• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа «Зачем животным хвост?»

Опубликовано Волегова Алёна Владимировна вкл 15.09.2020 - 12:09
Волегова Алёна Владимировна
Автор: 
Кучеренков Илья обучающийся 4 Б класса

Проект разработан для учащихся начальной школы. Можно использовать во внеурочной деятельности.

Основной метод - исследовательская работа, в результате которой были   проведены эксперименты. Полученные результаты представлены  в виде диаграмм, фотографий, схем и таблиц. Работа над проектом позволяет  научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: для чего животным хвосты?

Проблемные вопросы:

Как хвосты помогают животным?

Что можно узнать о животном по хвосту?

Можно ли понять настроение животных по хвосту?

Может ли хвост мешать животным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Я люблю животных, и они любят меня. Мы играем с ними, дома и на улице, мне нравится наблюдать за их поведением и настроением. Уж136 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СОБЯНИНА ГАВРИИЛА ЕПИФАНОВИЧА

628146 Кооперативная, 15, п. Игрим, Березовский район, ХМАО-Югра

Тел.: (34674) 3-18-22 Факс: (34674) 3-18-72, e-mail: 86sch2-igrim@mail.ru

Конкурс  исследовательских работ и творческих проектов

«Мудрый совенок»

«Зачем животным хвост»

                 

     

Работу выполнил обучающийся  4-Б класса

                                                     Игримской СОШ имени Героя                                                      Советского Союза Г.Е.Собянина

Кучеренков Илья

    Руководитель: Волегова Алёна Владимировна

учитель начальных классов

                                                   пгт. Игрим   2020 год

Содержание

  1. Аннотация                                                                              3
  2. Актуальность работы                                                            4
  3. Введение                                                                                 5

3.  Основная часть                                                                       6-12

3.1. 1этап исследования - опрос                                                 6-7

3.2. 2этап -изучение научной литературы                                 8-9

3.3. 3 этап исследования – практическая работа                      10-12

4.  Заключение                                                                              13

5.  Рекомендации                                                                          14

6.  Список литературы                                                                 15


                                                   Аннотация

Проект разработан для учащихся начальной школы. Можно использовать во внеурочной деятельности.

Основной метод - исследовательская работа, в результате которой были   проведены эксперименты. Полученные результаты представлены  в виде диаграмм, фотографий, схем и таблиц. Работа над проектом позволяет  научиться пользоваться различными источниками и способами получения информации.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: для чего животным хвосты?

Проблемные вопросы:

Как хвосты помогают животным?

Что можно узнать о животном по хвосту?

Можно ли понять настроение животных по хвосту?

Может ли хвост мешать животным?

Результат исследования:

Мы предположили, что хвосты все- таки нужны животным и в ходе своего исследования убедились в этом.

Актуальность работы:

Я  выбрал   эту тему для исследования потому, что мне очень нравятся животные.  Я очень люблю животных, люблю играть с ними и наблюдать за ними.  Мы порой не замечаем, что своим телом, а в основном хвостом животные нам показывают свое настроение.

Цель моей исследовательской работы: выяснить и понять, зачем животным нужны хвосты?

Объект исследования: домашние и дикие животные.  

Предмет исследования: хвост.

Задачи:

1.        Изучить энциклопедии, познавательные книги, чтобы узнать о роли хвостов в жизни животных.

2.        Провести наблюдение и опыты за домашними питомцами, чтобы узнать, как они используют свой хвост.

3.        Узнать об удивительных функциях хвостов у животных.

Гипотеза моего исследования: хвосты животным даны не для красоты, у каждого животного он имеет свою функцию.

Методы исследования:

  1. Опрос, анкетирование.
  2. Беседа с взрослыми и сверстниками.
  3. Наблюдение за дикими животными в зоопарке и за домашними питомцами (кошкой и собакой).
  4. Фотографирование.
  5. Изучение энциклопедической литературы, работа со словарем.
  6. Интернет-ресурсы.

                          Введение

Есть на  белом свете

Разные хвосты,

Пусть узнают дети,

Хвосты не так просты.

Ю. Коренец

          Я люблю животных, и они любят меня. Мы играем с ними, дома и на улице, мне нравится наблюдать за их поведением и настроением. Уже на протяжении многих лет животные вызывают интерес людей. Животные служат нам верными друзьями, обеспечивают нас едой и лекарством, одеждой и обувью. Животные изучаются, фотографируются, зарисовываются. Однажды мне стало интересно, по какой причине у людей нет хвоста, а у животных есть!? Я полагаю, что природа не зря наградила большинство животных хвостами, на это должна быть своя причина. Для того, чтобы побольше узнать о предназначении хвоста, я познакомился с различной литературой, наблюдал за животными, движением их хвоста. В ходе своего исследования узнал много интересного об использовании хвоста животными.

                                             Основная часть

Почти у каждого животного есть хвост.  У кого-то  он большой, у кого-то поменьше.  Но, что мы знаем о них?

Исследовательская работа по выявлению, для чего животным хвосты включает в себя 3  этапа.

1 этап исследования

Прочитав много литературы, я решил узнать у сверстников и провести среди них опрос: «Знаете ли вы, для чего нужен хвост животным?», «Нужны животным хвосты?». Опрос был проведен среди друзей и учеников 4 Б класса.

Цель: выяснить, что знают ученики о хвостах у животных.

Вывод: знания о хвостах не составляют 100%.

В опросе приняло участие 28 человек.

Первый вопрос звучал так:  «Нужны ли животным хвосты?».

16 человек  (59% опрошенных) ответили положительно, 8 человек  (32%) затруднились в ответе на данный вопрос, 4 человека (9%) ответили, что хвост животным не нужен.

Второй вопрос звучал «Знаете ли вы, для чего нужен хвост животным?»

На этот вопрос ребята отвечали в произвольной форме.

Из 28 опрошенных

-14 человек сказали, что хвост - это физиологическая особенность животных, без которой они могут обойтись.

-5человек ответили, что хвост -это часть тела, необходимая для передвижения,

-к этому же пункту можно отнести 8 человек, ответивших, что хвост необходим, чтобы лазить по деревьям.

-10 человек сказали, что хвост животным нужен для красоты.

-2 человека уверены, что хвост нужен для обороны

-18 человек затруднились в ответе на данный вопрос.

Вывод: мои сверстники, как и я, испытывают трудности при ответе на данный вопрос. Исходя из ответов, я понял, что ребята понимают, что животным хвост необходим, но не понимают для чего. Я решил провести исследования по этой теме и представить результат своей работы на уроке окружающего мира, при изучении темы о животных.

2 этап исследования

Была изучена литература по данному вопросу. Что такое хвост?

Хвост[1]-придаток(обычно подвижный) на задней части тела животного или вообще задняя суженная часть тела животного.

Хвост является очень важной частью тела собаки, фактически он является продолжением позвоночника – придаток, который состоит из мышц и костей, позволяющих ему двигаться в любом направлении, а животному контролировать движение кончика или всего придатка. Его первоначальное назначение заключается в поддержании баланса в движении.

Прочитав много литературы, побывав в зоопарке, на отдыхе в Таиланде я наблюдал и изучал поведение диких животных и сделал вывод, что он выполняет множество  функций. Животные используют его как сопротивление при прыжках, сидении, передвижении, как руль при плавании и в полете, как дополнительную лапу при перемещении по деревьям, как способ привлечь существо иного пола. Хвост используется различными животными по-разному.

3 этап исследования

Практическая работа.

Чтобы ответить на все свои вопросы, я провел  большую работу.

Кому хвост нужен для полета, за этим явлением я наблюдал, когда кормил голубей у бабушки в г.Омске. При малейшем моем неловком движении они взлетали в небо и, управляя своим хвостом, двигались по кругу, а при приземлении распушали его для плавного маневрирования и мягкой посадки. Кому–то хвост нужен защиты или нападения. В Большереченском зоопарке Омской области, находясь на экскурсии с родителями, я наблюдал как писец, прячась от солнца, свернулся в клубок и накрыл свою мордочку хвостом, так он защищал себя от жары и солнца. А вместе с ним в одной клетке бегала недовольная лиса, об этом нам рассказал экскурсовод, он попросил обратить внимание на их хвосты. Лиса нервно им дергала и металась по кругу. В этом же зоопарке я наблюдал, как хвост помогал львице перепрыгивать с места на место. За каким животным я наблюдал и понимал, что хвост всем им очень необходим.       

В результате наблюдений за домашними питомцами я сделал несколько выводов.

Хвост кота Тоши постоянно находится в движении. Он как будто живет таинственной жизнью. Я научился определять настроение любимого кота по движениям хвоста. Например, когда  у Тоши нервное, обеспокоенное состояние, его хвост начинает подрагивать. Испытывая гнев, кот начинает лупить хвостом по земле или по полу.  А вот зато хвост, поднятый к верху, то есть  хвост трубой показывал веселое расположение духа. Хвост, обернутый кренделем вокруг лежащего или сидящего кота Тоши, говорит о том, что кот находится в покое, и что он хочет спать. В это время я старался не беспокоить  питомца.

А еще в ходе наблюдений, мы узнали, что хвост помогает коту рулить во время прыжков и поворотов, а при падении с высоты,  его хвост, подобно хлысту, быстро-быстро  движется из стороны в сторону, способствуя удачному приземлению.

Что касается наблюдений за хвостом моих собак Рады и Грома, я сделал такие выводы: когда собака весело виляет хвостом, значит она в радостном настроении. Любопытно знать, что питомцы не виляют подвижными придатками, когда они пребывают в одиночестве, т. к. в этом нет никакой необходимости.

Если собака испугана, то у неё поджат хвост. А вот вздернутый вверх хвост, говорит о том, что собака готовится к нападению. Это видно из моих наблюдений.

Оказывается, одинаковое состояние хвостов у кота и собаки информируют нас о разных настроениях животных. Я сделал сравнение в виде таблицы

                         

Оценка настроения животного по состоянию хвоста

Состояние хвоста

Кота Тоши

Собак Рады и Грома

Стучит хвостом по бокам

Гнев, готов к нападению

Веселое, радостное настроение

Хвост «трубой»

Хорошее настроение

Готов к нападению

Опущенный хвост, между ногами

Нейтральное настроение

Трусит, в состоянии испуга

Также как и у многих животных, хвосты моих домашних животных служит поворотным рулём при беге.

И ещё одно важное открытие моего исследования, заключается в том, что и коты и собаки очень не любят, когда их  трогают за хвост! Результатом попытки взять за хвост моего  кота было пара царапин на руке и возмущенное мяуканье. Так как Рада породы спаниель, то им при рождении купируют хвост. Это объясняется безопасностью, ведь его наличие делает рабочих собак уязвимыми. Так, например, при встрече с хищником у собаки будет больше шансов остаться без травм и выйти из схватки живой, если хищник не будет иметь возможности схватить за хвост.

По этой причине, свой эксперимент я провел на другой собаке. Попытался взять за хвост Грома, но собака зарычала и показала агрессивный оскал, и я от неё отошёл. Видимо, животные очень дорожат своим хвостом. И я понимаю, почему! Ведь хвост моих питомцев, прежде всего, служат «прибором» для определения их настроения. Также он помогает им общаться со своии сородичами. В конце наблюдения я выявил ещё одну функцию хвоста у животных – хвост-средство информации.

                                         Заключение

Я долго изучал хвосты и узнал много нового и интересного о том, как ими пользуются животные в жизни. Ответил на все поставленные вопросы.

И пришел к окончательному выводу, что хвосты у зверей и птиц не всегда для красоты:

-одни используют хвост для защиты,

-вторые для добывания пищи,                                        

-а третьи используют хвост как кладовую.

А самое главное открытие моего исследования, что хвосты животных могут послужить средством информации о намерениях и настроении животных. Это подтвердилось в ходе моих наблюдений за моими домашними питомцами.

Получается, что гипотеза моего исследования о том, что хвосты животным даны не для красоты, и у каждого животного хвост имеет свою функцию - подтвердилась.  

Работая над этим проектом, я узнал, что хвост  животным нужен. Он является одним из важнейших частей тела.  Без хвостов животным жить на нашей планете было бы очень трудно.

И теперь я могу поделиться этими знаниями со всеми, кто заинтересуется. А полученные знания помогут  мне на уроках окружающего мира!

И теперь я могу поделиться этими знаниями со всеми, кто заинтересуется этой удивительной частью тела животных. А полученные знания помогут  мне на уроках окружающего мир

                                                    Рекомендации

Этот проект может быть интересен учителям начальных классов, детям для развития познавательной активности, интереса, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

О своими исследованиях я рассказал на научной конференции среди учащихся нашей школы.

Список литературы

  1. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. / Авт.-сост. П.Р.Ляхов – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», ООО «Астрель», 2005.
  2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.
  3. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2018
  4. Интернет-ресурсы: http://www.sivatherium.narod.ru/library/Sabunaev/gl_03.htm 


[1] Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.


Поделиться:

Пчёлы и муха

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды

Снегири и коты

Как нарисовать ветку ели?

Рисуем подснежники гуашью