Проект «Нормы вежливости» позволяет узнать, какие правила поведения приемлемы в разных странах.
В своей работе автор определяет, что такое этикет, рассматривает его роль в жизни общества. Также, обучающийся проводит опрос в своем классе для того, чтобы узнать, знают ли они, что такое этикет, соблюдают ли нормы вежливости и знают ли о нормах вежливости других стран.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: мультимедийная презентация, разговорник, содержащий слова и фразы для выражения вежливого отношения к собеседнику.
Данный проект носит познавательный характер и будет интересен, прежде всего, классным руководителям при проведении классного часа по данной теме. Также эта работа может помочь учителям истории, МХК и английского языка во время проведения тематических уроков. Данная работа способствует развитию прежде всего регулятивных и познавательных учебных действий, а также целенаправленному поиску и использованию информационных ресурсов, необходимых для решения практических задач с помощью ИКТ.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 99 КБ |
презентация к проекту | 1.83 МБ |
Исследовательская работа:
«Нормы вежливости в разных странах»
Выполнил: Гилязов Артур
Обучающийся 7 «б» класса
МБОУ Кунашакская СОШ
с. Кунашак
Челябинской области
Руководитель:
Гиззатуллина Юлия Рамзисовна
учитель английского языка
МБОУ Кунашакская СОШ
с. Кунашак
Челябинской области
2019-2020 уч.год
Содержание
Аннотация наставника
Введение…………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть………………………………………………….6
1.1. Рассмотрение понятия «этикет». История появления этикета…..6
1.2. Нормы вежливости - что это такое?...............................................8
1.3. Разновидности этикета…………………………………………….10
1.4. Деловой этикет в разных странах………………………………..12
2. Практическая часть…………………………………………………..16
2.1. Социологический опрос……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………19
Аннотация наставника
Проект «Нормы вежливости» позволяет узнать, какие правила поведения приемлемы в разных странах.
В своей работе автор определяет, что такое этикет, рассматривает его роль в жизни общества. Также, обучающийся проводит опрос в своем классе для того, чтобы узнать, знают ли они, что такое этикет, соблюдают ли нормы вежливости и знают ли о нормах вежливости других стран.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Продукт проекта: мультимедийная презентация, разговорник, содержащий слова и фразы для выражения вежливого отношения к собеседнику.
Данный проект носит познавательный характер и будет интересен, прежде всего, классным руководителям при проведении классного часа по данной теме. Также эта работа может помочь учителям истории, МХК и английского языка во время проведения тематических уроков. Данная работа способствует развитию прежде всего регулятивных и познавательных учебных действий, а также целенаправленному поиску и использованию информационных ресурсов, необходимых для решения практических задач с помощью ИКТ.
Введение
этикет вежливость общение
Каждый культурный человек должен знать и соблюдать основные нормы этикета. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Выбранная мною тема актуальна, потому что мы учим языки, чтобы общаться, путешествовать, иметь хорошую работу в будущем.
Передо мной встала проблема: каждый ли из нас готов показать себя с лучшей стороны, как в нашей стране, так и за рубежом? И знаем ли мы элементарные правила поведения?
Целью исследования является изучение видов этикета и правил поведения в разных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза:
Я считаю, что если знать правила этикета, то это даст нам возможность лучше понять образ жизни и нормы поведения людей, говорящих на разных языках.
В своей работе я применил такие методы исследования как
Предметом исследования моей работы являются правила поведения в разных странах, в различных ситуациях.
Я считаю, что моя работа имеет практическую значимость, т.к. это поможет учащимся чувствовать себя более уверенно при посещении других стран. И поможет им в этом, разработанные мной практические советы, для выезжающих за границу. Кроме того, наработанный материал может быть рекомендован учителям английского языка и классным руководителям для проведения урока по теме «Этикет».
Этикет – это принятые в обществе стандарты поведения, которые помогают современному человеку произвести на окружающих приятное впечатление. Знание основ этикета позволяет нам по некоторым поступкам людей определять практически безошибочно степень их воспитанности, зрелости и социального положения в обществе.
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования.
Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.
Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.
Англию и Францию обычно называют «классическими странами этикета». Однако родиной этикета назвать их никак нельзя. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе и т.п. в XV веке господствуют в обеих странах. О Германии и прочих странах тогдашней Европы можно вообще не говорить, одна лишь Италия того времени составляет исключение.
Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в XIV веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах. Если сравнивать Италию XV века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. Французы в то время не признавали никаких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех ученых самыми ничтожными из людей.
В то время как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались еще в полной силе, Италия была страной новой культуры. Эта страна и заслуживает по справедливости быть названной родиной этикета.
В России в начале XVIII в. стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., но их много и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет - черный, а в Китае - белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались. Конечно, общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д.
Всегда можно определить степень культуры человека по его поведению. Приятно общаться с воспитанным человеком, но грубая, вульгарная речь оставляет самое плохое впечатление.
Что такое вежливость?
Каждый человек является существом социальным. Люди общаются между собой, создают семьи, становятся коллегами. Все члены общества заслуживают уважения. Чтобы избежать конфликтов, обид, досады, между собеседниками принято вежливое обращение.
Вежливостью называется умение тактично общаться, внимательно выслушивать другую точку зрения, проявлять толерантность, способность решать конфликтные ситуации мирным путём. Вежливость и благопристойность – тот самый инструмент, благодаря которому люди чувствуют себя комфортно, свободно при общении с себе подобными.
Правила вежливости
С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой. Если такое качество, как деликатность, считается врождённым, то хорошему тону можно научиться. Вежливые люди знают, что всегда необходимо:
Самым лучшим показателем воспитанности человека будет его сдержанность. Совершенно неприемлемым является бурное проявление негативных эмоций на людях.
Правила вежливости ребёнку прививают с детства. Первыми учителями всегда становятся родители. Утром дети и родители говорят друг другу: «доброе утро», днём – «добрый день», а по вечерам – «спокойной ночи». Спорные ситуации дома решаются на вербальном уровне. Воспитанные родители разбирают причины конфликта, поведенческой ошибки, объясняют чаду, почему он не прав. Ребёнку следует приводить примеры, как следовало бы поступать в той или иной ситуации. Так готовят маленьких людей к взрослой жизни в обществе.
Психологи утверждают: если начинать нравственное воспитание ребёнка с 2-3 лет, то они уже опоздали на 2-3 года. Дети берут пример с самых близких людей. Они подражают маме и папе, и начинается это еще с пеленок.
Учтивость и внимательность собеседника обладают особой ценностью. Теплота и доброжелательность помогают человеку раскрыться, проявить свои лучшие качества. Грубость, невежество, хамство оскорбляют человеческое достоинство, наносят моральный вред личности. Обиженный человек замыкается в себе, прекращает контактировать с обидчиком. Японские психологи давно заметили, что вежливый человек всегда будет в безопасности, а хам и грубиян обязательно попадёт в беду.
Обходительное поведение помогает человеку обзавестись новыми полезными контактами, иметь много знакомых, приятелей и друзей. Родителям, чтобы научить ребёнка этикету, необходимо быть самим терпеливыми, не давить на чадо, не кричать. Можно обсуждать героев прочитанных книг, анализировать их поведение.
Манеры светского поведения запрещают любую неблагопристойность. Во время разговора всегда нужно быть вежливыми.
Школу называют вторым домом. Здесь воспитательный процесс проводится многогранно, постепенно и беспрерывно. У школы есть свои инструменты для привития культурного поведения ученику. Существует целый ряд мероприятий, способствующих формированию вежливого поведения, к которым относятся:
Здесь принято моделировать ситуации. Школьники обыгрывают предложенный сюжет: очередь в магазине, посещение театра, воображаемую поездку в общественном транспорте и так далее. Данные интерактивные методы способствуют развитию в детях общительности, взаимопонимания, обучают нормам вежливого поведения в интересной, творческой форме.
1.3. Разновидности этикета
Речевой этикет — это культура речи, все те слова и фразы, которые мы употребляем при общении друг с другом. Полная картина нашего восприятия человека складывается только после беседы с ним. По словарному запасу, манере общения и соблюдению речевого этикета мы можем судить об интеллектуальном уровне развития собеседника.
Существуют определенные формулы общения:
Деловой этикет
Некоторые условности поведения, помогающие создать дружественную и непринужденную обстановку на встречах, переговорах, приемах. Участник делового общения должен соблюдать определенные правила поведения. В противном случае бизнесмен рискует своей деловой репутацией и снижению желаемых результатов.
Неправильно рассаженные гости на приеме, не по этикету одетые участники переговоров – каждая из этих и многих других «мелочей» способна тормозить, охлаждать, а иногда и ухудшать отношения между партнерами и препятствовать дальнейшему успешному развитию делового сотрудничества. И наоборот, хорошо соблюдаемый церемониал позволяет нормально работать отлаженному механизму деловых отношений.
Элементы делового этикета:
Повседневный этикет
Вид этикета, которым мы пользуемся ежедневно, один принцип его — это поддержание хороших отношений между людьми и уменьшение количества конфликтов и недопонимания. В любой житейской ситуации вас выручат вежливость, деликатность, взаимоуважение, скромность, а главное – искреннее дружелюбие по отношению к людям.
Праздничный этикет
Все мы любим праздники и с удовольствием ходим в гости к друзьям, отмечаем какие-либо события в ресторанах и кафе. При проведении праздника также используются определенные правила этикета:
Важные правила французского этикета:
Важные правила американского этикета.
Америка — страна контрастов, и правила дресс-кода там различаются от штата к штату. На восточном побережье обычно придерживаются более консервативных норм, в то время как в западных штатах к этому вопросу подходят проще. На юге страны можно приходить на работу в шортах, но их необходимо сочетать с пиджаком и рубашкой. В целом американский дресс-код принято считать самым демократичным. На переговоры порой приходят в пиджаках поверх футболок, а на официальные встречи — в джемперах.
Во многих фирмах США сотрудник обязан носить элементы одежды корпоративного цвета. В некоторых компаниях также разрешается приходить в повседневной одежде. Главные требования дресс-кода, которые распространены везде: сотрудник должен выглядеть скромно и официально, как бы показывая, что он настроен исключительно на рабочий лад. Женщинам не разрешается перебарщивать с украшениями и макияжем. В Америке практически повсеместно табу на открытую обувь и короткие платья в рабочее время.
Важные особенности национального этикета в США:
1. Несмотря на то, что американцы ценят свое время, до начала переговоров они нередко ведут светские беседы, которые длятся около 10 минут. Распространенные темы — спорт и увлечения. Нельзя заводить политические дискуссии.
2. Здороваться с американцем следует крепким быстрым рукопожатием и взглядом друг другу в глаза. Также принято обмениваться стандартными фразами типа «Приятно познакомиться» или «Как поживаете». В целом приветствия достаточно неформальны, и это не признак неуважения.
3. Во время делового общения следует избегать длительных пауз: они отталкивают.
4.Когда представляете одного человека другому, кратко опишите его.
5. Если вас пригласили на деловую встречу в ресторан, никогда не выбирайте себе место сами, а дождитесь, пока вас проводят. У американцев есть традиция заранее продумывать, где будут сидеть гости, и высока вероятность, что за столом будет табличка с вашим именем.
6. Будьте пунктуальны: в Америке не любят опоздания.
Важные правила немецкого этикета.
В Германии дресс-код диктует корпоративная культура, и правила различаются в зависимости от компании. Но есть и общие тенденции. К примеру, в банках, страховых компаниях и других серьезных организациях необходимо носить строгие деловые костюмы, причем мужчинам обязательно надевать на работу галстук. Немцы предпочитают изысканные галстуки и могут носить на работу яркие рубашки.
Также они обращают внимание на ботинки, поэтому обувь следует начищать до блеска. В компаниях, где сотрудники не контактируют с клиентом напрямую, разрешают носить менее официальную одежду — например, футболки-поло и хлопчатобумажные брюки. А в «свободную пятницу» можно даже приходить на работу в джинсах.
Особенности делового этикета в Германии:
1.При приветствии и прощании нужно пожимать руку — как мужчине, так и женщине. Целовать руку женщине, как это иногда делают в России, нельзя: такой знак считается фамильярностью.
2.Немцы очень щепетильны в деталях, поэтому нужно очень точно выполнять все договоренности. Опоздания, нарушения сроков и объемов воспринимаются как проявление неуважения.
3.Во время переговоров большое значение имеет регламент. Все вопросы обсуждаются в строго заданной последовательности. При заключении сделки немцы скрупулезно прорабатывают каждую деталь.
4.В Германии к деловому партнеру обращаются строго на «Вы» с использованием «гер», «фрау» или титула, если такой имеется. Общение на «ты» допускается только с родственниками и близкими друзьями.
5.Не принято дарить деловые подарки.
В качестве методического пособия я сделал разговорник, в котором собраны самые необходимые слова и фразы, выражающие вежливое отношение к собеседнику. Я считаю, что разговорник, разработанный мной, поможет туристу в общении с иностранцами. В разговорнике можно найти необходимые слова и фразы вежливости на разных языках. Вся основная работа делалась в программе Microsoft Office Word. Я считаю, что этот продукт поможет учителю английского языка, истории, обществознания при проведении тематического урока, а так же классным руководителям при проведении классных часов на данную тему.
2.2. Социологическое исследование
Я предположил, что современные дети мало знают об этикете, о нормах вежливости.
Обучающимся 7 «б» класса я задал несколько вопросов:
1) Что такое этикет?
2) Знаете ли вы историю этикета?
3) Какие виды этикета вы знаете?
4) Нужны ли людям нормы вежливости? Для чего?
5) Считают ли вы себя вежливым человеком?
Результаты опроса:
Проанализировав вместе с Юлией Рамзисовной результаты опроса, я пришел к выводу, что все дети понимают, какую роль играет этикет в жизни человека. Большинство знают, что это такое. К сожалению, практически никто не знает историю этикета, мало кто знает самые распространенные нормы вежливости в таких странах, как Франция, Германия, Италия и т.д.. Я думаю, что это обусловлено рядом причин:
1) Не всем с рождения прививают вежливое отношение к людям.
2) В нашей школе не изучают основы вежливого поведения.
3) Ребята никогда не интересовались нормами вежливости разных стран.
Заключение
Закончить свою исследовательскую работу, я хочу с темы и цели исследования. Тема моего исследования: «Нормы вежливости в разных странах». Цель: изучить, что такое этикет, историю этикета, виды этикета и правил поведения в разных странах. Я считаю, что данная тема раскрыта и цель достигнута.
В ходе исследования я не только узнал много нового о нормах вежливости в разных странах, но также выявил, знают ли о них современные дети. Гипотеза о том, что если знать правила этикета, то это даст нам возможность лучше понять образ жизни и нормы поведения людей, говорящих на разных языках, подтвердилась. Очень радует тот факт, что ребята моего класса имеют представление о том, что такое этикет и для чего нужны нормы вежливости. Но ребята не знают, как фразы и слова вежливости звучат на разных языках, за исключением изучаемого английского языка.
Часто говорят, что в наше время люди все реже соблюдают нормы вежливости. Я считаю, что это не так. Времена меняются, меняются поколения. Не остаются без изменений и взгляды, вкусы. Но есть темы, которые будут актуальными во все времена. Конечно, наше общество придает большее значение материальному обогащению, чем духовному. Но это не значит, что люди не обращают внимания на культуру общения и поведения. Мы не должны забывать о простых нормах вежливости, ведь они играет важную роль в нашей жизни.
Мне очень хотелось бы побывать в тех странах, чей этикет я изучил. Многие правила я изучил впервые, много чего не знал, многое меня очень поразило. В особенности то, что некоторые нормы вежливости не совпадают с теми нормами, которые приняты в нашем обществе.
Я очень надеюсь, что разговорник, созданный мной, будет полезным для туристов и у них не будут возникать проблемы в беседе с иностранцами, даже если они совершенно не знают языки посещаемых стран.
Список литературы
1. https://heaclub.ru/20-pravil-zhenskogo-etiketa-kak-vesti-sebya-devushke-v-obshhestve
2. http://wlooks.ru/etiket/istoriya/
3. https://info.wikireading.ru/134081
4. https://info.wikireading.ru/140122
5. https://www.insales.ru/blogs/university/pravila-delovogo-etiketa
6. https://transfertparisgo.com/pravila-francuzskogo-etiketa-za-stolom.html
7. https://www.artimage.ru/info/articles/delovoy_etiket_za_rubezhom/
9. https://turmart.ru/japan-customs/
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кунашакская средняя общеобразовательная школа» с.Кунашак Тема проекта: Нормы вежливости в разных странах Автор проекта : Гилязов А.В. Обучающийся 7 класса МБОУ Кунашакская СОШ Наставник проекта :Гиззатуллина Юлия Рамзисовна Учитель английского языкаСлайд 2
Содержание Введение 1 . Теоретическая часть 1.1. Рассмотрение понятия «этикет». История появления этикета 1.2. Нормы вежливости - что это такое ? 1.3. Разновидности этикета 1.4. Деловой этикет в разных странах 2. Практическая часть 2.1. Социологический опрос Заключение Список литературы
Слайд 3
Цели и задачи Целью исследования является изучение видов этикета и правил поведения в разных странах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · Изучить литературу по данной теме. · Изучить виды этикета. · Сравнить нормы вежливости в разных странах. · Провести анкетирование среди учащихся «Что такое этикет?» · Разработать разговорник со словами и фразами, выражающими вежливое отношение к собеседнику.
Слайд 4
Этикет – это принятые в обществе стандарты поведения, которые помогают современному человеку произвести на окружающих приятное впечатление .
Слайд 5
Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения
Слайд 6
Нормы вежливости С самого детства все знают «волшебные слова»: спасибо, здравствуй, прости, извини, благодарю. Тактичность начинается с вежливости. Это является международной нормой
Слайд 8
У англичан не приняты теплые и открыты Американцы (независимо от пола) обычно при встрече ограничиваются рукопожатием. приветствия и знакомства — сдержанная улыбка, рукопожатие, стандартные короткие фразы — этого вполне достаточно при первом знакомстве. Основное в деловом этикете немцев — пунктуальность, четкость, консервативность. Этикет во время деловых встреч и переговоров во Франции полностью подчинен формальностям и строгим правилам. Стандартное приветствие во время встречи или знакомства сводится к легкому рукопожатию . Деловой этикет в разных странах
Слайд 9
Социологический опрос Обучающимся 7 «б» класса я задал несколько вопросов: 1) Что такое этикет? 2) Знаете ли вы историю этикета? 3) Какие виды этикета вы знаете? 4) Нужны ли людям нормы вежливости? Для чего? 5) Считают ли вы себя вежливым человеком?
Слайд 10
Результаты опроса: Проанализировав вместе с Ю лией Рамзисовной результаты опроса все дети понимают, какую роль играет этикет в жизни человека. Большинство знают, что это такое. К сожалению, практически никто не знает историю этикета, мало кто знает самые распространенные нормы вежливости в таких странах, как Франция, Германия, Италия и т.д .
Слайд 11
Список литературы 1 https://heaclub.ru/20-pravil-zhenskogo-etiketa-kak-vesti-sebya-devushke-v- obshhestve 2 http://wlooks.ru/etiket/istoriya/ 3 https://info.wikireading.ru/134081 4 https://info.wikireading.ru/140122 5 https://www.insales.ru/blogs/university/pravila-delovogo-etiketa 6 https://transfertparisgo.com/pravila-francuzskogo-etiketa-za-stolom.html 7 https://www.artimage.ru/info/articles/delovoy_etiket_za_rubezhom/ 8 http://howmade.ru/vot-otkuda-poshli-chistota-i-akkuratnost-nemcev-ix-priuchili- k- etomu - ochen-interesnym-sposobom / 9 https://turmart.ru/japan-customs/
Слайд 12
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Кунашакская средняя общеобразовательная школа» с.Кунашак Тема проекта: Нормы вежливости в разных странах Автор проекта : Гилязов А.В. Обучающийся 7 класса МБОУ Кунашакская СОШ Наставник проекта :Гиззатуллина Юлия Рамзисовна Учитель английского языка
Лиса и волк
Что есть на свете красота?
Этот древний-древний-древний мир!
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Свинья под дубом