• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по литературе

Опубликовано захарова татьяна геннадьевна вкл 26.09.2020 - 22:11
захарова татьяна геннадьевна
Автор: 
Костина Полина Сергеевна

Исследовательская работа относится к разделу "Краеведение" и изучает  особенности вилегодских сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_po_literature.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

Направление  краеведение

Образ малой родины в вилегодских сказках

Исследовательская работа

Выполнена ученицей  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район»

 Костиной Полиной Сергеевной

Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вилегодская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Вилегодский муниципальный район»

 Захарова Татьяна Геннадьевна

 

Вилегодский район

Содержание

1. Введение…………………………………………………………   стр.3-4

2. Глава 1 …………………….... ......................................................  стр.5-6

3. Глава 2 ………………………………………...............................    стр.7-10

4. Заключение……………………………………. ………………..   стр.11

5. Список литературы……………………………………………….   стр.12

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С детства мы читаем и слушаем русские народные сказки, которые учат нас добру, дружбе, знакомят нас с различными чудесами. Когда мы приходим в школу, то  продолжаем изучать волшебный мир сказок, которые убеждают нас, детей, что без труда и стойкости нравственных принципов не будет в жизни счастья.

   Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомиться  с жизнью и бытом русского народа. 

 Когда на уроках литературы    мы изучали сказки , то выяснилось , что у нас на Виледи тоже писали сказки и несколько из них сохранилось до наших дней. Читая сказки , я задалась вопросом:»Что  можно  узнать о жизни наших предков из вилегодских сказок. ».Эта тема мне интересна, потому что я хочу знать , как жили мои предки , чем занимались , как разговаривали. Этот материал необходимо изучать и сохранять, чтобы не прерывалась связь поколений.

 В поисках ответов на свои вопросы  я решила провести исследовательскую работу по изучению сказок , написанных в Вилегодском районе, с целью изучения образа моей малой родины.

Объект исследования: жизнь и быт вилежан

Предмет исследования: Вилегодские сказки: "Про Гаврила, Данилу и Димитрия-маленького" , "Василий –девкин сын", "Репка на баньке" , " Царские загадки» ," Ивантышко- блинтышко" ," " Сказку про Бабу Ягу", "Блинтышок- копарышок",  "Как медведи по рыбу ходили".  

Цель работы: Исследование вилегодских  сказок  с целью изучения вилегодской речи, быта, природы, кухни и качеств характера людей, живущих на Виледи

Задачи:  

1. Найти и прочитать вилегодские сказки

2. Исследовать язык вилегодских сказок с целью изучения быта, речи и образа моей малой родины

 3. Сделать вывод о том,  что  можно  узнать о жизни наших предков из вилегодских сказок

  Методы исследования:  анализ, исследование, синтез

        

ГЛАВА 1 РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

В начальной школе мы с удовольствием слушаем и читаем сказки о всевозможных чудесах и превращениях. Литературу 5 класса мы тоже начинаем изучать с русских народных сказок. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Также мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

А что же такое сказка? Ответ на данный вопрос я нашла в словаре Ожегова". Сказка - занимательный рассказ  о необыкновенных, часто фантастических  событиях и приключениях". В волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень - Золотые рога, Свинка- Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка - самобойка. В такой сказке все возможно. Сказки играют в жизни людей очень важную роль. Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького единодушно отличали  силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, принимали у них приёмы художественной выразительности  , а главное- стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство, смысл сказок. Кто-нибудь задумывался, есть ли за этими сказаниями реальные события, были ли сказочные герои самыми обычными людьми, чья жизнь и приключения могли стать основой для сказок. А почему бы и нет? Например, лешим мог оказаться кто-то долго живущий в лесу, отвыкший от общения с людьми, но хорошо ладивший с лесом и его обитателями. Ну, Василиса-красавица – тут все понятно. А вот Кощей Бессмертный похож на старика, женившегося на молодой девушке.

А вот с Бабой-Ягой ситуация интереснее. Наша  земля расположена на пересечении дорог из Европы в Азию, с юга на север и наоборот. Вот поэтому и жили мы в тесной связи с рядом живущими народами. С севера с нами контактировали викинги, которые были на ступень выше по развитию, чем мы. Они принесли нам металл и оружие, свои легенды и сказки – а мы им одежду, обувь и продукты питания, все, чем богата наша земля. Оттуда сказка о Бабе Яге, там она была злой старухой Хеель на двух костяных ногах, которая живет в отдельной избушке на окраине леса, сторожит души умерших и являет собой пограничный пункт в переходе от земной жизни в загробную. Она не отличается особой добротой и изо дня в день создает массу испытаний и неприятностей для тех, кто идет этой дорогой. Вот поэтому к Бабе Яге попадают герои наших сказок, загнанные своими неприятностями в глухой угол. Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями.

Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Сказки — неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЛЕГОДСКИХ СКАЗОК

Сегодня в фондах народной культуры Вилегодского района имеется 120 сказок, которые записаны на Виледи ещё в далёком 1974 году студентами МГУ во время фольклорной экспедиции (руководители В. Кочетов и А. Кулагина). Я прочитала несколько вилегодских сказок: "Про Гаврила, Данилу и Димитрия-маленького" , "Василий –девкин сын", "Репка на баньке" , " Царские загадки» ," Ивантышко- блинтышко" ,"" Сказку про Бабу Ягу", "Блинтышок-копарышок",  "Как медведи по рыбу ходили".  На основании данных сказок я исследовала вилегодскую речь, деревенский быт, нашла название блюд вилегодской кухни, описание природы родного края и качеств характера вилежан. Данные исследования представлены в таблицах

2.1 Вилегодская речь

Таблица 1     Вилегодская речь

Вилегодские слова

Значение слова

Литературная норма

В какой сказке встречается

Недосуг    

Не хватает времени

некогда

"Сказка про Бабу Ягу"

Двоима    

Вместе с другом, подругой

Вдвоём

"Василий –девкин сын",

дале

То что происходит дальше

дальше

"Василий –девкин сын",

обех

Так говорят про двух девушек

Обеих

"Блинтышок-копарышок

закромки

Посадить себе на спину

На спину

"Сказка про Бабу Ягу"

этта-ка

Находиться здесь

Здесь

"Сказка про Бабу Ягу"

иённые

Принадлежащие ей

её

"Блинтышок-копарышок

косники

Заплетённые косы

Косы

"Сказка про Бабу Ягу"

штёбы  

Что, чтобы

Подчинительный союз

"Сказка про Бабу Ягу"

окусным

То, что вкусно

вкусным

," Ивантышко- блинтышко"

расшаперився

Занял какое- то пространство, кому то помешал

Встал на дороге

," Ивантышко- блинтышко"

или

Принимали пищу

ели

," Ивантышко- блинтышко"

 

На основании наблюдений мы пришли к выводу, что диалектная лексика отличается своеобычным народным речением, словцами, местными выражениями, в очень ёмкой, образной манере передаёт многие существенные особенности прошлого нашего края.  В словах присутствует словесное, лексическое наполнение,  фонетические  особенности оказывают важное влияние на интонационно - произносительную картину. Говору присуща напевность, мелодичность, лёгкость, слова тянутся, произносятся протяжно окончания фраз и целые предложения. Одной из отличительных черт является оканье, чоканье, то есть в словах происходит замена звука «ц» на «ч». Звук «е» не только под ударением, но и без ударения превращается в «ё». Существуют в вилегодском наречии слова с одинаковым написанием, но с разным значением. Вилегодский говор отличается определённой устойчивостью, он связан с бытом, жизнью вилежан. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того, где находимся мы сами. 

2.2 Исследование быта и природы Вилегодского края

Изученные мною вилегодские сказки дали представление о быте и природе родного края. В сказках мы встречаемся с блюдами вилегодской кухни :.

Таблица 2 Блюда вилегодской кухни

Блюда вилегодской кухни

Описание блюда

В какой сказке встречается

Ржаные хлебцы

Это хлеб из ржаной муки, который выпекали в русской печи в виде круглых буханок

," Ивантышко- блинтышко

Колобы

 скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб;  из пресного теста

2.  лепёшка из жилого теста, испечённая на жару в русской печи

," Ивантышко- блинтышко

Шаньги  сырные,  картовные,  

Ватрушка с различной  начинкой

"Блинтышок-копарышок

Колобушки

Выпечка из жилого теста на круглых сковородках

"Блинтышок-копарышок

Мусные шаньги

Это ватрушки с ячневой крупой и толокном

"Блинтышок-копарышок

Вилегодская кухня мало чем отличалась от русской  кухни. Но проведённое исследование показало, что некоторые блюда уже не готовят на Виледи, поэтому я считаю, что необходимо сохранить рецепты приготовления вилегодских блюд.  

Исследование вилегодских сказок позволило мне увидеть и природу родного края. В сказках  мы встречаемся с бескрайними лесами, в которых было много зверей. В вилегодских лесах водились медведи да лоси, росомахи да олени , волки да зайцы.  Какова же роль природы в русской народной сказке? В какой форме отражается русская природа в сказке? Значительное место в русской сказке занимает изображение леса. Для русского человека представление о лесе носило символический смысл, связанный как с враждебностью природы, так и с родным домом. Лес фигурирует в русских народных сказках, сказаниях и былинах. Он постоянно присутствует в жизни русских сказочных героев, выступая в разных функциях: то в качестве мерила их силы, то в качестве сопереживающего героя.

2.3 Деревенский быт и характеристика качеств вилежан

Что значит русская деревня? Что значило дерево, лес для русского человека? А предметы домашнего обихода: посуда, одежда, обувь (одни знаменитые лапти чего стоят!), музыкальные инструменты (балалайка, гусли). Это наша возможность рассказать и показать детям, как жили люди в России раньше, как складывалась культура великого народа .В прочитанных  мною сказках  я встретилась с описанием бытовых условий и мест, где проходили различные мероприятия. Данные представлены в таблице.

Таблица 3 Предметы деревенского быта

предмет

Что обозначает

Сказка

Зыбка

это колыбель, детская люлька на очепе

Как медведи по рыбу ходили

Городище

это место, где в древности стоял город или село

Как медведи по рыбу ходили

Шесток

это место в русской печи между устьем  и топкой

Ивантышок-Блинтышко

Чело

проем в русской печи, через который ее топят и ставят посуду для приготовления пищи

Ивантышок-Блинтышко

Половича

это широкая полка над окошками или доска на полу

Блинтышок-Копарышок

На основании  исследования я пришла к выводу. что в сказках встречается немного предметов деревенского быта. Значит, быт вилежан мало отличался от крестьянского быта  нашей страны. В сказках встречается немного героев, но все они удивительно находчивые, не боятся трудностей , всегда находят выход, из любого испытания выходят победителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что недаром сказки до сих пор любят читать и взрослые, и дети .   Народные сказки — это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения нашего народа. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомиться  с жизнью и бытом русского народа. Поставленная цель работы- исследование вилегодских  сказок  с целью изучения вилегодской речи, быта, природы, кухни и качеств характера людей, живущих на Виледи, достигнута. Мы выяснили, что вилегодские сказки отражают культуру  и быт вилежан, благодаря вилегодским сказкам можно познакомиться с нашей речью, вилегодской кухней. На основании наблюдений мы пришли к выводу, что диалектная лексика вилежан отличается своеобычным народным речением, словцами, местными выражениями, в очень ёмкой, образной манере передаёт многие существенные особенности прошлого нашего края. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того, где находимся мы сами. Но проведённое исследование показало, что некоторые блюда уже не готовят на Виледи, поэтому я считаю, что необходимо сохранять рецепты приготовления некоторых вилегодских блюд и ,может быть, в столовых Вилегодского района внести данные блюда в меню. Это  даст возможность знакомить и местных жителей , и гостей района с Вилегодской кухней.

Исследование вилегодских сказок позволило мне увидеть и природу родного края, и задуматься об её сохранении.

 Таким образом, мы видим, что народное устное творчество, зародившись ещё в глубокой древности, долгое время, до появления письменности, было единственной «неписанной историей» народа, художественно отразившей важнейшие этапы его жизни. Фольклор на протяжении многих веков служил народу и как «учебник жизни». Мы считаем, что Вилегодские сказки необходимо читать, знакомить с ними не только учеников, но и взрослых .Наша работа имеет и практическое применение.        Сегодня в Вилегодском районе активно развивается туризм        , гостей знакомят с прошлым нашей малой родины ,и мы считаем , что сказки могут оказать в этой работе существенную помощь.  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбородина Екатерина. Вилегодская  говоря. Местные слова, сказки, пословицы и поговорки. Издание 2-е дополненное .  Москва Издательский дом «Сказочная дорога» 2015.

 2. Ожегов С. И «Словарь русского языка»1960.

3.Коровина В.Я, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин  Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. Москва «Просвещение» 2012.

 4. Федулова Анна. Русские народные сказки и национальный характер. Журнал «Моя Россия» 2016.

5. Цыпкин В.В. Человек и природа в русских сказках// Молодой учёный-2015 №3.


Поделиться:

3 загадки Солнечной системы

Любимое яичко

Волшебные звуки ноктюрна

Самодельный телефон

Прекрасная химия