Исследование «Обыкновенное чудо. Ещё раз о пользе молока», занимающихся проектной деятельностью.
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 33.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» ЭМР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальный конкурс проектов «Хочу все знать!»
Исследовательский проект
«Обыкновенное чудо.
Еще раз о пользе молока…»
Авторы проекта:
учащиеся 4а класса
МБОУ СОШ № 4
Руководитель проекта:
Козлова Любовь Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
1.1. Актуальность темы проекта
1.2. Гипотеза проекта.
1.3. Цель и задачи проекта.
1.4. Вид проекта.
2. Организационный этап проекта.
3.Теоретический этап проекта.
4. Практический этап проекта.
4.1. Исследовательская работа по теме проекта.
5. Заключение.
6. Рефлексия
7. Информационно-методическое обеспечение
8. Приложение
1.Введение
История молока столь же древняя, как и история самого человечества. Только появившись на земле, человек сразу же познал вкус молочных продуктов. Молоко употреблялось в пищу более 6000 лет назад, оно на протяжении веков являлось одним из самых распространённых и доступных для человека продуктов питания. Известно, что молоко - чрезвычайно полезный продукт. В нем содержатся легкоусвояемые микроэлементы, аминокислоты, кальций, фосфор, а кисломолочные продукты являются источником необходимых для пищеварения бактерий. В Древнем Египте, Греции, Риме молоко называли «источником здоровья», «соком жизни», «белой кровью». Современные врачи-диетологи также, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой. Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством.
В последнее время появились мнения о том, что молоко не только полезно, но и может быть вредно для организма человека.
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести собственное исследование «Обыкновенное чудо. Ещё раз о пользе молока». Так была написана эта работа, цель которой: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования:
1.Молоко является полезным продуктом питания, особенно для растущего организма.
2.Допустим, что употреблять молоко нужно только тогда, когда хочется.
Объект исследования: молоко и молочные продукты.
Предмет исследования: молоко и молочная продукция.
Методы исследования:
Актуальность
Мы часто слышим фразу: «Пейте дети молоко – будете здоровы!» У нас возник вопрос: Зачем? В чем польза молока? А может не только нам это интересно? Ведь многие ребята также, как и мы, не понимают в чем польза этого продукта.
Укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию – одна из важнейших задач нашего общества. В настоящее время 58% жителей нашей области испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным ученых, лишь менее 5% детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин – несовершенство питания и дефицит молока в рационе питания учащихся.
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Поэтому мы решили, раскрыть его ценные качества, так как существует определенная проблема: дети младшего школьного возраста не понимают ценность молока, его исключительность и значимость в развитии организма человека.
Вид проекта:
- по содержанию (исследовательский, информационный);
- по комплектности (межпредметный);
- по количеству участников (групповой);
- по продолжительности: октябрь 2019 г. – ноябрь 2019 г.
2. Этапы проекта и ожидаемые результаты.
2.1.Молоко, каких животных употребляет человек в пищу?
Обратившись к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, мы раскрыли лексическое значение слова «молоко» (Приложение №1) и узнали молоко, каких животных употребляет человек в пищу (Приложение №2)
Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова. Работая над проектом, мы выяснили что, молоко, других животных тоже употребляет в пищу человек.
В Индии она считается священным животным.
В Испании употребляют овечье молоко.
В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.
В Египте молоко дает буйвол.
В Перу молочным животным является лама.
В Тибете люди получают молоко от яка.
На севере - от северного оленя.
Во многих странах молоко людям дает коза.
В Казахстане молоко берут от верблюдов и лошадей.
Молоко сельскохозяйственных животных – ценный пищевой продукт. Молочные продукты просто необходимы для питания человека во все периоды его жизни, особенно для питания детей, пожилых людей и больных. Молоко содержит более двухсот компонентов!
2.2.Состав молока (Приложение №3)
В молоке есть все, что нужно ребенку: в нем есть вода, жир, сахар, белок, соли и витамины. Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты. Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов. А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы. Белок – необходим для укрепления мышц, восстановления их для тяжелой работы. Жир (молочный) - обеспечивает организм энергией. Сахар – углерод (лактоза) – еще один источник энергии. Минеральные соли – требуются для укрепления и формирования костей, хрящей, волос, ногтей и производства новой крови. В молоке содержатся: фосфор, кальций, железо, медь, марганец, магний, хлор, йод, витамины, вода.
2.3. Полезные свойства молока (Приложение №4)
Первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания. Ценность молока заключается не только в том, что в нем содержатся все необходимые человеку вещества, но и в том, что все компоненты молока идеально сбалансированы и находятся в легкоусвояемой и доступной форме.
Задолго да нашего времени врачи назначали молоко для лечения различных болезней: туберкулеза легких, бронхита, плеврита, желудочно-кишечных заболеваний, цинги, холеры, нервных болезней. Применялось оно для очищения организма от вредных веществ. Правда, нужно отметить, что полезные свойства молока заметно снижаются при пастеризации (нагревании до 60 °С): в нем начинается разложение некоторых полезных веществ. Кипячение также изменяет химический состав. Поэтому в лечебных целях следует употреблять сырое, желательно парное молоко.
Биологическую ценность молока дополняют витамины, разнообразные ферменты, участвующие в работе различных систем организма.
Поэтому молоко используется для детского питания, как диетический и лечебный продукт.
2.4.Вред молока
Изучив имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что молоко может быть не только полезно, но в некоторых случаях и вредно для организма человека.
1) Молоко может принести вред здоровью человека, если его организм не переносит лактозу. Таким людям нужно всего лишь перейти на кисломолочные продукты, в которых лактоза практически отсутствует.
2) Ещё одна причина, по которой молоко может нанести вред - это качество молочной продукции. Большинству горожан доступно только молоко с больших молокозаводов, подвергшееся многократной обработке. О каких-либо биологически активных полезных веществах в таком молоке говорить трудно, и даже содержание витаминов в нем снижено настолько, что иногда витаминные препараты добавляют искусственно. С другой стороны, деревенское парное молоко часто не отвечает элементарным санитарным нормам. Однако такое молоко нужно обязательно кипятить перед употреблением.
3) Чтобы молоко не нанесло вред организму, его нужно правильно употреблять. Молоко не стоит совмещать с другими продуктами в виде напитка. Молоко – это отдельная еда, и его нельзя употреблять с хлебом, сладкой выпечкой, а тем более запивать им еду. В таких случаях можно спровоцировать нарушения и сбои во многих органах и системах организма, так как молоко в сочетании с другими продуктами очень сильно затрудняет пищеварение. Когда молоко попадает в желудок, под воздействием кислых соков оно сворачивается. Тем самым, пока не переварится свернувшееся молоко, пища остается необработанной и начнет загнивать, а процесс пищеварения затягивается.
3.Практическая часть
3.1. Анкетирование. В нём приняли участие ученики 1 а и 4 а классов. Опросом было охвачено 60 человек. ( Приложение №5)
Анкета включала следующие вопросы:
1.Какие напитки Вы любите?
2. Регулярно ли вы пьёте молоко?
3. Знаете ли вы, чем полезно молоко?
4. Какие молочные продукты вы знаете?
5. Что ты любишь больше всего?
Выводы:
Проведя анализ полученных данных, мы отметили, что многие учащиеся положительно относятся к полезному продукту - молоко. А также у нас возникло предположение, что те, кто не любит молоко, не интересуются об этом целебном продукте. Мы порадовались за ребят, которые знают и любят молочные продукты. Но, к сожалению, не все наши одноклассники любят молочные продукты. Поэтому, работая над проектом, мы решили расширить знания ребят по данному вопросу, раскрыв их ценность. Мы взяли интервью у нашего школьного медработника Зверевой Ольги Альбертовны по данной проблеме.
4.1.Исследовательская работа (опыты) (Приложение №6)
Перед тем, как приступить к исследованию молока, мы нашли литературу по определению качества его, также изучили инструкции для проведения данных опытов. Решено было исследовать молоко (внешний вид, консистенция, цвет и вкус). Нам хотелось выяснить содержатся ли в молоке примеси соды и крахмала, которые недоброкачественный производитель добавляет для того, чтобы увеличить вязкость молока и скрыть его кислотность. Ну и конечно, проверить степень разбавления молока водой. Инструкции по проведению работы с результатами приведены в Приложении №6.
Вывод: Все показатели, исследуемого нами молока, оказались практически одинаковыми по внешнему виду, консистенции, вкусу и цвету, и находились в пределах нормы. Примесей соды и крахмала не обнаружено ни в одном из образцов.
Результаты опытов показали: меньше всего хранится некипяченое молоко в комнате, так как микробы, способствуют его скисанию, дольше всего хранится кипяченое молоко в холодильнике, так как температура воздуха в холодильнике способствует замедлению процессов скисания.
В пластмассовой посуде молоко хранить нельзя, т.к. пластмасса может выделять вредные вещества. В глиняном горшке молоко хранится дольше, потому что глина – это наиболее экологически чистый материал.
4.Заключение
В результате работы над проектом мы расширили свои знания о молоке и молочных продуктах, узнали, молоко каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность позволила нам познакомиться с историей использования человеком молока и молочных продуктов. Мы приобрели умения работать со справочной литературой, энциклопедиями, источниками сети «Интернет. В ходе работы над проектом выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!
5.Рефлексия: Молоко – продукт полезный. Молоко может и жажду утолить, и от голода спасёт. Молоко – это пища, и природное лекарство, проверенное веками!
Результаты работы над проектом (продукт):
Приложение № 7- 11
Для тех ребят, которые не любят молоко, создали рекламу: (Приложение 12)
С детства пьём мы молоко,
В нем и сила и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
И девчонке, и мальчишке
Силу молоко дает.
Будешь пить его по кружке,
И здоровье - круглый год.
Чтобы в школе на уроках
Быть всегда внимательным,
Утром чашку молока
Выпей обязательно!
Список использованной литературы:
1. Валеология: Учеб. пособие /Под редакцией Соломина В.П., Варламова Ю.Л. – Спб., 1995.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии., Москва, «ВАКО» 2007 г
3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра// Под ред. доктора медицинских наук В.В.Колбанова. - СПб.: Акцидент,1994.
5. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья. - СПб.,1998.
8. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
9. Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.//Здоровье детей.-2006 - №15.
10. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.-М.,1996
11. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г., 2008 г.
12. Зайцева В.Питание идеальное и реальное.//Здоровье детей.-2007.- №6.
13. Вайнер Э.Н. Основы рационального питания.- Липецк, 1999.
14. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред.
15. Касаткина В.Н., Щеплягиной Л.А. 2-е изд. доп. испр.- Ярославль: Аверс Пресс, 2003.
16. Мирская Н. Как кормить детей//Здоровье детей.-2004.-№1-с.32-34.
17. Конь И.Я., Батурин А.К.(ред.). Детское питание. М.: Воскресение, 1994.
Филимоновская игрушка
Лупленый бочок
Именинный пирог
Пейзаж
Рисуем ананас акварелью