• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сочинение-эссе об интеллигентности

Опубликовано Пучнина Юлия Николаевна вкл 27.08.2020 - 11:05
Пучнина Юлия Николаевна
Автор: 
Батерина Дарья

Сочинение-эссе Интеллигентный человек в современном мире: быть или казаться? на Международный конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С. Лихачёва и современность»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baterina_d.s._sochinenie-esse_ob_intelligentnom_cheloveke.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Международный конкурс творческих работ старшеклассников

«Идеи Д.С. Лихачёва и современность»

в 2019-2020 году

СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ

Интеллигентный человек в современном мире:

быть или казаться?

Автор:

Руководитель:

Батерина Дарья Сергеевна,

обучающаяся 10А класса

МБОУ «СШ № 40»

г. Нижневартовска

Пучнина Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СШ № 40»

г. Нижневартовска

Автор работы ______________ Батерина Д.С.

Директор МБОУ «СШ № 40» ______________ Святченко И.В.

Интеллигентом нельзя притвориться.

Д.С. Лихачёв

Введение

Современный мир стремительно меняется: сегодня он выглядит так, а каким он станет завтра – сложно даже представить. Человеческое общество стало зависеть от мгновенно обновляющегося потока информации как никогда раньше. Современному человеку важно «быть в курсе», всюду успевать. Но изменился ли сам человек, его жизненные задачи, духовный облик? Каким он хочет быть? Входит ли интеллигентность в число качеств современного человека?

Слово «интеллигент» произошло от латинского глагола «intellego», который переводится как «познавать, узнавать, мыслить, разбираться». Сам термин «интеллигенция» был введён писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешёл в другие языки. Со второй половины XIX века считалось, что интеллигент занимается развитием и распространением культуры. С этого времени было принято считать, что интеллигенция – это золотой фонд нации.

Если обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова, то мы увидим, что «интеллигент – лицо, принадлежащее к интеллигенции», а «интеллигенция – люди умственного труда». Одно из значений слова «интеллигент» в словаре Т.Ф. Ефремовой – «человек глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления».

Впрочем, среди значений этого слова есть и определение, имеющее оттенок презрительности: «человек, чьё социальное поведение отличается безволием, бездействием, постоянными сомнениями». Именно это значение стало расхожим в XX веке, в советское время. И это неслучайно: человек мыслящий был неугоден и даже опасен в годы установления Советской власти. Вспомним повесть-антиутопию А.П. Платонова «Котлован», в которой главный герой был «уволен с производства» по причине «задумчивости».

В советский период словом «интеллигент» обычно обозначали человека, имеющего высшее образование. Возможно, этим подчёркивалась некая элитарность понятия, ведь высшее образование не было доступным для каждого.

В XXI веке возрос интерес к изучению проблемы интеллигентности в современном обществе. Это связано, безусловно, с необходимостью осмысления роли современного человека в обществе, в котором формируется поиск новых морально-нравственных ориентиров и идеалов. На наш взгляд, именно качества интеллигентного человека должны стать основой этого идеала.

  1. Д.С. Лихачёв об интеллигентности

Академик Д.С. Лихачёв, посвятивший теме интеллигентности значительную часть своей писательской и общественной деятельности, считал: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [2, С. 375]. Что же вкладывает в это понятие выдающийся учёный?

Прежде всего Д.С. Лихачёв подчёркивал, что для интеллигентности недостаточно иметь высшее образование: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью» [4, С. 26].

Размышляя над понятием «интеллигентность», учёный всегда подчеркивал, что настоящая интеллигентность – понятие, связанное не столько с образованностью, сколько с воспитанностью: «… если он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутьё, … если он может восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, – вот это и будет интеллигентный человек» [4, С. 26-27].

Значит, по мнению Д.С. Лихачёва, интеллигентен тот, кто имеет хорошее воспитание, восприимчив к интеллектуальному и культурному наследию и красоте мира во всех её проявлениях, владеет собой и своей речью, способен к уважению, состраданию и помощи нуждающемуся в ней, чуток к голосу совести и является настоящим патриотом.

Наряду с понятием «интеллигент», по мнению академика, существует и тип «полуинтеллигента»: «Это самая страшная категория людей. Они воображают, что всё знают, обо всём могут судить, могут распоряжаться, вершить судьбами» [2, С. 374].

На наш взгляд, именно из-за «полуинтеллигентов», людей, притворяющихся интеллигентными по причине выгодности такой «маски» (интеллигенту всегда доверяют – он чужд подлости и двуличия), была снижена значимость понятия «интеллигентный человек». А ведь настоящим интеллигентом нельзя притвориться: «Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, наконец, но интеллигентным – никогда» [2, С. 272].

В этом-то и феномен интеллигентности: многие хотят казаться интеллигентными, а вот хотят ли они быть ими (или даже – могут ли?) – вот это вопрос. Ведь быть, а не казаться – сложнейшая задача, так как это требует значительных усилий человека над собой, потому что «кодекс» интеллигента включает много нравственных качеств, с которыми человек вряд ли рождается.

  1. Об образе интеллигента в русской литературе

Среди навыков интеллигентного человека Д.С. Лихачёв особо выделяет постоянное стремление в познанию. В его выступлениях и книгах часто звучит призыв к чтению: «Читайте художественную литературу и понимайте её … и будьте душевно богаты» [4, С. 153], «чтение – главный, хотя и не единственный, воспитатель интеллигентности и главное её «топливо» [2, С. 371].

Попробуем привести примеры кратких характеристик «интеллигентных», на наш взгляд, героев из произведений отечественной литературы. В моём списке «интеллигентов» – Пётр Гринёв (А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»), Александр Чацкий (А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»), Евгений Базаров (И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»), Андрей Болконский (Л.Н. Толстой, роман-эпопея «Война и мир»), князь Мышкин (Ф.М. Достоевский, роман «Идиот»), Юрий Живаго (Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»). Оговорюсь – мои любимые литературные герои.

Пётр Гринёв… Добр, отзывчив, великодушен, искренен, принципиален и горд, хороший офицер и самое главное – человек слова и чести в отношениях с людьми и к самому себе («Береги честь смолоду…»). Но этот герой неуступчив и упрям, всегда остаётся при своем намерении, не всегда верном, но это, пожалуй, в силу своего юного возраста.

Александр Чацкий… Герой, не приемлющий лицемерия и лжи, «умён, остёр», как мы помним, служит «делу, а не лицам». Но А.С. Пушкин, например, считал, что «метать бисер перед свиньями» не есть признак ума.

Евгений Базаров… Образован, предан своему делу, человек глубокий и мыслящий. Но настоящий интеллигент обладает прежде всего чувством такта, а это уже не совсем про нашего героя. Вспомним его словесные дуэли с Кирсановым. Или – «Природа не храм…». А отрицание искусства и любви духовной? Его, пожалуй, можно назвать «запутавшимся» интеллигентом.

Андрей Болконский… Воспитанный, образованный, настоящий патриот, преодолевший своё честолюбие («Нет ничего, кроме неба»). Но как жаль, что он не сумел найти в себе силы понять Наташу и простить её! Как же дорого даётся ему это позднее раскаяние!

Князь Мышкин… Мягкий, тонко чувствующий мир людей и красоту, тактичный, воспитанный. Но как же беспомощен этот герой в мире перевёрнутых ценностей, когда по-настоящему добрый, порядочный, интеллигентный человек считается «идиотом»!

Юрий Живаго… Блестяще образованный человек с «живым умом», деликатный, порядочный, с любовью относится ко всем людям без исключения, стремится к совершенству в себе, в своём творчестве, в выбранной профессии. Но как же беспомощен этот герой на «изломе» истории!

Возможно, именно эта беспомощность, которая при определённых обстоятельствах может стать и безответственностью (вспомним о значимости нравственной ответственности у Д.С. Лихачёва), склонность к словесам, неумение, а возможно, и нежелание действовать привели к несколько брезгливому отношению к интеллигенту в прошлом веке. Как иронически замечает в своём рассказе «Наоборот» Т.Ф. Толстая, интеллигент XX века был вынужден «мимикрировать», так как ничего кроме как «тихо ходить, скромненько одеваться, очень сочувствовать», «зря не раздражать» он был сделать не в состоянии.

Тем не менее мы видим, что у этих литературных героев есть самые важные качества интеллигентного человека: интеллект, сочетающийся с добротой (а это уже мудрость, по Лихачёву!), порядочность в отношениях и в избранной деятельности. И самое ценное качество в них, на мой взгляд, настоящая, «искренняя» интеллигентность, неумение притворяться. Это считал важным и Д.С. Лихачёв: «человек культурный не притворяется чем-то и кем-то… быть самим собой во всём – от выбора профессии до манеры говорить» [2, С. 373].

  1. Интеллигентный человек в современном обществе

Лучшие герои художественной литературы, безусловно, своим примером оказывают влияние на формирование нравственных качеств и мировоззрения читателя. А вот хотят ли люди быть интеллигентными или нет? Возможно, в современном обществе достаточно «казаться» и не обязательно «быть»?

С целью изучения мнения старшеклассников мы провели социологический опрос «Быть или казаться?», за основу которого взяли качества интеллигентного человека, которые выделял Д.С. Лихачёв, и сочинение-рассуждение «Можно ли притвориться интеллигентом?» в 10-х и 11-х классах МБОУ «СШ № 40» г. Нижневартовска.

В результате опроса мы получили следующие данные:

(Уважаемый респондент! Предлагаем Вашему вниманию предполагаемые качества интеллигентного человека. Просим отметить любым знаком позиции (количество без ограничения), которые Вы считаете приемлемыми.)

№

Качества интеллигентного человека

Считаю эти качества присущими интеллигентному человеку, %

Считаю, что эти качества есть и у меня (или хочу, чтобы они у меня были), %

Считаю, что можно притвориться обладателем этих качеств, %

Считаю, что нельзя притвориться обладателем этих качеств, %

1

Наличие высшее образование

59

47

19

31

2

Интеллект (ум)

75

59

19

34

3

Доброта

41

75

44

22

4

Мудрость

59

31

6

31

5

Патриотизм

16

31

56

22

6

Нормативная и качественная речь

69

50

16

34

7

Желание учиться

38

53

34

22

8

Интерес к истории

44

31

38

22

9

Вкус в искусстве

53

47

34

19

10

Воспитанность

88

59

23

25

11

Неравнодушие

59

59

47

22

12

Общая культура

63

31

9

38

Анализируя полученные данные, можно прийти к нескольким выводам.

Старшеклассники считают, что основными качествами интеллигентного человека являются воспитанность, интеллект, хорошая речь, общая культура человека, мудрость и неравнодушие. Важным нам представляется факт, что в интеллигентном человеке, по мнению учеников, воспитанность первостепеннее интеллекта, а также наличие неравнодушия в «кодексе» интеллигента. Очень печально также, что старшеклассники не соотносят понятия «интеллигент» и «патриотизм».

Среди качеств, которыми хотели бы обладать старшеклассники или уже их имеют, прежде всего – доброта, а уже потом интеллект, воспитанность и неравнодушие. На наш взгляд, это важный симптом в современном обществе, когда значимость доброты высока, несмотря на все разговоры о снижении роли милосердия в наши дни.

Лидером среди качеств, обладателем которых можно притвориться, стал патриотизм. Может быть, этот показательный для времени «крикливых псевдопатриотов» факт и стал причиной того, почему старшеклассники не включили патриотизм в число качеств интеллигента. Действительно, очень сложно разглядеть истинный патриотизм под маской лжеца. Заметим, что, на наш взгляд, настоящий патриотизм – это любовь к своей стране, воплощённая прежде всего в деле, а не только на словах.

Также респонденты отметили, что притворству подвластны такие качества, как неравнодушие, доброта, интерес к истории, вкус в искусстве, желание человека учиться и наличие высшего образования.

Что же, по мнению опрашиваемых, не поддаётся «подделыванию»? Оказалось, что это общая культура человека, интеллект, правильная речь, наличие высшего образования и мудрость. На наш взгляд, эти качества и составляют портрет «интеллигента», культурного (а здесь и вкусы, и чувство такта, и воспитанность, и речь, и образованность!), умного, а главное – мудрого человека. А мудрость, по мнению академика Лихачёва, – это интеллект в соединении с добротой. И это мнение учёного сложно оспорить.

При анализе сочинения «Можно ли притвориться интеллигентом?» мы выделили общие тенденции в позиции старшеклассников по этому вопросу. Большинство отметило, что «интеллигент – это воплощение воспитанности и высокой нравственности», что это особое «состояние души», которое у человека «либо есть, либо нет». Интеллигентный человек «всегда стремится к новым знаниям, пытается улучшить мир вокруг».

Содержание работ показало также желание и стремление многих из пишущих стать интеллигентным человеком. Почему качества интеллигента сохраняют свою актуальность и значимость и в наше время? Во многом потому, что каждый понимает, что залогом успешности в современном обществе становится именно воспитанность, культура и нравственность человека, уважение к другим и самоуважение. Появился такой термин, как «рукопожатность», когда речь идёт о человеке, не запятнавшем свою репутацию недостойными поступками.

Отвечая на вопрос, заявленный в теме сочинения, старшеклассники отметили, что «притвориться можно образованным, но никак не интеллигентным, так как интеллигентность – это проявление в первую очередь внутренних качеств, а не внешних». «К примеру, если необразованность можно скрыть, то нравственные качества, которые отражают душу человека, практически невозможно». Можно притвориться носителем каких-то отдельных качеств, но «подделать их совокупность очень трудно, практически невозможно».

Такой обман легко разоблачается в какой-нибудь критической жизненной ситуации, когда человек будет вынужден показать своё истинное лицо, а не «маску» приличного человека, которую многие примеряют на себя, так как информационные технологии сейчас дают возможности для того, чтобы быть кем-то другим. Многие люди в социальных сетях имеют вымышленные имена и статусы, как будто даже переставая быть самим собой.

Интеллигентный человек – не только носитель определённых морально-нравственных характеристик, но и тот, кто при любых обстоятельствах остаётся самим собой. А если человек позволяет себе притворяться, то о какой интеллигентности может идти речь?

Заключение

Является ли понятие «интеллигентность» актуальным в современном мире? Кто же такой интеллигентный человек? Можно ли им притвориться? Эти вопросы стали центральными в нашей работе.

Интеллигент, на наш взгляд, – это человек глубокой внутренней культуры и воспитанности, наделённый интеллектом и добротой. Эти качества всегда отличали лучших из людей, независимо от исторической эпохи. Это качества, чья ценность выше всех мыслимых предметов роскоши и богатства, потому что в мире можно подделать всё, кроме человеческого достоинства и порядочности интеллигентного человека.

Но наше время предъявляет особые требования к интеллигенту. На наш взгляд, недостаточно быть просто воспитанным и культурным интеллектуалом. Необходимо осознавать возможности для практического приложения своего предназначения. Мало просто быть хорошим человеком, необходимо, чтобы хорошего и в мире становилось больше.

В этом, безусловно, долг каждого интеллигентного человека: «Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему» [4, С. 28]. Поэтому ко всему перечисленному мы бы добавили способность и желание человека действовать во благо своей семьи и страны. И тогда «портрет» настоящего интеллигента станет полным и его роль в современном мире определяющей. Как это и должно быть.

Библиография

  1. Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка в 3-х томах. – М.: АСТ, 2015.
  2. Лихачёв Д.С. Время сближения. Письма, наблюдения. – М.: АСТ, 2019.
  3. Лихачёв Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию ж. Новый мир, 1993 // Электронный источник. Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/lihachev.txt 
  4. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – М.: Мартин, 2020.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. – М.: Мир и образование, 2020.
  6. Портал «Психологи на b17.ru»: Интеллигентный человек // Электронный источник. Режим доступа: https://www.b17.ru/forum/topic.php?id=303932


Поделиться:

Круговорот воды в пакете

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский

Рисуем тыкву

Как нарисовать небо акварелью

Заколдованная буква