• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

публикации моих учеников

Опубликовано Убушеева Жаргалма Михайловна вкл 11.05.2020 - 11:47
Убушеева Жаргалма Михайловна
Автор: 
Будаева Айлана

 О творчестве Л.Тапхаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizni_stremitelnyy_beg.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Общая характеристика работы

Актуальность исследования: в данной работе я хочу исследовать особенности творчества нашего земляка, поэта с большой буквы, Лопсона Тапхаева, как носителя своеобразной культуры бурятского народа. Он выходец из нашего улуса. Нам надо знать о нем, о его поэзии.

Объектом исследования: является творчество бурятского поэта, члена литературного объединения «Мунко Саридак» Лопсона Тапхаева.

Предмет исследования: своеобразие поэтики Л.Тапхаева в этнокультурном ракурсе.

Материал исследования: лирические произведения Л. Тапхаева, стихотворения.

Цель работы: определение особенностей изображения предметов и явлений окружающего мира в творчестве Л. Тапхаева.

Практическая значимость: для чего мы изучаем творчество Лопсона Тапхаева?

Использование материалов для музея, для сопоставления с другими национальными поэтами. Великий сын бурятского народа, известный поэт Лопсон Тапхаев, потому и называется великим, что его имя в конце концов закономерно связуется  с самыми обширными понятиями из жизни народа, с самыми масштабными событиями истории и времени.

        Лопсон Тапхаев помогает нам разобраться в Тапхаеве – поэте и Тапхаеве – человеке, увидеть как тесно переплетены эти понятия, почувствовать всю глубину его души, в которой бережно хранятся воспоминания детства, живет беспредельная и страстная любовь к своей малой родине – Тунке, Хужирам. Искренность и чистота Тапхаевской ностальгии поражает, когда мы читаем стихотворение «Я пою о Тунке». Это действительно, литературный памятник, гимн своей Тунке. Это ода, это хвала Родине.

(Читает стихотворение)

        Это доказательство справедливости этих слов, его душевной смелости и беспощадной искренности, ощущение своего предназначения – быть человеком, быть патриотом своей Родины, не забывать свою родословную.

«Я человека не встречал на свете,

Который бы хулил родной очаг.

                                                 Священна гордость рода        

                                                  Я в ответе                                  

                                                  За то, что отражается в очах»

        Говорят и мы знаем, что мы все гости на этой земле. Приходим и уходим из этого мира. Это кармические законы, это цикл жизни, круг Сансары. Детство, юность, зрелость, старость. Когда Л. Тапхаев пишет про детские годы, он с гордостью говорит о своих сверстниках, о матери и отце, о великом уважении к старшим по возрасту, к родителям, о дружбе на все года, о поддержке близких. Это видно, когда читаешь строки из стихотворения «Дети фермы».

                                              «И на белой пище сытной

    Сильными растут и крепко сбитыми.

                                                Вдаль идут по жизни, зная цену

Дружбы нерушимой дети фермы»

        Я живу в местности Могой Горхон, где была молочно-товарная ферма. Моя бабушка рассказывает, что гурьбой рано уторм, подоив коров, помогая матерям, они бежали в Горхонскую школу, неся с собой запах силоса. Не боялись трудностей, не стыдились, шли всегда вперед. Все они стали хорошими людьми, дети фермы.

        В цикле «Счастливая весна» поэт с чувством какой-то утраты, пишет о первой любви, что это счастливая пора быстро заканчивается. Они взрослеют, становятся старше, мудрее.

        Когда читаешь стихи зрелого Л. Тапхаева, понимаем, что год за годомон становится мудрее, он размышляет о жизни, о друзьях, о семье, о детях и внуках.

«Мудрость придет – вспомянутся с грустью

                                         Дни нашей юности, звон золотой!»

        Когда человек проходит через такие циклы, как детство, юность, зрелость, старость, сквозным мотивом является мотив памяти. Он связывает прошлое и настоящее.

        Война вошла в каждый дом. Тема войны не обошла и Л.Тапхаева. С чувством сопереживания мы читаем строки, когда автор ждет возвращения отца с фронта.

«Изнывая от голода, стою на дороге

                                                Где же, где мой отец?

   Какой солдат возьмет меня на руки

                                                И скажет: «Я твой отец.»

                                                И когда сказали: «Не вернется.-

       Глаза матери наполнились слезами»»

        Став уже взрослым, он осознает роль матери, которая несмотря ни на что поднимала детей.

                                         «В те годы,

Звенящие надоедливым словом «Война»,

       В те годы, богатые порохом и бедные солью,

                                          Не знал я,

                                          Что в суп из картошки

                                          Капала соль материнской слезы»

        Каждый человек в этой жизни в неоплатном долгу перед матерью. Л Тпахаев с сожалением, с грустью вспоминает, что он не до конца отдал свой матери, отцу. При жизни не сказал тех драгоценных слов, которые сын должен говорить матери.

  «Если б можно было вспять повернуть

                                              Круговерть этой жизни вселенской,

                                              Старой матери вернул бы я своей

   Молодость и радость прошлых дней»

        Тунка славится гордыми пиками Саян. Если учитель говорит: «Нарисуйте картины малой родины» мы обязательно нарисуем горы Саяны. Это первый штрих. Раз мы горцы, мы должны подняться туда. Восхождение на вершину горы – это такой отрезок времени, когда надо передохнуть, отдышаться, и с высоты оглянуться назад: что ты сделал в этой жизни, что оставишь после себя, кем были твои друзья.

«Не скажу, что в жизни этой

            Сделал что-то большое, весомое,

Не скажу на старости лет,

       Что жил плохо и хуже других»

        Отношение к Тунке как к малой родине особенное. Он на все смотрит философично. Что все приходит и уходи. Таковы законы бытия. Но в этой жизни надо быть нравственно чистым, совестливым. Это частичка большого, каждый человек как кирпичик в каком-то большом строении под названием народ.

        Тапхаевские краски образуют многоцветную, щедрую на сочные тона и нежные оттенки радугу. Поэт использует цветовые сочетания всегда очень в меру, лаконично. Тапхаев великолепный знаток жизни природы. Он ощущает себя частицей великой природы, неразрывной связью с каждой растущей на земле травинкой.

«Каждое дерево, цветок у реки

Здесь все мне очень близки»

        В тунке есть очень много мест почитания хозяев местности: это Бурхан Баабай, Тамхи баряаша, Хэрэнэй тэбхэр, родовые обоо – говорят об особом отношении к миру природы, как сакральным началам. Видна нерушимая связь человека и природы.

        На этом я заканчиваю свой первый опыт исследования творчества Л. Тапхаева, народного поэта Бурятии, заслуженного работника культурыБурятии и России, члена Союза писателей России, Кавалера ордена Дружбы народов.

Список использованной литературы.

  1. Тапхаев Л.Д. «Мундаргын сэсэгууд».
  2. Тапхаев Л.Д. «Золотые гольцы» Москва «Современник» 1986 г.
  3. Цыбикова Д.В. «Этой жизни стремительный бег» Издательский центр «Буряад Yнэн» 2010 г.
  4. Диссертация Шобоевой О.А. г. Улан-Удэ, Издательство БГУ.

        


Поделиться:

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

Рисуем осенние листья

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

3 загадки Солнечной системы