Исследовательская работа
Общаясь со сверстниками, я часто замечаю, что многие из них практически ничего не читают, а в свободное время смотрят современные мультфильмы. Мои наблюдения подтверждают и материалы СМИ. Ведь из них мы часто узнаем о тенденциях, связанных с тем, что люди (особенно молодежь, школьники) все меньше читают. Вот, например, статьи, по заголовкам которых можно судить о наличии проблемы: «Почему молодежь не читает книг?»; «Как научить детей читать». В феврале 2017года, на радио «Комсомольская правда». Эксперт, директор Фонда поддержки и развития детской литературы Надежда Пилько, говорила, что дети мало читают, так как живут в графическом мире это мировая проблема, она во многом связана с развитием клопового мышлении.
Есть, конечно, и обнадеживающие данные. Так, «Коммерсант» в конце прошлого года написал, что «Российские дети читают лучше всех в мире», ссылаясь на результаты авторитетного международного исследования.
Наличие большого количества материалов в СМИ на эту тему, безусловно, говорит об ее актуальности.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_ilyasova_vladislava_2-4_klass_n.doc | 167 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Образовательный центр «Протон»
Исследовательская работа
Что происходит, если дети перестают читать и смотреть детские советские фильмы и мультфильмы?
Исполнитель: ученик 2 (4) класс «Н»
ГБОУ ОЦ Протон
Ильясов Владислав
Руководитель: учитель начальных классов
Пяршина Ирина Анатольевна
г. Москва
2017-2020
Содержание
Введение………………………………………………………………стр. 3
Исследование и анализ проблемы…………………………………стр.6
Выводы……………………………………………………………….стр.13
Заключение………………………………………………………….стр.15
Список литературы…………………………………………………стр.16
Приложение…………………………………………………………..стр.17
Введение
Общаясь со сверстниками, я часто замечаю, что многие из них практически ничего не читают, а в свободное время смотрят современные мультфильмы. Мои наблюдения подтверждают и материалы СМИ. Ведь из них мы часто узнаем о тенденциях, связанных с тем, что люди (особенно молодежь, школьники) все меньше читают. Вот, например, статьи, по заголовкам которых можно судить о наличии проблемы: «Почему молодежь не читает книг?»[1]; «Как научить детей читать»[2]. В феврале 2017 года, на радио «Комсомольская правда». Эксперт, директор Фонда поддержки и развития детской литературы Надежда Пилько, говорила, что дети мало читают, так как живут в графическом мире это мировая проблема, она во многом связана с развитием клопового мышлении.[3]
Есть, конечно, и обнадеживающие данные. Так, «Коммерсант» в конце прошлого года написал, что «Российские дети читают лучше всех в мире»[4], ссылаясь на результаты авторитетного международного исследования.
Наличие большого количества материалов в СМИ на эту тему, безусловно, говорит об ее актуальности.
Научная новизна исследования
Я решил провести свое исследование, чтобы выяснить, действительно ли проблема, связанная с тем, что современные школьники практически ничего не читают, стоит сегодня достаточно остро. Мы впервые рассматриваем тему трансформации речи и мышления детей не только в контексте утраты привычки читать, но также считаем, что она тесно связана с тем, что школьники не смотрят детские советские фильмы и мультфильмы, которые не только несли в себе верные моральные принципы, но и воспитывали в детях правильную речь. Мы комплексно анализируем данные, полученные в ходе ответов респондентов на несколько групп вопросов.
Объектом исследования является тенденция, связанная с тем, что дети мало читают, а также практически не смотрят детские советские фильмы и мультфильмы.
Предмет исследования – читательские предпочтения учеников 2, 3, 4, 5, 7 классов ГБОУ города Москвы «Образовательный центр “Протон”»; их предпочтения в выборе детских фильмов и мультфильмов; влияние читательских предпочтений учеников, их предпочтений в выборе детских фильмов и мультфильмов на знание детьми определенных слов и выражений, трансформацию их речи и мышления.
Цели и задачи исследования
Цель исследования – выяснить, действительно ли проблема, связанная с тем, что современные школьники практически ничего не читают, а также не смотрят детские советские фильмы, и мультфильмы, стоит сегодня особенно остро.
Для решения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1)Провести опрос (анкетирование) среди учеников 2, 5, 7 классов Образовательного центра «Протон», чтобы выяснить, какие книги и как часто читают школьники; какие фильмы, мультфильмы они смотрят, насколько хорошо знают значения некоторых слов и фразеологизмов.
2) Взять экспертное интервью у филолога, чтобы объяснить полученные данные.
Гипотеза
Мы предполагаем, что проблема утраты привычки читать и смотреть детские советские фильмы и мультфильмы стоит сегодня особенно остро и приводит к серьезной трансформации речи и мышления детей.
Методология
Мы использовали анкетирование. В ходе исследования было опрошено 204 респондента. А также метод экспертного интервью. В качестве эксперта выступила Малыгина Л.Г., доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Она помогла прокомментировать полученные данные, а также сформулировать вопросы анкеты, связанные со знанием слов и фразеологизмов.
Исследование и анализ проблемы
Мы провели анкетирование (приложение). В ходе исследования было опрошено 204 респондента.
Ты любишь читать?
Ответы на вопросы «Ты любишь читать?»; «Ты получаешь удовольствие от чтения?» были обнадеживающими. Практически все респонденты (23 из 28) ответили на них положительно. Никто не дал отрицательного ответа. Лишь несколько человек затруднились ответить.
Однако ответы на другие вопросы не произвели столь радужного впечатления.
За последние три месяца дети прочитали в среднем 1-3 книги.
Что читали за последние 3 месяца?
Мы обратили внимание на то,
1) что никто из респондентов не указал автора произведений,
2) а также на то, что названия книг были написаны с ошибками как орфографическими («книга про науку и химиу», «незнайко», так и фактическими: «Обезьяна и очки» (видимо, имелось в виду «Мартышка и очки»); «Чук и кек» (видимо, «Чук и Гек»).
3) Разрыв между ребятами, которые читают книжки для младшего дошкольного возраста или исключительно произведения из учебника по литературе и хрестоматии, очень высок.
Какие детские фильмы и мультфильмы смотрят школьники?
Практически все респонденты смотрят мультфильмы. Мальчики – чаше, чем девочки.
Нас поразило, что лишь трое из 28 респондентов среди любимых мультфильмов смогли назвать советские «Ну, Погоди!», «Крошка енот», «Малыш и Карлесон». Все остальные 25 респондентов среди любимых перечислили следующие мультфильмы: «Том и Джерри», «Лунтик», «Маша и медведь», «Ми-ми-мишки», «Фиксики» «Скупи-Ду», «Юные титаны», «Книга мертвых», «Черепашки Ниндзя», «Звездная принцесса и силы зла».
Совершенно неожиданными и удручающими стали для нас цифры, констатирующие, что ни один из 28 респондентов не смог назвать ни одного советского детского фильма! Вместо этого дети, как правило, писали названия современных мультфильмов. Особо удивили нас несколько ответов. Детскими некоторые ребята назвали фильмы «9 рота», «Чернобыль – зона отчуждения».
Знание слов и фразеологизмов
Практически все (11 девочек и 13 мальчиков) не смогли объяснить значение слова «ненароком» - случайно, ненамеренно. Респонденты либо не знали, что ответить, либо давали неверные определения: не так, как хотел; неподходящее время; неправильно сделал.
Определение слова «пригожая» (красивая, миловидная, хорошая) вызвало особое затруднение у мальчиков. Только двое из 14 ребят смогли дать правильное толкование. В целом 20 из 28 респондентов не смогли дать определение. Среди неправильных ответов встречались следующие: слуга; подходит; приличная; прихожая.
Значение слова «управлюсь» (кончить какую-л. работу, справиться с чем-л.) знали многие респонденты: 22 из 28 человек дали правильный ответ.
Как показали результаты опроса, многие респонденты не знают значения фразеологизмов.
Только трое (2 девочки и 1 мальчик) из 28 ребят дали правильное толкование выражению «пойти на все четыре стороны».
Среди ответов мы встретили следующие: пойти вокруг света; не знать, куда идти; хотеть всюду побывать.
Также лишь трое из 28 респондентов смогли объяснить значение фразеологизма «сказочки сказывать» (говорить неправду, врать). Среди вариантов ответов были следующие: рассказывать сказки; сказка учит хорошему.
5 и из 28 респондентов дали правильное толкование выражению «попасть впросак»
Выводы
Комментарий эксперта (Малыгина Л.Е., доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова):
«Культура речи во многом зависит от того какие мультфильмы мы смотрим в детстве. Советские мультики и фильмы воспитывали в ребенке не только хорошие качества, но и правильную речь. Например, в советском мультфильме «Машенька и Медведь» главное место в речи героев занимала народно-поэтическая лексика, разговорно-просторечные слова и фразеологизмы. Героиня современного мультфильма «Маша и медведь» постоянно допускает речевые ошибки: «слышь», «че», «этного». Она часто использует такое выражение как, например: «постельный лежим». Это языковая игра – но обыгрывается именно ошибка, и ребенку не объясняется, в чем она состоит. Маша, между прочим, единственный говорящий персонаж мультфильма. Персонажи многих других мультиков тоже очень мало говорят».
Заключение
Практические рекомендации:
Список литературы
Приложение
АНКЕТА
Как тебя зовут?
1. Ты любишь читать?
да
нет
затрудняюсь ответить
2. Сколько книг ты прочитал за последние 3 месяца?
3. Что это за книги?
4. Ты получил удовольствие от чтения?
да
нет
затрудняюсь ответить
5. Как часто ты смотришь мультфильмы (подчеркни нужное):
каждый день
несколько раз в неделю
один раз в неделю
вообще не смотрю
6. Назови 3 твоих самых любимых мультфильма:
7. Назови твой самый любимый детский фильм
8. Объясни значение слов:
Ненароком –
Пригожая –
Управлюсь –
9. Объясни значение выражений:
Сказочки сказывать –
Пойти на все 4 стороны –
Попасть впросак –
[1] Почему молодежь не читает книг? // http://www.aif.ru/archive/1621802
[2]Как научить детей читать // http://www.vnovomsvete.com/articles/2018/01/05/kak-nauchit-detey-chitat.html
[3] Почему современные дети стали меньше читать // https://www.kp.ru/radio/26796.5/3830794/
[4] Первые по книжкам // https://www.kommersant.ru/doc/3487313
Валентин Берестов. Аист и соловей
Мастер-класс "Корзиночка"
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Пока бьют часы
Астрономический календарь. Октябрь, 2018