нашего времени, поскольку в 30-е гг. были другие интересы, привычки, занятия и мечты.
1.1.Межли́чностные отноше́ния — совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения. Межличностные отношения делятся на такие виды, как:
Знакомство (самый распространённый вид межличностных отношений) — в этот «круг» входят множество людей. В более узкий круг знакомств входят знакомые люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы.
Приятельские отношения (приятельство) — «круг» знакомых, в котором один человек привлекателен для другого(взаимная приязнь). Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, общению.
Товарищеские отношения (товарищество) — основываются на деловых отношениях. Участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Дружба — великая ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга- значит разделять беду и приумножать радость, обрести опору и завоевать доверие. Друзья-верные и надежные спутники на всём жизненном пути.
Любовь — особые отношения между двумя людьми. Без неё не бывает человеческого счастья, с помощью неё человек становится лучше, его душа «пробуждается».
Также межличностные отношения подразделяют на стили:
Официальные(деловые, служебные)-отношения людей, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом. Мир этих отношений не богат и не разнообразен.
Личные (приятельские, дружеские, знакомство, любовные, товарищеские) отношения людей, не ограниченные заданными формальными правилами. Мир этих отношений богат и разнообразен, в отличие от официальных отношений.
1.2.Подростковый возраст это - сложный жизненный этап. И как он будет пройден и пережит, накладывает отпечаток на всю жизнь. И не всегда мы можем знать, как наш ребенок ведет себя вне семье, в школе, на улице с другими детьми. Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Отношения могут проявляться в каких-то процессах общения, взаимодействия, и всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами, но само личное отношение к кому-то не является процессом взаимоотношений, это просто его составная часть. Любые отношения носят ярко выраженный эмоциональный характер. В подростковых группах могут быть выделены функционально – 1. ролевые, 2. эмоционально – оценочные и 3. личностно – смысловые отношения между сверстниками. Основные типы межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками: Первый из них - пассивно-положительное отношение. Дети с этим типом отношения, как правило, решают любые проблемные ситуации в пользу сверстника. Эти решения осуществляются на нейтральном, индифферентном эмоциональном фоне при отсутствии какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.
Для второго типа - эгоистического отношения - также характерно отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Но, в отличие от предыдущего случая, все проблемные ситуации решаются в свою пользу. При конкурентном отношении дети в большинстве случаев решают возникающие во взаимоотношениях проблемные ситуации в свою пользу. Но их решения сопровождаются ярко выраженными эмоциями и сомнениями. Они активно вовлечены в действия сверстника, оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети с личностным типом отношения демонстрируют интерес к сверстнику, эмоциональную и практическую вовлеченность в его действия в большинстве ситуаций межличностного взаимодействия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. Иногда они сравнивают и объективно оценивают результаты деятельности (своей и сверстника, но никогда при этом не затрагивают личные качества сверстника). Последний, неустойчивый тип отношения отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. В одних случаях дети проявляют личностное отношение к сверстнику, в других - конкурентное; иногда они спокойно уступают инициативу сверстнику, иногда после долгих колебаний принимают решение в свою пользу. Но, во всех случаях, они с повышенным интересом наблюдают за действиями товарища и обнаруживают эмоциональную включенность в его активность.
Можно отметить, что в основе любых межличностных отношений лежит потребность в общении, потребность взаимодействовать с другим человеком. Понятие «межличностные отношения» характеризуется в словаре А. В. Петровского, как субъективно переживаемые взаимосвязи между двумя людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний.
Записи дневника Ивана Белошапкина касаются в основном подростковой жизни нашего героя, главные действующие лица его друзья-приятели (и это нам ценно, т.к. пополняется история школы, которая была открыта в 1934 году, а друзья Ивана это её первые выпускники и погибшие в годы Великой Отечественной войны). (Приложение № 1).
Приятелей у Ивана было очень много,???? подростки того времени были общительны и много времени проводили вместе. Самый лучший друг Ивана, как видно из записей дневника, Андрей Щусь, о нем я скажу чуть ниже. Иван с друзьями часто ходил в походы, он мечтал создать агитбригаду, в которой он и его друзья будут играть на музыкальных инструментах, петь песни, сплавляться на плоту по Шилке и устраивать представления в деревнях по ее течению, ночевать у костра. «Мои замыслы» так озаглавил Иван запись дневника, в которой он излагает свои планы на лето 1936 года. Он планировал, что «ребята и девчата заведут костюмчики матросов, трубки походные сумки с принадлежностями», Иван пишет, что его замыслы возрастают, когда он читает книгу «Похождения факира». Цитируем:
«В эти дни у меня создается такое впечатление: Создать Агитбригаду на лето под руководством Раи или Димова Александра Степановича и идти петь по деревням. Я б хотел набирать бригаду из дисциплинированных и веселых людей своего класса. Например: Андрей Щусь, Михаила Полякова, Василия из «восьмого Г», Гавриила Пичуева и я. А из девочек: Соколову Дусю, Стерлину Дусю, Казыкину Веру и еще некоторых людей. Я намечаю деревни: Апрелково, Мирсаново, Митрофаново и дальше туда на запад. Из деревни в деревню. Ночевать где-нибудь у костра. А на обратный путь достать лодку и плыть по течению домой» Иван составляет программу осуществления своих замыслов: 1. Накопить денег не менее 15 рублей на каждого, в дороге понадобятся; 2. Учиться играть на струнных инструментах, петь, танцевать, чтобы праздники проходили весело; 3. Всей команде завести костюмы матросов и трубки (стр. 105 - 108); 4. Не распространяться никому, держать всё в тайне. Иван составляет списки возможных участников агитбригады, разговаривает с каждым, получает одобрение. В его команде: Михаил Поляков – погиб в августе 1942 года; Коломыльцев Александр – погиб в 1945 году. Иван иллюстрирует работу агитбригады, изображая команду веселых матросов, плывущих на плоту по Шилке. У ребят – приятелей Ивана были разные прозвища, его друзья прозвали – «Пират», он был главным – капитаном плота! Прозвище «Пират» Ивану нравится! Сбылась ли мечта нашего героя мы, к сожалению, не установили, вторая книга дневника пока не найдена. Мечта подростков конца 30-х гг. была несколько наивной, с нашей точки зрения, но, безусловно, романтичной и бескорыстной!!! Сейчас подростки о таком уже не мечтают.
Друзья у Ивана были на первом месте. Горечь переживаний Ивана и его друзей чувствуется в рассказе дневника «Смерть Петра Полуполтинных», от 18. 01 1937 года (стр. 193 - 203). Иван пишет, как они рвались на похороны, хотели проводить, срывали занятия, «бастовали», но директор был непреклонен «вот вызову 3-4 –х в канцелярию, да проберу хорошенько» - говорил он ученикам. Ребятам было обидно, что отпустили 8 класс, а их – 7 класс не отпускали на похороны! Но время было суровое, дисциплина железная и, как пишет Иван, они смирились, остались учиться. А Иван в дневнике делает вывод о том, как они были сплочены, какие дружные у него ребята!!! Крепкая дружба связывала нашего героя с Андреем Щусем. Надо сказать, что у Ивана было хорошо развито чувство друга, оно ярко проявилось в его отношениях с Андреем Щусь. Они были настоящие друзья, доверяли друг другу самые сокровенные тайны, умели их хранить! Но Андрей не всегда поступал правильно, у него были осложнения с советским законом, Андрея забирают с уроков, допрашивают в канцелярии. Иван не просто за него переживает, он хочет с ним поговорить, исправить, помочь Андрею и школе (стр.227-228). Иван пишет: «Андрей хорошо пишет стихи, мечтает стать поэтом, если он выйдет из этого сложного положения, он может стать хорошим строителем социализма». Мы знаем, что 1937 год является пиком политических репрессий, но правонарушение Андрея не политическое, а уголовное. Через 80 лет дневник Ивана открыл тайну случившегося, она была скрыта под азбукой Морзе (Приложение №2). Андрей временно исключается из школы, но потом вновь приходит на занятия. Дневник Иван оканчивает писать 15 февраля 1937 года, а 27 апреля 1937 года датируется письмо его друга Андрея, которое храниться в нашем музее. Откуда пришло письмо неизвестно. Можем предположить самое страшное – из лагеря… Письмо пронизано сильными эмоциями и чувствами, Андрей горячо пишет об их настоящей дружбе, просит дать почитать письмо друзья «всем-всем-всем передавай привет». Из письма понятно, что его автор мечтает вернуться «я к жизни новой возвращусь», а так как Андрей был поэт, в конце он пишет стихи с воспоминаниями. Смею снова предположить, что Иван и Андрей больше не увиделись…
Иван был влюблен в девушку по имени Катя Власьевская, Катя это его идеальный образ девушки, хотя Иван проявляет интерес к другим девушкам, но Катя занимает в его сердце особое – главное место! Ей отведены целые страницы, он рисует её портрет, он переживает по поводу её отъезда с родителями из Холбона (стр. 80 - 86)
« Утром к нам приехал Митя. Я пошел в школу. Завалил в класс и принялся балагурить с ребятами. Вдруг в класс заходит Власьевская Катя. Я уже считал, что она уехала. Катя походила по классу, посмотрела в последний раз и начала прощаться с девчатами. Она подавала им руку и говорила:
- До свиданья
- До свидания, Катя, - отвечали они.
Это было последнее ее слово услышанное мной. Катя пожала всем девушкам руку и ушла навсегда. И так я окончательно убедился, что она сегодня уедет.
Все надежды о любви рухнули.
Катя Власьевская, которую я так долго любил (как приехал в Холбон и по сей день), уехала… Из-за Кати я ходил на ту поляну, на лесосплаве, на перевозе, которую Катя так часто посещала. Катя в честь, которой в рисовал, ходил по вечерам в клуб и на школьные вечера и так далее. Катя уехала.
Долго буду помнить ее слова, когда шли из школы осенью 1935 года. Шел снег, я сел на лавочку на ж/д станции. Проходя мимо меня, Катя сказала:
- Хорошее место, посидеть
Попрощавшись с Катей, Дуся Старлина долго на уроке плакала и становилась все грустнее.
Я не пошел на станцию проводить Катю, так как было слишком поздно и некоторые обстоятельства помешали мне. Но все же я очень сожалею, что не проводил Катю
Придя домой, я дочитал тридцатую часть «Пиратского острова» и начал писать в дневник. Но все, же у Стерлиной или у других девушек надо узнать Катин адрес, куда она уехала. И все же рано или поздно хотя раз в жизни я хочу повидаться с Катей.
А этот сегодняшний день, отъезда Кати, я долго буду помнить и не забуду…
ПОРТРЕТ КАТИ: Отец Кати Власьевской работал главным бухгалтером. Мать не работала. Я встретился с Катей как приехал в Холбон в 1935 г. Шестнадцатого января. Она сразу же мне понравилась. На голове она носила шапочку, лицо у нее было красивое и голубые глаза… Ходила она в костюмчике и юбках-клёш. Волосы были зачесаны назад. На ногах туфли. Она часто участвовала в пьесах и выступлениях, отчего у меня и зарождаются разные замыслы, выступать в пьесах и ходить выступать по деревням.
У Кати были три брата: Мишка, Юрка и …. Но они еще небольшие. И вот Катя уехала…»
Даже после того как Катя уехала, Иван время от времени мысленно возвращается на год назад в 1935, или 1936, когда для него были счастливые моменты общения с Катей (стр. 230). На странице 247 дневника мы снова встречаемся с Катей, она отправила свою карточку (фото) подружке, Иван увидев изображение не узнает её, все говорят она очень повзрослела.
Запись от 29. 09. 1936 года (стр.63-64) называется «Крашеные губы», Иван описывает случай с девочкой Ивановой Паной, к которой он, было, проявил интерес – она накрасила губы и пришла в школу! Ивану даже стыдно писать об этом – он разочаровался в этой девочке!
КРАШЕНЫЕ ГУБЫ: « Сегодня до уроков мне Поляков показал на Иванову и сказал: « Губы накрасила!» и, смотря на нее, протер рукой свои губы, а я взял да и плюнул в проход. Все это она заметила, вытащила платок и принялась тереть губы. На первым уроке я рассказал всю историю об Ивановой - Тишке и он за «кобелей» и за крашенные губы очень ненавидел и назвал «простигосподи»… Все заметили «крашенные губы» и поминутно оглядывались на нее, Ивановой как я ее назвал, «крашенные губы», очень неудобно и она еще сильней терла губы, но они наоборот становились еще краснее, а лицо чернело и синело.
Но я не смотрел на нее, т. к. и без того ей было очень неудобно, потому что и девочки и ребята оглядываясь, она сидела у двери, и тот час же вспрыскивали смехом, мы ее доняли порядком». Эти записи дневника говорят нам о многом: Ивану и его сверстникам нравились скромные девочки, которые хорошо учились и занимались общественной работой. Девочки-подростки не употребляли никакой косметики, поэтому у подростков была такая негативная реакция то, что Пана Иванова накрасила губы и пришла в школу! Иван разочарован в ней окончательно, хотя было время, когда он её ревновал к другим парням, которых в дневнике называл «кобелями» и был готов даже с ними подраться.
Товарищеские отношения проявляются в общих делах, занятиях. Эпизодов, которые демонстрируют эти отношения в дневнике очень много. «Поход на кислый ключ» 12.12. 1936 года, «Поход на лыжах» - 24.12. 1936, «2-ой поход на лыжах от 30.12. 1936 г. » излагаются автором очень подробно, можно сделать вывод, что эти события значимые для него, он эмоционально, художественно старается их описать. Рассказы сопровождаются множеством рисунков! Поход на лыжах это мероприятие организованное школой, с ними находится учительница Анна Васильевна. Лыжи были в школе, их выдавали. Это и понятно в СССР поддерживался спорт, был обязателен комплекс ГТО. Холбонская молодежь лихо каталась на лыжах, была выносливой и неприхотливой. Запись от 20.06. 36 г. раскрывает главные события школьной жизни – экзамены - «испытания», так их называет Иван. Здесь он сообщает, что не перешел в другой класс, «мне нужно сдавать осенью испытания по алгебре». К сожалению, он не справился с задачей (Приложение №3) и остаётся в 7 классе на повторный курс (запись от 28 августа 1936 г.). Записи содержат информацию о внешкольной жизни: выпускали стенгазеты, проводили вечера, где накрывались даже столы («белый хлеб, котлеты, кисель, кофе, пряники и конфеты», - перечисляет Иван). На вечерах декламировали стихи, а Ивана просили прочитать «Главную улицу…», и он не отказывался (стр. 28 дневника). Старшеклассников привлекают к важному мероприятию - Всесоюзной переписи населения, готовят их к работе «счётчиками» в ноябре 1936, а на зимних каникулах в январе 1937 года они переписывают население Холбона. Иван отмечает, что не всем дали анкеты заполнять, а только некоторым, среди них и он (стр. 109-110). Товарищеские отношения Ивана связывают с мужем сестры Митей, который учит его водить автомобиль и часто берёт с собой в поездки, во время которых они ночуют по дороге и ремонтируют автомобиль.
О семье Иван пишет очень немного, как бы, между прочим. С мамой ходили за яблоками…. Переехали в новую землянку… Это и понятно, Иван в момент создания дневника был в подростковом возрасте и его более волновали отношения со сверстниками. Семья Ивана была многодетной - восемь детей, что было привычным для предвоенного времени: старшие сестры - Александра, Евдокия, Анна и двойняшки Варвара и Юлия 1927 года рождения; два брата Иван – 1921 г. р. и Семён – 1924 г. р. Известно, что мать этого большого семейства умерла в сентябре 1937 года. Отец Ивана - Белошапкин Семен Андрианович (1884 – 1963 гг.), все тяготы семьи взвалил на свои плечи, он работал на конном дворе, семья жила очень скромно, как и многие семьи того времени в Холбоне - в землянке, об этом есть записи и в дневнике.
Иван был очень разносторонним человеком, но все же на первое место я поставлю его страстное увлечение чтением. Его друзья тоже были заядлыми книголюбами. В дневнике много страниц, где описано, какие книги они читают, как их достают, передают друг другу и обмениваются впечатлениями от прочитанного. Вот список названий книг, которые читали подростки в 30-е гг., встречающиеся на страницах дневника: «Как закалялась сталь», «Том Сойер», «Стихи Пушкина», «Бедный Генрих», «Дубровский», «Школа», «Половодье», «Похождения факира», «Соленый ветер», «Знаков сигнализации нет», «Республика Шкид». Иван Белошапкин был очень увлечен чтением. Иван любил стихи, читал их на вечерах, например, «Большая улица..». Трепетное отношение у него было к стихам А.С. Пушкина. Иван в свой личный дневник конспектирует из журнала «Пионер» его стихи, биографию поэта, его лицейские годы. А, т.к. наш герой хорошо рисовал, ему поручали дважды рисовать портрет А.С. Пушкина (стр.111-112).
Иван тратит много времени на эту работу, рисует ночью, добивается портретного сходства, переживает, понравиться ли портрет учительнице Нине Иосифовне. Иван делает запись, что он похож на Пушкина характером и образом жизни. Страна готовится отметить 100-летний Юбилей смерти поэта, в каждой школе эта дата тоже должна прозвучать. Уже с конца 1936 года в Холбонской школе начинается подготовка к значительному событию. 10 февраля 1937 года Иван старательно оформляет страницу своего дневника «100 юбилей со смерти Александра Сергеевича Пушкина», (стр. 256) . Иван повествует о вечере в школе, в клубе, везде декламируют стихи Пушкина!
Иван много рисует, он этим увлечен, это видно по дневнику, отдельные эпизоды он иллюстрирует, тщательно прорисовывает детали, людей, а в тетради с курсов водителей он создал хорошие технические рисунки и знаки дорожного движения.
Природа – это ещё одно увлечение Ивана, река Шилка, её притоки, сопки, разное время года, он так увлечен, что создает карту рек Холбон.
Иван начинает свои записи в возрасте 15 лет, это возраст старших подростков и уже на первых страницах мы видим его страстное увлечение автомобилями – он пытается сам собрать деревянную модель, сооружает коленчатый вал, сокрушается, что получилось неудачно! Но Иван упорно переделывает детали, колёса и его самодельный автомобиль функционирует, Иван катается на улице (стр. 10 дневника)
«Я начинаю делать второе заднее колесо и ось, сделав все это, я прибил колеса на ось винтами, но они хорошо вращались, а ось я прибил намертво к среднему брусу. Да я забыл! Сегодня я сделал коленчатый вал, который у меня даже не гнулся. После всего этого я начинаю кататься». Далее, нам известно, что в 1940 году мечта Ивана водить автомобиль сбылась, он поступает и оканчивает курсы водителей.
Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии направляется школьником на самого себя. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.
В личном дневнике Ивана встречаются эпизоды его молодой подростковой жизни, когда он с приятелями пробовал алкоголь, заигрывал с девчонками, покупал папиросы штучно в магазине, проблемы в учебе, осложнения с учителями. «Я разговаривал с девчонками на уроке русского языка, учительница заметила, спросила меня по уроку, но я не совсем хорошо ответил, она поставила мне «плохо», а я сказал – хоть 10 «плохо ставьте» (стр. 268). Но к чести Ивана на всех 269 страницах мы не встретили ни одного нецензурного выражения, а, на его взгляд, плохие мысли Иван шифрует азбукой Морзе. Отмечу, что за все свои отклонения Иван очень переживал впоследствии.
Для определения отличий и общих черт общее в межличностных отношениях подростков 30-х годов и нашего времени я провел анкетирование обучающихся в МОУ Холбонской СОШ. Школьники 8 – 10 классов отвечали на следующие вопросы: 1. ваши увлечения; 2. ваша мечта; 3. может ли современная девочка пользоваться косметикой? 4. как вы относитесь к службе в армии? 5. были ли у вас отклонения от социальных норм? 6. есть ли у Вас друзья и приятели?
????????????
III. Заключение. Как результат данной исследовательской работы появились следующие выводы:
1. Исследование изучило личные (приятельские, дружеские, знакомство, любовные, товарищеские) отношения погибшего в годы Великой Отечественной войны выпускника Холбонской школы Ивана Белошапкина, Мир этих отношений богат и разнообразен.
2. Исследование определило отличия в межличностных отношениях подростков 30-х годов и нашего времени, а именно:
2.1. межличностные отношения подростков в 30-е гг. базировались на других интересах (чтение книг, агитбригады, любовь к природе, идеалы, мечты), сейчас такие интересы крайне редки, а чтение книг перестало быть популярным.
2.2. подростки 30-х гг. очень ценили дружбу, были сплочение, уровень внутренней культуры и дисциплины был гораздо выше.
2.3. отношение к противоположному полу было уважительное, девочки нравились скромные и воспитанные.
3. Исследование выявило общее в межличностных отношениях подростков 30-х годов и нашего времени:
3.1. подростки нашего времени тоже любят технику, но в большей степени компьютеры и подростки также контактны и общительны.
3.2. современные подростки любят спорт и готовы защищать Родину.
3.3. подростки и в 30-е гг. и в наше время склонны к правонарушениям и отклонениям от норм.
4. Исследование определило перспективы и возможные направления дальнейших исследований личного дневника Ивана Белошапкина, а именно:
1) «История школы – начало 30-х гг.»;
2) «История Холбона - начало 30-хх гг.»;
3) «Поиск персоналий действующих в дневнике Ивана Белошапкина и поиск второй части дневника»;
Практическое применение данной работы: 1.Сохранение историко-культурного наследия в разделе школьного музея «История школы», в теме «Учителя и учащиеся погибшие в годы Великой Отечественной войны».
2.Пополнение фондов школьного музея новыми данными, документами, фотографиями, персоналиями.
3.Расширение информации, уточнение фактов по истории поселка Холбон в 30-е гг. ХХ века.
4.Возможность использования исследования в школьной системе дополнительного образования, реализуя региональный компонент образования на спецкурсе «История Забайкалья», на занятиях историко-краеведческом кружке «Патриот».
5.Возможность использования исследования в школьной системе воспитания, реализуя программу по патриотическому воспитанию подростков: проведение «Уроков мужества», классных часов, акций.
Оценка результатов работы. Исследование дневника моего земляка Ивана Семеновича Белошапкина еще будет продолжаться, но я пытаюсь оценить результаты и личную значимость своей проделанной работы. В начале исследования я выдвинул гипотезу: межличностные отношения подростков конца 30-х годов будут сильно отличаться от отношений нашего времени, поскольку в 30-е гг. были другие интересы, привычки, занятия и мечты. Данная гипотеза нашла свое подтверждение лишь частично, потому что я определил и общие черты интересов подростков.
Изучая дневник, я смог лучше понять, каким было то поколение, которое победило фашизм в 1945. Мне стало понятно, что Иван дружил с ребятами, которые ему были близки по духу и по интересам. Друзья Ивана Белошапкина достойно защитили Родину, погибли, не успев даже создать собственных семей. По данным ОБД «Мемориал» - Белошапкин Иван – погиб в 1943, Поляков Михаил – погиб в 1942, Коломыльцев Александр – погиб в 1945… Ценность личного дневника Ивана Белошапкина велика, через 80 лет из 1937 года его автор обращается к нам, читателям - современным подросткам: «Итак, дорогие читатели, на этом я заканчиваю первую книгу своего дневника, желаю вам веселой и счастливой жизни. 15.02.1937 г.». Изучая дневник, я лучше разобрался в самом себе и хочу ответить своему далекому другу Ивану, что «счастливую и веселую жизнь», о которой ты мечтал мы, современные подростки постараемся сохранить.
IV. Источники и литература:
Просто так
Сила слова
Пустой колос голову кверху носит
Сочные помидорки
Три загадки Солнца