• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект: "Проблема выбора выпускников 9 классов между средним общим и профессиональным образованием""

Опубликовано Игошева Надежда Антоновна вкл 02.06.2020 - 18:37
Игошева Надежда Антоновна
Автор: 
Овчаревич Полина

Проблема выбора образования имеет как личностный, так и социальный ориентиры. Личностный ориентир основан на стремлении самого человека развиваться, применять свои способности, участвовать в культурной жизни общества, получать необходимые умения для успешной деятельности. Социальный ориентир подразумевает получение людьми образования в целях и интересах самого государства, его положительное воздействие на социальные процессы, роли в укреплении демократичного общества и правового государства.Проблема выбора между средним общим образованием и профессиональным образованием является одной из самых актуальных для выпускников 9-х классов.Понимание преимуществ и недостатков (проблем) как среднего общего образования, так и профессионального образования позволит сделать выбор дальнейшего обучения девятиклассниками.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isselovatelskaya_rabota_ovcharevich_p._2019-2020.docx68.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Тема исследования:

Проблема выбора выпускников 9 классов между средним общим и профессиональным образованием

                                                    Автор исследования: Овчаревич Полина Андреевна, гимназистка 9 «Г» класса МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Научный руководитель: Игошева

Надежда Антоновна, учитель истории и обществознания МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургута, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Сургут, 2020 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………

2

1

Глава  1

1.1

Образование: понятие, система и структура образование…………

3

2

Глава 2

2.1

Преимущества и недостатки (проблемы) среднего общего образования …………………………………………………………..

5

2.2

Преимущества и недостатки (проблемы) профессионального образования……………………………………………………………

9

3

Глава 3

3.1

Результаты социологического опроса учеников 9-х, 10-11 классов гимназии «Лаборатория Салахова»

16

3.2

Анализ недостатков общего и профессионального образования….

17

4

Заключение…………………………………………………………….

18

5

Литература и источники…………………………………………..

19

6

Приложения:  

Схема 1………………………………………………………………...

20

Таблица 1………………………………………………………………

20

Таблица 2………………………………………………………………

21

Диаграмма 1…………………………………………………………...

22

Дтаграмма 2……………………………………………………………

22

   

Введение

        Я учусь в 9 классе, по окончании которого после сдачи Основного Государственного Экзамена (ОГЭ), мне нужно будет определиться с дальнейшим обучением. Проблема выбора образования имеет как личностный, так и социальный ориентиры. Личностный ориентир основан на стремлении самого человека развиваться, применять свои способности, участвовать в культурной жизни общества, получать необходимые умения для успешной деятельности. Социальный ориентир подразумевает получение людьми образования в целях и интересах самого государства, его положительное воздействие на социальные процессы, роли в укреплении демократичного общества и правового государства.

Проблема выбора между средним общим образованием и профессиональным образованием является одной из самых актуальных для выпускников 9-х классов.

Поэтому объектом исследования являются среднее общее образование и профессиональное образование.

Предметом исследования является мотивация выпускников 9-х классов к выбору между средним общим образованием и профессиональным образованием.

Цель исследования состоит в изучении факторов, влияющих на выбор выпускников 9-х классов между средним общим образованием и профессиональным образованием.

Гипотеза исследования предполагает, что понимание преимуществ и недостатков (проблем) как среднего общего образования, так и профессионального образования позволит сделать выбор дальнейшего обучения девятиклассниками.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • провести анализ  литературы по теме исследования;
  • выбрать методы исследования;
  • провести сравнение между средним  общим образованием и профессиональным образованием;
  • обобщить полученные теоретические и практические результаты.

        Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:  

теоретический: анализ и подбор теоретической информации;

аналитический: изучение статистических данных;

эмпирический: опытное сравнение научных данных с результатами исследования.

        В соответствии с гипотезой и задачами был определен ход исследования, который проводился в несколько этапов.

Первый этап: поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение теоретических вопросов понятий: «среднее общее образование», «профессиональное образование».

Второй этап: исследовательский. Выявлялись преимущества и недостатки «среднее общее образование», «профессиональное образование»

Третий этап: обобщающий. Формулировались выводы, оформлялось проектное исследование.

Глава 1

1.1 Образование: понятие, система и структура образования

     

        Образование, согласно словаря Ушакова, - это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.[1]

Обществознание изучает образование с трех основных аспектов:

  • как систему знаний;
  • как процесс обучения и формирования знаний;
  • как систему социальных институтов общего и профессионального обучения. [2]

В широком понимании образование можно охарактеризовать как процесс формирования интеллектуальных, психологических и физических способностей человека.

Образование в Российской Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. В процессе образования индивид осваивает теоретические основы различных наук, а также практические умения и навыки.

         Цель образования — духовное воспроизводство общества, сохранение научного и культурного достояния, нравственных идеалов.

        В настоящее время российское образование основано в соответствии с условиями постиндустриального общества. Образование ставит своей целью становление и развитие гуманистической личности на основе демократии с учетом использования технических средств в учебном процессе и отсутствием барьеров при получении информации, воспитывая стремление к непрерывному образованию.

Система образования в России состоит из:

  • дошкольных образовательных учреждений (детский сад);
  • общеобразовательные учреждения (школы);
  • учреждения высшего профессионального образования (вузы);
  • учреждения среднего специального образования (ПТУ);
  • частные образовательные учреждения (лицеи, колледжи, спецшколы);
  • дополнительное образование (институты повышения квалификации).

      Образование – это социальная система, которая по своей структуре состоит из нескольких образовательных ступеней. В Российской Федерации образование состоит из трех ступеней, которые, в свою очередь, могут делиться на подвиды (Схема 1):

  1. Дошкольное образование (ясли и детский сад).
  2. Общее образование (школа):
  • начальное (1-4 класс школы);
  • основное (5-9 класс);
  • среднее (10-11 класс).
  1. Профессиональное образование:
  • начальное (ПТУ, профессиональный лицей);
  • среднее (техникум, колледж);
  • высшее:
  1. бакалавриат (I-IV курс вуза);
  2. специалитет (V курс);
  3. магистратура (VI курс).
  • послевузовское:
  1. аспирантура;
  2. докторантура.

          Согласно Конституции Российской Федерации, начальное и основное общее образование являются обязательным для всех. К системе профессионального образования относятся так же короткие курсы повышения квалификации и программы, направленные на углубление знаний в выбранной области.

Глава 2

2.1. Преимущества и недостатки (проблемы) среднего общего образования

Исследование PISA1 показывает, что российские школьники не умеют конвертировать теоретические знания в практические навыки. Можно сделать вывод, что успехи в начальной школе - это иллюзия: за рубежом школы работают по восходящей (в начальной школе не столь важны предметные знания, сколько процессы социализации, умение коммуницировать, работать в команде), а российские школы по нисходящей — процесс социализации проходит неэффективно.

Введение в 9-м классе государственной итоговой аттестации (ГИА) породило новые процессы в системе общего образования. Основная школа, которая на протяжении последних лет практически не осознавала цели своей деятельности (чему и как учить, и в силу этого в течение пяти лет с 5-го по 9-й класс во многом растрачивается потенциал, полученный школьниками в начальной школе, что очень четко и фиксируется много лет подряд результатами PISA), вдруг ее обрела.

После основной школы в систему начального профессионального образования отсеивается слабо социализированный контингент, что затем порождает острые проблемы с подготовкой рабочих кадров (система НПО скорее компенсирует или пытается исправить то, что не сделала школа в плане социализации определенного контингента, а не дать профессию, тем более что не совсем ясно, какие профессии востребованы рынком труда, с одной стороны, и востребованы ли они в соединении с конкретными носителями — подростками 17 – 18 лет, с другой).

10-11 класс работает на поступление выпускников в вузы. Разделение на тех, кто пойдет в вуз или не пойдет в него, происходит по окончании основной школы: менее социализированный и более слабый контингент идет в систему НПО или СПО после девятого класса, более социализированный контингент переходит в старшую школу. Но, если раньше доля поступивших в вузы от общего числа учеников после 10 (11)-го класса рассматривалась как критерий успешности деятельности школы, то теперь этот показатель перестал работать, так как в вуз поступают практически все, окончившие.

1  PISA (англ, Programme for international Student Assessment) – тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять  знания на практике.

Школа лишилась объективного (внешнего) критерия оценки ее деятельности и крайне негативно воспринимает ЕГЭ в качестве такого измерителя, так как он пытается оценить качество поступления в единой для всех школ шкале. Самое сложное в новой ситуации — это понять, что школа утратила ориентиры своего развития:

- это уже не подготовка к жизни (что стало невозможным),

- не подготовка в вуз (задача решена),

- не создание основы для подготовки кадров (в скором будущем эту задачу, видимо, возьмет на себя бакалавриат).

В целом можно констатировать, что в плане целеполагания российская школа находится в кризисе, и локальные решения по НПФ, НСОТ, ФГОС вывести ее из этого кризиса не могут. Эту задачу не решает и полномасштабное введение ЕГЭ как механизма проверки качества общего образования — вне заданной цели развития системы образования крайне сложно оценить качество обучения, поэтому оно оценивается в старой — знаниевой (очень узкой), предметной — парадигме2. Введение новых стандартов школьного образования является подтверждением этого вывода.

Основной проблемой школьной системы образование является направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности. Ученики не в состоянии применять полученный в школе материал в жизненных ситуациях, что может привести к неспособности по окончании высшего учебного заведения реализовать себя в профессии.

Технологизация образования несет в себе ряд проблем в деятельности социального института школы. Внедрение новых технологий приводит к обесценению живого человеческого общения, что приводит к зависимости ученика от гаджетов и различной компьютерной техники.

2 Парадигма -  (греч. paradeigma — пример, образец) — I) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении; 3) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 356.

Последствиями информатизации образования является отсутствие рамок в получении информации, что приводит к неспособности ее дифференцировать.

Проблему представляет устаревшая база школьного образования. Уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способны подготовить школьников к экзамену ЕГЭ, из-за чего родителям приходится нанимать репетиторов для своих детей. Сам же экзамен привел к тому, что детей начали натаскивать на тесты, оттеснив при этом речь школьника и необходимость в овладении им грамотным умением говорить нормальным и образованным языком.

Но посмотрим на образование под другим углом, мы обычно критикуем наше образование, но я решила найти несколько плюсов в нашей системе школьного образования:

  1. Применение различных методик преподнесения материала.  Наши учителя, объясняя детям учебный материал, думают о том, КАК его преподнести, и КАК это воспримут школьники, то есть наши предмет растолковывают, объясняют, закрепляют.
  2. В нашей российской школе «литература» — это отдельный учебный предмет. Мне нравится, что у нас есть списки обязательного чтения для разных возрастных групп школьников. Это расширяет кругозор, развивает речь, учит мыслить, анализировать и вообще работать с текстом, делать выводы.
  3. У нас все еще остались УСТНЫЕ ответы школьников на уроках, а также УСТНЫЕ зачеты и экзамены. То есть тестовая система оценивания не везде внедрена на 100 процентов. А такой вид оценивания показывает реальные знания, которыми обладает школьник.

 4. Наша школьная программа образования учит учиться. Работать с литературой, усваивать огромный объем знаний за ограниченное количество времени, уметь вести переговоры с преподавателем, мыслить шире.

Таким образом, в качестве преимуществ полного среднего образования можно назвать: наличие различных методик (иногда и индивидуальных), качество преподнесение материала, все же оставшееся еще в школах неравнодушие учителей к ученикам, к своему труду, а также качество нашего школьного образования, несмотря на то, что за последние десятилетия школа претерпела много преобразований.

Проблемы полного среднего образования заключаются в неэффективной системе образования направленной на предметное обучение учеников, но не развивающей процессы социализации и коммуникации школьников. Кроме ого еще одним недостатком системы школьного образования направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности. Так же ряд проблем в деятельности школы несет уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способные подготовить школьников к экзамену ЕГЭ. Но тут либо введение самого ЕГЭ можно назвать проблемой, либо саму школьную программу не способную к нему подготовить.

2.2   Преимущества и недостатки (проблемы) профессионального образования

Профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Оно должно быть направлено на подготовку специалистов-практиков.

 Существуют как государственные, так и частные учебные заведения, разрабатываются новые образовательные стандарты (ФГОС), а также создается база для дальнейшего развития.

По данным Минпросвещения, в последние годы установилась следующая тенденция: половина школьников уходит в колледжи и техникумы уже после 9-го класса. А оставшаяся половина доучивается в старшей школе и сдает ЕГЭ, чтобы потом поступить в ВУЗы. Почему колледжи вдруг стали так популярны, выяснили исследователи Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС.

Всего было опрошено около 1700 человек из Москвы, Ивановской и Свердловской областей. Выяснилось, что спрос на вузы падает. Среди молодежи до 30 лет высшее образование получили всего 47 процентов. Среднее профессиональное образование (колледж или техникум) получили почти 39 процентов опрошенных. А в старших поколениях выпускников с университетскими дипломами куда больше. [2]  

По данным «Росстат» в России насчитывается 4,5 тысячи образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее — 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10–11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15–17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся. [1] 
          Преимуществом начального и среднего профессионального образования является то, что подростки переходят в техникумы, не сдавая ЕГЭ, а потом у них появляется реальная возможность продолжить обучение в вузе сразу на 2-м курсе.

 «Многие ребята по-прежнему уходят после колледжа в вуз, таких около 40 процентов, - рассказала замминистра образования и науки Людмила Огородова. - Эти дети могут поступить в вуз без ЕГЭ, и мы не против такой практики. Но при этом важно, чтобы ребенок не поменял свою специальность. Есть случаи, когда выпускники, знают о возможности поступить в вуз без ЕГЭ, специально уходят в колледж на места с самым низким конкурсом. А потом идут в вузы на юристов и экономистов». [3]

Назовем некоторые проблемы, которые сопровождают профессиональное образование:  

Сокращение трудоспособного населения, острая конкуренция в сфере образования, увеличение платного профобразования — все это вступило в противоречие с возрастающим спросом рынка труда на качественную рабочую силу, особенно на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (рабочих высокой квалификации осталось менее 5%, в то время как в развитых странах — 45—70%).

Деформация структуры подготовки кадров. Подготовка специалистов по уровням НРО-СПО-ВПО ведется в соотношении 1:1:1, в то время, как рабочих требуется в 5 раз больше.

Развитие среднего профессионального образования сдерживается рядом трудностей:

- отсутствие прогноза кадровой потребности;

- разрушение связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной базы, затруднение подбора базы для производственной практики студентов;

-отсутствие опыта профессиональной деятельности в современном производстве у преподавателей учреждений профессионального образования;

- снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране;

- снижение финансирования образования государством. Так, например в 2011 году на образование было выделено 1,2 трлн. рублей, а в 2014 году – 1 трлн. Рублей [4]. И это тогда, когда новые образовательные стандарты требуют значительного увеличения финансирования на обеспечение методических, материально-технических условий реализации стандартов, на массовую переквалификацию педагогических кадров, соответствующих требованиям изменяющейся экономики Российской Федерации.  

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция).

Проблемы, обозначенные в Концепции        

          Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты. В частности, к таким проблемам относятся:
        1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики. Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

          2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.
Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

     3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
        Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и возможностью их привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.

             4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

(Москва, 13 ноября - АиФ-Москва.)

За шесть лет количество учащихся техникумов и колледжей выросло на 10% и достигло в 2019 году 3 млн человек, сообщает РБК, ссылаясь на данные Минпросвещения РФ.

Как отмечает издание, изменилось отношение к среднему специальному образованию и у самих молодых людей. По данным исследования РАНХиГС, более 38% молодых людей в возрасте от 23 до 29 лет обладают только средним профессиональным образованием, в группе респондентов 31–36 лет таких было всего 28%.

Эксперты связывают повышение популярности среднего профобразования с введением ЕГЭ в школах, возможностью поступить после техникума в вуз на ускоренную программу.

В 2018 году 54% школьников решили уйти после 9-го класса в учреждения среднего профессионального образования. В 2017 году таких было почти 56 процентов. Но это не свидетельствует о росте популярности рабочих специальностей, как хотят представить в правительстве. 40% выпускников колледжей поступают в дальнейшем в вуз без ЕГЭ. Подростки переходят в техникумы, потому что это реальная возможность продолжить обучение в вузе, не сдавая ЕГЭ.

"Новые известия" писали, что по статистике Института образования, возможностью попасть в вуз в обход ЕГЭ сегодня пользуется каждый десятый абитуриент. Как правило, проводится конкурс средних баллов аттестатов; И это одна из причин резкого роста популярности колледжей. Сравните – в 2015 году студентами учреждений СПО стали 630 тысяч человек. А уже в 2016 – почти 900 тысяч. Специалисты Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС прогнозируют, что и такая тенденция продолжится и в ближайшие годы.[5]

Также можно выделить ряд и других преимуществ учреждений среднего профессионального образования :

- финансовая самостоятельность наступит сразу после окончания колледжа;

-в дальнейшем можно поступать в вуз без экзаменов на сокращенную программу обучения;

-требования по общеобразовательным предметам ниже вузовских;

- учиться в ВУЗе будет легче;

-короткие сроки обучения;

-стажировки на профильных предприятиях;

- возможность получения нескольких специальностей;

- возможность определиться с правильностью выбора специальности перед поступлением в вуз;

-нацеленность на получение студентом востребованной профессии;

            Мало того, если раньше в колледжи приходили в основном те, кто окончил девять классов, то теперь 17 процентов одиннадцатиклассников "заруливают" в колледж. А потом половина из них без лишней нервотрепки поступает в университет по результатам внутренних не самых зубодробительных экзаменов". [5].

Неверная установка в государстве и обществе на отношение к образованию как к услуге, вторичной в сравнении с экономикой.  Позиция высшего образования, которое, играя роль «пылесоса» в финансировании, в значительной степени готовит специалистов фактически в никуда, не заботясь об их востребованности. Все это — в ущерб другим уровням образования, прежде всего системе подготовки рабочих кадров.

Таким образом, в качестве преимуществ профессионального образования для учеников можно назвать: в первую очередь это отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ, и поступить в ВУЗ без этого экзамена, возможность получить профессию параллельно с освоением школьной программы, сокращение сроков обучения в ВУЗ после колледжа, и снижение требований к освоению школьной программы.

Проблемы заключаются в несоответствии уровня выпускников требованиям экономики, устаревание учебно-лабораторной базы и педагогических кадров. Отсутствие обоснованного прогноза кадровой потребности ведущего к невозможности устроиться на работу по выбранной профессии, снижение финансирования профессионального образования, несоответствие структуры сети образовательных учреждений существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране.

Глава 3

3.1. Результаты социологического опроса учеников 9-х,10-х классов гимназии «Лаборатория Салахова»

        Таким образом изучив материалы о проблемах и преимуществах среднего образования в России, стало интересно провести социологический опрос среди учеников 9-х и 10-х классов моей школы гимназии «Лаборатории Салахова». Узнать, что им не нравится в системе школьного образования, собираются ли они продолжать учиться в 10-11 классе, какие у них мотивы для поступления 10-й класс, и собираются ли они поступать в ВУЗ после окончании школы. Мной была проведена анкета среди учеников 9-х классов, результаты которой представлены в таблице №1 «Результаты социологического опроса учеников 9-х классов гимназии «Лаборатория Салахова» и среди учеников 10-х классов, результаты которой представлены в диаграмме 2 «Результаты опросов на тему необходимости высшего образования»

        Анализируя собранные ответы видно, что 93% опрошенных учеников 9-х классов собираются продолжать обучение в 10-11 классе и в дальнейшем поступать в ВУЗ.  Только 8% планируют продолжить обучение в учреждениях среднего профессионального образования из-за нежелания тратить время на 10-11 классы и быстрее получить профессию.

         На вопрос «Что бы вы хотели изменить в системе школьного образования?» 35% ответили, что необходимо отменить ЕГЭ, 40 % считают, что необходимо изменить систему оценивания, и 75% считают, что необходимо менять программу обучения (например уменьшить требования к непрофильным предметам).

        Среди учеников 10-х, 11 классов основным мотивом поступления в 10 класс было получение знаний 94%, возможность получения высокого дохода в будущем 70% и желание родителей 64%.

3.2. Сравнительный анализ недостатков и преимуществ общего и профессионального образования

Сравнительный анализ недостатков и преимуществ общего и профессионального образования в России позволяет сделать вывод, что и среднее общее образование и профессиональное образование имеют ряд недостатков. Проблемы как правило схожи, это и отсутствие достаточного финансирования образовательной деятельности, и несоответствие кадрового потенциала требованиям экономики. Но если недостатки общего образования ведут  к уменьшению количества учеников, желающих учиться в 10-11 классе, то недостатки профессионального образованию показывают картину в целом, а именно проблему на уровне государства ведущую к снижению кадрового потенциала, к дефициту нужных профессий и высококвалифицированных рабочих.

Но все же наряду с недостатками есть и преимущества, которые позволяют ученикам сделать выбор оставаться в 10-11 классе или идти учиться в учреждения среднего профессионального образования. И то каким будет выбор, как правило, определяет и экономическая ситуация в семье, и успехи ученика, и уровень образования конкретной школы.    

Заключение:

Образование, являясь одним их способов получения знаний, приобретения умений и навыков, развития умственных, познавательных и творческих способностей, в системе такого социального института, как система образования нуждается в модернизации. Проблемы образования порождают ряд противоречий, которые также необходимо решать. Общее и начальное профессиональное образование продолжает нуждаться в должном финансировании и проведении ряда реформ. Ученики, студенты должны не просто приобретать знания, но и уметь ими грамотно распоряжаться, то есть применять их в конкретной области.

         Написание этой работы помогло мне выявить преимущества и недостатки среднего общего и профессионального образования. Эта работа актуальна на сегодняшний день и может помочь школьникам определиться с тем, продолжать учиться 10-11 классе или идти в учреждения среднего профессионального образования.  Я думаю главным критерием выбора должно быть не возможность попустить ЕГЭ, или упростить себе школьную программу, а стремиться получить интересную, востребованную профессию, стремиться к новым знаниям.

Литература и источники:

[1] https://ushakovdictionary.ru/ Толковый словарь Ушакова

[2] https://www.yar.kp.ru/daily/27056.5/4123425/ Комсомольская правда, «Поступить слишком сложно, а учиться дорого: почему школьники больше не рвутся в вузы».

[3] https://newizv.ru/news/society/07-12-2018/bolshinstvo-devyatiklassnikov-v-2018-godu-pereshli-v-kolledzhi/  Новые известия, 7.12.218 года.

[4] (Аргументы и факты 2011 . № 30).

[5] https://newizv.ru/news/society/15-06-2018/kolledzh-kak-lazeyka-do-10-abiturientov-postupayut-v-vuzy-v-obhod-ege. Колледж как «лазейка». До 10% абитуриентов поступают в ВУЗы в обход ЕГЭ, 15.06.2018г.

 «Проблемы современной системы школьного образования» А. В. Усова

«Современные проблемы науки и образования» В. П. Богданова

«Великая эпоха. Школьное образование» И. Юсманов

Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

Дробышева Е. А. Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России // Молодой ученый. — 2019. — №36. — С. 35-36. — URL https://moluch.ru/archive/274/62320/ (дата обращения: 17.11.2019).

Приложения

Схема 1

Структура образования

Таблица 1.

Результаты социологического опроса учеников 9-х классов гимназии «Лаборатория Салахова»

№

Вопрос

Количество участников

Количество ответов

%

1

Собираетесь ли вы поступать в 10 класс

- да

40

37

93%

- нет

40

3

8%

2

Если вы собираетесь уходись после 9 класса в учреждение среднего проф. образования (училище, колледж), то почему?

 

- не уверен, что поступлю, трудно сдавать ЕГЭ

40

0

0%

- устал учиться в школе, большая нагрузка

40

1

3%

- не хочу тратить время на 10-11 классы, нужно быстрее получить профессию

40

3

8%

3

Планируете ли вы поступать в ВУЗ?

 

- да

40

39

98%

- нет

40

1

3%

4

Что бы вы хотели изменить в системе школьного образования?

 

отменить ОГЭ, ЕГЭ

40

14

35%

изменить систему оценивания

40

16

40%

изменить программу обучения

40

30

75%

Таблица 2

Анализ недостатков и преимуществ среднего общего и профессионального образования

Недостатки (проблемы)

I

Среднее общее образование

Профессиональное образование

1.1

Направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности

Увеличение  платного  профобразования

1.2.

Технологизация и технократизация образования

Отсутствие  обоснованного  прогноза  кадровой  потребности

1.3.

Введение ЕГЭ, ВПР, диагностические работы (региональные)

Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики

1.4.

Уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способны подготовить школьников к экзамену ЕГЭ

Разрушение  традиционных  связей  образовательных  учреждений  с  производством

1.5.

Снижение государственного финансирования системы образования

Старение учебно-лабораторной  базы,  затруднение  подбора баз для производственной практики обучающихся

1.6.

Педагогические кадры стареют

Деформация структуры подготовки кадров

1.7.

Снижение научного  потенциала, вызванное  распадом  научных школ в стране: из науки ушло практически два поколения ученых

1.8.

Снижение расходов на образование в ближайшие годы

Преимущества

Среднее общее образование

Профессиональное образование

2.1.

Наша школьная программа образования учит учиться.

Возможность поступить в ВУЗ не сдавая ЕГЭ

2.2.

Отсрочить «Взрослую жизнь» и наслаждаться школьными годами

Возможность получить желаемую профессию, и интересную работу

2.3.

Продлить время, когда можно определиться с будущей профессией

Возможность заниматься умственным, а не физическим трудом

2.4.

У нас все еще остались устные ответы школьников на уроках, а также устные зачеты и экзамены

Возможность больше зарабатывать

2.5.

Применение различных методик преподавания, а так же большое внимание в школьной программе такому предмету, как литература

Возможность определиться с правильностью выбора специальности перед поступлением в вуз;

        

Диаграмма 1

Результаты опросов на тему  необходимости высшего образования

Зачем, по вашему мнению, сегодня люди стремятся получить высшее образование? Назовите, пожалуйста, три главные причины, цели.

Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян, центра ФОС, 2014 год.

Диаграмма 2

Результаты социологического опроса среди учеников 10, 11-х классов гимназии «Лаборатория Салахова».

Какие были Ваши мотивы поступления  в 10 класс и получения высшего образования?


Поделиться:

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Прекрасная арфа

Снег своими руками

Рисуем к 8 марта!

Именинный пирог