Доклад "Отличительные особенности школьной традиции "Костер дружбы""
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.89 КБ |
Доклад на тему: «Отличительные особенности
школьной традиции «Костер дружбы»»
Автор: Шумилова Айыына,
ученица 9 класса Быковской средней школы
Научный руководитель: Дмитриева
Сахаяна Степановна,
учитель английского языка
Быков, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования школьной традиции .….4
ГЛАВА II. Отличительные особенности школьной традиции ….......
2.1. Традиции нашей школы …………………………….
2.2. Отличительные особенности школьной традиции «Костер дружбы»
ВВЕДЕНИЕ
В каждой школе чувствуется своя особая атмосфера, которая способствует возникновению школьных традиций. Одни традиции схожи друг с другом, а некоторые оригинальны. Так и в нашей школе коллектив, атмосфера, время, Личность зародили традицию под названием «Костер дружбы». «Костер дружбы» хоть и не имеет оригинальное название, но имеет ряд уникальных особенностей, которые выделяют ее среди множества традиций. Зародился данный праздник лишь несколько лет назад, но уже с той поры были видны задатки того, что она войдет в ранг «традиционных», благодаря своим отличительным особенностям.
Цель работы: выявить отличительные особенности школьной традиции «Костер дружбы».
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
• Ознакомиться с научной литературой по данной теме;
• Описать и сравнить школьные традиции.
Объектом исследования является школьная традиция “Костер дружбы”, а предметом – отличительные особенности данной традиции.
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение.
Наше исследование ведется с позиций фундаментальных трудов И.А. Блинкова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др., что выступает научно-теоретической основой работы.
Практическая значимость исследования. С практической стороны – материалы исследования могут быть учтены при выработке конкретных рекомендаций по формированию школьной традиции.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Рукопись составляет 12 страниц.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
Школьные традиции рассматриваются как «обычаи, порядки, правила поведения, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учащихся к другому».
Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. Создание школьных традиций совершенно невозможно, если новые поколения школьников не поддерживают тех начинаний, которые осуществляли старшие учащиеся. В традициях, отмечал А.С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту.
А.С. Макаренко по этому поводу говорил: «...лучшие школы, которые я наблюдал... это школы, которые накопили традиции». И далее: «Неудача многих детских учреждений, - указывал А.С. Макаренко, - происходила от того, что у них не выработался стиль и не сложились привычки и традиции...»
Традиции оказывают огромное влияние на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал. «Воспитание - подчеркивает К.Д. Ушинский, - не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров...».
Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложен свой воспитательный потенциал.
Блинков И.А. выделяет следующую классификацию школьных традиций:
1. Общешкольные традиции (например, участие в различных видах общественно-полезного труда; шефство старших школьников над младшими; встречи выпускников и т.п.). Эти традиции способствуют сплочению воедино всех классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
2. Традиции первичного коллектива (взаимопомощь, доброжелательность, сорадование и сострадание и др.). По словам И.А. Блинкова: «Если рассматривать традиции как средство нравственного воспитания, то нужно особенно серьезное внимание уделять культивированию традиций именно в первичных коллективах. Младшие школьники, живя в сфере хороших традиций, будут лучше усваивать нормы современной нравственности».
3. Традиционные мероприятия (олимпиады, походы, школьные праздники и т.п.). Их значение, прежде всего в том, что они, как говорил А.С. Макаренко, представляют для учащихся определенную перспективу, «завтрашнюю радость» и тем самым обогащают жизнь детского коллектива. Дети знают о традиционных, например, ежегодно повторяющихся мероприятиях, они готовятся к ним, ждут их, участвуют в проведении, стараются успешно себя проявить и в результате получают большое эмоциональное удовлетворение. Все это дает не только определенный образовательный эффект, но и способствует сплочению учащихся в коллектив, пробуждает и воспитывает у них чувство гордости за свою школу.
4. Традиционные поступки (различные нормы культурного поведения). Эти традиции способствуют формированию навыков и привычек культурного, нравственного поведения, а так же преобразованию отношения школьников к окружающим и к самому себе, выправляют неправильно сложившийся стереотип, подкрепляют сознание опытом.
А.С. Макаренко выделяет всего два типа школьных традиций: большие и малые традиции.
Большие традиции он рассматривал как яркие массовые события, носящие общешкольный характер.
Малые традиции - как будничные, повседневные дела.
И те, и другие, отмечал А.С. Макаренко, обладают высоким воспитательным потенциалом. Значение «больших» традиций он связывал с положительным влиянием на коллектив, его сплочение.
Воспитательный потенциал «малых» традиций, по мнению А.С. Макаренко, заключается в том, что они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.
Таким образом, можно сказать, что представленные выше классификации школьных традиций И.А. Блинкова и А.С. Макаренко по своему содержанию не отличаются резко друг от друга. Однако классификация И.А. Блинкова является более дробной (он выделяет четыре типа традиций), а классификация А.С. Макаренко более обобщенной (выделяет всего два типа школьных традиций). Несмотря на это, оба автора единогласно признают огромный воспитательный потенциал школьных традиций и их значимость. Таково мнение известных ученых педагогического мастерства.
ГЛАВА II. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ
2.1.Традиции нашей школы.
За время своего существования Быковская школа накопила очень много полезных и добрых школьных традиций. Рассматривая данные традиции, мы выявили их роли, которые они несут в формировании личности:
- создание положительной перспективы;
- совершенствование интеллектуальных, творческих и моральных качеств;
- формирование ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности;
- сближение детей между собой и учительским коллективом;
- чувства гордости и патриотизма за свою школу, уважительное отношение сверстникам и взрослым, понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу.
Мы рассмотрели наши основные школьные традиции и выявили ряд отличительных особенностей:
Название | Дата проведения | Описание | Особенности традиции в Быковской школе |
Тематические мероприятия («День Святого Валентина», «8 марта» и т.д.) | в соответствии с датой | конкурсы, концерты | Тематическая дискотека с играми, дресс-код |
Конкурсы стихов собственного сочинения | каждую четверть | выступления со стихотворениями собственного сочинения | Чаепитие участников в уютной домашней обстановке |
Конкурс снежных фигур | декабрь | Все классы лепят фигуру на определенную тематику | Последующий уход за готовыми фигурами |
Доска пропусков и опозданий | Каждую четверть | Дежурные учителя отмечают опоздавших и отсутствующих | Награждение класса в конце четверти за отсутствия пропусков и опозданий |
Новогоднее представление | декабрь | выступления с номерами | бизнес классы, конкурс за выручку от бизнес класса, лотерея |
Слет отличников и хорошистов | январь | награждение лучших учеников | «Голубой огонек» (дети рассаживаются за столиками, образуются команды) Призы за хорошую успеваемость и примерное поведение разыгрываются в виде лотереи |
День открытых дверей | Ноябрь, март | Посещение родителями уроки | Книга отзывов |
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что школьные традиции - понятие очень емкое и многогранное, поэтому его сложно заключить в определенные рамки. Однако можно выделить приоритетные направления воспитательного потенциала школьных традиций, которые заключаются в следующем: украшают и обогащают жизнь детского коллектива, делают ее более интересной и содержательной, учат бережно относиться к тому, что было сделано старшим поколением учащихся, сплачивают детский коллектив в дружную семью, воспитывают чувства коллективной чести, несут в себе духовно-нравственное развитие личности ребенка, прививают нормы культурного поведения, формируют понимание причастности к «своей» школе, «своему» классу
2.2. Отличительные особенности школьной традиции «Костер дружбы»
В Быковской школе сложились традиции, которые не только поддерживаются, но укрепляются, совершенствуются и развиваются. Они передаются от старшеклассников, их подхватывают первоклассники, которые с удовольствием принимают участие в жизни школы. И «Костер дружбы» - это одна из тех традиций, она вобрала в себя все то, что способствует формированию личности. Эта традиция объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей.
Отличительные особенности школьной традиции «Костер дружбы»:
Первая особенность – это дата проведения этого праздника. Этот праздник отмечается после торжественной линейки 1 сентября. Немногие школы имеют два праздника в один день, которые сами по себе очень насыщенные мероприятия. Две традиции одна, из которых традиционная, другая - инновационная.
Вторая особенность – это место проведение праздника. Это праздник проходит на берегу моря Лаптевых в нашем наслеге Быковский в Булунском улусе, который находится в арктической зоне. Суровый климат, красивые пейзажи, вид на море – все то, что делает эту традицию уникальной.
Третья особенность – это свободная тематика праздника, которая ежегодно меняется. Наши фантазии реализуются в этом празднике, учитываются все предложенные идеи, а сам праздник согласовывается со всеми участниками этого процесса.
Четвертая особенность – сам костер. В местности, где не растут деревья, где трудно добыть дрова этот костер уже само по себе впечатляющее представление. Чтобы зажечь такой огонь нужно очень постараться найти сухие ветви и палки, закинутые водами неизвестно с каких дальних краев. Может поэтому огонь получается таким ярким и волнующим для местных жителей. Костер символизирует новое начало, зарождение чего-то нового, и зажигает огни в сердцах молодого поколения.
Пятая особенность – это традиционное блюдо с необычным названием Шюмпюльдюрюм, который также придумали выпускники нашей школы. Суп из тушенки, доширака, картошки и приправы «Универсальной» мы готовим не только на Костер Дружбы, но и на разных школьных походах.
И еще одна особенность – это важная традиция Посвящение в 5-ые и 9-ые классы.
Все вышеперечисленные особенности делают «Костер дружбы» уникальным, оригинальным праздником, отличает его от множества других традиционных праздников.
Традиция «Костер дружбы» зародилась не одним человеком и не одним временем, это коллективная работа, которая с каждым годом улучшается, развивается. И поэтому его ждут с таким нетерпением не только учащиеся, но и все местное население всего Быкова.
Заключение
Мы ставили цель выявить отличительные особенности школьной традиции «Костер дружбы». И у нас получились такие особенности: дата и место проведения, тематическое разнообразие, оригинальное название блюд.
Таким образом, в нашей работе получилось, что любая традиция не разделима с инновацией, что когда то казавшимися смелыми идеи приобрели традиционный вид.
Каждая школа должна стремится не только сохранять уже сложившиеся традиции, но и идти в ногу со временем, а возникающие обстоятельства делать своей изюминкой при создании новой школьной традиции. Современное поколение должно чувствовать, что играет роль, в создании чего-то нового, чувствовать себя создателем того, что в скором времени будет общей традицией.
Мы глубоко уверены — только та школа, которая создает себе доброе имя и через традиции сохраняет его, имеет будущее.
Список использованной литературы
Глупый мальчишка
Выбери путь
Дымковский петушок
Отчего синичка развеселилась
Вокруг света за 80 дней