Конечно, мы все любим рисовать…
Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, вначале - палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже кто-то придумал смешивать цветную глину с яичным желтком или мёдом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру
Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. В их состав добавляют различные вещества искусственного происхождения. У детей на такие краски бывает аллергия. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, художники сами делали краски. Я задумался можно ли в домашних условия получить краски самим?
Объект моего исследования - краски.
Предмет исследования – состав красок
Цель исследования: узнать, из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Нарисовать рисунки из полученных красок.
5. Научиться анализировать результаты.
6. На основании полученных данных сделать вывод.
7. Познакомить учащихся школы с результатами исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
чудесные краски | 943.27 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Пугачева Саратовской области»
Адрес: г. Пугачев ул. Коммунистическая,12
Телефон/факс 8(84574) 2-19-38, e-mail: pugachevsosh2@mail.ru
Тема:
«ЧУДЕСНЫЕ КРАСКИ»
Работу выполнил: ученик 4 «А» класса
МОУ «СОШ №2 г. Пугачева»»
Курилкин Алексей Юрьевич
Руководитель проекта: Казакова Д.В.
учитель ИЗО
2020 г.
Содержание:
I.Введение……………………………………………………………..3 стр.
II Основная часть
III Заключение
1. Результаты исследования и выводы…………………… 13 стр.
IV Используемая литература……………………………………… 14 стр.
V Приложение 15 стр.
Введение
Конечно, мы все любим рисовать…
Рисовать люди начали с глубокой древности. Наверное, вначале - палкой на песке или угольком на стене пещеры. Позже кто-то придумал смешивать цветную глину с яичным желтком или мёдом. Наверняка этот опыт пришелся людям по душе, и краски начали свое многовековое победное шествие по миру
Я умею рисовать акварелью, гуашью и другими материалами. Эти и другие краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. В их состав добавляют различные вещества искусственного происхождения. У детей на такие краски бывает аллергия. Но давным–давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах и фабриках, художники сами делали краски. Я задумался можно ли в домашних условия получить краски самим?
Объект моего исследования - краски.
Предмет исследования – состав красок
Цель исследования: узнать, из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
2. Изучить из каких веществ состоят краски, рецептуры их приготовления.
3. Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Нарисовать рисунки из полученных красок.
5. Научиться анализировать результаты.
6. На основании полученных данных сделать вывод.
7. Познакомить учащихся школы с результатами исследования.
При выполнении работы я использовал методы:
- метод эксперимента;
- метод зрительного восприятия информации (работа с литературой, с компьютером, наблюдение);
- метод передачи информации с помощью практической деятельности.
- метод тестирования, анализ.
Сроки выполнения работы: февраль 2020г.
Гипотеза исследования: считаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.
Практическая значимость заключается в том, что мою работу можно использовать на уроках ИЗО и в кружковой работе по изобразительному искусству.
Моя работа актуальна, так как дает возможность познакомиться с исследовательской деятельностью, прививает интерес к практическим навыкам.
Основная часть
Из дополнительных источников я выяснил, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. [Алексеева В.В.]
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые. Чёрный цвет давала копоть, сажа.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. [Энциклопедия для детей]
Икона, написанная более 600 лет назад.
Икона, написанная в наше время
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
Я прочитал, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | + | + | ||
Гуашь | + | + | ||
Масляная | + | + | ||
Темпера | + |
Проанализировав литературу, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования. [Гитова И.М.]
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришел к выводу, что я смогу сделать некоторые краски сам и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми я рисовал очень много раз.
У меня были некоторые природные пигменты, связывающие вещества и я составил план четырёх экспериментов.
Сначала я решил создать акварельные краски
Акварель изготавливают из мелкого цветного порошка (пигмента) и специального водорастворимого клея. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали не клей, а мёд или соки вишневых и сливовых деревьев.
План эксперимента № 1
1.Я взял активированный уголь (очищенный уголь).
2. Измельчил уголь в порошок в ступке пестиком.
3. Просеял порошок.
4. Смешал уголь сначала с водой, затем с клеем ПВА. (Приложение №1)
Уголь плохо смешивался с водой и на бумаге эту краску почти не видно. Но когда я уголь смешал с клеем, то получил красивый ровный чёрный цвет, который хорошо ложился на бумагу. Чёрный цвет практически не отличишь от чёрного цвета акварели. Также я попробовал активированный уголь смешать с мёдом и нарисовать рисунок. (Приложение №2)
Цвет получился светлее (серый) и рисунок долго высыхал.
План эксперимента № 2
Дальше я попробовал создать акварельные краски других цветов.
2. Выдавил в разные стаканчики сок.
3. Смешал сок с мёдом.
4. Нарисовал рисунок, посвященный 8 марта. (Приложение №3)
Краска из ягод с добавлением мёда, хорошо ложилась на бумагу, но цвета получались более тусклыми, чем у акварели.
Создание масленых красок. Масляная краска - это густая паста, которую изготавливают, смешивая пигмент с настоящим маслом - льняным, подсолнечным, маковым или ореховым. Если посмотреть на портреты того времени - кажется, что человек, изображенный более четырех столетий назад, сейчас начнет двигаться и говорить. В таком «живом» эффекте есть немалая заслуга масляной краски. Ведь она прекрасно передавала ощущение натуральности, свет, тень и объем. [Кукушкин Ю.Н.]
Масляные краски, достаточно прочные и ложатся на бумагу жирными мазками.
План эксперимента 3
1.Я взял пакетик синий, зеленой, желтой и фиолетовой глины.
2.Смешал глину с подсолнечным маслом.
Глина с маслом смешалась не однородно, дала очень яркие цвета, но краска бледно ложилась на бумагу, и после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно. (Приложение №4)
Создать масленую краску ближе к натуральному мне не удалось. Потому что эта краска требует более сложного изготовления.
Создание темперных красок.
Темперная живопись берет свое начало в глубокой древности. Именно эту технику использовали для создания икон. Секрет удивительной прочности и долговечности темперы заключается в том, что в качестве связующего здесь использовали обычное куриное яйцо. На холсте или стене такая краска может держаться веками, однако в баночке она очень быстро портилась, поэтому готовить ее приходилось практически ежедневно. [КукушкинЮ.Н.]
План эксперимента 4
1.Я измельчил мел в порошок.
2. Смешал мел с яйцом.
Мел с яйцом хорошо смешался до однородной массы. Рисунок при высыхании не растрескался и не обсыпался. Рисунок оказался самым прочным. (Приложение №5)
Из всех опытов, которые я делал, больше всех мне понравилось изготовление темперных красок, они очень яркие на бумаге.
Мне очень захотелось поделиться с ребятами, результатами своей работы. На уроке ИЗО, я провел опрос «Можно ли создать краски в домашних условиях?»
18 человек ответили, что нельзя создать краски
7 человек не знают ответ на вопрос
5 человек ответили, что можно
После того когда я рассказал о своем эксперименте. Результаты изменились.
Все ребята согласились, что можно в домашних условиях создать краски,
17 человек захотели сделать свои и нарисовать рисунки самодельными красками.
Заключение
Результаты экспериментов.
Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить их можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по качествам и по консистенции, они имеют преимущества и недостатки.
ВЫВОД:
Преимущество самодельных красок - экологически чистые, недорогие, имеют естественные цвета, безопасные для здоровья.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Итак, чтобы приготовить такие краски, как у меня, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, ягоду) со связующим веществом (масло, яйцо, вода, клей, мёд). Моя гипотеза полностью подтвердилась. Поставленные задачи, я выполнил.
Увлечение натуральными красками охватило мир совсем недавно. Вот и я не смог устоять, и нарисовал несколько рисунков, которые, надеюсь, натолкнут вас на мысль, что мир прекрасен, что есть над, чем задуматься, есть к чему стремиться, и сколько всего интересного ещё можно узнать!
Используемая литература:
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Ночная стрельба
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Разноцветное дерево
Ах эта снежная зима
Рисуем кактусы акварелью