• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

В тылу, как на фронте

Опубликовано Бибарсова Голсем Ислямовна вкл 03.04.2020 - 0:23
Автор: 
Пятаева Гузель

Работа содержит материал о тружениках тыла села Средняя Елюзань

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_tylukak_na_fronte.pyataeva_guzel.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №1 с. Средняя Елюзань Городищенского района

Пензенской области

Научно-исследовательская работа

туристко-краеведческого движения

«ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»

                                В тылу, как на фронте.

Работу выполнила:

                                                             ученица 10-А класса   МБОУСОШ№1

с. Средняя Елюзань Городищенского района

 Пензенской области Пятаева Гузель

руководитель работы: учитель истории

Бибарсова Голсем Ислямовна.

Тел.89379144278

                                     Оглавление                      стр.

Введение…………………………………………………………….      3

Основная часть

1.Трудовой фронт ……………………………  …………………….    4

2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы

войны ………………………………………………………………...    6

5.Вклад моих земляков в

победу ……………………………………………………………….    7

6.. Елюзанцы в годы Великой Отечественной войны…………….    8

   7. Война в жизни и судьбе Адикаевой

    Мяхфузи Калимулловны……………………………………………   9

    8. Выводы…………………………………………………………     12

9.Заключение………………………………………………………..  12

10. Литература……………………………………………………….  13

11.Приложение……………………………………………………   14

Введение. Уже далекий 1941 год.

I Глава. 1. Трудовой фронт.

2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.

II Глава. Вклад моих земляков в победу.

1. Елюзанцы в годы Великой Отечественной войны.

2. Война в жизни и судьбе Адикаевой Мяхфузи Калимулловны.

Заключение.

Цена победы.

 Введение.

На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала  архивы администрации села Средняя Елюзань.

Исходя из вышеизложенного, определились этапы работы:

1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.

2. Изучение литературы и периодической печати.

3. Работа с архивными материалами.

4. Анализ возрастного состава тружеников тыла.

5. Оформление работы.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.

2. Показать, как отразилась война на судьбах тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.

В ходе работы я познакомилась с тружениками тыла села Средняя Елюзань. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.

Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Несколько раз встречалась с Адикаевой  Мяхфузей  Калимулловной,  которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. Трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с ранних лет, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.

Основная часть

Готовясь к экскурсии в нашем краеведческом музее, я обнаружила  один документ, который меня очень заинтересовал. Это был список ветеранов Великой Отечественной войны и тыла.

Я решила выяснить, сколько человек из нашего села работали на строительстве волжско- сурского  оборонительного рубежа.

      22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.

Осенью 1941 года исход битвы за Москву было трудно предугадать.  

Государственный Комитет Обороны страны принял решение о строительстве нового тылового оборонительного рубежа, часть которого происходила через Пензенскую область с севера на юг по правобережью рек Сура, Уза, Няньга через Лунино, Бессоновку, Пензу, Лемзяйку на село Ключи и дальше на г. Петровск Саратовской области.

Местными органами власти этот рубеж был усилен укреплениями по линии Лунно-Мокшан-Загоскино-ст.Александровка.

Общая протяженность оборонительного рубежа составила около 350 километров. На этой трассе предстояло соорудить противотанковые рвы, сделать танко-недоступными берега рек и оврагов, соорудить 450 дотов и дзотов, приготовить 1.500 огневых позиций для артиллерии, 12 тысяч землянок. Сооружение рубежа требовало огромных затрат материальных ресурсов и человеческих сил. Строительство оборонительного рубежа возлагалось на 6-ю саперную армию, формирование которой шло, в сосновом, из местного контингента в Пензенской области. Кроме того к работам привлекались все строительные организации Пензенской области со своими механизмами и материалами.

Для выполнения огромного объёма работ  мобилизовывалось в порядке платной трудовой повинности местное население — мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 50 лет. В первую очередь, к ноябрю, необходимо было привлечь 64 тыс., а во вторую — к 15 ноября, довести число мобилизованных до 100 тыс. человек.

Для оборонных работ первой очереди было использовано строительных материалов:

            325 тыс. кубометров круглого леса, заготовленного

            собственными       силами в окрестных лесах;

            30 тыс. кубометров пиломатериалов, произведённых  

             местными    лесозаводами.

           

Строительству выделялось 2 млн. штук кирпича. Кроме того, на

 предприятиях срочно изготовлялись двери для землянок и блиндажей, рамы, печи и другие типовые строительные детали. Было изыскано 15 вагонов кровельного железа, 3 вагона гвоздей, 15 тыс. комплектов зимней одежды.

В огромном количестве требовались: лопаты, ломы, пилы, стальные клинья скобы и др. Заказы на них размещались на местных предприятиях (ЗИФ), изыскивался металл, к изготовлению и ремонту инструментария, машин и механизмов привлекались мастерские МТС, колхозные кузни, силы промысловых артелей.

Днём начала строительства рубежа было определено 1 ноября. К этой дате в назначенные пункты прибыло мобилизованное население и в первый ноябрьский день началась работа.

Ответственность за людей, призванных на оборонительные работы, возлагалась на вторых секретарей райкомов партии и заместителей председателей райисполкомов. Они возглавляли рабочие колонны районов, численность которых колебалась от 3 500 (Городищенский район) до 1 500 человек (Иссинский район). Самое большое количество людей было призвано в городах Пенза — 6 000, Кузнецк — 2 000 человек.

Зима 1941 года была ранней. Нарастающие морозы превратили верхний слой земли в ледяной панцирь, слой промерзания на возвышенных местах достигал 120 см.

Работы по сооружению Пензенского оборонительного рубежа продолжались вплоть до последней декады января 1942г.

Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.

  О трудовых буднях наших земляков в те суровые военные  годы рассказывала районная газета    «Заря коммунизма»: «В сельхозартели «Прогресс» постоянно перевыполняют норму выработки следующие колхозницы: Тугушева Нурфия, Альмяшева Фатыма, Пятаева Таифя, Дебердеева Н., Кленкова Ш., Костников, Салдаев». Та же «Заря коммунизма» отмечает, что на 28 декабря 1942 года елюзанцы внесли на постройку авиаэскадрильи 8836 рублей.

        Прилежно трудиться на полях, своевременно выполнять свои обязательства перед государством – самое главное для колхозников.

        В интересах фронта, в интересах разгрома врага  сельскохозяйственные работы должны проводиться без всяких задержек, быстро и при хорошем качестве. Так  и трудятся сейчас на полях колхозники сельхозартели «Прогресс».

Зимой 1943г. погибли озимые посевы. Для повторного весеннего сева требовались семена. Тогда начали сбор семян из скудных личных запасов. Еще в марте 1941г. колхоз «Уйгану» был разделен на два сельхозартеля- «Гигант»и «Прогресс». «Гигантом» руководил Хасян Сатдыкович Бикмаев, «Прогрессом» - Абдулла Айзятуллович Бибарсов.

  Ахметша Абдуллович Бибарсов, сын председателя сельхозартели «Прогресс» вспоминает: «С раннего утра  до поздней ночи приходилось им работать в поле, выполняя дневные нормы; а ночью они возили на своих коровах(другого транспорта не было) хлеб на станцию Чаадаевка.

        Укреплять тыл Красной Армии колхозники решили не только самоотверженным трудом, но и досрочной сдачей зерна государству. Из  первых обмолотов лучшее зерно было отправлено на ссыпной пункт. Выполнив обязательства  текущего года, члены артели в счёт натуроплаты за 1942 год вывезли 1121 килограмм зерна.

        Досрочно рассчитался с государством по всем видам поставок и колхоз «Гигант».

               …Трудились колхозники в ту пору не только на полях и фермах.  Так как молодых и здоровых мужчин в деревнях практически не осталось, все ушли на фронт, зимой на лесозаготовки отправляли молодых женщин и 15-летних подростков. Девушки работали на торфяных разработках, находящихся в нескольких километрах от села. Торф отправлялся на Асеевскую фабрику, и в очень большом объеме. Многие операции производились вручную – это была необычайно тяжёлая работа.          

 В колхозах  в 1941-1942 годах было выработано  столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.

Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте.

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.

Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое.

В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше  тысячи пионеров и школьников нашего края.  Не одну тысячу трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.

Из воспоминаний Богдалова Исляма Мурадымовича:

«После школы ходили в хранилища перебирать картофель, помогали кормить скот.

Учащимся 1–4-ых классов ежедневно бесплатно давали по тарелке супа из пшеницы с картошкой и стакан сладкого чая с куском хлеба. Посуду: глиняную черепеньку и ложку  - приносили свою. Этот на первый взгляд незначительный эпизод говорит очень о многом. В тяжелейшие  годы войны руководство страны думало о будущем, заботилось о подрастающем поколении. Тарелка супа и стакан сладкого чая в голодные военные годы – это великое дело».

В нашем селе есть люди( ныне живущие), которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 9-10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 49 человек, от 15 до 20 лет - 10 человек, свыше 20 лет - 18 человек.

В живых тружеников тыла осталось 76 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала.

Бикмаева Зякиря  Риятулловна в свои 13 лет она работала в колхозе. Зякиря Риятулловна  вспоминает: «Работать было тяжело, много времени находились в поле. Жилось очень трудно».

Бикмаева Мяфрузя Лятифовна( в годы войны 12 лет): «Вставали рано. Выгоняли скот пастись.  С собой на пастбище давали краюшку хлеба и бутылку молока или воды».

Пайгина Мяфруза Адельшиновна( в годы войны 11 лет): « Очень хотелось учиться. Но нужно было помогать матери и колхозу. На себе возили сено и дрова. Работали на ферме».

Кожевникова Асма Ахмеджановна( в годы войны 16 лет):

«Нас отправляли на заготовку торфа. Холодно, голодно, сыро, Ночевали в бараках».

   Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.

Подробнее я хочу рассказать об  Адикаевой Мяхфузе Калимулловне- труженике тыла, ветеране труда, была мобилизована на рытье окопов. Семья у Мяхфузи Калимулловны была небольшая: мать, отец  и старшая сестра, трое детей умерли в младенческом возрасте. Отец был хорошим плотником, ходил на заработки, а мать работала в колхозе « Уйгану». В семье не было лодырей, все работали, и поэтому жили хорошо.

Началась война. В 1941 году отец ушел на фронт и погиб в первые месяцы войны.  Мяхфузе Калимулловне  было в ту пору 18 лет.

 И жила она с матерью и с сестрой. Военное время она помнит только по работе: пилили дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. С ноября 1941 года привлекалась для рытья окопов и строительства фортификационных укреплений. Помнит, как рано утром их на грузовой автомашине привезли на поле. А где это было, даже не имеет представления. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело.

 В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. Не было керосина, соли, хлеба, пекли пышки из картофельных очисток. Зимы были холодные, температура понижалась до -40 градусов. Сено в стогах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.

 Вскоре от тяжелой работы мать ослепла .

Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.

Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Отец смог написать только одно письмо, погиб.  Вспоминаю и плачу».

Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.

Но вся жизнь пошла по-другому. Ушла юность с войной. Некогда было учиться и замуж она не вышла .

 Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно.

За  участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны  она не получала никаких наград. Да разве ради награды они работали день и ночь?!

 Не хотят наши ветераны, чтобы их внуки и правнуки видели ужасы того времени.

Мои односельчане, как и все труженики тыла страны, совершили подвиг, равный подвигу на фронте, и помогли Советской Армии разгромить немецко-фашистких  захватчиков и избавить Родину от порабощения. Без их тяжелого труда не было бы и победы! Давайте с благодарностью об этом помнить!

 Заключение

В ходе моего исследования и при содействии администрации села Средняя Елюзань мне удалось пополнить списки тружеников тыла .

Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.

Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.

Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.

Средняя Елюзань - это удивительное село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта селе, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.

Выводы

В результате своей работы я пришла к следующим выводам:

1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.

2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.

3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов

4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.

Использованные источники и литература:

1. Источники

Интернетисточники

Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации села Средняя Елюзань, встречи с тружениками тыла.

 Литература

1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.

2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.

4. Архивные материалы креведческого музея МБОУ СОШ№1 с.Средняя Елюзань.

5.  Материалы из газет «Городищенский вестник», 1985-2016 гг.

6. Марданов Р.Т., Китаева Н.Б. « Средняя Елюзань» Казань.Тат.Изд.2006.

Приложение1.

Список тружеников  тыла                                                                                                                  по администрации Среднеелюзанского сельсовета за 2017год.

Абдрахманова Ханифя Шайхиовна

1932

ул.1-Школьная.5.

Агишев Аип Насибуллович

1927

ул. Заречная

Агишев Исхак Ахметжанович

Ул.Заречная,47

 Адикаева Мягфузя Калимулловна

1922

Ул.Советская 68

Бадаев Али Ахмеджанович

1931

 ул. Маяковского,28.

Бадаева Нафися Махмутовна

Ул.Маяковского,28

Бараева Рамзия Биляловна

1924

Ул.Заречная,94

Бараева Сабира Шарифжановна

1929

Ул.Нижняя,40

Бахтеева Наимя Зарифовна

1925

ул. Прогонная,24.

Баязитова Садят Абдулаевна

1927

ул. Первомайская.3.

Бибарсова Рашидя Абдулловна

1929

Ул.Советская,115

Бибарсова Хафязя Иксяновна

Ул.Овражная,19

Бикмаев Диганша Мухтарович

1922

ул. Нижняя,11.

Бикмаева Алия Джарулловна

Ул.Нижняя,11

Бикмаева Зякиря  Риятулловна

1928

ул. Проточная,48.

Бикмаева Магиря Хайрулловна

1918

ул. Короткая,3.

Бикмаева Мяфрузя Лятифовна

1929

ул. Нижняя,55.

Бикмаева Нурдидя Сибгатулловна

1929

ул.Советская,118.

Богдалов Ислям Мурадымович

1932

,ул. Советская,52.

Богдалова Тагиря Хайрулловна

1930

Ул.Советская,52

Бухминова Наймя Айнулловна

1932

Ул.Первомайская,1

Дашкин Аббяс Бядретдинович

Ул.Советская,137

Дашкина Алия Насибулловна

1930

ул. Гагарина,2.

Дашкина Зяйняп Махмутовна

1929

ул. 2-я Школьная,10.

Дашкина Накия Хафизовна

Ул.Молодежная,8

Дашкина Ханифя Абдулловна

1927

ул. Молодежная,13.

Дебердеева Мустяйзя Насибулловна

1927

Ул.Садовая 14

Дебердеева Таифя Хамзиновна

1931

Ул.Адикаева,2

Дебердеева Фатыма Яхевна

Ул. Садовая,28

Дебердеева Халидя Якуповна

1921

ул. 2-я Комсомольская,4.

Дулатова Ашраф Аллямовна

1932

Ул. Молодежная,9

Дулатова Фаизя Ибрагимовна

1930

ул. Гагарина,11.

Исляев Хамзя Риятуллович

1933

ул. Коммунальная,6.

Исмуков Фатих Абдуллович

Ул.Возвышенная,2

Кадеров Ахметша Калимуллович

1931

ул. Нижняя,6.

Керженова Мониря Абдулловна

1931

Ул.Тугаевская 11

 Кирасиров Яфяс Усманович

1927

Ул.Нижняя 41

Кленков Фяттях Шакирович

1932

 ул. 1-я Лесная,7.

Кленкова Сафура Хафизовна

1928

Ул.Калинина,7

Кожевников Фатих Ибрагимович

1924

ул.Складская,9.

Кожевникова Асма Ахмеджановна

1924

ул. Нижняя,10.

Кожевникова Хадича Шакировна

1921

Ул.Нижняя

КожевниковаТянзиля Абдульмяновна

Ул.Нижняя,66

Курмаева Алия Шакировна

1932

ул.Советская,147

 Курмаева Мастяйзя Ахметжановна

ул.Курмыш,2

 Курмаева Халидя Бядретдиновна

1923

Ул.2- Школьная 8

 Куряева Сара Толиповна

Ул.Курмыш,2

 Малькова Адиля Идрисовна

1927

Ул.Заречная  218

  Мухаев Фатих Мотыевич

1932

Ул.Заречная,159

 Пайгина Мяфруза Адельшиновна

1931

Ул. Мостова,33

Пончиева Няжия Айнюлловна

1929

ул. Овражная,21.

Рафиков Фатих Идрисович

1928

ул. Советская,152

Резяков Абдулкадир Сулейманович

1927

 ул. Калинина,8.

Сукрова Асьма Умяровна

1932

Ул. Калинина,52

Тагиров Фяттях Каюмович

1927

ул.Советская,99.

Тагирова Алия Хамзиновна

Ул.Офицерская,1

Тараканова Мякфузя Юнусовна

1931

 ул.Короткая,9

Тараканова Сара Усмановна

Ул.Возвышенная,40

Тугушев  Жафяр Ибрагимович

Ул.Заречная,128

Тугушева Фатыма Сатрединовна

Ул.Больничная,26

Тюгаев Закир Харисович

1930

Ул. Октябрьская,22

Тюгаева Азизя Лятифовна

1923

Ул.Октябрьская,21

Уразаева Раися Хайрулловна

1935

ул. 1-я Пионерская

Шамьенова Мустяйзя  Махмутовна

1922

Ул.Советская 11

Шляпошникова Мошфика Юнусовна

Ул.Г.Тукая,3

 Юнкина Сафура Махмутовна

1925

Ул.Юбилейная 27

Якупова Гольсом Джамалидиновна

1930

Ул. Первомайская,24

Якупова Джавгяр Хамзиновна

1926

Ул.Нижняя 75

Якупова Мяфтюха Хафизовна

1928

Ул.Радищева 2

Якупова Шарифжамаль Хамзиновна

1928

Ул.Советская 23

Янгуразов Зуфяр Абдуллович

1929

ул.Прогонная,21.

Янгуразов Фяттях Шахинович

1932

Ул.Прогонная,41

Янгуразова Заифя Идрисовна

1930

ул.Заречная,55.

Янгуразова Марьям Хайрулловна

1929

Ул. Складская,12.

Янгуразова Сафия Ибрагимовна

1931

Ул.Прогонная,42

Янгуразова Хадича Абдулловна

Ул.Пр.Бахтеева,50


Поделиться:

О чем поет Шотландская волынка?

Если хочется пить...

Почему Уран и Нептун разного цвета

Одеяльце

Горка