• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Опубликовано Жаргалова Бальжима Дугаржаповна вкл 06.10.2020 - 10:15
Жаргалова Бальжима Дугаржаповна
Автор: 
Васильева Саяна Дагбаевна

Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет267.13 КБ
Office presentation icon Презентация653 КБ
Microsoft Office document icon Работа151 КБ

Предварительный просмотр:

    more_070

   

        «Человек – царь природы»  - такая установка даётся нам с детства  родителями, учителями,   затем мы ещё сами  тщательно в себе культивируем эту мысль. Мы  летаем в космос, приручили реки,  клонировали овцу, придумали  интернет и т.д. Но в общей гонке за  всеми благами, предоставляемыми нам техническим прогрессом, мы забыли о своём доме – Земле, и о наших соседях, таких же полноправных жителях Планеты, как и мы.

          За долгие годы своего разумного

существования люди так повлияли на

окружающую среду, подвергая ее изменениям, что теперь эти изменения  влияют и на самого человека. Ломая, калеча и убивая мы удивляемся– почему Природа бунтует? Да она защищается.

         Загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, истребление растений и животных –

все  это может в конце-концов привести к гибели самого человека.

        Чтобы не случилось этого необходимо полностью пересмотреть и изменить отношение к окружающей природе. Нужно не просто защищать природу, а защищать человека в ней.

D:\45c1d9c8b1de.jpg

       

  x_35161889.jpg

       

Человечеству пора задуматься о рациональном использовании природных ресурсов, о сохранении окружающей среды. Глобальные проблемы человечества связаны не только с загрязнением окружающей среды, но и с изменением сознания человечества.

        Любовь к родным местам у степняка, связана с тем, что их жизнь проходила в ежедневном общении с природой. Потому буряты воспитывали у детей с малолетства бережное отношение к окружающей среде через определённое табу – «нельзя» - «сээртэй».  

Табу (запреты «сээр») по отношению к природе можно подразделить на:

  1. Запреты, относящиеся к земле
  2. Запреты к воде
  3. Запреты к лесу
  4. Запреты к горам
  5. Запреты к животным.

         Этноэкологические традиции хори-бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками.

Советы подрастающему поколению (для будущего использования)

— Нельзя бросать в огонь мусор, заливать грязной (с отходами, кровью) водой. Это разгневает божества Огня и Воды. 
-— Нельзя справлять нужду в огонь, в водоём, бросать табак. Например, курить в печку, сбрасывая пепел туда. Загрязняя огонь, человек наносит ущерб собственной энергетике. 
-— Лучшее подношение божествам Огня и Воды – это белая пища (молочная продукция), мучные изделия или любые растительные ингредиенты. Однако ни в коем случае нельзя подносить мясо, кровь и тому подобное. Иначе наказания не избежать. Кстати говоря, в случае пожара рекомендуется брызнуть молоком в огонь. Чем больше молока поднести, тем лучше. Как правило, огонь сразу же успокаивается. А в случае наводнения рекомендуется бросить в воду обувь маленького ребёнка. Таким подношением значительно уменьшается неистовство стихии. 
— Нельзя рубить топором что-либо у самого огня. Считается, что так топор рубит голову огню. 
— Нередко можно видеть, как некоторые водители моют свои машины рядом с озером, рекой, и грязная вода стекает обратно в водоем. Гнев божеств Воды Лусаад бывает жестким и неизбежным. Такого водителя будут преследовать болезни, неудачи. 
— Помните о том, что человек на 70-80 процентов состоит из воды, так что Лусаад ничего не стоит «поймать» таких водителей и всех тех, кто загрязняет водоемы.
— Возле целебного источника (аршана) нельзя мыть грязные вещи, использовать бытовую химию, курить, распивать спиртное, сорить, плевать, ругаться, кричать. Оставлять грязные, а также дурно пахнущие вещи. Например, ставить сигареты. 
— Нельзя убивать животных для своего удовольствия, просто так. Без нужды рвать цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево. Обычно у таких деревьев имеются хозяева, и они будут мстить человеку. 
— На охоте, рыбалке запрещается убивать животных с детенышами, детёнышей, мальков, а также беременных самок. 
-— Такие же запреты и по забою животных. 
— Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяином различных невидимых духов, поэтому духи могут разгневаться и отомстить обидчику. 
 

x_35161889.jpg

Бернард ШОУ

4

F:\буклеты\20087152212734_2.jpg

Выполнила: Васильева Саяна, ученица

7 «а»класса МБОУ «АСОШ»2»

Научный руководитель: Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории

Агинское

2019г.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Российская Федерация Забайкальский край, п.Агинское Тема работы: «Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса» Выполнила: Васильева Саяна, ученица 7 «а» класса МОУ «Агинская средняя школа №2» Руководитель: Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории МОУ «Агинская средняя школа №2» 2019г.

Слайд 2

Забыли о традициях предков, Загрязняя природу повсюду, За что же страдает земля, За безнравственность людей отвечая ?

Слайд 3

Цель работы - рассмотрение этноэкологических табу бурят в контексте современных экологических законов, именно законов Б.Коммонера. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: Изучить и проанализировать научную литературу по рассматриваемой теме Сравнить этноэкологические табу бурят (взаимодействие бурят с природой подчинялось строгим правилам) с экологическими законами Б.Коммонера. Выяснить, насколько соблюдаются экологические обычаи и традиции современными бурятами. Провести опрос среди учащихся МБОУ «АСОШ№2», в ыявить знание детей об этноэкологических табу бурят и об их соблюдении в современное время Создать памятку подрастающему поколению для бережного отношения к природе «Рекомендации по соблюдению экологических законов в современном мире» Предмет исследования : экологический опыт взаимодействия бурят с окружающей средой. Объект исследования : экологически законы Б.Коммонера, этноэкологические табу бурят.

Слайд 4

Неудержимой быстротой скакал гнедой жеребец…

Слайд 5

Хори-буряты всегда воспитывали бережное отношение к природе

Слайд 6

Всё было связано с природой

Слайд 7

1. Без надобности запрещалось копание земли; 2. При добыче лекарственных трав, места засевали семенами растений; 3. При перекочевке удаляли колья из земли; 4. Строго запрещалось разбрасывать мусор; 5. При перекочевке, место оставляли чистым. Хорюул (табу) по отношению к земле

Слайд 8

Хорюул (табу) по отношению к деревьям Запрещалось рубить вечные деревья: кедр, ель; Запрещалось рубить деревья у истоков рек; Запрещалось рубить одинокие деревья; Запрещалось рубить старые деревья; Запрещалось рубить молодые деревья; Запрещалось рубить деревья, стоящие на краю леса; Запрещалось рубить деревья на святых местах; Запрещалось громко кричать в лесу.

Слайд 9

Хорюул (табу) по отношению к рекам и озерам Строго запрещалось бросать мусор в реки и озера; Строго запрещалось проливать кровь в реку или вблизи нее; Запрещалось ходить к водоему ночью, брать воду; Запрещалось громко кричать вечерами возле рек и озер; Запрещалось стирать грязные вещи в реках и озерах; Строго запрещалось попадание нечистот в целебные источники – аршаны.

Слайд 10

Хорюул (табу) по отношению к горам (обоо) 1. На обоо нельзя вести себя непристойно, т.е. драться, ругаться; 2. Нельзя разворачивать камни; 3. Нельзя брать или трогать вещи, которые были поднесены духам-хозяевам местностей; 4. В местности, где есть обоо нельзя охотиться.

Слайд 11

Хорюул (табу) по отношению к диким животным Строго запрещалось убивать тотемных животных; Строго запрещалось убивать животных на святых местах; Строго запрещалось убивать всех животных из стада; Нельзя было убивать спящих, находящихся в беспомощном состоянии животных; 5. Строго запрещалось убивать понапрасну; 6. Весной нельзя было охотиться на птиц; 7. Запрещалось осенью охотиться на крупных самцов; 8. После гона не охотились на самок животных.

Слайд 12

Многовековые традиции и обычаи бурятского народа выработали огромный практический опыт в воспитании детей, привитие им любви и уважения к своей малой Родине. Каждодневные утренние поклоны богам, очагу и родной природе – в этом буряты видели воспитание любви к родному краю. При этом просили благополучия не себе, а всему живому на земле!

Слайд 13

Дамба Жалсараев: Спросили старца — что такое счастье? Он бороды потрогал остриё И, головой качая в знак согласья, Сказал: «Оно у каждого своё. Но есть и счастье общее, которым Ты тоже должен обладать сполна — Любовь к народу и к родным просторам! Без них мы все, как без корней сосна, Как ствол без веток, как без листьев ветка — И счастье на порог не ступит твой! Люби народ и землю беззаветно И будь любим народом и землей!

Слайд 14

Полученные выводы: Этноэкологические табу бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся. Была составлена памятка для бережного отношения к природе Также появилась необходимость в продолжении работы по этой теме – продолжении работы в контексте современного законодательство РФ .

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Забайкальский край, п.Агинское

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - Юниор 2020»

Региональный этап (заочный этап)

Секция: «Социология»

 «Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна Дагбаевна

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Научный руководитель:

Жаргалова Б.Д., учитель истории

 МОУ «Агинская средняя школа №2»

г.Агинское, 2019-2020 уч.г.

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Содержание

Аннотация …………………………………………………………………………………………3

План исследований……………………………………………………………………………...4-5

Научная статья…………………………………………………………………………………6-16

Заключение ………………………………………………………………………………………17

Приложения ……………………………………..

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

РФ, Забайкальский край, п.Агинское, МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Аннотация

В данной работе рассматриваются этноэкологические табу бурят в контексте современных

экологических законов (законов Б.Коммонера)».

Цель работы -  сопоставить этноэкологические табу бурят с современными экологическими законами  Б.Коммонера.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

  1. Изучить  и проанализировать научную литературу по рассматриваемой теме
  2. Сравнить этноэкологические табу бурят (взаимодействие бурят с природой подчинялось строгим правилам) с экологическими законами Б.Коммонера.
  3. Выяснить,   насколько  соблюдаются экологические обычаи и традиции  современными бурятами.

Провести опрос среди учащихся МБОУ «АСОШ№2», выявить знание детей об этноэкологических табу бурят и об их соблюдении в современное время

  1. Создать памятку подрастающему поколению для бережного отношения к природе «Рекомендации  по соблюдению экологических законов в современном мире»

Для проведения исследования мы  использовали стандартные методы: анализ научной литературы, анализ материалов,  опрос, обобщение.

Предмет исследования:   экологический опыт взаимодействия  бурят с окружающей средой.

Объект исследования: экологические законы Б.Коммонера, этноэкологические табу бурят.

Полученные выводы:

  1. Экологические принципы и правила  природопользования бурят сопоставимы с экологическими законами  Б.Коммонера.
  2.  В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся. По данным анкетирования выяснилось, что большинство экологических обычаев и традиций утратили свою значимость для современного бурятского народа.
  3. Была составлена памятка для бережного отношения к природе
  4. Также появилась необходимость в продолжении работы по этой теме – продолжении работы в контексте современного законодательство РФ.

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

План исследования

Для сохранения мира будущим поколениям наиболее актуален вопрос о формировании этноэкологической культуры у детей, так как многовековые традиции и обычаи бурятского народа выработали огромный практический опыт в охране окружающей природы и воспитании любви к родному краю.

Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней обращались крупнейшие мыслители прошлого (Сократ, Эпикур, Л. Сенека, Б.Спиноза, И.Кант, Ф. Шеллинг, Г.Гегель и др.) пытавшиеся определить место и роль человека в окружающей среде.

В трудах известных ученых П.Р.Атутова, Н.И. Болдырева, И.Я. Леонова, М.И. Махмутова и др. определены основные пути формирования мировоззрения подрастающего поколения. Основой мировоззренческих взглядов и убеждений является уже открытые закономерности развития природы, познавательные возможности человека, перспективы взаимодействия общества и природы с учетом заботливого и бережного отношения человека к окружающей среде и в разумном пользовании ее ресурсами[2].

Важно отметить, что перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения к природе и обеспечении соответствующего воспитания и образования современного поколения. Настояние современной эпохи – это согласованность общественной (человеческой) жизнедеятельности с требованиями окружающей среды. Настояние, которое в центр внимания ставит человека, его здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой. Взаимодействие природы и общества, их гармоничное развитие обеспечивают стабильность окружающей человека среды[7].

Гипотеза исследования - эстетическое отношение к природе  и интуитивное соблюдение   основных экологических законов   позволило бурятам  сохранить для своих потомков в первозданном виде территорию с находящимися на ней природными ресурсами.

По мнению исследователей (С.Н.Глазачева, Б.Т.Лихачева, В.В.Маринкова и др.) экологическое образование может быть эффективным при условии раскрытия его содержания во взаимосвязи всех школьных дисциплин. От уровня экологической воспитанности, мировоззренческой зрелости зависит будущее человечества[7].

И поэтому надо подводить школьников к пониманию, что от экологии души зависит экология природы. Усвоение конкретных фактов, понятий необходимо сочетать с данными, углубляющими знания школьников о глобальных экологических проблемах, о необходимости срочного поиска выхода из них[6].

Новизна работы:

  1. На сегодняшний день существует огромное количество работ, посвященных  культурным традициям и обычаям бурят, однако  мы решили изучить эту тему, сопоставив с экологическими законами Б.Коммонера,  привлечь внимание общественности экологическим проблемам современности.
  2. Заключается в том, что выпущена  памятка подрастающему поколению для бережного отношения к природе.

Практическая значимость исследования: материалы данной исследовательской работы могут быть  использованы для создания памятки, рекомендации для школьников, также материалы будут апробироваться на конференциях разного уровня.

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Научная статья

  1. Теоретическая часть
  1. Этноэкологические табу бурят

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека природа - это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Экологические традиции духовной жизни бурятского народа зародились ещё в каменном веке, дальнейшее развитие получили в эпоху расцвета шаманизма и буддизма.

Неудержимой быстротой скакал гнедой жеребец по просторной степи под седлом юноши. Их сердца стучали в унисон. Вечно синее небо над головой, необъятные просторы - это был их дом. Пение жаворонка, переливание ковыля, аромат цветущего луга - это ли не самая большая радость в их жизни. А как же приятно отдохнуть после быстрой скачки, прильнуть к свежему прохладному роднику, а потом лежать под открытым звездным небом, на свежей прохладной траве.

Любовь к родной земле,  обожествление природы, ощущение единства с природой передавалось с молоком матери у кочевников – бурят. На основе этой любви сложилась уникальная культура бурятов: традиционное жилище – юрта, являло собой образ Вселенной, традиционная обувь всегда имела загнутый вверх носок - чтобы нечаянно не поранить при ходьбе землю, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом, развевающийся на верхушке шапки залаа - знак солнца и лучей солнца, орнаменты и узоры символизируют природу и т.д[3].

Табу (запреты «сээр») по отношению к природе можно подразделить на:

  1. Запреты, относящиеся к земле
  2. Запреты к воде
  3. Запреты к лесу
  4. Запреты к горам
  5. Запреты к животным.

Запреты бурят по отношению к земле:

Особенно бережное и трепетное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая  клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля – мать. По традиции, при перекочевке ни одного мусора не должны были оставлять за собой[5].

Запреты бурят по отношению к деревьям:

Рубить «вечные» деревья - кедр и ель - категорически нельзя было. Считалось, что этим неблаговидным поступком не только вредишь природе, но и укорачиваешь свою жизнь, а также жизнь своих потомков. Ну, а если уж человеку по предельно острой необходимости нужно было всё же срубить то или иное дерево, то это всегда предполагало соблюдение целого ряда сложных ритуальных действий. Для растопки всегда использовали сухостой. Нельзя было рубить одинокие деревья, деревья, стоящие на краю леса, деревья у истоков рек, деревья, находящиеся у рек и озер, молодые деревья, старые деревья, особенно запрещалось рубить или ломать ветки на святых местах, а их у бурятов было много. На многих святых местах,  привязывали ленточки – залаа или хадак - ленты из шёлковой или любой другой материи, повязываемые на деревья в священных местах хозяевам местностей  и духам предков в качестве символа уважения, добрых намерений и всевозможных даров. Привязывая полоску материи в месте обитания духов, человек обращался к нему с просьбой. Большим грехом считали отнять жизнь у долгожителей земли, а к ним относилось дерево. Также, если у семьи не было детей, специальным обрядом просили у дерева детей, дерево должно было быть крепким, молодым, здоровым. Верили, что если повалить дерево с «хозяином» или слишком много срубить деревьев, тем навлекаешь смерть на себя и на своих потомков. Плохим предзнаменование было видеть во сне поваленное дерево, считали, что кто-нибудь погибнет[8].

Запреты по отношению к рекам и озерам:

Одним из самых строгих запретов было не загрязнять воду мусором, отходами, всякими нечистотами, особенно, не должны были проливать кровь в воду и поблизости воды. Считалось, что хозяин воды – лусад отравится. Царь воды имеет небесное происхождение, относится к числу светлых и добродетельных. Буряты считают его старцем, живущим на дне глубоких вод и имеющим большое количество прислужников. Древние законы бурятов строго запрещали  громко кричать вечерами на реках и озёрах, не принято было ходить вечером к речке, проруби за водой или волновать ночью воду каким-нибудь образом. Нельзя было черпать воду из реки или озера немытым подойником, грязным ведром с сажей, стирать бельё, мыть тело в реке и т.д. чем можно загрязнить водоемы, так как этим можно вызвать гнев хозяинов водоемов “Лусууд” - водяных духов[1]. Реки, озера, источники и вообще вода всегда занимали немаловажное место в верованиях и культах бурят. Каждая река и озеро имели своего хозяина. Буряты посвящали духам вод специальные обряды, просили обилия, влаги, плодородия, в основе которого лежали почитание и благодарность. Вода также олицетворялась с чистотой, блеском. Особенным почитанием, смешанным со страхом, пользовались вытекающие из земли источники – целебные источники - аршан, находившиеся в распоряжении хозяев местности. В отношении к ним существовал целый кодекс правил и запретов, ибо источники были целебными и лечили многих людей. Верили, что нарушителей запретов хозяин воды наказывает различными болезнями и неприятностями[5].

Запреты по отношению к горам – Обоо:

К культу гор следует отнести также обычай сооружать на вершинах гор, на горных перевалах кучи камней в честь горы или ее хозяина, т.е. горного духа, путем бросания камня каждым прохожим. Такие кучи камней известны под названием "обоо". У буддистов "обоо" украшаются хадаками и хий морин (Кони ветра),  лентами на высоких жердях и т.д. У бурят-шаманистов различные обряды у каменных "обоо" совершал шаман.

        Выражение «Обоо тахиха»: Слово обоо в названии имеет такие значения как «грудь», «насыпь», «курган», «куча», а тахил – почитание путем жертвоприношений, обряд. Обоо – алтарь хозяина места, духа, владеющего данной местностью.

По бурятским верованиям чтобы сабдаки – духи - хозяева местностей признали культовое сооружение, чтобы собирались, когда их призывают на ритуальное угощение и проводят обряд обоо тахилган.  Обоо было местом поклонения духам, тотемным божествам, поэтому на месте обоо нельзя было вести себя непристойно, т.е. драться, ругаться, особенно в таких местах категорически нельзя было охотиться, также старались не трогать, не разворачивать камни на горе. Раньше буряты умерших людей не хоронили, а оставляли в долинах между горами, на возвышенности, поэтому в таких местах сильно не шумели[6].

Запреты по отношению к диким животным:

В традиционном мировоззрении бурят особое место занимают представления о животном мире. Этнографы выявили в культуре бурят реликты тотемизма. Так, орел (ехэ шубуун ) почитался бурятами как родоначальник шаманов и как сын хозяина острова Ольхон. Лебедь (хун шубуун ) считалась прародительницей одного из основных этнических подразделений бурят — хори. Широкое распространение получили культы лесных зверей — волка, оленя, кабана, соболя, зайца, а также медведя. При охоте на диких копытных запрещалось уничтожать всех животных из стада, попавших в глубокий снег или загон. Часть их обязательно выпускалось.   Нельзя было охотиться на диких оленей, косуль, лосей-производителей в осеннем складе, убивать спящих находящихся в беспомощном состоянии животных. При всем стремлении к получению богатой добычи на охоте нельзя было преступать меру дозволенного, убивать зверей понапрасну[9]. Буряты верили, что на каждого охотника в жизни отпущено определенное количество зверей, если он убьет больше, то может расплатиться своей жизнью или жизнью своих детей.

Охота на мясного зверя имела целью добычу продуктов питания для улучшения пищевого рациона и шкур крупных зверей, необходимых для домашнего производства. Выбирая объект охоты, старались сохранить взрослых репродуктивных диких животных. По окончании гона зверей буряты не промышляли на самок животных, что способствовало сохранению эффективности охотничьих угодий. На лосей и изюбров буряты предпочитали охотиться в начале гона, так как в это время они были хорошо упитанны, а в конце гона сильно теряли в весе и мясо их не представляло особой ценности.

Весной нельзя было охотиться на птиц. Знание образа жизни и повадок животных позволяло избирать и соблюдать нужные сроки, объемы и объекты охоты, не истощая естественные запасы.

Таким образом, буряты никогда не противопоставляли человека природе, они считали себя её детьми, прекрасно чувствовали живой дух земли и понимали, в какой мере зависимы от него. Все вокруг имело своих духов-хозяев определенных местностей, которые покровительствовали определенному месту, защищали и оберегали это место. В традиционной культуре бурят "хозяином местностей" чаще всего представляли огромным седобородым старцем, разъезжающим на лошади или на олене или женщиной, или старухой, или птицей, или оленем или другим животным. Они могли быть  добрыми или гневными, если  устраивали грязи и беспорядок в том месте, где они обитали. Чтобы не прогневать их, надлежало соблюдать чистоту и тишину, нельзя было хвастаться добычей, разводить беспорядок, бросать в огонь шерсть, войлок или все, что издает при горении зловоние, разворачивать камни и землю без надобности.  Были обязательны обряды угощения "хозяина местностей».

  1. 16 основных экологических закона. Экологические законы Б. Коммонера, их интерпретация

Человек – часть природы, он связан с ней своим происхождением и существование. Подобно другим биологическим видам на первых этапах своей эволюции он находился со средой обитания в динамическом равновесии. Начало человеческой цивилизации связывают с переходом от собирательства к производящей форме деятельности (появление  и развитие земледелия и животноводства).  Социальная система, возникшая как дополнение к природной, начинает противостоять ей как разрушительная сила. Общество, разрушающее окружающую природную среду в процессе потребления, лишает себя будущего. Поэтому одной из важнейших задач, которые необходимо решить человечеству в настоящее время, является не только изучение антропогенных изменений окружающей природной среды и разработка методов ее сохранения и охраны в интересах  сохранения жизни на Земле, но и поиск законов функционирования и развития этой отрасли объективной реальности. В разные периоды было сформулировано 16 основных экологических законов:

  1. Закон минимума  -  1840 год. Ю Либих. «Веществом, находящимся в минимуме, управляется урожай, определяется величина и устойчивость последнего во времени». 
  2. Закон толерантности (закон Шелфорда): отсутствие или невозможность развития экосистемы определяется не только недостатком, но и избытком любого из факторов (тепло, свет, вода и т.д.)
  3. Закон конкурентного исключения формулируется следующим образом: два вида, занимающие одну экологическую нишу, не могут сосуществовать в одном месте бесконечно долго.
  4. Закон биогенной миграции атомов (закон ВИ Вернадского): миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества, организмов.
  5. Закон генетического разнообразия: все живое генетически различно и имеет тенденцию к увеличению биологической разнородности.
  6. Закон константности (сформулированный В.И. Вернадским):  количество живого вещества биосферы, образованной за определенный геологическое время, является величиной постоянной.
  7. Закон максимизации энергии (сформулированный Г. и Ю. Одум и дополнен М. Реймерсом): в конкуренции с другими системами сохраняется та из них, которая больше способствует поступлению энергии и информации и использует эффективное и  максимальное их количество.
  8. Закон максимума биогенной энергии (закон Вернадского - Бауэра): любая биологическая  система, находящаяся в состоянии устойчивого неравновесия   увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду.
  9. Закон ограниченности природных ресурсов: все природные ресурсы в условиях Земли исчерпывающие
  10. Закон однонаправленности потока энергии: энергия, которую получает экосистема и которая усваивается продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой необратимо передается консументам первого, второго, третьего и других порядков, а потом, редуцентам, что сопровождается потерей определенного количества энергии на каждом трофическом уровне как следствие процессов, сопровождающих дыхание.
  11. Закон оптимальпости: никакая система не может сужаться или расширяться до бесконечности
  12. Закон пирамиды энергий (сформулированный Р. Линдеман): с одного трофического уровня экологической пирамиды на другой переходит в среднем не более 10% энергии. Обратный поток с более высоких на более низкие уровни гораздо слабый - не более 0,5-0,25%.
  13. Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха - Тинемана - Баул): объем урожая зависит не от отдельного, даже лимитирующего фактора, а от всей совокупности экологических факторов одновременно.
  14. Закон снижение плодородия: постепенное снижение естественного плодородия почв происходит из-за длительного их использования и нарушения естественных процессов почвообразования, а также вследствие длительного выращивания монокультур, в результате накопление токсичных веществ, выделяемых растениями, остатков пестицидов и минеральных удобрений.
  15. Закон физико-химической единства живого вещества (сформулированный ВИ Вернадским): вся живое вещество Земли имеет единую физико-химическую природу
  16. Законы Б.Коммонера[4].  

Экологические законы Б. Коммонера, их интерпретация

В 1974  американский эколог Барри Коммонер  их обобщил и сформулировал  максимально сокращенный и упрощенный вариант законов экологии.

  • «Все связано со всем» - и природа, и общество находятся в единой сети системных взаимодействий. Любое изменение в природе, вызванная человеком, вызывает цепь последствий - нарушение одного звена этой цепи приводит к  нарушениям в других звеньях.
  • «Все должно куда-то деваться». Любое производство постоянно производит крайней мере две вещи - необходимую продукцию и отходы. Отходы сами собой не исчезают: они накапливаются, снова вовлекаются в круговорот веществ и приводят к непредсказуемым последствиям.
  • «Природа знает лучше» -  этот закон призывает к осторожности во взаимоотношениях с природой,  указывает на то, что пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функции природы, люди почти неизбежно вредят природным системам.
  • «За все надо платить, или ничто не дается даром» - природные ресурсы не бесконечны. Человек в процессе своей деятельности принимает у природы в "долг" часть ее продукции, оставляя под залог те отходы и загрязнения, которым не может и   не хочет предотвратить.  Неразумная эксплуатация природных ресурсов и природных благ грозит расплатой, что придет рано или поздно.

На современном этапе развития науки и техники человечество уже меньше зависит от природы, но зависимость эта сохранилась, и не просто сохранилась, а усложнилась, поскольку изменилась только относительная роль законов природы. Человечество, по-прежнему зависит от энергетических, минерально-сырьевых, биологических, водных и других природных ресурсов. Поэтому законы экологии Барри Коммонера,  отражающие общие системные закономерности функционирования и развития объективной реальности, следует помнить и учитывать в своей повседневной деятельности[5].

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

  1. Практическая часть

Экологические законы Б.Коммонера  в традициях и обычаях бурят

Буряты  не отделяли себя от природы, поскольку традиционными формами их хозяйственной деятельности были собирательство, охота, рыболовство, кочевое и полукочевое скотоводство [2].

Проанализировав традиции и обычаи бурят по отношению к природе и экологические законы Б.Коммонера, мы наблюдаем  схожесть табу бурят и законов Б.Коммонера. Далее приведем в чем заключается эта схожесть.

1 закон Б.Коммонера гласит «Все связано со всем». Это и проявляется и в табу бурят. Все происходило не просто так, все было взаимосвязано, далее приведены примеры:

  1. Головной убор женщин означает взаимосвязь явлений в природе: верхняя часть обозначала небосвод - тэнгэри, красные кисточки – лучи солнца – наран, нижняя часть обозначала землю – газар. Украшения, ниспадающие на грудь с головного убора,  символизировали: звезды, солнце, луну, дождь, снег и др.
  2. В окрестностях целебных источников - аршанов не разрешается собирать грибы, ягоды, с целью вывоза, делать заготовки, мотивируя тем, что лечение водами не пойдёт на пользу, т.к. «хозяин» аршана прогневается и т.д. Оно и понятно, ведь малейшее нарушение экологического равновесия, чревато серьёзными осложнениями, вплоть до исчезновения источника.
  3. Буряты проявляли заботу не только о наиболее ценных охотничьих животных, но и проводили простейшие мероприятия по охране среды и обитания. Считалось совершенно недопустимым сдирать и вытаптывать ягель, употреблять в пищу грибы, поскольку они входили в рацион самого главного животного - северного оленя. Охотники прошлого, понимали санитарную роль хищных животных. По существующим обычаям не полагалось убивать волков, орлов, воронов, и сов. Считалось, что они предназначены для разреживания стад других животных, для избавления их от болезней и мора, для уничтожения вредителей и грызунов. Это положение подтверждается рядом классических примеров: Истребление волков - вырождение оленей  , истребление воробьев - низкая урожайность риса, появление кошек - падение удоев коров.
  4. У бурят запрещено убивать пауков, мотивируя тем, что коровы снизят удой. Казалось бы два явления - независимые друг от друга: паук и корова. Оказывается, зависимость существуют: чем меньше пауков, тем больше мошек, комаров досаждающих корове. Существовали многие приметы и верования, которые в той или иной мере запрещали добычи волков и сов. Например: «Если по дороге в тайгу встретят и убьют зайца, то считалось, что охота будет удачной, если случайно по дороге убьют волка, то считалось, что охота будет плохой, частенько она вообще откладывалось».
  1. закон – «Все должно куда-то деваться»:
  1. Большим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая луковицы сараны клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля - мать. Место, где стояла юрта, всегда очищали, удобряли золой и навозом.
  2. Традиционное сельское хозяйство бурят имело форму кочевого скотоводства, основанного на постоянном передвижении людей с животными. При этом они избегали разрушения природных ландшафтов от слишком интенсивного использования. Земляными работами буряты в основном  не занимались, т.к. земля была прародительницей всего живого, и даже простое царапание почвы было огромным грехом.
  3. Забои животного сопровождался ритуалом воскрешения, даже при разделке старались не ломать костей, не оставлять пролитую кровь на земле, обычно забрасывали землей, снегом. Так делают и сейчас.
  4. Строго запрещалось осквернять огонь, очаг – это  означало оскорбление хозяйки огня и неизбежно должно привести к угасанию рода.  Буряты не жгли мусор,  старались его не производить.
  1. Закон – «Природа знает лучше»:

В основе многих обрядов бурят  лежат чувства благодарности, благоговения, что подчёркивает неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять баланс во взаимоотношениях со средой, путём осуществления стихийных природоохранных мер. Хорошо известны системы строгого ограничения времени, места и масштабов охоты на животных, сбора растений. Охота 
производилась только на взрослых самцов, убийство самки расценивалось как негативное деяние. Детенышей убитой самки нельзя было оставлять в живых, считалось, что они обречены на страшную, голодную смерть. Иногда детенышей копытных животных оставляли и выращивали вместе с домашним скотом. Существовал запрет заниматься охотой в местах, где проходил отел лосей, косуль, маралов и т. д. Нельзя было затевать охоту, когда животные находились в бедственном положении после засухи, половодья или гололедицы, бескормицы [6]. 

Плодородие всегда являлось для бурят важнейшим фактором жизнедеятельности. Они изучали, на каких угодьях и как лучше содержать животных, а потому старались оберегать землю. При пастьбе сгоняли отару или гурт по пологому склону, не допуская перекатывания камней на пастбищные и сенокосные угодья. Вообще, сдвигание с места камней считалось большим грехом, если только это не было очищением дороги. Недаром у бурят-монголов носовая часть обуви всегда загнута[7].

  1. Закон – «За все надо платить, или ничто не дается даром»:

Многочисленные предписания и запреты на использование отдельных видов природных богатств были сформулированы в религиозных нормах, которые воспринимались верующими как проявления сверхъестественных сил. 

У всех охотничьих и скотоводческих народов Центральной Азии существовала система запретов, служивших сохранению окружающей среды и животного мира, регуляции взаимоотношений человек — природа. Так, особенно бережное и благоговейное отношение сложилось к Земле-матери, прародительнице всего сущего. Ее тело отождествлялось с земной поверхностью, а все, что на ней живет и растет, воспринималось как ее живые дети. Древние поверья и предания бурят указывают на то, что духи гневно реагировали на распахивание почвы, вырубку лесов, загрязнение рек, насылая на виновников всевозможные болезни и стихийные бедствия.

Существовало поверье, что гибель дерева влечет за собой смерть человека. Считалось, что если во время грозы или бури было сломано много деревьев — много людей уйдет из жизни, плохим предзнаменованием являлось привидевшееся во сне поваленное дерево. Существовал запрет рубить дерево без особой надобности. Даже на зиму раньше не заготавливали дров, т.е. специально для этого не валили, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник. Существовали так называемые «мунхэ модон» — «вечные деревья» (кедр, ель), которые почитались особенно благоговейно. Разумеется, рубить эти деревья также запрещалось. Более того, это могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Некоторые деревья отмечались особым знаком — «эзэтэй модон» (т.е. дерево имеет свой дух).

До и после охоты, чтобы обеспечить ее успех, проводился обряд жертвоприношений хозяину тайги, который якобы зорко следил за чистотой и порядком в лесу. Все дикие звери считались собственностью хозяина тайги. У бурят существовал обычай: с каждым из встретившихся на пути людей удачливый охотник должен был обязательно поделиться своей добычей. С одной стороны, это был жест доброй воли, с другой стороны, принявший дар как бы разделял ответственность за пролитую кровь.

Мера добычи ограничивалась негласным правилом «нельзя относиться с жадностью к дарам природы» (дайдын хэшэгтэобтожо болохогуй), «тайгу опустошать, промышляя нельзя: северную сторону разрушать, охотясь нельзя» (тайгые тапарсарнь - агнахагуй, арые айрсарнь агнахагуй). На этот счет бытовали поверья о том, что у жадных охотников могут погибнуть дети как бы взамен, убитых сверх меры зверей. Жизнь животных оценивалась высоко, как и жизнь человека. Соблюдение подобных ритуалов воспитывало у молодых охотников, скотоводов умение сопереживать, уважение к живому [7].

Таким образом, в этих примерах ясно прослеживается связь явлений природы, их зависимость друг от друга, как и в законах Б.Коммонера.

В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся. Для  опроса  была составлена анкету (Приложение 1). Участвовало 30 учащихся.

Этноэкологические табу бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками. Но в современных условиях ситуация иная, из проведенного опроса среди учащихся, возраст 10-12 лет, я узнала, что многие дети не знают  или недостаточно знают о этноэкологических табу бурят (13%), так родители не сообщают информацию своим детям, нет полноценной информации в СМИ, популяризирующей экологическое воспитание современного общества. По данным анкетирования выяснилось, что большинство экологических обычаев и традиций утратили свою значимость для современного бурятского народа. Так учащиеся смогли перечислить несколько примеров обычаев и традиций (35%), некоторые учащиеся не придерживаются никаких традиций (11%). Но все солидарны в одном вопросе – нам необходимо знать и придерживаться традиций и обычаев, по которым жили наши предки (100%). Необходимо знать и передавать следующим поколениям знания и опыт бережного и почитаемого отношения к природе и всему живому, что нас окружает, поэтому появилась необходимость в продолжении работы по этой теме.  

Также была составлена памятка для бережного отношения к природе «Рекомендации

«Экологические законы в повседневной жизни» (приложение 2)

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Заключение

  1. Этноэкологические табу бурят - совокупность народных знаний, умений и навыков, накопленных в процессе взаимодействия с природным окружением и эти правила строго соблюдались веками.
  2. Экологические законы Б.Коммонера представляют собой сжатую формулировку 16 основных экологических законов.
  3. В основе многих традиций и обычаев бурят лежат чувства благодарности и благоговения, что подчеркивает неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. Взаимодействие бурят с природой подчинялось  строгим правилам, которые поддерживали гармонию и порядок, берегли мир от распада.  Экологические принципы и правила  природопользования бурят сопоставимы с экологическими законами  Б.Коммонера.
  4.  В ходе исследования помимо теоретического изучения темы исследования был проведен опрос среди учащихся.
  5. По данным анкетирования выяснилось, что большинство экологических обычаев и традиций утратили свою значимость для современного бурятского народа.
  6. Была составлена памятка для бережного отношения к природе
  7. Также появилась необходимость в продолжении работы по этой теме – продолжении работы в контексте современного законодательство РФ.

Таким образом,  наша гипотеза подтвердилась. В основе  исторического формирования  традиций, обычаев  бурят лежат  нравственные и духовные стороны отношений человека и общества к природе,  прослеживается формы эстетического отношения к природной среде и соблюдаются экологические законы.  Деградация нравственных и духовных  качеств современного человека ведет к разрушению.  Учитывая современное состояние окружающей среды,  дальнейшее развитие человеческого общества может быть успешным только при уважительном отношении к природе.

Приложение 1

Опрос учащихся МБОУ «Агинская средняя школа №2»

Возраст _________

Дата ___________

  1. Знаете ли вы экологические запреты (табу) бурят?  

а) Да

б) Нет

  1. Сможете ли вы перечислить несколько примеров

__________________________________________________________

  1. Насколько современные дети соблюдают эти запреты (табу) бурят?  

а) Да

б) Нет

в) не все

  1. Считаете ли вы нужным сейчас придерживаться этих запретов (табу) бурят?  

а) Да

б) Нет

в) Не знаю

  1. Если ответили «да», то почему?

_____________________________________________________________

  1. Что нужно сделать, чтобы решить экологические проблемы?

_____________________________________________________________

  1. Какие запреты по вашему мнению является наиболее важным (отметить не более 3):

а) запрет по отношению к земле

б) запрет по отношению к деревьям

в) запрет по отношению к рекам и озерам

г) запрет по отношению к горам

д) запрет по отношению к диким животным

Приложение 2

Памятка подрастающему поколению для бережного обращения с природой

Рекомендации «Экологические законы в повседневной жизни»

  1. В  быту, на производстве помнить, что все связано совсем: сжигание мусора, выхлопные газы автомобилей – разрушают озоновый слой, который защищает  нас от УФ-лучей.
  2. Все должно куда-то  деваться: в быту для утилизации использовать компостные ямы, трудноперегнивающий мусор (жестяные банки, пластиковые пакеты) закапывать в землю, для упаковок использовать преимущественно бумагу, использовать контейнеры для вторсырья.
  3. За все надо платить: озеленять дворовые участки, сбор дикоросов производить строго соразмерно своим потребностям, часть семян и плодов оставлять для размножения; участвовать в разработке и реализации  экологических  проектов;  любить и охранять природу, не жалея средств и времени.
  4. Природа знает лучше: не вмешивать в природные явления и механизмы – не заниматься самолечением, использовать в пищу только натуральные продукты, поддерживать свое здоровье правильным образом жизни, заниматься спортом, избавляться от вредных привычек.

Если каждый человек возьмет на вооружение  эти простые рекомендации – это будет большим вкладом в сохранение окружающей среды.

«Этноэкологические табу бурят в сравнении с современными законами, регулирующими соблюдение экологического баланса»

Васильева Саяна,

Российская Федерация, Забайкальский край, п.Агинское

МОУ «Агинская средняя школа №2», 7 «а» класс

Список использованной литературы

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят.
  2. Бадмаев Б.Б. Бурятские генеалогические легенды и предания: генезис и эволюция - Улан-Удэ: Бур.гос.университет, 2004.- С.33-37.
  3.  Бурхинов Д.М., Молонов Б.Ш. Вопросы этнопедагогики в школе - Улан – Удэ: Бэлиг, 1994. – С.42.
  4. Бурхинов Д.М.,Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан – Удэ: Бэлиг, 1993. – С.136-140
  5. Волков Г.Н. Этнопедагогика - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- С.168-171.
  6. Вяткина Н.В. Очерки культуры и быта Бурят - Ленинград, 1969. – С.22-25
  7. Герасимова К.М. Традиционная культура у бурят - Улан – Удэ: Бэлиг, 1996. – С.143-144.
  8. Гомбожапов А.Г. Традиционные семейно-родовые обряды Агинских бурят в конце 19 – 20 вв. – Новосибирск: Наука, 2006. -
  9.  Масленикова И.С., Горбунова В.В. Управление экологической безопасностью и рациональным использованием ресурсов – Учебное пособие. – СПб: СПбТИЗУ, 2007. – С.105-122.
  10. Михайлов Т.М. Основные направления возрождения и развития бурятской культуры - Улан – Удэ, 1998. – C.22
  11. Реймс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия Молодая, 1994. – С.56-57.
  12. Российская Академия Наук, «Буряты» - Москва: Наука, 2004.


Поделиться:

Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка

Колумбово яйцо

Лепесток и цветок

Круговорот воды в пакете

Флейта и Ветер