• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа на тему: “Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна”

Опубликовано Ахмедова Татьяна Юрьевна вкл 07.10.2020 - 19:52
Ахмедова Татьяна Юрьевна
Автор: 
Хисамиев Роберт

                                                                  «Имя человека – это самый

                                                                      сладостный и самый важный

                                                                         для него звук на любом языке»

Д. Карнеги

 

            В этом учебном году у меня новый жизненный этап, я окончил четвёртый класс и перешел в среднее звено, в пятый класс. У меня появились новые одноклассники, имён которых я не знал, поэтому стал вопрос, как обращаться к ним. У многих ребят оказались интересные имена: Аделя, Аделина, Бахор, Амина, Лев, Богдан, Арина, Лейла, Святослав… Каждый из этих ребят индивидуален. И у меня возникло много вопросов. А как ребята получили такие своеобразные имена? Что повлияло на выбор имени? Задумывались ли они, что означают их имена? Нравятся ли им имена?

            Оказалось, что многие ребята не знают значение своего имени. Мне захотелось рассказать одноклассникам о тайне их имен. Для этого я привлек ресурсы школьной библиотеки, интернет - ресурсы, узнал, что есть наука, которая изучает имена.

            Так и появилась идея моей исследовательской работы: изучить значение имён одноклассников, выяснить их происхождение, узнать, что повлияло на решение родителей дать ребёнку то или иное имя. Я не стал искать ответ на вопрос, влияет ли имя на судьбу человека, потому что наш жизненный опыт не столь богат, чтобы ответить на него.

Тема: «Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна».

Цель работы: изучение значения, происхождения имён, факторов, влияющих на выбор имён.

Задачи исследования:

1.     Работа с ресурсами: словари, справочники, статьи.

2.     Проведение анкетирования среди учащихся 5б класса и их родителей.

3.     Знакомство со значением имен моих одноклассников.

4.     Составление словаря имен.

Методы исследования:

- поисковый

- опрос

- анализ

- статистический

 Гипотеза: в каждом имени есть своя тайна (значение, происхождение), которую знают не все.

Объект исследования: имена учащихся 5б класса.

Предмет исследования: имена собственные и ономастика (наука об имени).

Практическая значимость: использование на классных часах, на уроках русского языка и литературы, при проведении различных мероприятий.

Планируемый результат:

- познакомить ребят со значением их имен,

- создать «Антропонимический словарь происхождения и значения имён одноклассников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx38.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования города Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №16»

Научно-исследовательская работа на тему:

“Как загадочна эта страна,

      Так и имя - загадка и тайна”

Работу выполнил: Хисамиев Роберт,

ученик  5 класса

Руководитель: Байдюк Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 

Новый Уренгой

2018 г.


Содержание

Введение (актуальность)        3

Глава I. История возникновения имен, возникновение имён на Руси        4

Глава II. Тюркские имена        5

Глава III. История появления моего имени        6

Глава IV. Исследование имён одноклассников        7

Глава V. Удивительные имена современности        9

Заключение        10

Список использованной литературы        10

Введение (актуальность)

                                                                  «Имя человека – это самый

                                                                      сладостный и самый важный

                                                                         для него звук на любом языке»

Д. Карнеги

            В этом учебном году у меня новый жизненный этап, я окончил четвёртый класс и перешел в среднее звено, в пятый класс. У меня появились новые одноклассники, имён которых я не знал, поэтому стал вопрос, как обращаться к ним. У многих ребят оказались интересные имена: Аделя, Аделина, Бахор, Амина, Лев, Богдан, Арина, Лейла, Святослав… Каждый из этих ребят индивидуален. И у меня возникло много вопросов. А как ребята получили такие своеобразные имена? Что повлияло на выбор имени? Задумывались ли они, что означают их имена? Нравятся ли им имена?

            Оказалось, что многие ребята не знают значение своего имени. Мне захотелось рассказать одноклассникам о тайне их имен. Для этого я привлек ресурсы школьной библиотеки, интернет - ресурсы, узнал, что есть наука, которая изучает имена.

            Так и появилась идея моей исследовательской работы: изучить значение имён одноклассников, выяснить их происхождение, узнать, что повлияло на решение родителей дать ребёнку то или иное имя. Я не стал искать ответ на вопрос, влияет ли имя на судьбу человека, потому что наш жизненный опыт не столь богат, чтобы ответить на него.

Тема: «Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна».

Цель работы: изучение значения, происхождения имён, факторов, влияющих на выбор имён.

Задачи исследования:

  1. Работа с ресурсами: словари, справочники, статьи.
  2. Проведение анкетирования среди учащихся 5б класса и их родителей.
  3. Знакомство со значением имен моих одноклассников.
  4. Составление словаря имен.

Методы исследования:

- поисковый

- опрос

- анализ

- статистический

 Гипотеза: в каждом имени есть своя тайна (значение, происхождение), которую знают не все.

Объект исследования: имена учащихся 5б класса.

Предмет исследования: имена собственные и ономастика (наука об имени).

Практическая значимость: использование на классных часах, на уроках русского языка и литературы, при проведении различных мероприятий.

Планируемый результат:

- познакомить ребят со значением их имен,

- создать «Антропонимический словарь происхождения и значения имён одноклассников»

Глава I. История возникновения имен, возникновение имён на Руси

На свет появляется маленький человек, и перед родителями ставится сложный выбор - дать имя ребёнку. Я думаю, в мире миллионы имён. Официальной статистики по количеству имён нет, так в мире тысячи народов, у каждого свои имена. Человека с детства окружают имена, через них он познает мир. Естественно важно знать происхождение, смысл и значение имени. Людям всегда давали имена. Существует много легенд возникновения имён. Скорее всего, имена людям  пришлось придумывать самим. Известно, что во многих культурах ребенку давались два имени – близкое к настоящему и второе, которое было известно всем, именно оно оберегало человека от невзгод. В Китае ребенок получал три имени: при рождении, при поступлении в школу и при совершеннолетии. А вот некоторые племена в Африке давали детям некрасивые, отталкивающие имена, чтобы отгонять злых духов.

Наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Антропонимика - раздел ономастики.

         Имена людей – это часть истории народов. Считалось, что от имени зависела дальнейшая судьба человека: талант, здоровье.

В истории русских личных имен выделяются три этапа:

  1. дохристианский;
  2. период после крещения Руси;
  3. новый этап, который начался после Октябрьской революции 1917 года.

Сначала на Руси имена давались по внешним признакам (Мал, Черныш, Кудряш), по характеру (Добрыня, Молчун, Баян), по профессии (Кожемяка). Получается, что человек получал не имя, а прозвище.

Но в 988 г., во время правления князя Владимира, произошло крещение Руси, что дало возможность появления нового этапа. Люди утратили свои прозвища (Малюты, Рыжуны, Храбры) и получили имена (Василии, Анны, Кириллы). После крещения древнерусские имена стали заменяться календарными, то есть имя ребёнок получал по святцам. Что интересно мужских имен в календаре было намного больше, чем женских, потому что в него попадали имена церковных служителей, хранителей веры, а это были в основном мужчины.

 А вот увеличение числа женских имён произошло после революции в 1917 году (третий этап). Появились новые имена, связанные с этой исторической эпохой: Октябрина (в честь Октября), Марлена (от  Маркс и Ленин), Рев и Люция (от революция), Донара (дочь народа), Райтия (районная типография), Красарма (Красная Армия). Эти имена возникли путём сложения частей слов, но были и такие, которые образовались из нарицательных слов: Трактор, Граната, Облигация, Баррикада. Иногда в ход могла пойти целая фраза - Даздраперма (Да здравствует Первое мая).

Глава II. Тюркские имена

Я татарин, поэтому мне было интересно знать, а как появились татарские имена. Выяснилось, что большую роль в формировании татарских имён сыграло принятие ислама. В исламское наречие вошли  такие имена, как Шамиль, Рашит, Касиль, Айла, Ясмин, Гульнара, Ахмед и другие.

Оказывается, что  традиционные татарские имена почти на 70 % из арабских слов, и лишь на 16 – из татарских. Но на сегодняшний день заимствованные имена считаются национальными.  Татарский язык относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. На появление татарских имён повлияли силы природы (Кояш – солнце, Йолдыз – звезда, Чулпан  - Венера), чувства и желания родителей (Батыр – сильный, Алтын – золото, Тансык – желанная, редкостная).

    Хочется на примере псевдонима великого татарского поэта - Тукая, чьи заслуги приравниваются к заслугам А.С.Пушкина, показать варианты состава татарского имени:  1. «Тукай» происходит от древнетюркского слова тугай - "пойма, излучина реки", 2. в переводе с монгольского «тукай» - "дуга", "радуга", 3. у татар Сибири «Тукай» - сокращенный вариант имен Туктасын, Туктагали и др. Существует легенда, что один из предков Габдуллы Тукая имел имя Туктагали, а сокращенно его звали Тукай.

Глава III. История появления моего  имени

Я выбрал тему «Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна», потому что меня всегда интересовало, что означает мое имя, откуда оно произошло. Как мне рассказали родители, история названия меня Робертом такова.

Когда- то давно моя бабушка хотела назвать моего папу Робертом, но у прабабушки оказалось свое мнение на этот счет, и моего папу назвали Марселем. Через много лет, после моего появления на свет, у папы, знающего эту историю от своей мамы, не возникало вопроса, как назвать меня. Тем более моей маме тоже нравилось мое будущее имя - Роберт. Получается, что на выбор моего имени повлияла бабушка.

Я знаю, что многим людям не нравится свое имя.  Но мне мое нравится, тем более имя Роберт означает  "неувядающая слава". Чуть менее популярное значение "блестящий от славы". Оно считается именем германского происхождения. Лингвисты утверждают, что имя Роберт (Hrodebert)  двукоренное и состоит из корней hroth и berht, что переводится как "слава" и "светлый". Как и со всеми двукоренными именами, значений у имени Роберт много. Оно мне нравится еще и потому, что не очень распространенное.  Не могу не отметить, что данное имя принадлежит многим знаменитым людям, таким как Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)     российский поэт,      Роберт Бош (1861-1942)     немецкий инженер, изобретатель свечи зажигания, магнето, основатель фирмы "Robert Bosch GmbH",  Роберт I (1274-1329)     шотландский король, освободивший Шотландию от англичан, Роберт де Ниро ( 1943 )     американский актер ("Бешенный бык" (премия "Оскар"), "Настоящие признания", "Король        комедии"). 

Глава IV. Исследование имён одноклассников.

        В школе №16 обучается 1193 ученика, 579 мальчиков и  614 девочек, мужских имён 133, женских – 138. Лидируют имена, начинающиеся на букву А (женские – 29, мужские - 26), на втором месте имена, начинающиеся на букву М (мужские – 16, женские - 12), на третьем месте буква С (женские – 11, мужские - 9). Самые распространенные мужские имена: Даниил - 44, Дмитрий  34, Никита – 36, Александр – 24. Самые распространенные женские имена: Анастасия – 40, Дарья -31, Арина – 26, Екатерина, Полина 23. Интересные мужские имена – Эрбол, Андраник, Акмоор, Адим, Дилявер, Яромир. Интересные женские имена – Анабель, Техвер, Каталана, Санан, Христина. Есть три двойных имени – Абдул-Малик, Хаджи-Мурат и Мария-Магдалена.

        По данным ЗАГСа Нового Уренгоя в 2018 году лидирует мужское имя Александр, также популярны имена Артём, Дмитрий, Тимофей. А вот дочек родители чаще всего называли София, Анна и Виктория. В январе 2019 года родилась девочка, которую назвали Муза.

  1. Анализ имён по списку. В 5б классе 30 учащихся, из них 19 мальчиков и 11 девочек. Мужских имён 17, так как имена Егор и Данил (Даниил) повторяются. Женских имён 11, они не повторяются. Мужских имён, начинающихся с гласной, 7 (37%), начинающихся с согласной, 10 (63%). Женских имён, начинающихся с гласной, 6 (64%), начинающихся с согласной, 4 (36%). Следовательно, женские имена чаще начинаются с гласной буквы, а мужские с согласной. На «А» начинаются 7 имён (26%), на «Б» - 2 имени (7,%), на «В» - 1 (4%), на «Д» - 3 (11%), на «Е» - 2 (7%), на «И» - 2 (7%), на «Л» - 1 (4%), на «М» - 3 (11%), на «Р» - 1 (4%), на «С» - 3 (11%), на «У» - 1 (4%), на «Я» - 1 (4%). Можно сделать вывод, что имена, начинающиеся на «А», лидируют с большим отрывом.
  2. Результаты анкетирования одноклассников (было опрошено 27 человек).
  • Знаешь ли ты значение своего имени? Да – 12 (44%), нет – 15 (56%). Вывод: большинство ребят не знают значение своего имени.
  • Знаешь ли ты происхождение своего имени? Да – 10 (37%), нет – 17 (63%). Вывод: большинство ребят не знают происхождение своего имени.
  • Знаешь ли ты, почему тебе дали такое имя? Да – 12 (44%), нет – 15 (56%). Вывод: большинство ребят не знают, почему им дали такое имя.
  • Кто тебе дал имя? Родители – 19 (70%), бабушка, дедушка – 4 (15%), не знают – 4 (15%). Вывод: лидируют имена, данные родителями.
  • Нравится тебе твоё имя? Да – 26 (96%), не нравится – 1 (4%). Вывод: фактически всем ребятам нравятся их имена.
  • Проявили желание поменять имя 15 ребят (56%), не хотят менять – 12 (44%). Вывод: несмотря на то, что почти всем ребятам нравятся их имена, большинство не отказались бы поменять своё имя на другое.
  1. Результаты анкетирования родителей одноклассников (было опрошено 27 человек).
  • Знаете ли вы значение имени ребёнка? Да – 26 человек (96%), нет – 1 (4%). Вывод: почти все родители знают значение имени.
  • Знаете ли вы происхождение имени ребёнка? Да – 23 человек (85%), нет – 4 (15%). Вывод: большинство родителей знаю происхождение имени.
  • Что повлияло на решение дать такое имя? Значение имени – 15 (56%), нравится имя – 5 (18%), религиозные праздники – 4 (15%), в честь родственников – 2 (7%), в честь знаменитых людей - 1 (4%). Вывод: в основном, называя ребёнка, родители учитывали значение имени.
  • Кто дал имя ребёнку? Мама – 12 (44%), папа – 13 (48%), бабушка – 1 (4%), дедушка  - 1 (4%). Вывод: мамы и папы в равной мере принимают участие в выборе имени.

Самыми интересными среди имён одноклассников, на мой взгляд, были следующие имена: Бахор (иранское происхождение, «весна»), Амир (арабское происхождение, «принц, князь»), Богдан (старославянское происхождение, «Божий дар»), Ульяна (из латинского языка, «счастье»), Лев (из греческого языка, «Царь зверей»).

Есть имена, которые имеют богатую историю происхождения и окутаны разными легендами.

Имя Екатерина имеет греческие корни и означает «благочестивая», «непокорная». На Руси распространилось после того, как царь-батюшка Алексей Михайлович назвал свою дочь Екатериной. Причиной выбора данного имени послужил сон, в котором ему  приснилась Екатерина Александрийская.

В этих местах, где царю приснился вещий сон, он построил монастырь святой Екатерины. Легенда о великомученице гласит, что она была мудрой, изучала науку, интересовалась философией, занималась врачеванием.

Имя Андрей уходит корнями в Древнюю Грецию, «андрос» означало «мужчина». От него произошло имя Андреас, которое и звучит у нас как Андрей- «храбрый», «мужественный». В разных странах оно звучит по-разному: во Франции- Анри, в Англии- Эндрю, в Словакии- Ондрей, а в Польше- Анджей.

Глава V. Удивительные имена современности

В ходе работы я узнал, что оказывается в мире много удивительных, даже «странных» имён. Любители давать своеобразные имена есть во всех странах. Такие люди, чтобы выделиться из общей массы, самовыразиться дают детям именно такие имена. Например, Джон Траволта, известный американский актёр, назвал своего сына Реактивный самолёт; ещё один американский актёр Джейсон Ли дал своему наследнику имя Пилот-инспектор; в честь философа Древней Греции Гомера назван сын всем известного Ричарда Гира;  Малыш -  такое ласковое имя дал сыну Дэвид Духовный.

Но это ещё не всё, есть имя, на чтение которого уйдёт целых десять минут, а состоит оно почти из 1500 букв. Из-за оригинальности родителей пострадала школьница, живущая на Гавайях, потому что её имя, состоящее из 102 букв, не смогли записать в классный журнал. Имя известного художника Пикассо состоит всего лишь из 93 букв. Ещё дальше пошла американская пара Джексонов, давшая своим детям имена Тонзиллит, Ларингит, Менингит, Аппендицит и Перитонит.

Тщеславие родителей зачастую становится результатом серьёзных проблем для ребенка. Такие дети становятся изгоями, у них возникают различные комплексы, результатом которых являются нервные срывы. Именно поэтому родители несут ответственность за будущее ребёнка, выбирая ему то или иное имя.

Заключение

«Не имя красит человека, а человек имя». В этой пословице заключена мудрость народа. Я считаю, не важно, кто дал тебе имя, что оно значит или из какого языка пришло, главное, достойно нести своё имя, совершать хорошие поступки, потому что мы сами решаем, каким путём нам идти по жизни. В каждом имени есть тайна – это мы сами с нашими достоинствами и недостатками. И только от нас зависит, сможем ли мы прославить свои имена или нет, сможем ли мы стать «счастьем», «весной», «принцем» или «царём зверей».

Список использованной литературы

  1. Имя – судьба: Книга для родителей и крестных. – М.: Современный писатель, 1993.
  2. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Л., Лениздат, 1991
  3. Кторова А. Что в имени тебе моем…// Знание – сила. -2000. -№7. – С. 125-127.

                                           


Поделиться:

Агния Барто. Сережа учит уроки

Рисуем подснежники гуашью

Сказки пластилинового ослика

Невидимое письмо

Без сердца что поймём?