• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Почему в хлебе столько дырочек"

Опубликовано Монахова Алевтина Владимировна вкл 03.08.2020 - 16:22
Монахова Алевтина Владимировна
Автор: 
Группа обучающихся 4Б и 4В классов

Проект был выполнен на муниципальный конкурс исследовательских проектов и занял 3 место. Ребята проводили опыты с дрожжами, посетили мини-пекарню, прочитали много материала по данной теме в интернете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект о хлебе917.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Краснопутьская СОШ

Муниципальный конкурс исследовательских работ

 и проектов младших школьников

«Юный исследователь»

Номинация «Естествознание»

Исследовательский проект

«Почему в хлебе столько дырочек?»

Хлеб – дар божий, отец, кормилец

(русская пословица)

C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190124_134417.jpg

                                     Проект выполнили:

                                                                  обучающиеся 3-х классов        

                                     Руководители: 

                                      Монахова Алевтина Владимировна

                                     Пронькина Наталья Николаевна

                                               

                                                 2019 год

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Методический паспорт проекта…………………………………………...3
  3.  Этапы проекта……………………………………………………………..4
  4.  История открытия дрожжей………………………….…………………...4
  5.  Местообитание дрожжей…………………………….……………………5
  6.  Виды и использование дрожжей…………………….……………………5
  7. Практическая работа……………………………………………………….5

Опыт №1. Количество дырочек в разных мучных изделиях………….……….6

Опыт №2. Влияние сахара на процесс брожения……………………...………..6

Опыт №3. Влияние температуры на процесс брожения……………..…………7

Опыт №4. Дрожжи сухие и прессованные…………………………..…………..8

Опыт №5………………………………………………………………..………….9

Экскурсия в пекарню……………………………...…………………………….10

  1. Выводы…………………………………………………………………….11
  2. Список источников……………………………………………………….11

Приложение. …………………………………………………………………….12

   1. Результаты анкетирования обучающихся 3 «В» класса

   2. Результаты анкетирования родителей обучающихся 3 «В» класса.

   

  1. Введение.

Чтобы вести здоровый образ жизни, нужно много знать о тех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Каждый день мы едим хлеб, хлебобулочные изделия. Нам  всегда было интересно узнать, почему изделия из дрожжевого теста такие пышные, мягкие? Что придает им такое свойство? А самый главный вопрос: почему в хлебе столько дырочек?

  1. Методический паспорт проекта.

Тема проекта:

Откуда в хлебе столько дырочек?

Цель исследовательской работы: выяснить причины появления дырочек в хлебе и их влияние на вкус и качество хлеба.

Задачи:

- узнать, что такое дрожжи, изучить их свойства;

- выяснить, всегда ли в хлебобулочных изделиях есть дырочки;

- узнать, при каких условиях в хлебе появляются дырочки;

- выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.

Гипотеза:  Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, что хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.

         Объект исследования: дрожжи, хлеб.

Предмет исследования: дырочки в хлебе.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, экспериментирование, сравнение, обобщение.

Время работы над проектом: 1 месяц

Режим работы: внеурочный

Информационно-техническое обеспечение:

  • библиотека;
  • Интернет;
  • фотографии;
  • компьютер;
  • мультимедийная установка.

Мотивация к познанию:  личный интерес обучающихся.

  1. Этапы проекта

1 этап: организационный

         Выбрали тему исследования,  связанную с причиной появления дырочек в хлебе, определили цели и задачи исследования, составили план для проведения работы, а также выбрали доступные и наиболее приемлемые методы исследования.

          Роль учителя - направляющая на основе мотивации.

2 этап: поисково-исследовательский

 Изучали литературу, делали фотографии, проводили опыты, ходили на экскурсию в пекарню.

Роль учителя –  тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

3 этап: создание продукта проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности явилась презентация (о причинах появления дырочек в хлебе), которая в дальнейшем может быть использована  для проведения классных часов и внеурочной деятельности в начальной школе.

Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.

4 этап: предъявление проекта и его продукта

Роль учителя – сотрудничество.

  1. История открытия дрожжей

В 1680 году голландский натуралист Антони Ван Левенгук впервые увидел дрожжи в оптический микроскоп, однако не распознал в них, из-за отсутствия движения, живых организмов. Лишь в 1857 году французский микробиолог Луи Пастер доказал, что дрожжи и процесс брожения связаны между собой.

Английское слово «yeast» (дрожжи) происходит от староанглийского «gist» , «gyst», что означает «пена, кипеть, выделять газ» Дрожжи, вероятно, одни из наиболее древних  «домашних организмов». Тысячи лет люди использовали их для выпечки.  Предполагается, что египтяне к 1200 году до н. э. овладели технологией  выпечки дрожжевого хлеба. Дрожжи состоят из особых дрожжевых грибов. В тесте они бродят, выделяя газы, отчего оно становится воздушным и рыхлым

  1. Местообитание дрожжей

Местообитание дрожжей связано с присутствием сахара:  на поверхности плодов и листьев, где они питаются нектаром цветов, соками растений. Как это ни странно звучит, но дрожжи присутствуют и в организме человека. Они являются компонентами нормальной микрофлоры человека.

  1.  Виды и использование дрожжей

Кондитерские дрожжи используются для приготовления тортов и других хлебобулочных изделий. Они проводят брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют тесто «подниматься» и после выпечки придают  хлебу мягкость .

Пивные дрожжи  используются для приготовления тортов и других хлебобулочных изделий. Они проводят брожение с образованием множества пузырьков углекислого газа, которые заставляют тесто «подниматься» и после выпечки придают  хлебу мягкость

Чайный гриб является «дружбой» дрожжей и уксуснокислых бактерий. Применяется для приготовления вкусного напитка Также дрожжи являются прекрасным косметическим средством.

  1. Практическая работа

Познакомившись с информацией о том, что основная функция дрожжей вызывать брожение с выделением пузырьков газа (что можно увидеть на срезе хлеба), мы провели опыты.

Опыт №1. Количество дырочек в разных мучных изделиях.

Цель:  исследовать разные мучные изделия на плотность и количество дырочек.

Продукты для опыта: хлебные палочки, кекс, хлеб (белый, ржаной).

C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190124_133719.jpg

Описание опыта: мы взяли хлебные палочки, кекс, свежий хлеб. В разрезе сравнили  их по твердости и по количеству дырочек в них. Прочитали состав на упаковках.

Результат:

Изделие

Сколько дырочек

Плотность

Палочки

дырочек много

твердые

Кекс

дырочек много

мягкое

Хлеб

дырочек очень-очень много

самый мягкий

Вывод: прочитав состав мучных изделий, выяснили, что во все изделия, кроме кекса, входят дрожжи. Дырочки имеются как в твердых, так и мягких дрожжевых изделиях. А в кексе они образовались с помощью разрыхлителя.

Опыт №2. Влияние сахара на процесс брожения.

Цель: выяснить, влияет  ли сахар на процесс брожения?

Продукты для опыта: вода, дрожжи, сахар

Описание опыта

В два стакана мы налили теплой воды. В каждый стакан положили по кусочку дрожжей. Все тщательно перемешали. В один из стаканов добавили сахар и стали наблюдать за процессом брожения.      

         C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190125_074952.jpg

Результат:

Через 30 минут после помешивания в стакане с сахаром (№1) начался процесс брожения. Появились маленькие пузырьки углекислого газа.

Через несколько часов в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался, на поверхности появилась пена из маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый запах. Во втором стакане процесс брожения не наблюдался, вода стала прозрачной.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт, углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни.

Опыт №3. Влияние температуры на процесс брожения.

Цель:  выяснить, влияет ли температура окружающей среды на процесс брожения.

Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль.

Описание опыта: В двух емкостях мы замесили тесто. Одну поставили в теплое место, поближе к батарее. Другую емкость поместили в холодное место.

C:\Users\Натаффка\Desktop\хлеб\для проверки\20190124_125751.jpg

Результат:

Через час тесто, которое стояло около батареи значительно увеличилось в объеме. Тесто, стоявшее в холодном месте, тоже поднялось, но значительно меньше.

C:\Users\я\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190124_140006(0).jpg

Вывод: дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды.

Опыт №4. C сухими и сырыми дрожжами.

 Цель: выяснить, какие дрожжи, сухие или прессованные, лучше использовать для выпекания хлеба.

Продукты для опыта: дрожжи сухие и сырые, вода, сахар, мука.

Описание опыта:

В две емкости налили теплой воды. В одну добавили чайную ложку сухих дрожжей (№2), во вторую - 1 чайную ложку прессованных (№1).

Результат: В емкости с сырыми  дрожжами процесс брожения начался быстрее и  шел интенсивнее, чем в емкости с сухими дрожжами.

C:\Users\Натаффка\Desktop\хлеб\для проверки\20190124_141040.jpg

Вывод:

Сырые  дрожжи чуть активнее начинают процесс брожения.

Опыт №5. Изделия из теста разной по времени выдержки.

Цель: выяснить, зависит ли вкус хлеба от количества дырочек.

Продукты для опыта: мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи.

Мы  решили провести эксперимент и испечь 3 маленьких каравая.

Результат:

1

2

3

Время выдержки

30 минут

1 час

3 часа

Внешний вид теста

Немного поднялось

Ещё больше поднялось

Пышное

больше всего

Внешний вид изделия

Не очень красивая лепешка

Красивый

Готовой пышный

Вкус

Не вкусно

Вкусно

Очень

вкусно

Наличие пор

Мало

Много

Очень-очень много

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF6651.jpg    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF6653.jpg    C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCF6654.jpg

Вывод: чем дольше выдержка теста, тем больше дырочек и вкуснее хлеб.

Посещение пекарни

         Познакомившись с историей хлебопечения, мы поняли, что рождение хлеба – всегда чудо! Возникло огромное желание побывать на хлебозаводе и своими глазами увидеть, как сегодня происходит сотворение этого великого продукта.

Договорились о встрече с заведующей мини-пекарни, с просьбой посетить пекарню с целью написания исследовательской работы. Эта экскурсия поразила нас до глубины души.

         Мы узнали о том, что существует пять сортов пшеничной муки: крупчатка, высший, I сорт, II сорт и обойная. И есть три сорта ржаной муки: сеянная, обдирная и обойная. Все эти сорта производятся на специальных мукомольных заводах. Они отличаются один от другого выходом (количеством муки, получаемым из 100 кг зерна), размерами частиц (разной степенью помола) и содержанием отрубей. Именно от этих хлебопекарных свойств муки зависит  качество хлеба. Оказывается, мука тоже может образовывать при брожении теста определенное количество углекислого газа. А от него во многом зависит количество дырочек в готовом хлебе. Кроме муки, для выпечки хлеба, как уже известно, необходимы дрожжи. Эти маленькие микроорганизмы обеспечивают брожение теста и получение разрыхленного хлеба.

          Созревшее тесто с помощью тестоделительной машины делится на равные куски. Из-за этого оно снова уменьшается в объеме. Поэтому ему нужно пройти «предварительную расстойку в специальных расстойных шкафах». В это время тесто снова начинает сильно бродить. Образуется много углекислого газа, а значит, появляется много дырочек. Тесто становится воздушным и рыхлым.

  1. Выводы

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

  • Дрожжи попадают в тесто
  • Грибки сразу принимаются за дело
  • Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, подходит
  • В жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
  • Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться, чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб.

  1. Список источников

1.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.

2.http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossii История хлеба в России.

3.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/  История названия.

4. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М.6Аванта+, 2004 -640с.

5.http://lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/ Рецепты

 


Поделиться:

Новый снимок Юпитера

Где спят снеговики?

Компас своими руками

Мать-и-мачеха

Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики