Цель исследовательской работы: изучение страниц истории Первой мировой войны, основываясь на документах-дневниках моего прапрадеда Пашкова Г.С. в работе использовались основные методы историческогоисследования: описательно-повествовательный, ретроспективный, частично биографический.
Основные результаты исследования: исследованы факты истории событий Первой мировой войны 1914-1917 г., оцифрованы дневники прапрадеда участника Первой мировой войны.
Данная работа получила 1 место на городском Научном конвенте в 2018 г.
Вложение | Размер |
---|---|
horkov_oleg_sgn_istoriya_listaya_proshlogo_dnevnik.docx | 53.74 КБ |
horkov_oleg_istoriya.pptx | 2.25 МБ |
Название мероприятия | Муниципальный этап научного конвента в рамках проведения краевого молодежного форума «Научно-технический потенциал Сибири» |
Название секции | Социально-гуманитарные науки/ история |
Полное название темы работы | Листая прошлого дневник |
Населенный пункт | г. Назарово |
Тип работы | Исследовательская работа |
ФИО (полностью) автора, дата рождения | Хорьков Олег Евгеньевич, 31.05.2002 |
Место учебы | КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум» |
Домашний адрес автора | 662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Черняховского, д.5 |
Курс, группа | 1 курс, РЗ-17 |
Руководитель | Курнакина Екатерина Сергеевна, преподаватель истории, КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум» |
E-mail, контактный телефон | руководителя работы 89232937094 |
АННОТАЦИЯ
Хорьков Олег
Красноярский край, г. Назарово, КГБПОУ "Назаровский энергостроительный техникум", 1курс, группа-РЗ-17.
Листая прошлого дневник
Руководитель: Курнакина Екатерина Сергеевна, преподаватель истории, КГБПОУ «Назаровский энергостроительный техникум»
Цель исследовательской работы: изучение страниц истории Первой Мировой войны, основываясь на документах - дневниках моего прапрадеда Пашкова Г.С.
Методы проведенных исследований: описательно-повествовательный, ретроспективный, частично биографический.
Основные результаты исследования: исследованы факты истории событий первой мировой войны 1914-1917 г., оцифрованы дневники прапрадеда участника Первой мировой войны.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………….4 | ||
1 | Историческая справка……………………………………………………..…………5 | |
2 | Дневник участника войны Пашкова Г.С…..…………………………………………..6 | |
2.1 | Особенности мобилизации в армию в военное время….……………………………..6 | |
2.2 2.3 3 | Уклад армейской жизни……………………………………………………………….. 7 Влияние войны на жизнь участников……………………………………………… 11 Результаты анкетирования…………………………………………………………….13 | |
Заключение………………………………………………………………………….… 14 | ||
Список использованных источников и литературы…………………………………15 |
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная мною тема актуальна для изучения и исследования. Одним из самых главных событий XX века является Первая мировая война. В связи с тем, что это событие имело место быть при императоре Николае II, и в народе считалось «царской» войной, на долгое время, уже в Советской России, оно было предано забвению. Невероятное количество воспоминаний, литературных произведений посвящено Великой Отечественной войне. Нисколько не умаляя подвига нашего народа в Великой Отечественной, мы, потомки. должны помнить и об истории Первой мировой.
Прошло сто лет с того момента, как Россия вышла из Первой мировой войны, но в некоторых семьях остались свидетельства событий 1914-1917 гг. Наша семья бережно хранит и чтит дневники моего прапрадеда-Пашкова Гурия Семеновича, очевидца и участника событий Первой мировой войны. 1914-1917 года, который описал, как воевали русские солдаты на фронтах Первой мировой..
Гипотеза: в своем исследовании я предположил, что Война разрушительно влияет не только на жизнь страны, но и на жизнь каждого отдельно взятого человека.
Цель работы: изучение трагических страниц истории Первой Мировой войны, основываясь на документах- дневниках моего прапрадеда Пашкова Г.С.
Задачи:
Методы проведенных исследований: описательно-повествовательный, ретроспективный, частично биографический.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в оцифровке дневников участника Первой мировой войны, знание истории своей семьи. Сохранение исторического наследия.
1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. Она продолжалась более 4 лет, в ней участвовало 38 государств, на ее полях сражалось свыше 74 млн. человек, из которых 10 млн. было убито и 20 млн. искалечено. Эта война привела к крушению самых могущественных европейских государств и образованию новой политической ситуации в мире.
Накануне войны обострились отношения между сильнейшими странами — Англией и Германией. Их соперничество превращалось в ожесточенную борьбу за господство в мире, за зaхвaт новых территорий. Сложились и союзы государств, которые врaждовали друг с другом. Таким обрaзом, к причинам ожесточенного конфликта между государствами относят передел уже поделенного мирa. Все стрaны вынaшивали aгрессивные захватнические планы, но более всего Германия. В соответствии с германским планом Шлиффена планировалось быстрое завоевание Германской империей Франции и поворот войск в сторону России.
Поводом к войне послужило убийство 28 июня 1914 года в городе Сараево (в Боснии на Балканском полуострове) наследника престола Австро-Венгерской империи Франца Фердинанда.
С самого начала войны стало очевидно, что война принимает затяжной характер, и театром военных действий становится Франция, Восточная Пруссия, затем Галиция и Кавказ.
Произошедшее в начале сентября 1914 г «Чудо на Марне», в результате которого союзникам удалось переломить ход боевых действий в свою пользу и немного отбросить немецкие войска, имело огромное значение. Битва на реке Марна воодушевило солдат на дальнейшую борьбу.
Война, конечно, несет в себе разрушительную силу, страдают государства и люди, живущие в них. Тем не менее, война, желание отстоять свою независимость, подвигла человечество к развитию технической мысли. Так, в годы Первой мировой войны, в битве на реке Сомме, британской армией впервые были применены танки.
Во время Первой мировой войны была выработана тактика позиционной войны. При такой тактике наступательные операции становятся неэффективными, и обе стороны находятся в патовой ситуации. В результате, для прорыва обороны противника стали применять химическое оружие. Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных (таких, как слезоточивый газ) до смертельно ядовитых, как хлор и фосген. Химическое оружие является одним из основных в Первой мировой войне и в общей сложности на всём протяжении XX века.
Кроме борьбы с артиллерией противника, где химические снаряды были особенно эффективны, тактика применения химического оружия российской армией предполагала использование химических снарядов как вспомогательного средства для того, чтобы заставить противника покинуть укрытия и сделать его досягаемым для артиллерийского огня обычными боеприпасами. Также, устраивались комбинированные атаки: создание газовой волны (газобаллонная атака) и обстрел не затрагиваемых ею целей химическими снарядами[1].
Впервые в истории в военных целях стала использоваться авиация в начале для разведки, а затем и для бомбардировки войск на фронте, в ближнем тылу и, наконец, для нападений на мирные города и села. Германия использовала дирижабли.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Первая мировая война имела огромную разрушительную силу. Использование новейшего по тем временам оружия принесло огромный вред человечеству. Более 20 млн. солдат и мирных жителей, которые остались живы после войны, были искалечены химическим оружием.
2 ДНЕВНИК УЧАСТНИКА ВОЙНЫ ПАШКОВА Г.С.
Мой прапрадед Пашков Гурий Семёнович родился в семье крестьянина-бедняка на заимке Чупровской Русско-Янгутского общества Осинской волости Балаганского уезда Иркутской губернии 14 августа 1896 года.
Жизнь крестьянина –бедняка в царской России конца XIX - начала XX века была крайне тяжелой. В своем дневнике мой прадед описывал свое детство так: «С десятилетнего возраста я ходил по людям, пас по найму у крестьян скот, сезонно работал у кулаков. Я пахал пашню деревянной сохой, косил косой траву, жал серпом хлеб, зимой с раннего утра и до позднего вечера на морозе молотил молотилкой (цепом) снопы хлеба. И много. много выполнял непосильных работ у кулаков, выполнял норму работ, как взрослый, а кулаки платили мне как малолетке - по 10-13 копеек в день.»[2]
В 1914 году вспыхнула первая мировая война, или, как ее называет мой прадед, «война империалистическая». Через год с небольшим Гурий Семенович был направлен в маршевый полк с отправкой на Германский фронт.
Открывая том первый Дневника Гурия Семеновича, я прочитал послание потомкам: « Эти воспоминания написал я, майор милиции в отставке, Пашков Гурий Семёнович,1896г.р.,членКПСС с 1926 года. г.Гусиноозёрск, Школьный переулок, д.6, кв.3. Я хочу, чтобы молодежь читала и знала, как мы воевали. 1914-1917гг. 26.05.1972г.»[3] Именно после прочтения этих строк я решил. что нужно сохранить историю нашей семьи, оцифровав дневники моего прапрадеда.
2.1 Особенности мобилизации в армию в военное время
В исторической литературе я нашел данные о том, что после неудач в войне России с Японией, были приняты меры по улучшению армии. Накануне войны численность российской армии составляла 1 миллион 423 тыс. человек. После мобилизации она составляла около 6 миллионов человек. Всего же за годы Первой мировой войны в российскую армию было мобилизовано почти 16 миллионов человек. Огромные потери среди кадрового состава российской армии уже в первый год войны привели к тому, что после мобилизации в составе армии произошло увеличение доли крестьянского населения.[4]
Гурий Семенович в своем дневнике подробно описал, как проходила мобилизация у них на заимке: «Шёл 1914 год. Год тяжёлый для мира, потому что в августе месяце началась Мировая империалистическая война. Я помню, как у нас на заимке Чупровской проходила мобилизация. В первую очередь мобилизовали кадровиков-мужчин, отслуживших действительную службу. Сразу взяли до 48-ми летнего возраста.
Во время мобилизации среди населения происходила паника. Женщины, дети, старики кричат, плачут. Мужчины, которых брали в армию- плакали, прощались со своими семьями и покидали их. Тогда говорили, что Германия и Австрия напали на Россию, и что царь Николай мобилизует всю Россию и погонит на войну.
В первую мобилизацию у нас на Чупровской взяли почти половину населения мужчин, остались только ополченцы да допризывной возраст. Но вслед за этим в скорости мобилизовали ополченцев до 48 лет. В конце 1914 года призвали в армию молодёжь двадцати лет -"двадцатников", в том числе и я попал под мобилизацию. Наш год призывался в военное управление города Балаганск. Нас "двадцатников" с Чупровской заимки было 5 человек. Вскорости после призыва "двадцатников" призвали девятнадцатилетних»[5]. Затем призывали и 18 и 17-летних. К 1916 году в деревнях остались только 16-летние ребята.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Первая мировая война коснулась всех сословий мужского населения от 17 до 48 лет по всей территории огромной Российской империи.
Исследования военных историков и исследователей Копылова В.А., Милюхина В.П., Еремина И.А., Горелова Ю.П., Новикова П.А указывают на неоднозначное отношение крестьян к этому процессу. Наряду с патриотической риторикой и настроениями, сибирские крестьяне-призывники отнеслись к мобилизации как к несчастью.
2.2 Уклад армейской жизни
«Первую ночь я спал среди солдат, на солдатской постели не сладко, всякие мысли, тоска по дому, по родне, перемена жизни, и я заснул только перед утром. В 6 часов утра горнист затрубил на дворе подъём. Я не знал, что нужно быстро, по-солдатски соскакивать с постели, а я лежу и молчу. Как вдруг с меня сдернули одеяло и сердито крикнули: "Что ты лежишь! У маменьки что ли!" Это был дневальный по роте. В его обязанности входило командовать подъёмом роты. Как только горнист протрубил в кларнет, я, быстро оделся и без умывки встал в строй. Рота повзводно выстроилась в казарме. Мне нужно было встать в 3 отделение, а я встал в 4-е. Но тут командир взвода поправил, вывел меня из строя 4-го отделения и поставил в 3-е отделение и указал, что моё место всегда здесь. Я же совершенно ничего не понимал, что к чему относится в строевой службе. Началась перекличка, кого назовут по фамилии, тот откликаеся: «Я!» И мою фамилию назвали - я молчу, второй раз окликнули - я обратно молчу. Тут обратно меня выручил взводный командир. Он за меня отозвался: "Есть такой, новичок, службу ещё не знает".После переклички послышалась команда:"Смирно! На молитву шапки снять". Запевала запел: "Боже, Царя храни, всевышнего наземного сиятеля". И вся рота хором запели: « Боже, Царя храни…» - только казарма гудит. Я тоже рот открывал и в голос тянул, хотя слов не знал. Кончила рота петь молитву, подалась команда: "Рота, разойдись на завтрак".Загремели котелки, чайники, солдаты бежали на кухню за завтраком, а на завтрак выдавался горячий кипяток и всё. К кипятку кусок солдатского чёрного хлеба. Солдаты на ходу в казарме, стоя у тумбочки, каждое отделение быстро наливали из большого чайника горячий кипяток. Каждый себе в кружку и второпях, обжигаясь пили. Я тоже налил себе в кружку кипяток и с аппетитом выпил его со своим домашним хлебом, у меня и кусок мяса был в тумбочке. Я хотел ещё налить в кружку кипятку, но не тут-то было, это не дома. По казарме раздалась команда: "Выходи, стройся". Солдаты бегом бежали на улицу и становились в строй. Я тоже вышел, рота уже выстроилась.
Тут отдельно от роты стояла отдельная шеренга солдат, человек 40 или 50,все новички, таки же, как я. Меня поставили в эту шеренгу, потом разбили на группы - в каждой группе состояло 7-8 человек. Нас вывели за казармы на полковую площадь и начали учить. С начала поворот направо, налево, кругом. Потом ходьба поодиночно, группой отделением и т.д. И пошла моя солдатская служба без конца. После строевых занятий проводили в казарме словесность. Офицер в звании прапорщика показал новичкам большую стопу погон, начиная от рядового и кончая его сиятельством, а именно: младшие офицеры, ефрейтор, от прапорщика до подполковника-титул был Ваше благородие. Полковник уже был Ваше высокоблагородие. Генералы уже назывались Ваше величество, Ваше превосходительство. У Царя титул был Ваше сиятельство, хотя у него звание было в чине полковника. Таким путём, по военному уставу каждый солдат должен был все эти погоны заучить наизусть, как молитву. Если солдат не знал звание и титул офицеров и генералов, его из казармы в город не отпускали. Кроме погон солдат должен был уметь встречному на улице офицеру отдать честь, а если солдату шёл навстречу генерал, то солдат должен был встать во фронт. Если солдат не умел отдать честь или неправильно генералу встал во фронт, то тот солдат нёс строгое взыскание, а вместе с ним получал дисциплинарное взыскание его командир, который отпустил этого солдата в город.
Таким путём потекла моя солдатская жизнь с первых дней службы. Очень было тяжело, всё делалось по команде, быстро. За малейшую оплошность получишь от командира пощёчину или наряд вне очереди. Утром в шесть часов подъём, проверка, после проверки молитва: « Боже, Царя храни». После завтрака словесность, потом строевые занятия, битва в штыки, колотье чучела, изучение трёхлинейной винтовки, её затвор, штык, все части винтовки нужно было знать наизусть. Тоже немало нашего брата солдата попадали в наряд вне очереди- возить бочку с водою на кухню или ставили под винтовку, как Говкова. Хуже всего было изучение военного устава, на каждом шагу командиры офицеры требовали всякое задание выполнять по уставу. Неправильно встал, пошёл, сказал - грозит тебе наказание. Офицеру неправильно отдал честь, он загоняет тебя и гоняет до тех пор, пока ты правильно не отдашь честь. Кормили солдат как худых собак. Столовых тогда в царской армии не знали солдаты, а на 10 человек давался жестяной таз .Мы поочерёдно носили с ротной кухни суп. сваренный из камбалы с чечевицей. Этот бак ставили на нары, встаём кругом таза и гоняем ложками по тазу бурду, иногда на счастье поймаешь в ложку кусочек камбалы и одну-две горошки чечевицы. Кто силён и нахальный - успеет выловить гущу, ты-одну ложку, а он три, четыре зачерпнёт и голодный не оставался. Хотя в супе не было вкуса, а нахальному казалось всё вкусное».[6]
Гурий Семенович был переведен 17 Сибирский стрелковый полк и отправлен на фронт. Вот что написано в дневнике о этих днях:
Факт формирования сибирских военных дивизий за Уралом в Омском, Иркутском и Приамурском военных округах дает основание предположить, что основную часть мобилизованных в них резервистов составляли местные жители, хотя среди них находилось определенное количество переселенцев, недавно прибывших в Сибирь, а также уволившиеся в запас уроженцы из других губерний Европейской России, оставшиеся в Сибири.[7]
«Наш 17 Сибирский стрелковый полк занимал окопы у железнодорожной станции Рольбеще, в 30 километрах от города Риги, в 15-20 километрах от Балтийского моря. Вправо от нашего полка и до берега Балтийского моря занимал оборону 18 Сибирский стрелковый полк, левее нашего полка занимали оборону 16,15,14 и другие Сибирские стрелковые полки. Немцы боялись наши сибирские полки, как чёрт ладана, потому, что эти полки всегда били немцев и не любили сдаваться в плен. Немецкое командование нервничало, что на их пути дорогу к Риге, которую немцы давно готовились взять в свои руки, стояли наши сибирские полки и каждый раз давали немцам отпор и разгром при всякой немецкой атаке. В июне месяце 1917 года немцы почти ежедневно вели атаки на наши окопы силами роты и батальоном. Всё, как говорили, искали слабые места в нашей обороне и всегда они не все возвращались живыми в свои окопы. Ну и нам, русским, попадало, как говорят: война без жертв не бывает. Один раз одна цепь немцев прорвалась через наше проволочное ограждение и полезла на наши окопы под сильным пулемётным и оружейном огнем. Со стороны немцев и с нашей стороны гремели пулемёты, винтовочный залпы, взрывы гранат. Когда немецкие цепи уже лезли на наши окопы, наше командование подали команду в атаку. Вот тут произошёл ад. Наши солдаты, как львы кинулись из окопов и набросились на немцев врукопашную схватку в штыки. Немцы не отступали, они тоже как звери били-кололи наших. В одну минуту произошло что-то страшное-ад, крик, стон, ругань, стрельба. Я помню только тот момент, когда весь наш полк с криком "Ура!" выскакивал из окопов на бруствер и столкнулись с немцами, начали друг друга бить, колоть штыком. и я тоже. Что было я не помню, когда бой кончился, я и весь полк опомнились. Немцы, которые остались живые, отступили в свои окопы, а наши все вернулись в свои окопы. На поле боя оказалось много убитых, раненых с обоих сторон. Помню, тогда было часовое перемирие с немцами по похоронам. Немцы своих убитых хоронили, мы, русские, своих. Я помню из нашего отделения было убито два солдата-Романенко и Свинцов. Много было раненых, кто пулей, кто штыком, кто прикладом винтовки. Я остался невредим, за исключением шинели, которая в нескольких местах была порвана вражеским штыком и пулей.
Во время затиший, когда не было боёв, старые фронтовики пели песни. Они пели окопную песню в следующих словах:
Хорошо тебе на воле сыпать ласковы слова,
Посидел бы ты в окопах, испытал бы то, что я
Мы сидим в открытых ямах, на нас дождик моросит
А как засыпят шрапнелью, то поверьте жить нельзя и т.д»[8]
Условия жизни в окопах на передовой были крайне тяжелыми. Зачастую там было сыро, холодно, никакой защиты от огня в них не было. Тем не менее, солдаты находили в себе силы, пели песни, делали записи в дневник, молились. Во время затишья солдаты в окопах читали письма, полученные от родных, от знакомых, от жён, от любящих своих. Гурий Семенович в своем дневнике отметил: «Однажды утром в окопе меня разбудили мыши, они так же набились мне в голяшки сапог, в запазуху, в карманы шинели. Они пищали, грызли меня. Я, как сумасшедший ,выскочил из землянки в окоп, сюда же за мной, как угорелый, выскочил Удружев, а Румянцев спал. Его,как старого фронтовика, мыши не беспокоили. Мы с Удружевым едва отбились от мышей, очистили карманы ,сапоги от них и более в землянку до утра не заходили и не спали»[9]. Еще одной проблемы были вши, которые в окопах вили целые муравейники.
Как вспоминает Гурий Семенович, немцы часто в империалистическую войну пускали на русские окопы удушливые газы, и они были страшны. «Когда немцы начинали пускать на наши окопы газы, то наши наблюдатели сразу улавливали запах, он напоминал запах печёной картошки, когда в огне пекут картофель в мундире, его вынимают из огня, разламывают, и он приятно пахнет своей спелостью. Вот также пахнул тогда газ, и спасаться от него было трудно.»[10]
2.3 Влияние войны на жизнь участников
«А война на фронте полыхала с большими жертвами, солдаты гибли русские и немцы. У нас на Чупровской заимке получили извещение с фронта Кирилл Михайлович, в котором сообщалось, что его сын Алексей погиб в бою с немцами. Также извещение получила Катерина Ивановна о гибели её мужа Гаврилы Игнатьевича. Маланья получила извещение о гибели её сына Кости. У Иванчихи погиб сын Михаил. У Вари - муж Филипп попал в плен к немцам. Также попал в плен Василий Варламович. Это был просто ад. С такой маленькой заимки за короткий период войны погибло 7 наших мужиков, из них четверо юношей -Алёша, Миша, Костя и Филя. Они только чуть подросли, только бы надо веселиться, красоваться, а их убили. За что? Сколько было тогда в народе горя, слёз, сирот, вдовых, а сколько тогда в России было таких заимок, как наша Чупровская. Сотни, тысячи, так сколько же тогда погибло на фронте людей.»[11]
Размышляя над дневниковыми записями, мы приходим к выводу : любая война - это прежде всего столкновение политических интересов и амбиций. Но за эти политические интересы гибнут десятки тысяч людей, далеких от политики.
Участие в войне, смерть близких на фронте, голод в тылу, окончательно подрывали авторитет императора. Бедняцкое население России винило во всем своего царя, который навлек на их семьи беду, ситуацию подогревала большевистская пропаганда.
«С фронта приезжал в отпуск Федосеев Игнатий Петрович, он с первых дней войны беспрерывно два года не выходил из боя. За отличную службу его командование отпустило в отпуск на один месяц. Он рассказывал, что солдаты на фронте не хотят воевать. Много солдат побросали фронт и уходили в тыл. После уезда обратно на фронт Игнатия Петровича на Чупровской заимке явился с фронта Чупров Роман Максимович. Он прибыл в бессрочный отпуск по ранению, у правой руки у него были пулей оторваны два пальца. На груди у него было три медали за отличие в боях. Хотя он дома на заимке у нас считал себя отчаяным и никого не боялся, Однако на фронте он испугался, так как на его глазах в бою гибли сотни, тысячи, миллионы солдат таких же как он. И ему зря за кого-то убивать стало страшно, он решил уйти с фронта живым, выбрал удобный момент, взвёл на боевой взвод курок винтовки, положил два пальца правой руки на канал дула, левой рукой пальцем нажал курок, произошёл выстрел и двух указанных пальцев у правой руки у Романа не стало.»[12]
Пашков Гурий Семенович, будучи на фронте, проникся идеями большевизма. Впервые имя Ленина, он услышал в 1917 году, когда их полк перевели на кратковременный отдых на третью линию окопов.
«Однажды, там же на 3-й линии окопов в сосновом бору незаметно для немцев после солдатского митинга, в кругу солдат в частном порядке говорили, что буржуи заставляют солдат воевать с Германией до победного конца, а большевики против войны.»[13]
В один из летних дней 1917 года, солдатам в окопах был дан знак к наступлению сигнальной ракетой. Но солдаты не послушались и остались в окопах, так как знали другой приказ, переданный через солдатские комитеты: «В наступление не ходить!». Большевики к тому времени провели большую агитационную работу. Большая часть солдат, уставшая от лишений в годы войны, поддержала большевиков. Не подчинялась армия больше царским указам. Так и пришла Россия к революции и установлению власти большевиков.
3 АНКЕТИРОВАНИЕ
В ходе работы над исследованием, я решил узнать для себя, что знают мои однокурсники, студенты НЭСТ о Первой мировой войне, насколько эта тема актуальна в наше время. Меня интересовали следующие вопросы:
1. Знают ли мои однокурсники даты начала и окончания Первой мировой войны. На этот вопрос положительно ответили 51 % опрошенных.
2. Могут ли назвать итоги войны. Лишь 12 % опрошенных имеют общее представление по данному вопросу.
3. Интересно ли было бы моим однокурсникам узнать о Первой мировой войне из дневников участника тех событий. На этот вопрос 100% опрошенных ответили положительно. Это говорит о том, что молодежь XXI века интересуется историей своей страны.
Результаты опроса показали что события Первой мировой недостаточно освещены в информационном пространстве. Именно поэтому я считаю, что моя работа по оцифровке дневников моего прапрадеда Пашкова Гурия Семеновича очень своевременна и небесполезна. Его дневники я передал Городской библиотеке города Гусиноозерска Иркутской области.
Подготовлен материал для проведения общекурсового классного часа в Назаровском энергостроительном техникуме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследованию, хочется отметить, что знать историю своей семьи и историю своей страны необходимо каждому гражданину России. Проведя работу по оцифровке дневников моего прапрадеда Пашкова Гурия Семеновича, я узнал много фактов о истории Первой мировой войны, о жизни крестьянства до революции.
В годы Первой мировой войны впервые были использованы новые виды вооружения: танки, авиация, отравляющие газы и тактика позиционной войны.
Крестьянство неоднозначно относилось к процессу мобилизации. Наряду с патриотическим подъемом, сибирские крестьяне-призывники отнеслись к мобилизации как к несчастью. Для семей, провожающих на войну своих близких, это было трагедией. Мобилизация коснулась всех сословий мужского населения от 17 до 48 лет по всей территории огромной Российской империи.
Новобранцам, впервые попавшим в военную среду, поначалу было сложно привыкнуть к военной дисциплине.
Сибирские стрелковые дивизии формировались в основном за счет крестьянского населения. Гурий Семенович был распределен в 17-ю Сибирскую стрелковую дивизию, которая в годы войны дислоцировалась под Ригой. Как вспоминал мой прапрадед, война- это ад. Тем не менее, солдаты в редкие часы затишья, находили время, чтобы прочесть письма из дома, написать ответ и даже спеть фронтовую песню.
Результаты анкетирования проведенного в Назаровском энергостроительном техникуме показали, что события Первой мировой недостаточно освещены в информационном пространстве. Молодежи интересна история своего государства, и в частности, история Первой мировой войны. Именно поэтому я считаю, что моя работа по оцифровке дневников моего прапрадеда Пашкова Гурия Семеновича очень своевременна и небесполезна. Его дневники я передал Городской библиотеке города Гусиноозерска Иркутской области. В ближайшее время я планирую разместить его дневники на одном из исторических порталов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[1] Барсуков Е. З. Русская артиллерия в мировую войну. — Т.1. — М.: Воениздат, 1938. — С. 389—391.
[2] Автобиография Пашкова Гурия Семеновича. Дневник.
[3] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[5] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[6] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[8] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[9] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[10] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[11] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[12] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
[13] Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.2.
Слайд 1
«Листая прошлого дневник …» Выполнил: Хорьков Олег, студент 1 курса Руководитель: Курнакина Е.С., преподаватель истории Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Назаровский энергостроительный техникум »Слайд 2
«Эти воспоминания написал я, майор милиции в отставке, Пашков Гурий Семёнович,1896г.р.,член КПСС с 1926 года. г.Гусиноозёрск, Школьный переулок, д.6, кв.3. Я хочу, чтобы молодежь читала и знала, как мы воевали. 1914-1917гг. 26.05.1972г.» Дневник Пашкова Гурия Семеновича. Т.1.
Слайд 3
Гипотеза: в своем исследовании я предположил, что Война разрушительно влияет не только на жизнь страны, но и на жизнь каждого отдельно взятого человека . Задачи : Дать краткую историческую справку о Первой мировой войне. Рассмотреть, особенности мобилизации в армию в военное время (1914-1917 г.). Рассказать о том, каков был уклад армейской жизни в годы Первой мировой войны Проанализировать влияние войны на жизнь ее участников . Цель: изучение трагических страниц истории Первой Мировой войны, основываясь на документах- дневниках моего прапрадеда Пашкова Г.С.
Слайд 4
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Слайд 5
Анкетирование студентов 1 курса НЭСТ
Слайд 6
В годы Первой мировой войны
Слайд 7
Процесс мобилизации населения
Слайд 8
«Немцы очень сильно боялись наши сибирские полки, потому, что эти полки всегда били немцев и не любили сдаваться в плен».
Слайд 9
Условия жизни в окопах на передовой были крайне тяжелыми.
Слайд 10
Спасибо за внимание
Ласточка
Как Снегурочке раскатать тесто?
Пчёлы и муха
Сочные помидорки
Будьте как солнце!