Данная тема актуальна, так как в наше время киноиндустрия стремительно развивается. С каждым днем появляется все больше шедевров отечественного кинематографа и в связи с этим все чаще наблюдается огромное количество новой киномузыки, которая впоследствии становится популярной и продолжает свой путь самостоятельно. Именно поэтому стоит уделить внимание данной теме.
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы
”Школа №777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова”
Индивидуальная выпускная работа
“Роль музыки в отечественном кинематографе”
Исследование
Выполнила: Андонаку София Панайотис
Куратор: Чуксина Ольга Александровна
Москва 2020
Оглавление
Введение
Обзор литературы
Описание хода работы и результатов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Темой своей индивидуальной выпускной работы я выбрала “Роль музыки в отечественном кинематографе”. Я считаю эту тему особенно интересной, так как сама увлекаюсь музыкой и нахожу весьма значимой ее роль в кинематографе. В связи с этим я решила выяснить, действительно ли мое мнение является верным и узнать: какую роль играет музыка в кино.
Музыка, а иногда и песни для фильма - это как приправа для блюда. Без них вы узнаете историю, но не сможете насладиться ей сполна, распробовать все ингредиенты в полной мере, почувствовать едва уловимые нотки вкуса. Самая явная и в то же время самая главная цель музыкального сопровождения – это усилить эмоции зрителя при просмотре различных сцен.
Ключевой вопрос состоит в следующем: какова же все-таки роль музыки в отечественном кинематографе?
Гипотеза: музыка играет одну из важнейших ролей в отечественном кинематографе.
Цели работы: выяснить отношение молодежи 14-17 лет школы №777 к роли музыки в кинематографе, узнать мнение учащихся относительно влияния музыки на сложившуюся с ее помощью атмосферу произведения.
Задачи данной исследовательской работы:
Данная тема актуальна, потому что в наше время киноиндустрия стремительно развивается. С каждым днем появляется все больше шедевров отечественного кинематографа и в связи с этим все чаще наблюдается огромное количество появления новой киномузыки, которая впоследствии становится “шлягерной” и продолжает свой путь самостоятельно. Именно поэтому стоит уделить внимание данной теме.
В исследовательской работе используется два метода исследования: анкетирование и контент-анализ. Благодаря анкетированию было опрошено нужное количество учеников. Анкета содержит в себе 6 вопросов. Данный метод исследования был применен в школе №777 среди молодежи 14-17 лет.
В понимании С.Г. Вершловского контент-анализ - это изучение литературы, которая связана с темой исследования, и анализ текста. (Вершловский, Матюшкина 2006: 6)
Анкетирование – метод опроса, используемый для составления статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения и т.д.
Обзор литературы
В ходе написания своей работы я ознакомилась с некоторыми научными источниками, которые окончательно помогли сформировать мое мнение относительно роли музыки в кино.
Начнем с истории возникновения киномузыки.
«Связь музыки со зрительной сферой фильма имеет, естественно, предшествовавшие ей исторические формы. Связь музыки с драматическим действием осуществлялась уже на почве античного театра (Еще со времен древнегреческой драмы музыка связана со сценой и драматическим действием. В эпоху Возрождения музыка участвовала во многих сценических формах, в английских масках и в итальянских интермедиях, итальянских и испанских зрелищах. Позднее это взаимодействие перешло в новый вид искусства - оперу, где музыка связана с развитием действия и с текстом. В балете, где семантический слой отсутствует, музыка так же сочетается с действием, но помимо этого еще становится регулятором каждого движения, каждого жеста). В драмах, в театральных пьесах роль музыки менее органична, но и здесь музыка выполняет свои художественные задачи: она эмоционально объединяет исполняемую сцену, которую сопровождает; она пробуждает эмоции слушателя, подготовляя настроение последующей сцены. Музыка выполняет также функцию фона для монолога или диалога; в других местах она появляется в качестве музыкальных вставок. Но эти «инкрустации» всегда нeсут в себе лишь эмоциональный заряд. Более значительную роль играет музыка в мелодраме, где она создает постоянный фон для речевого компонента и комментарий к драматическому действию. Все эти формы слияния разнородных видов искусства подготовили установку для восприятия звукового фильма.
Звуковой фильм появился на свет в такой момент, когда другие формы, объединявшие различные виды искусства, уже имели позади многовековую историю развития и создали многочисленные собственные традиции и условности. Но в них всегда преобладал один род искусства: в драме — сценическое действие, в опере — музыка, в балете — пантомима и танец. В кино, разумеется, преобладает визуальный фактор; здесь музыка полностью ему подчинена, но образует вместе с ним единство диалектического типа; ибо только вместе они составляют целостность высшего порядка. Если зрительный кадр имеет самостоятельное и конкретное содержание, то музыка служит обобщающим началом; зрительный кадр конкретизирует— музыка дает обобщенную характеристику и тем самым усиливает воздействие изображения. Вот в чем, по существу, состоит взаимодействие обоих компонентов. Не исключено, однако, что это взаимодействие подготовлено условностями, выработанными на почве синтетических жанров.» (З. Лисса 1970: 32)
В начале первой и второй глав своей книги «Эстетика киномузыки» Зофья Лисса раскрывает тему возникновения такого компонента кинопроизведения как киномузыка , которая является одним из его важнейших выразительных средств. Тем самым, автор подчеркивает, что в развитии искусства музыкального оформления фильма различают период немого кино, в котором музыка ещё не была частью кинопроизведения, и период звукового кино.
«В отношении стиля развитие киномузыки состоит в том, что она расширяет свои стилевые границы и — в зависимости от задач, поставленных перед нею фабулой фильма, — в эти границы вовлекаются самые разнообразные исторические и этнические музыкальные явления. Это относится и к ее новейшим стилевым течениям, к эффектам электронной и конкретной музыки, рождению которых она сама способ ствовала. В кинофильме музыка, после фабулы, занимает второе место, как интегрирующий фактор всего произведения.
Таким образом, музыка в фильме имеет свои предформы, предысторию, историю и перспективы развития. Есть у нее и свои общепринятые условности, которые все время меняются. В фильме нам не мешают ни прерывность музыки, ни изменчивость ее исполнительских средств; она не кажется нам неуместной, если сопровождает бредущего по пустыне одинокого путника или звучит среди айсбергов Арктики. Нам не мешает, что порою она является частью изображаемой в фильме действительности, когда, скажем, на экране играют и танцуют, а иногда звучит и выполняет понятные для нас драматургические задачи в таких местах, где она к этой действительности явно не принадлежит.» (З. Лисса 1970: 38)
Что касается современного кино, то Сергей Степанович Соковиков в своем труде «Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура на контекст» изложил свои мысли в таком ключе: «В современности киномузыка занимает положение Золушки по отношению к музыкальной классике, авангардным сочинениям и океану популярной музыки. Между тем по масштабам распространения она не уступает поп-текстам, а по содержанию, по сути, изоморфна всей мировой музыкальной культуре в ее синхронном и диахронном срезах. Ей не чужды утонченность элитарных явлений, простота и действенность масскульта, задушевность и специфичная мелодика традиционных народных музыкальных форм. При этом все названное получает перевоплощение в пространстве киноискусства и, что важно, транслируется в широкое общекультурное пространство. Столь значимый феномен вместе с тем не получил, на наш взгляд, достойного освещения. Предлагаемый текст – скромная попытка хотя бы в какой-то степени уменьшить подобную дефицитность.
Таким образом, одним из ярких явлений, образующих специфические подпространства в современной культуре, выступает киномузыка. Получившая широчайшее распространение и популярность, она потенциально способна так или иначе репрезентировать весь многообразный мир музыкальной культуры. Более того, именно киномузыка оказалась действенным фактором поддержания, в условиях поп-экспансии, более сложных, содержательных музыкальных явлений, в частности, симфонической музыки, написанной по академическим правилам, поскольку «сохранить крупную художественную форму в музыке двадцатого века действительно оказалось возможным только в кинематографе – и это замечательно реализовали в своих работах… кинокомпозиторы» (Сергей Степанович Соковиков «Пространство киномузыки и киномузыка в культурном пространстве: популярная культура на контекст»: 36)
А вот уже другой автор, Егорова Татьяна Константиновна, сформулировала свою мысль, относительно роли музыки в кинематографе, иначе: «Сергей Эйзенштейн выделял в развитии кинематографа три этапа: немой, звуковой и звукозрительный. Каждый из них был связан с достижением определённого уровня технического развития и, как следствие, формированием на его основе новых типов художественно-образного мышления, систем выразительных средств, а также с разработкой оригинальных эстетических воззрений на природу нового вида искусства. Свойственные этим этапам специфические отличия получили своеобразное преломление и в музыке, на которую возлагалась ответственная роль эмоционального регулятора процесса зрительского восприятия и выразителя концептуальной режиссёрской темы-идеи фильма.
Проблема "музыка и кинематограф" имеет давнюю историю и обязана своим появлением родоначальникам кинематографа братьям Люмьер. Сегодня трудно сказать, когда одному из братьев, а именно Луи Люмьеру, пришла в голову идея использования музыки во время киносеанса. Быть может, это случилось при повторной демонстрации люмьеровских фильмов в парижском театре "Олимпия". Однако точно известно, что 17 февраля 1896 года публичный показ другой программы немых фильмов, снятых учениками Люмьеров, который состоялся в лондонском театре "Эмпайр", шёл под аккомпанемент фортепиано. Сидевший за инструментом пианист, по утверждению члена Британской киноакадемии и Британского кинематографического общества Эрнеста Линдгрена, услаждал слух зрителей импровизациями на темы популярной музыки. Пример оказался заразительным, и вскоре музыка стала активно привлекаться для сопровождения немых кинолент другими производителями и прокатчиками. Причём, как показала практика, её присутствие в фильмах дозвукового кинематографа вовсе не было случайностью. Ибо помимо технической причины (стремление заглушить шум проекционного киноаппарата) и психологической (противоестественность для восприятия беззвучного визуального движения) были отмечены способности музыки усиливать выразительность немых кинокадров (эстетическая причина) и объединять в единое целое монтажные блоки сюжетного развития (формообразующая функция).» (Егорова Т.К. «Теоретические аспекты изучения музыки в кино»: 1)
Описание хода работы и результат
Для проверки данной гипотезы был использован метод анкетирования среди учащихся школы №777. Опрашивалась только молодежь 14-17 лет. В голосовании приняли участие тридцать три человека.
По результатам анализа ответов, данных в анкетировании на первый вопрос: «Обращали ли Вы внимание на музыку, звучащую в кино?» выяснилось, что 32 из 33 человек обращают внимание на музыку, звучащую в кино, 1 человек - нет.
На вопрос “Ощущали ли Вы хоть раз, как музыка преображает атмосферу фильма?” учащиеся единогласно ответили «да».
Следующий вопрос звучал так: “Музыка каких советских фильмов Вам знакома?” Опрашиваемым был предложен список с альтернативными вариантами ответа, не исключающими друг друга (можно было выбрать несколько вариантов сразу). Большинство из них (23 человека) выбрали фильм «Ирония судьбы или С легким паром!». На втором по популярности месте (21 человек) находится «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Далее по списку – вариант «Бриллиантовая рука» (20 человек). Пятнадцать человек остановилось на фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Внимание девяти человек привлекла «Карнавальная ночь». И оставшиеся 4 человека добавили свои варианты ответа.
На четвертый по счету вопрос «Можете ли Вы по музыке определить дальнейший ход событий в фильме?» 21 из 33 человек ответило положительно, трое – «нет», а девять человек затруднились ответить.
Далее, на вопрос «В каких жанрах кинематографа, по Вашему мнению, музыка имеет наибольшую значимость?», был также предложен список с альтернативными вариантами ответа. Итак, подавляющее большинство (25 из 33 человек) ответило «мелодрама». «Триллер» оказался на втором месте по популярности (18 из 33 человек). «Нога в ногу» идут два варианта ответа: «Фантастика» и «Боевик» (15 человек). Одиннадцать человек дали ответ «Комедия», девять человек – «Исторический фильм» и один человек добавил свой вариант ответа.
Следующий вопрос, на который следовало ответить респонденту, был связан с ключевым вопросом: «Считаете ли Вы, что музыка играет одну из важнейших ролей в кинематографе?» . Ответ «да» дали 31 из 33 человек, «нет» - один человек и один - «затрудняюсь ответить».
В приложениях к работе находятся точные количественные данные относительно ответов на вопросы анкеты, диаграммы с процентным соотношением ответов, таблицы с ответами.
Заключение
Цель исследовательской работы достигнута - гипотеза доказана. Молодые люди школы №777 относятся с интересом к теме «Роль музыки в отечественном кинематографе», считая, что она является его неотъемлемой частью.
Тема данного исследования открыта для дальнейшего изучения. Можно провести включённое наблюдение: сводить учащихся школы №777 на показ немого кино, после этого продемонстрировать звуковой фильм и затем опросить их для более полного понимания испытываемых ими чувств.
Список используемой литературы
педагогическом исследовании: Учебное пособие. Санкт-Петербург,
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования, 2006г.
Приложения
Рыжие листья
Сверчок
Горка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Рисуем акварельное мороженое