• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа к VI районной краеведческой конференции «Судьба России в судьбах земляков» на тему: «Дорога, длиною в жизнь»

Опубликовано Зуева Елена Николаевна вкл 03.04.2020 - 19:51
Зуева Елена Николаевна
Автор: 
Выполнила: Соломонова Ангелина Руслановна 17 лет, 11 класс МБОУ « Агибаловская СШ»

Есть люди, в биографии которых словно в зеркале отразились значительные исторические события. Именно к таким людям можно отнести Петра Григорьевича. В его жизни встречалось всё: подъемы, спуски, повороты и препятствия. Это частица жизни простого человека, связанная крепкими узами с историей судьбы нашей Родины, рассказывающая о трудовом и военном времени поколения XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательский проект238.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  "Агибаловская средняя школа"49691.jpg

Исследовательская  работа к VI  районной краеведческой конференции

 

 

 

Выполнила: Соломонова Ангелина Руслановна

17 лет,  11 класс                                                                                      МБОУ « Агибаловская  СШ»

        

 Руководитель: Зуева Е. Н.

 учитель обществознания

 высшей категории

 МБОУ « Агибаловская  СШ»        

2020 год

Содержание

I. Введение …………………………………………………………………... стр.3-4

II. Основная часть ……………………………………………………….... стр. 5-8

2.1. Биографический очерк жизни и деятельности Григорьева Петра

       Григорьевича в предвоенные годы ……………………………... стр. 5

2.2. Жизнь на оккупированной территории. Участник Великой

       Отечественной войны с фашистскими захватчиками ………… стр. 6

2.3. Послевоенные годы жизни и деятельности ………………….. стр. 7-8

III. Заключение. ……………………………………………............................ стр. 9

Список литературы……………………………………………………………………………………. стр.10

Приложения

 

I. Введение

                           Достаточно мгновения, чтобы стать

               героем, но необходима целая жизнь, чтобы

               стать достойным человеком.

Поль Брюла

Актуальность темы исследования

В каждом городе, поселке, деревне есть люди, о которых хочется рассказать всем. Наша краеведческая конференция  «Судьба России в судьбах земляков» является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые жили, трудились, совершали подвиги.

Цель работы: рассказать о человеке интересной судьбы, показать основные вехи его жизненного пути, углубить и расширить свои знания об эпохе развития нашего района на основе судьбы простого человека.

Для достижения поставленной цели мной были реализованы следующие задачи:

  • изучить биографию, документы, фотографии из жизни и деятельности нашего земляка на основе семейного архива Григорьевых;
  • систематизировать полученную информацию;
  • привлечь внимание моих сверстников к изучению родного края на примере жизни нашего земляка.

Объект и предмет исследования:
Объект исследования: Григорьев Пётр Григорьевич, его личный пример, вклад в развитие современного общества.
Предмет исследования: биография земляка, его общественная и трудовая деятельность.

Обзор литературы

Тема моей исследовательской работы узкая, она касается только одного человека – бывшего жителя деревни Ново - Ивановское Агибаловского сельского поселения. В своей работе я использовала материалы, предоставленные мне родными и близкими Петра Григорьевича и материал по краеведению, накопленный в школьном музее.

Источниками исследовательской работы стали:

  • воспоминания родственников, соседей;
  • документы;
  • фото из семейного архива.

Место проведения исследования: Смоленская область, Холм-Жирковский район, деревня Ново - Ивановское Агибаловского сельского поселения.

Методы исследования: теоретические и практические.

I. Теоретические:

  • беседа;
  • исследование фотографий, документов из домашнего архива;
  • систематизация и обобщение.

II. Практические:

- поиск;

- описание;

- сопоставление;

- анализ;

- осмысление.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание истории малой родины на примере людей, живших и живущих рядом с нами, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование их личности.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на школьных мероприятиях, классных часах, на уроках по изучению родного края и  послужат основой для создания презентаций, а также собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Из рассказа дочерей (Надежды Петровны Веселовой и Татьяны Петровны Марковой), соседки Жманковой Зинаиды Яковлевны я узнала, что по соседству со мной жил замечательный человек, добрый, отзывчивый папа, любящий дедушка, уважаемый, чуткий сосед и отважный солдат Григорьев  Пётр Григорьевич.

Есть люди, в биографии которых словно в зеркале отразились значительные исторические события. Именно к таким людям можно отнести  Петра Григорьевича.

В его жизни встречалось всё: подъемы, спуски, повороты и препятствия.

Это частица жизни простого человека, связанная крепкими узами с историей судьбы нашей Родины, рассказывающая о трудовом и военном времени поколения XX века.

II. Основная часть

2.1.Биографический очерк жизни и деятельности в предвоенные годы.

Григорьев  Пётр Григорьевич родился 18 февраля 1926 года в деревне Фильнево, Стешинского сельского совета Холм-Жирковсокого района Смоленской области (см. приложение №1) в  бедной семье простых крестьян Панфиловых, Григория и Степаниды. Родители занимались мелким земледелием, а с началом организации колхозов вступили в коллективное хозяйство. Колхоз – хоть и был небогатый, но все же существовал вполне сносно. Деньги  не выдавали - плата за труд назначалась по трудодням, т. е. по выходам (рабочий день). Учёт трудодней вёлся бригадиром, каждый трудодень обозначался палочкой. При этом качество труда не учитывалось. Выплата производилась один раз в год. После  завершения уборочных работ трудолюбивые колхозники получали зерно, после его размола вполне хватало для выпечки хлеба.

В семье было шестеро детей. Пётр - второй ребёнок, у него было четыре сестры (старшая Устиния - 1923 года рождения, Александра – 1928 года рождения, Матрёна – 1932 года рождения,  Полина – 1935 года рождения)  и младший брат Иван - 1938 года рождения.  

Ребятня работала в колхозе вместе со взрослыми: сеяли, пахали, на фермах ходили за скотом, заготавливали дрова.

В положенный срок Пётр поступил в 1 класс Дубровской начальной школы. Ходить в школу маленькому Пете приходилось в другую деревню, за несколько километров,  учиться было сложно, но интересно. В 1935-1936 учебном году окончил её. Отец с матерью были малограмотными и всегда внушали детям, что учёба это главный труд, для того чтобы выбиться в люди и добиться уважения среди односельчан.  Парень  усвоил наставления родителей и через год стал обучаться в Сумароковской школе Издешковского района. В 1939 году окончил 7 классов этой школы и считался в своей деревне очень грамотным и умным.

Но Пётр не собирался останавливаться на достигнутом и в 1940 году поступает в Холмовскую школу для дальнейшего обучения. В 1941 году окончил 9 классов и мечтал поступить в Смоленское педагогическое училище. Юноша чётко знает, какому делу посвятит всю свою дальнейшую жизнь. Впереди мечты, планы, молодость, но…

2.2. Жизнь на оккупированной территории. Участник Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками.

Начало войны восприняли с ужасом, но все думали, что она быстро кончится. Война ворвалась в каждый дом похоронками, голодом, холодом, болезнями, ещё большей нищетой. В то же время она сплотила людей. Вместе оплакивали погибших, работали из последних сил, ждали весточку с фронта, провожали призывников. И помогали фронту все: и дети, и взрослые - каждая семья.

Петру Григорьевичу к началу войны было 15 лет. Из воспоминаний его дочери известно следующее: «Первый раз немцы появились в деревне осенью. Приехали на мотоциклах, стреляли гусей, кур и селились в домах, а сами деревенские жили в сарае. В обязанности хозяев домов входили чистка сапог, стирка белья солдат. Кроме того русские должны были кормить немцев. Фашисты очень боялись тифа и больных.

Пётр осенью долго ходил босиком, не было обуви, и у него на ногах образовались волдыри, они лопались и чесались.  Немцы ругались на него и не разрешали выходить из сарая. Лекарств  не было, лечились травами и другими своими средствами,  одевались, кто во что мог.

Долгое время семья, как и все односельчане, находилась на оккупированной территории. Наступил новый режим. Главное ограничение прав для всех деревенских было передвижение: запрещалось под страхом расстрела ходить из деревни в деревню и движение разрешалось только днём, причём часто проверяли документы».

После освобождения Смоленщины в 1943 году вступил в ряды РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия) и уже в марте 1943 года был отправлен на фронт. В 18 лет молодому юноше пришлось защищать нашу землю от фашистских захватчиков. Служил он в воинском звании - рядовой. Зачислен был в пехотные  войска.  В январе 1944 года принял участие в Кировоградской наступательной операции Красной Армии по освобождению Правобережной Украины. Как впоследствии вспоминал события тех дней:  во всех частях со всем офицерским, сержантским и рядовым составом проводили занятия, на которых изучались вопросы наступления и обороны, все тактические занятия проводились в поле, на боевой материальной части, в любую погоду, днем и ночью.

Но недолго ему пришлось воевать. В январе 1944 года Пётр Григорьевич был тяжело ранен и направлен в госпиталь, а затем находился на излечении в городе Кисловодске. Оттуда и вернулся домой в мае 1944 года инвалидом Великой Отечественной войны II группы и с медалью на груди «За отвагу» (см. приложение №2).

2.3. Послевоенные годы жизни и деятельности.

По возвращении домой устраивается на работу учителем (см. приложение №3), а летом 1944 поступает в Смоленское педагогическое училище и в 1948 году оканчивает его.  Петру Григорьевичу присваивают звание учителя начальных классов (см. приложение №4).

С 1944 года началась трудовая деятельность Григорьева, работал учителем начальных классов в разных уголках Смоленщины Холм – Жирковского района (см. приложение №5). Особенно заполнилось место работы в  деревне Ивашково Холм-Жирковского района, где он был и учителем, и директором начальной школы. Много внимания Пётр Григорьевич уделял трудовому воспитанию младших школьников. В школе был земельный участок, на котором дети сами выращивали картофель. На деньги, вырученные после продажи картофеля, покупали для школы чай, сахар, печенье, баранки и школьные принадлежности: тетради, ручки, учебники и т.д. Сами школьники принимали участие в косметическом ремонте своего класса, поддерживали в нём чистоту и порядок.

В деревне был построен клуб, в выходные там собиралась вся молодёжь, играли в разные игры, пели под гармонь, танцевали вальс, страдания, цыганочку. Особенно любили зимние забавы на Рождество и Масленицу (см. приложение №9).

В 1950 году познакомился со скромной девушкой Базановой Галиной Александровной и в ноябре1951 году они поженились (см. приложение №6). По меркам того времени семья считалась сельской   интеллигенцией, муж - учитель школы, жена - медсестра. Два уважаемых человека в деревне, к которым прислушивались и приходили за советом. Они были образцом советской семьи того времени.

С 1960 года семья живёт в деревне Ново – Ивановское Агибаловского сельского совета. Пётр Григорьевич  с этого года и по 1964 - секретарь партийной организации колхоза «Прогресс» и заместитель председателя колхоза. Занимаемые должности - серьёзные и ответственные, но ему вся работа по плечу. Однако  любовь к детям пересиливает, и он возвращается в школу.

В последние годы своей педагогической деятельности Григорьев работал воспитателем в Агибаловской школе-интернате (см. приложение №7,8). В школе всегда уделялось внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения (см. приложение №11).

Родители учеников, односельчане и жители соседних деревень уважали и ценили Петра Григорьевича за чуткое и внимательное отношение к их детям. В числе его учеников были и собственные дочери: Надежда 1952 года рождения, Наталья - 1956 года рождения  и Татьяна 1959 года рождения (см. приложение №6).

В дальнейшем Надежда и Татьяна стали педагогами высшей категории, за плодотворный труд награждены грамотами Министерства образования РФ, нагрудным знаком «Почётный работник общественного образования РФ». В выборе их профессии, конечно же, сказался личный пример отца – Григорьева Петра Григорьевича.

Пётр Григорьевич неоднократно выступал на митингах, посвящённых памяти павшим героям Великой Отечественной войны (см. приложение №10), был редактором сельской и школьной стенгазеты, сочинял стихи, фельетоны на злободневную тему дня, вёл активный образ жизни, участвовал во всех мероприятиях, проводимых в школе и в  деревне.

Его жизнь и деятельность была примером для подражания.

После выхода на пенсию трудно было привыкать к новому ритму жизни, когда не надо каждый день спешить на работу. Особенно трудно чувствовать свою невостребованность, одиночество.

Именно поэтому, будучи на пенсии, продолжал свою трудовую деятельность, оказывал посильную помощь и поддержку участникам Великой Отечественной Войны, был председателем районной организации Всероссийского Общества инвалидов.

За долголетний и добросовестный труд Григорьев Пётр Григорьевич был награждён медалью «Ветеран труда» (см. приложение №12).

7 августа 2000 г. участник Великой Отечественной войны, житель деревни Ново-Ивановская – Григорьев Пётр Григорьевич скончался, но память о нём жива.

III. Заключение

Изучив историю судьбы своего земляка - соседа, я убедилась, что жизнь этого удивительного человека отражает историю нашей Родины.
Каждая веха, десятилетие, время, выдвигает своих героев. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют о себе и своих делах что-то важное, то, благодаря чему их будет помнить другое поколение.

В исследовательской работе были отмечены биографические события ветерана, педагога школы, Григорьева Петра Григорьевича, в довоенное,  военное и мирное время. Его жизненный путь должен стать примером для подрастающего поколения, стать нравственным ориентиром в непростом современном мире.

Считаю, что поставленная  цель выполнена: в работе  показаны  основные вехи жизни Григорьева Петра Григорьевича. Занимаясь исследованием, я расширила  знания об истории родного края на примере одного человека, связанного с  историей судьбы нашей Родины, рассказала о трудовом и военном времени поколения XX века.

Приобрела первые навыки поисково - исследовательской работы, подготовила сообщение с презентацией для своих одноклассников "Дорога, длиною в жизнь"

Надеюсь, что моя работа послужит примером и хорошим начинанием для моих сверстников,  и они будут узнавать историю своего края, военное прошлое на примере жизни жителей нашего района. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего.

Список литературы

1. Воспоминания:

- Веселовой Надежды Петровны, старшей дочери  Григорьева Петра

   Григорьевича;

- Жманковой Зинаиды Яковлевны, соседки Григорьева Петра

   Григорьевича;

- Марковой Татьяны Петровны, младшей дочери  Григорьева Петра

   Григорьевича.

2. Документы:

2.1. - автобиография Григорьева Петра  Григорьевича;

2.2 - выписка Григорьеву Петру Григорьевичу из приказа №113 по Холм –

         Жирковскому району отделу народного образования Смоленской

         области от 30 августа1965 года;

2.3. - заявление Григорьева Петра Григорьевича в районный отдел;

          народного образования о принятии на работу от 20 июля 1944 года;

2.4. -  копия аттестата Григорьева Петра Григорьевича №338;

2.5. -  копия паспорта Григорьева Петра Григорьевича;

2.6. -  справка о стаже Григорьева Петра  Григорьевича от 20 ноября 1948

          года;

2.7. - личный листок по учёту кадров Григорьева Петра Григорьевича;

2.8. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу отдела Народного

          образования от 25 августа 1949 года №25-02;

2.9. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу Смоленского Областного  

          Института усовершенствования учителей от 9 июля 1966 года;

2.10. - справка Григорьеву Петру Григорьевичу из  районного военного

           комиссариата Холм - Жирковского района Смоленской области от 11

           сентября 1969 года;

2.11. - удостоверение «ВЕТЕРАН ТРУДА» Григорьева Петра Григорьевича

           от 12 ноября 1980 года;

2.12.- удостоверение  инвалида Отечественной войны Григорьева Петра

          Григорьевича Серия Р №618827 от 29 сентября 1997 года.

3. Фото из семейного архива


Поделиться:

Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца

Загадочная система из шести экзопланет

Для чего нужна астрономия?

Две лягушки

Астрономический календарь. Октябрь, 2018