• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Что расскажет анализ крови"

Опубликовано Матвеева Марина Ивановна вкл 16.05.2020 - 7:18
Матвеева Марина Ивановна
Автор: 
Прокопьева Ирина

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_shvartsa.docx152.69 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Что расскажет анализ крови»

Когда мы приходим на приём  к врачу с жалобами на разные недомогания, чаще всего первое, что рекомендует нам доктор - сдать кровь на анализ.

Замучил кашель - нужен анализ крови. Кружится голова? Нужен анализ крови.  Боли в животе? Снова идём сдавать кровь. Даже совершенно здоровые люди при прохождении медицинских осмотров отправляются «колоть пальчик». Вот и мы, всем классом, не так давно  прошли эту, не совсем приятную, процедуру. Казалось бы, булавочный укол - а вызывает столько переживаний

Я задумалась: Почему анализ крови назначают и больным и здоровым людям? Что может «рассказать» доктору результат исследования крови? И что означают эти непонятные буквы и цифры в распечатке анализа?

 Попробую разобрать в этих вопросах и найти ответ на них.

           Актуальность исследования:

           

Анализ крови помогает оценить состояние здоровья, а здоровье -  самое ценное, что есть у человека.

Тема исследования:  Что расскажет анализ крови

Объект исследования: кровь

Предмет исследования: анализ крови

Цель исследования: выяснить, как анализ крови «отражает» состояние здоровья  человека. 

Гипотеза: возможно, что в крови человека появляются микробы, а их наличие говорит о том, что человек нездоров. 

Задачи:

  • выяснить значение крови для организма;
  •  узнать, как и для чего выполняется общий анализ крови;
  • научиться интерпретировать (истолковывать) анализ крови.

Методы исследования: анализ, беседа, сравнение, наблюдение, интервью, анкетирование, экскурсия, эксперимент.

В детских энциклопедиях [1,3,4,5], Интернет- сети [9,10] я нашла огромное количество информации по теме исследования. Я даже не предполагала, сколько научных загадок таит в себе кровь. 

 Попробую их разгадать!

Важную для меня информацию стала записывать в дневник исследователя, который так и назвала- «Загадки крови»

   Загадка  № 1. Что такое кровь?

 Организм человека пронизан клетками сосудов: капилляров, артерий и вен. По ним непрерывно движется самая удивительная жидкость в мире – кровь. Она движется по замкнутой системе кровеносных сосудов и никогда не покидает кровеносное русло. Благодаря ей, человеческий организм насыщается кислородом, получает полезные вещества и сохраняет тепло.

Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость. Кровь считают жидкостью, наравне с водой, но воды в ней всего 50%. На самом деле- это соединительная ткань, такая же кости, хрящи, только в жидком виде.

Сама кровь не может двигаться по организму  человека, ее «заставляет» двигаться сердце.

          Почти 2 тысячи лет ученые пытались разгадать, как работает сердце. И только в XVII веке английский ученый Уильям Гарвей  доказал, что сердце работает, как живой никогда не останавливающийся насос для перекачки крови. Сердце работает день и ночь, не переставая.

            Сердце – это мышца, которая находится в левой части груди, размером примерно с кулак. Сердечная мышца обеспечивает циркуляцию, т. е. круговорот, крови в организме человека. Иногда человек слышит, как бьется его сердце. Можно несколько раз ритмично сжать в кулак и разжать ладонь, примерно так сжимается и расслабляется сердечная мышца, проталкивая через себя кровь.

Загадка 2. Какие функции выполняет кровь?

Функции крови:

ТРАНСПОРТНАЯ

Кровь доставляет кислород в органы, забирает из них образовавшийся углекислый газ и переправляет его в лёгкие,  развозит по всему организму питательные вещества;  доставляет ненужные вещества  к выделительным органам- почкам

ЗАЩИТНАЯ

Врагов, от которых она защищает не увидеть- они слишком малы. Ведь это проникающие  в организм бактерии и возбудители инфекционных болезней. Но в крови есть клетки, которые всегда начеку, постоянно ведут бой с непрошенными  гостями.

ТЕРМОРЕГУЛЯТОРНАЯ

Кровь регулирует температуру тела. Нагреваясь в органах  (мышцах, печени), кровь переносит тепло к другим органам и коже. Именно поэтому наше тело всегда приятно тёплое.

Загадка 3. Какой состав имеет кровь?

В этом вопросе мне помогла разобраться учитель биологии Наталья Вадимовна.

Кровь состоит  из плазмы и  из форменных элементов, т.е. клеток крови.F:\Что расскажет анализ крови 9.jpg

Чтобы запомнить состав крови, можно выучить стихотворение:

      Эритроциты (от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка) также известные под названием кра́сные кровяны́е тельца́, впервые с помощью микроскопа увидел голландский ученый Антони ван Левенгук.

            Эритроциты имеют двояковогнутую форму. Эритроциты красные, потому что они содержат особое вещество – гемоглобин, в состав которого входит железо. Именно оно придает эритроцитам (и крови) красный цвет.

            Это – клеточки-почтальоны. Они переносят  кислород из лёгких к тканям тела и транспортируют углекислый газ в обратном  направлении.

           В 1 мл крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Они рождаются  в самом надежном и защищенном месте – внутри костей, в так называемом красном костном мозге.

             120 дней – срок службы каждого эритроцита. Процесс   образования и разрушения этих клеток происходит непрерывно.

        1.2. Клетки крови. Функции клеток крови

 Эритроциты (от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка) также известные под названием кра́сные кровяны́е тельца́, впервые с помощью микроскопа увидел голландский ученый Антони ван Левенгук.

            Эритроциты имеют двояковогнутую форму. Эритроциты красные, потому что они содержат особое вещество – гемоглобин, в состав которого входит железо. Именно оно придает эритроцитам (и крови) красный цвет.

            Это – клеточки-почтальоны. Они переносят  кислород из лёгких к тканям тела и транспортируют углекислый газ в обратном  направлении.

           В 1 мл крови содержится до 5 млн. эритроцитов. Они рождаются  в самом надежном и защищенном месте – внутри костей, в так называемом красном костном мозге.

             120 дней – срок службы каждого эритроцита. Процесс   образования и разрушения этих клеток происходит непрерывно.

  Лейкоциты (от др.-греч. λευκός — белый и κύτος — вместилище, тело) - белые кровяные клетки, по размеру больше эритроцитов. Они способны изменять свою форму и  самостоятельно двигаться даже против тока крови, поэтому их называют блуждающими.

Лейкоциты способны выходить через стенки кровяного сосуда в органы и ткани, которым грозит опасность, их задача – оберегать нас от микробов. Лейкоциты обычно овальной формы, но если в организме начинается какой-нибудь воспалительный процесс, лейкоциты тут же выпускают ложноножки и активно передвигаются к очагу инфекции. Можно сказать, бегут со всех ног. Как только микробы через ранку или во время болезни появляются в крови, лейкоциты целыми отрядами атакуют их и уничтожают. В этой борьбе многие лейкоциты гибнут, именно тела скопившихся лейкоцитов образуют гной.

В 1 мл крови содержится от 6 до 8 тысяч лейкоцитов.

             Тромбоциты-(от греч. θρόμβος — сгусток и κύτος —клетка)- бесцветные клетки крови. кровяные пластинки. Это самые маленькие из клеток крови. Они помогают крови свёртываться, когда человек повреждает кожу.

        Как только у нас образуется ранка, тромбоциты спешат к ней, и, жертвуя собой,  затягивают её.

           Прибыв к месту повреждения, они погибают, и при гибели образуется вещество, фибрин,  которое, как сетка, покрывает рану. В той сетке «запутываются» другие клетки, образуется тромб, закрывающий ранку, и кровотечение прекращается. Значит тромбоциты выполняют защитную функцию, участвуя в свертывании крови.            

            Срок жизни тромбоцитов- около 4 дней.

           Нормальное содержание тромбоцитов в крови от   150 до 400     тыс в 1 мл.

Обобщим полученную информацию:

Название клеток  крови

Внешний вид

Особенности строения

Содержание  

в 1 мм3  крови/

 срок службы

Функция клетки

 Эритроциты 

(от греч. ἐρυθρός — красный и κύτος — вместилище, клетка)

Красного цвета, имеют форму двояковогнутого диска, содержат гемоглобин

5 млн /

 120 дней

Транспортная

(перенос кислорода и

углекислого газа)

Лейкоциты

(от др.-греч. λευκός — белый и κύτος — вместилище, тело)

Белые, крупнее эритроцитов, овальной формы, способны менять форму тела

от 6 до 8 тысяч /

8-12 дней

Защитная

(защищают организм от болезней и борются с инфекциями, атакуют и убивают микробов, поглощая их )

Тромбоциты

(от греч. θρόμβος — сгусток и κύτος —клетка)

Самые маленькие из клеток, бесцветные кровяные пластинки

от 150

до 400 тыс/

 около 4 дней.

Защитная

(закрывают собой рану и останавливают кровотечение)

Я рассмотрела клетки крови под микроскопом. Лучше всего были видны эритроциты, т. к. их больше всего в крови они самые яркие (красные).

Итак, подведём промежуточный итог.

 1. Кровь - жидкая соединительная ткань.

2.Кровь  выполнят транспортную, защитную и терморегуляторную функции.

3. Кровь состоит  из плазмы и плавающих в ней клеток крови (лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов).

А что происходит с кровью , сданной для анализа?

   Возможно, путешествие с капелькой крови поможет ответить на главный вопрос.

   Продолжим исследования.

1. 3. «Путешествие капельки крови»

 1  этап.    Кабинет забора крови

 Свое путешествие капелька крови начинает в кабинете забора крови. Лаборант делает прокол пальца скарификатором (для малышей используют ланцет) и кровь попадает в пробирку - микровету. В ней находится специальное вещество, которое не даёт крови свернуться.

На микровете и на направлении пациента ставят одинаковый номер, чтобы не перепутать пробы.

2 этап.

Пробирки с кровью помещают в контейнер и перевозят на машине в клинико-диагностическую лабораторию ЦГБ.

3 этап. Клинико-диагностическая лаборатория.

Перед исследованием крови каждую пробирку встряхивают, т.к. за время поездки кровь отстаивается и разделяется на 2 слоя: прозрачный (плазма) и густой красный (клетки крови).

Лабораторный техник подносит пробирку с кровью к игле пробозаборника гематологического анализатора (См приложение 1)., нажимает на клавишу и через минуту «умная машина» выдаёт распечатанный результат анализа.

Для определения СОЭ кровь из микроветы смешивают с лимонной кислотой, чтобы кровь не свернулась, набирают в градуированный на 100 делений капилляр Панченкова (См. приложение 1), ставят в специальный штатив строго вертикально. СОЭ учитывают через 1 час и выражают в миллиметрах.

Весь «путь капельки крови» можно представить так:

1.4. Что такое общий анализ крови

Взяв интервью (см. приложение №3) у врача клинико-диагностической лаборатории Поляковой Алевтины Ивановны  узнала:

1.   Общий (клинический) анализ крови – это один из самых распространенных методов обследования, который позволяет врачу:

  • выяснить причины некоторых симптомов (например, слабость, головокружение, повышение температуры тела и др.),
  • правильно поставить диагноз и назначить лечение.

2.     Здоровым людям анализ крови назначается для того, чтобы своевременно обнаружить болезнь, не дать ей развиваться в серьезное заболевание.

3.  Для проведения общего анализа крови обычно берут      капиллярную кровь из пальца, или кровь из вены.

 4.   Общий анализ крови не требует специальной подготовки. Как правило, анализ проводят в утренние часы, натощак (либо через 2 часа после приема пищи).

Пора переходить к главному- научиться «расшифровывать»  анализ крови!

Глава 2. Что расскажет анализ крови

2.1 Интерпретация общего анализа крови

Фельдшер школы, Припорова Любовь Германовна  объяснила:

  1. Общий анализ включает оценку  основных показателей – количества  эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, уровень гемоглобина и скорости оседания эритроцитов;
  2. Оценивая анализ крови, врач обязательно должен учитывать пол и возраст пациента, так как от них зависят нормы показателей.

Нормы показателей в детском возрасте: 

Возраст 

Эритроциты
х10
12 

Гемоглобин
HB, г/л
 

Тромбоциты
х10
9 

Лейкоциты
х10
9 

(СОЭ),
мм/ч
 

1 месяц 

5,0-5,8-6,0

215-180

273-309

30-12

2,5-2,8

1-12 мес.

4,6-4,7

178-119

280-290

10-10,5

4-7

2-3 года

4,6-4,7

117-126

280-290

10,5-11

7-8

4-5 лет

4,6-4,7

126-130

280-290

10-11

7-8

6- 12лет

4,7-5,0

127-130

280-290

8,2-9,7

7-8

  1. Буквы в распечатке анализа означают

название клеток:

  • RBC -эритроциты
  • WBC -лейкоциты
  • HGB -гемоглобин
  • PLT – тромбоциты
  • Цифры  показывают количество клеток крови. Числа в первом столбике –показатели  пациента, во втором столбике указаны нормы показателей.
  • Сравнивая числа, врач делает вывод- здоров или нездоров человек. 

Отклонения от нормы показателей крови может многое рассказать о здоровье человека  ( см. приложение 2).

  1. Интерпретация общего анализа крови осуществляется лечащим врачом, однако основные показатели крови каждый  можно оценить и самостоятельно.

        Что мы и решили сделать.

    2. 2.  Исследования результатов общего анализа крови. 

О чём же расскажет мой результат анализа?

Исследование 1. Результат собственного общего анализа крови.

показатели

мои результаты

норма

Эритроциты

       х 1012 

4, 9

3,5  - 5,5

лейкоциты

         х 109 

     7, 8

4,0 - 10

Тромбоциты

 х 109 

282

100,0 -300,0

Гемоглобин

г/л

134

110,0 – 170,0

Вывод: я здорова, т.к. количество лейкоцитов, тромбоцитов, гемоглобина, в норме.

Исследование № 2 Результаты общего анализа крови одноклассников.

Исследование было проведено с разрешения родителей одноклассников:

Вывод:  у 74% одноклассников (20 человек) показатели в норме,

у 22% ( 6 человек)- повышенный уровень лейкоцитов ( можно предположить идет какой то воспалительный процесс в организме ( См. Приложение  2),

у 4% ( 1 человек)- пониженный гемоглобин ( скорее всего анемия ( См. Приложение  2).

Проанализировав  результаты анализа крови одноклассников выяснили

параметры оценивания крови

незначительные отклонения от нормы

значительные отклонения от нормы

лейкоциты

5 чел.

(от 10,5 до     11,6

при норме 4,0-10,0)

1 чел

(21,7 при норме 4,0-10,0 )

гемоглобин

1 чел.

( 108г/л при норме 110 г/л)

0 чел

   Всем одноклассникам, у кого были отклонения от нормы в показателях крови, фельдшером школы были выданы направления к участковому врачу для дополнительного обследования.

Результаты после дополнительного обследования врачом:

        

После дополнительного обследования врачом выяснилось :

Повышенный уровень лейкоцитов -

  •  трём из шести  человек было назначено лечение, так как врач обнаружила признаки вирусной инфекции ( покраснение горла, насморк, небольшой кашель);
  •  2 человека с повышенным уровнем лейкоцитов вернулись на следующий день в школу, т. к. признаков болезней у них не было обнаружено

(как объяснила фельдшер школы-  возможны 2 причины повышения лейкоцитов:

1. существует понятие стресс-лейкоцитоз (возможно дети сильно волновались перед сдачей  крови);

2. усиленные  занятия спортом.

 При опросе этих одноклассников подтвердилась первая причина-страх перед предстоящей процедурой. 

Пониженный уровень гемоглобина:

  •  лечение девочке врачом назначено не было, т. к. уровень гемоглобина близок к норме, но было рекомендовано сдать кровь ещё раз через месяц.

Но однокласснице Д., у которой количество лейкоцитов превышало норму более чем в 2 раза, направление выдано не было, т. к. она в тот день не пришла в школу.  По результату анализа можно было предположить, что в её организме идёт воспалительный процесс (см. приложение 2). Ей обязательно нужно сходить на приём к врачу.

  •    Как выяснилось позже, накануне, вечером, у неё поднялась высокая температура, и обратившись в больницу, её направили на обследование в стационар. После дополнительных обследований, был поставлен диагноз-  пневмония ( воспаление лёгких).
  • Если бы медосмотр проходил раньше, возможно заболевание девочки было бы на начальной стадии и можно было бы обойтись без стационара.
  • Вывод: предположения  о заболеваниях детей по результатам  исследования крови подтвердились. Анализ крови действительно помогает следить за своим здоровьем.

Исследование № 3. Изучение результатов общего анализа крови  учащихся начальных классов МАОУ СОШ №16

Вывод: 80% учащихся не имеют отклонений в показателях крови  от нормы,

у 18% - повышенный уровень лейкоцитов;

у 1% - пониженный гемоглобин ;

у  1%-пониженный уровень тромбоцитов.

Подведём итоги:

Выдвинутая мною гипотеза не подтверждена. Анализ крови содержит информацию о количестве клеток крови, а не о наличии микробов.

Изменение количества клеток (эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов),  их увеличение или уменьшение, информирует доктора  о здоровье человека. 

  • Больше всего по начальной школе отклонений от нормы в показателях лейкоцитов– 15%  (признаки простудных заболеваний у  учащихся). Одна из причин этого – холодное время года. Пик заболеваний ОРВИ приходится на осенне-зимний период.

  • Уровень эритроцитов у всех учащихся в норме.
  •  Незначительное количество учащихся (всего 1%)  имеют  небольшие отклонения от нормы в показателях гемоглобина. Это говорит о том , что родители внимательно следят за нашим здоровьем, за режимом дня и за тем, чтобы наше питание было разнообразным и полезным, т. к. правильное питание – одно из условий поддержания нормального уровня гемоглобина.
  •  Всего 1 человек из  начальной школе  имеет отклонения от нормы в показателях тромбоцитов. Но, по словам фельдшера, у него это врождённое заболевание. Этот ребёнок состоит на учёте в поликлинике и регулярно наблюдается у врачей.
  •   85% учащихся (226 человек из 267 )  на момент прохождения медосмотра были здоровы-  и это здорово!

Но на этом исследования не закончились.

  •    Я расспросила одноклассницу К. , у которой был  понижен уровень гемоглобина, о её самочувствии. Она рассказала, что у неё плохой аппетит, всё время хочется спать. Я заметила, что и на уроках она стала невнимательна. Это всё относится к симптомам анемии (см приложение 1).
  •   С одноклассницей  К. мы решили выяснить, как можно повысить гемоглобин без лекарств. На сйте (http://sovets.net)  мы нашли нужную информацию и провели эксперимент. 
  • Эксперимент  «Повышение гемоглобина в домашних условиях»
  • Необходимые условия:
  • 1. Продукты,  содержащие железо и нормализующие уровень гемоглобина:
  • Красное мясо ( говядина)
  • Рыба (икра в том числе).
  • Молочные продукты (сливочное масло, молоко, сливки).
  • Цельные крупы.
  • Укроп, петрушка
  • Яблоки, абрикосы ( в свежем и сушёном ) виде, гранаты.
  •  2. Прогулки на свежем воздухе
  • Такие условия  эксперимента очень понравились однокласснице.  Она их с удовольствием выполнила.

Результат: при повторном анализе крови через 1 месяц  гемоглобин  115 г/л .

Конечно, гемоглобин не повысился намного, всего на 7 единиц, но стал в норме.

Оказывается ,  что  всего лишь употребляя вкусные продукты  и достаточно гуляя, можно стать здоровой.

     Своими знаниями я решила поделиться с одноклассниками.

Для начала провела анкетирование (См. приложение 4), с целью проверить, что ребята знают о крови.

Результаты анкетирования:

Вывод: никто из ребят не знает  какой состав имеет  кровь, 12 человек мыслят правильно, что  по анализу крови можно определить здоров или нет человек,

но  никто не знает , что обозначают буквы и цифры в распечатке анализа.

С классным руководителем мы провели с ребятами занятие-исследование «Что расскажет анализ крови…», на котором:

1. Рассказали, что такое кровь, познакомили с её составом, функциями клеток крови;

2. Раздали  личные результаты анализов каждому ребёнку;

3. Раздали «Памятки-инструкции » (См. приложение 5), в которых объясняется, что  означают буквы и цифры в анализе;

4.  Ориентируясь на памятку , каждый сделал вывод- здоров он или нет.

Ребятам очень понравилось занятие, теперь они знают, как важно регулярно сдавать кровь.

С  ребятами  мы «раскрыли секрет здоровья» , а следовательно и здоровой крови:

  • т. к. кровь разносит по организму кислород и питательные вещества, значит  нам необходим свежий воздух, прогулки и полноценное питание;
  • чтобы в наш организм  через ранки не проникли бактерии и микробы, нужно соблюдать культуру безопасной жизнедеятельности;
  • чтобы укрепить иммунитет, нужно закаливание-  то есть  «формула здоровья» выглядит так:

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своего исследования я узнала много нового и интересного:

  • что такое кровь, состав крови и её функции;
  • что такое общий анализ крови, где и  как он проводится ;
  • научилась интерпретировать анализ крови.

Анализ крови – это своеобразное «окошко»,  через которое можно заглянуть в организм человека и оценить его жизненные силы. Он отражает состояние нашего здоровья.

    Выдвинутая  мною  в начале исследования гипотеза « наличие микробов в крови говорит о том, что человек нездоров»  не подтверждена.

Анализ крови содержит информацию о количестве клеток крови.  Изменение количества клеток ( эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов),  их увеличение или уменьшение, информирует доктора  о здоровье человека. 

   Поставленная  мною  в начале исследования цель-  выполнена.

 

 Во время исследования столкнулась с понятием «группы крови».

Мне хочется продолжить исследования  и узнать что это такое.

  • .


Поделиться:

Снежная сказка

Яблоко

Сказка "Морозко"

Пейзаж

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью