• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по теме «Бурятский государственный национальный театр "Байкал". История создания."

Опубликовано Намханова Тамара Викторовна вкл 04.05.2020 - 12:06
Автор: 
Гейкер Артем и Новокрещенных Владислав

Исследовательская работа по теме "Бурятский государственный национальный театр "Байкал". История создания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_baykal.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Бурятия

ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж

им.Л.П.Сахьяновой и П.Т.Абашеева»

Научно-практическая конференция «Использование художественно-эстетических возможностей театра в формировании образовательной среды, способствующей комплексному развитию обучающихся»

Исследовательская работа по теме

«Бурятский государственный национальный театр «Байкал».

История создания»

Выполнили:  1.Новокрещенных Владислав, студент 3 курса

специальности «Искусство танца» БРХК имени Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева

 2.Гейкер Артем , студент 3 курса специальности «Искусствотанца» БРХК имени Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева

Руководитель:Намханова Тамара Викторовна ,преподаватель русского    языка и литературы БРХК имени Л.П.Сахъяновой и П.Т.Абашеева

Улан-Удэ

2019

Оглавление

Введение…………………………………………………….3

1. У истоков театра

1.1.Как и когда все начиналось……………...……. …….4

1.2.Новый этап в творчестве ансамбля…………………...6

2.    Рождение театра «Байкал»

2.1. Слияние трех коллективов………… …………………7

2.2. Театр – творческая лаборатория………………………7-8

Заключение ………………………………………………….9

Список информационных источников……………………..10

Приложение…………………………………………………..11

Введение

Тема исследования :

«Бурятский  государственный национальный театр песни и танца «Байкал». История создания»

Актуальность выбора темы исследования определена следующими факторами:

Во-первых, в стенах колледжа мы получаем профессиональное хореографическое образование. Это не только уроки классики и народного танца. Это и теоретические знания о творческих коллективах республики, России, мира.

Во-вторых,изучение опыта хореографического мастерства театра необходимо для нашей будущей работы

Во-вторых, все мы знаем, что в скором времени уже начинается строительство здания театра «Байкал», что предусматривает и создание музея театра. Надеемся, что полученные исследования по данной теме будут необходимы  при сборе материла для музея.

Цель  исследования :

1.Изучить историю театра «Байкал»

2.Выявить и установить основные этапы развития хореографического   искусства «Байкала»


1.У истоков театра

1.1.Как и когда все начиналось

Буряад Уласай Дуухатарай «Байгал» театр ,бурятский государственный национальный театр песни и танца «Байкал» - это профессиональный коллектив с многолетним опытом работы в сфере культуры и искусства в России и за рубежом, визитная карточка Бурятии.История театра песни и танца началась в 1939 году. В те годы бурно развивалось национальное искусство, все его жанры и виды: музыка, театр , литература. Тогда и зародился новый творческий коллектив –оркестр народных инструментов, который явился основой будущего ансамбля песни и танца «Байкал».В 1940-м году в Москве состоялась декада литературы и искусства Бурятии.В результате этого масштабного мероприятия и появился ансамбль с названием «Байкал».С первых дней ансамбль ставил перед собой задачу правильно передавать характер и образ своего народа, красоту его души.Первым руководителем  стал начинающий композитор ЖигжитАбидуевич Батуев, заслуженный деятель искусств, автор целого ряда балетов, симфоний, множества массовых песен. Он пришел в филармонию в 1939 году после окончания Улан-Удэнского музыкального училища.Татьяна Константиновна Глязер  – первый балетмейстер ансамбля, молодые артисты танцевали тогда народный танец «Ёхор», мужской танец «Мэндээшэн», «Русский лирический», «Русская пляска».                             Одним из известных постановщиков-хореографов, неутомимым трудом которого создавались танцы ансамбля, был заслуженный деятель искусств Михаил Сергеевич Арсеньев, являющийся первым постановщиком бурятского балета «Бахчисарайский фонтан». Он сделал многое для расцвета бурятской национальной хореографии, обогатил и поднял ее на новые ступени совершенства. Его постановки«Танец охотников», «Ёхор»,«Танец масок»  вошли в историю профессионального искусства Бурятии и получили  высокую оценку на первой декаде искусства и литературы Бурятии в Москве. В те временасолировала одаренная самобытная танцовщица юная Татьяна Гергесова.В  её обширном репертуаре  и азербайджанский танец «Дясмалы» и таджикский «Сбор винограда»,башкирский « Бишбармак» , украинский «Трепак». Она дарила людям ритмы Индии, Ирана, Кореи , Монголии, Таджикистана. Осуществила ряд массовых хореографических постановок «Наездники»,«Танец девушек», «Дэрбээшэн».

В программе ансамбля появляются  песни композиторов республики :ДандараАюшеева,Гавриила Дадуева, БауЯмпилова ,Сергея Манжигеева, Александра Бардамова,Николая Халбаева.Весной 1942 года состоялись первые гастроли по Джидинскому и Закаменскому районам.В годы войны  артисты ансамбля выступали перед бойцами разных фронтов,67 концертов за три с половиной месяца. Солдаты горячо принимали искусство молодых артистов.В конце 1945 года состоялись первые гастроли на Дальний восток.После поездок на гастроли государственный ансамбль песни и танца получил  юридическое и творческое право на ответственные и регулярные гастроли по стране. Уже в начале 50-х маршруты ансамбля проходят по многим краям и областям России, тогда Советского Союза.Творчество молодого ансамбля, его растущее мастерство обретают популярность и становятся известными в Прибалтике, на Украине, Средней Азии, Сибири, на Урале, в Приморье.Ансамбль окреп, вырос, к нему пришла зрелость , он обрел сценический опыт , обогатил и разнообразил свой репертуар. Пополнился молодыми талантами, среди которых Софья Барцева, Баир Егоров, Чингис Павлов, Клавдия Шулунова, ЧимитаШанюшкина. «Здесь, в ансамбле, я начала и научилась петь. Он меня воспитал, выпестовал. Вне ансамбля себя не мыслю. Всеми своими достижениями я обязана родному «Байкалу»» - это слова из воспоминаний талантливой вокалистки Клавдии Шулуновой.В декабре 1956 года первые гастроли за рубеж. Коллектив успешно показал свои программы в столице Монгольской народной республики- Улан-Баторе.

1.2 Новый этап в творчестве ансамбля

С 1960 года начинается новый виток богатой творческой биографии ансамбля. Маршрут гастролей значительно расширяется,от Ленинграда до Молдавии.Новые программы «Байкала» отличаются глубиной художественной разработки, умелым сочетанием многокрасочных танцев с крылатыми песнями.С каким волнением и трепетом уезжали бурятские артисты в Чехословакию.Это было в сентябре 1976-го. 24 концерта, 20 городов Чехии и Словакии, 90 тысяч зрителей.

В 1979 году при ансамбле был организован ансамбль ятагисток, в который вошли 15 исполнительниц, исполнявших  хором песни бурятских композиторов.Творчество ансамбля восьмидесятых-девяностых годов – это дело молодых, одаренных юношей и девушек, пришедших из профессиональных учебных заведений. Обновляется балет «Байкала», омолаживается вокальная группа.Молодые голоса уверенно создают вместе с оркестром удивительную гармонию звуков, богатую вокальную палитру.

2.Рождение театра «Байкал»

2.1 Слияние трех коллективов

С 2005 года начинается новая история ансамбля «Байкал», поскольку происходит рождение ТЕАТРА «Байкал». Произошло слияние трех творческих коллективов – Бурятского театра танца «БадмаСэсэг», оркестра народных инструментов имени Чингиса Павлова и бурятского ансамбля песни и танца «Байкал» в единый коллектив.Сейчас труппа театра включает в себя балетную труппу, Оркестр бурятских народных инструментов имени Чингиса Павлова, солистов-вокалистов, многие из которых удостоены высоких государственных званий и регалий Республики Бурятия и Российской Федерации.Руководит театромДандарЖаповичБадлуев. Он признан выдающимся хореографом нашего времени, который сумел поднять ансамбль на мировой уровень профессионализма. Каждый танец в его постановке – это настоящий спектакль с отдельным названием.

2.2 Театр – творческая лаборатория

Репертуар театра представляет не только концертные номера, песни и танцы, но и крупноформатные проекты, такие как музыкально-хореографические спектакли, включающиеэтнобалет и этнооперу: «УгаймСулдэ» (Дух предков), «Эхо страны БаргуджинТукум», «FromMongolstoMogols», «Цветок Азии», «Блеск Азии», «УгтамжинНаадан». Эти спектакли поставлены по мифам и легендам монгольского народа. На каждом представлении  театра зрители погружаются в яркое шоу, основанное на синтезе традиций и модерна, на основе традиционной культуры бурят, на современной популярной музыке.С 2008 года театр проводит Международный фестиваль «Ночь ёхора», является организатором 1-го Международного фестиваля древних классических танцев «Цветок Байкала».  В 2007 году театр принимал участие во Всероссийском фестивале-марафоне «Песни России» .Весной 2017 года коллектив театра принимал участие в шоу "Танцуют все" на телеканале Россия-1, в финале которого занял первое место. В ходе этого конкурса артисты театра исполняли танцы в стиле вог, балет, хип-хоп, контемпорари, вальс, китайский танец с веерами. По результатам зрительского голосования победу одержал театр «Байкал».Артистам театра вручили кубок «Танцуют все!» и сертификат на миллион рублей.

20 июня 2017 года указом главы Республики Бурятии нескольким танцорам театра «Байкал» присвоили звание заслуженных и народных артистов Бурятии.

Награды и премии театра «Байкал»

  • 1-я Премия Международного фестиваля «Мода монголов мира» (Улан-Удэ, 2005)
  • 3-я Международная премия «Золотое сердце» (Москва, 2006)
  • Премия Правительства России в сфере культуры и искусства (2006)
  • Почётная грамота Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России» (2008)

Успехи коллектива театра «Байкал» неоспоримы, сменилось несколько поколений молодых профессиональных артистов, которые внесли огромный вклад в развитие театра. Театр принимает участие в конкурсах, фестивалях, удостаивается высоких наград, но дороже всех наград для театра это любовь его зрителей.

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы на данную тему мы сделали следующие выводы :

1. История театра «Байкал» богата, содержательна

1.История театра « Байкал» - это  ценный материал фонда культуры Бурятии

2.Изучая опыт балетной труппы театра, у нас появляется возможность совершенствовать свое хореографическое мастерство

3. Изучение истории театра «Байкал» - это новые возможности для изучения отдельных аспектов этой темы : вокального мастерства, хореографического искусства, оркестровой работы , и даже изготовление костюмов для постановок

Список информационных источников

1.Министерство культуры Бурятской АССР, «Ансамбль песни и танца «Байкал»», издательство г.Калининград

2.Н.Ю.Мадуев «Ансамбль «Байкал»» ,Бурятское книжное издательство , г.Улан-Удэ, 1980г.

3.Китов В.В. Оркестр бурятских народных инструментов. История оркестрового исполнительства на бурятских народных инструментах.г.Улан-Удэ,ИПК ВСГАКИ, 2001г.

4.Материалы газет: «Правда Бурятии», 27 ноября 1959г.,

                                  «Ульяновская правда», 31 января 1962г.

                                  «Магаданская правда» 1960г.

                                  «Ташкентская правда»,31 августа, 1952г.

                                   «Закаменская правда»,21 мая 1959г.

5.Материалы интернета :http://culture.ru/,http://video.yandex.ru/,http://vk.com/,

http://theatre-baikal.ru/,http://facebook.com/,

http://wikipedia.org/ , http://youtube.com/,    

http://fb.ru/http://baikalov.ru/, http://daily03.ru/,

http://asiarussia.ru/

6. Материалы музея театра «Байкал»: фото, буклеты, вырезки, альбомы,

Приложение

1.Презентация «Бурятский государственный национальный театр «Байкал».История создания», 24 слайда


Поделиться:

Пока бьют часы

В Китае испытали "автобус будущего"

Корзина с еловыми шишками

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Каргопольская игрушка