• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа ученицы 8 класса

Опубликовано Татьяна Геннадьевна Рассохина вкл 18.10.2020 - 14:43
Татьяна Геннадьевна Рассохина
Автор: 
Александрова Полина

Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс
«Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов»
руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.

Научный руководитель: нет


Цель работы: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.

Методы проведенных исследований: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_8_klass.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальный этап учебно-исследовательской конференции школьников Шарыповского района «Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов

Название секции форума

«Психология и философия «Чаша достоверности»

Тип работы

Исследовательская работа 

Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Александрова Полина Андреевна

03.04.2004

Место учебы:

Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы

Класс

8

Место выполнения работы

Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы, внеурочное время

Руководитель 

Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель биологии

Научный руководитель

Нет

Ответственный за корректуру текста работы

Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

Автора: gladen1195@mail.ru

Руководителя работы: rassohina.tatyana71@yandex.ru

8(39-153)39-1-01

Аннотация


Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс
«Влияние типа личности и темперамента на развитие предметных и метапредметных навыков обучающихся 5-9 классов»
руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.

Научный руководитель: нет


Цель работы: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.

Методы проведенных исследований: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.

Результаты исследования:

Я выяснила, что в школе среди учеников 5-9 классов больше всего кинестетиков, которым трудно учиться, если информация подается только на слух или наглядно, этим детям нужны ощущения.

Также я выявила преобладающие черты темпераментов обучающихся и пришла к выводу, что с устойчивыми типами психики детей в 5-9 классах очень мало: из 35 - 6 сангвиников и 7 флегматиков, многие из них как раз и являются в школе ударниками, они также показали лучшие результаты метапредметной контрольной работы. Большинство обучающихся с меланхолическими чертами – 12 человек, этим детям трудно учиться из-за того, что при любой неудаче они сильно переживают и долго приходят в себя, на уроках им нужна постоянная ситуация успеха. Результаты метапредметной контрольной работы показали, что у меланхоликов очень слабо сформированы универсальные учебные действия, лучше всего у них сформированы регулятивные. Холерики лучше всего продемонстрировали коммуникативные умения.

1.Введение:

        Все чаще я слышу, что успешность человека зависит от того, какие знания и умения он приобретет в школе. Я учусь в школе 8 год. По информации руководителя моей исследовательской работы, в первый класс я пошла как раз тогда, впервые в нашей школе были введены новые федеральные государственные стандарты, согласно которым ученики должны не только получать знания по предметам, а еще и развивать универсальные учебные действия, которые затем и помогают человеку добиваться в жизни определенного успеха.

Каждый год в нашем классе проводятся краевые и всероссийские проверочные работы, с помощью которых проверяются предметные и метапредметные результаты обучающихся. Для того, чтобы судить о своей успешности и успешности одноклассников и класса в целом, я решила детально изучить результаты этих контрольных работ за все годы, очень обрадовалась, что мои личные результаты стабильно на высоком уровне, и в целом по классу «картина» неплохая. Я посмотрела результаты учеников, которые младше меня на 1 год, там результаты намного хуже. Мне стало интересно, почему не все ученики одинаково успешны, ведь все учимся в одинаковых условиях: одна и та же школа, одни и те же учителя.

В учебнике биологии за 8 класс, который я взяла в руки в этом учебном году, я нашла темы, в которых говорится о темпераментах и типах личности, которые и влияют на характер человека, определяют способ его деятельности. Я подумала, может в этом и хранится секрет. Я сформулировала гипотезу: «Темперамент и тип личности ученика влияют на предметные и метапредметные образовательные результаты». В ходе настоящего исследования я проверяла эту гипотезу.

        

2.Основное содержание: 

Объект исследования: обучающиеся 5-9 классов Гляденской школы.

Предмет исследования: темперамент, тип личности обучающихся, успеваемость обучающихся, метапредметные результаты обучающихся.

Гипотеза: темперамент и тип личности ученика влияют на предметные и метапредметные образовательные результаты.

Цель исследования: определение влияния типа личности и темперамента обучающегося на развитие познавательных образовательных результатов.

Задачи исследования:

1. Провести тестирование с целью определения темперамента обучающихся 5-9 классов.

2. Провести анкетирование с целью определения типа личности обучающихся 5-9 классов.

3. Подвести итоги анкет и тестов, оформить результаты в виде таблиц, разделив обучающихся на группы по типу темперамента и типу личности.

4. Провести метапредметную контрольную работу в каждой группе обучающихся.

5. Изучить полученные результаты.

6. На основе полученных данных сделать выводы об истинности гипотезы настоящего исследования.

Методы и методики решения основных задач: тестирование, анкетирование, математические расчеты, сравнение, выводы.

3. Результаты исследования.

Для решения первой задачи своего исследования я в интернете подобрала тесты и анкеты для изучения типа личности и темперамента человека, обсудив содержание анкет с руководителем, я предложила ответить на вопросы анкет и тестов обучающимся 5-9 классов нашей школы. В опросе приняло участие 35 обучающихся. Самым сложным и трудоемким для меня оказалось обработка результатов, выполнив которую, я получила информацию, которая отражена в таблице 1.

Таблица №1. Распределение обучающихся 5-9 классов по способу восприятия информации (типы личности по способу восприятия).

№

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

1.Определение

Люди, у которых преобладает слуховая система восприятия и обработки информации.

Люди, у которых преобладает зрительная система восприятия и обработки информации.

Люди, у которых преобладает чувственная система восприятия и обработки информации: вкус, прикосновения, запах, ощущение температуры, текстур.

2.Процент от общего количества опрошенных

25%

31%

44%

        Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что большинство обучающихся нашей школы информацию воспринимают на уровне ощущений и зрительно. Очень мало детей (четвертая часть) способны хорошо воспринимать информацию на слух. Скорее всего, в этом и кроется причина слабой успеваемости. Ведь в школе на уроках подается в основном учебную информацию, которую нужно слышать и  видеть, информации для кинестетиков (через ощущения) очень мало. Поэтому я бы порекомендовала педагогам больше внимания уделять этим детям, разрабатывать для них пособия, которые можно ощущать и тогда успеваемость повысится.

        Чтобы решить вторую задачу исследования мне также понадобились анкеты. Анкету я нашла в Интернете, обсудила ее с учителем и предложила обучающимся 5-9 классов. Здесь им предстояло уже ответить на 80 вопросов, в опросе приняло участие 35 обучающихся. Результаты опроса занесла в таблицу.

Таблица №2. Распределение обучающихся 5-9 классов по типу темперамента.

№

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

1.Определение

Характеризуются повышенной возбудимостью, делают все очень быстро и быстро утомляются, если ему что-то не нравится становится раздражительным и даже агрессивным.

Подвижные и выразительные дети, легко приспосабливаются к новым условиям, но им всегда необходимы новые впечатления, не всегда могут довести дело до конца из-за своей непоседливости.

Обладают медлительными и спокойными действиями и речью, не любят новых ситуаций. В любом деле настойчивы и упорны, редко выходят из себя, в меру общительны.

Застенчивы, робки, нерешительны. По любому поводу очень переживают. Хорошие труженики, но при неудаче замыкаются и долго приходят в себя.

2.Процент от общего количества опрошенных

26%

18%

20%

36%

        Изучив результаты анкет, я выяснила, что в чистом виде темпераменты проявились лишь у четверых (один холерик и три меланхолика). У остальных смешанные типы, но данные в таблицу я внесла по принципу преобладания: если у человека больше признаков флегматика, то сюда я его и относила. Больше всего получилось детей, у которых преобладают черты меланхолика. Для этих детей нужно постоянно создавать ситуацию успеха во время занятий иначе они «уходят в себя» и долго переживают от неудачи. Скорее всего это плохо отражается на их успеваемости. У 26% детей преобладает холерический тип. Это тоже для них неблагоприятно сказывается на учебе, т.к. любая неудача их раздражает, они делают много лишних движений и быстро от этого устают.

        Я решила эти выводы проверить с помощью метапредметной контрольной работы, которая кроме знаний еще и проверяет сформированность универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Тексты контрольных работ обсудила с учителем, каждый класс выполнял контрольную работу своего уровня. Для анализа я взяла по одному универсальному учебному действию из каждой группы:

Коммуникативные (извлекать информацию из текста)

Регулятивные (составлять последовательность действий)

Познавательные (применять информацию из текста для решения учебно-практических задач.)

Всего работу выполняло 35 человек.

Таблица №3. Результаты сформированности универсальных учебных действий обучающихся 5-9 классов.

УУД

Холерики

9 человек

Сангвиники

6 человек

Флегматики

7 человек

Меланхолики

12 человек

Коммуникативные (извлекать информацию из текста)

88,8%

100%

100%

41,6%

Регулятивные (составлять последовательность действий)

55,5%

66,6%

100%

50%

Познавательные (применять информацию из текста для решения учебно-практических задач)

55,5%

83,3%

86%

33,3%

        Результаты контрольной работы подтверждают мои предположения. Из таблицы видно, что сформированность универсальных учебных действий лучше всего показали дети с преобладающими чертами сангвиника и флегматика. У холериков лучше всего сформированы коммуникативные, а у меланхоликов – регулятивные универсальные учебные действия.

4. Выводы.

Гипотеза, выдвинутая мной в самом начале исследования, подтвердилась на 100 процентов. Я выяснила, что в школе среди учеников 5-9 классов больше всего кинестетиков, которым трудно учиться, если информация подается только на слух или наглядно, этим детям нужны ощущения.

С помощью анкет я также выявила преобладающие черты темпераментов обучающихся и пришла к выводу, что с устойчивыми типами психики детей в 5-9 классах очень мало: из 35 - 6 сангвиников и 7 флегматиков, многие из них как раз и являются в школе ударниками, они также показали лучшие результаты метапредметной контрольной работы. Большинство обучающихся с меланхолическими чертами – 12 человек, этим детям трудно учиться из-за того, что при любой неудаче они сильно переживают и долго приходят в себя, на уроках им нужна постоянная ситуация успеха. Результаты метапредметной контрольной работы показали, что у меланхоликов очень слабо сформированы универсальные учебные действия, лучше всего у них сформированы регулятивные. Холерики лучше всего продемонстрировали коммуникативные умения.

Результаты моего исследования будут полезны педагогам школы. Чтобы улучшить показатели успеваемости необходимо учитывать типы личности по способу восприятия информации и подбирать им материал, который они успешно смогут воспринять. Важно и учитывать типы темперамента и корректировать поведение с помощью специальных психологических тренингов.

Список используемых источников

  1. Cайт о психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro-psixology.ru/ (дата обращения: 03.11.2018).
  2. Сайт «Развивай мегаинтеллект» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/  (дата обращения: 4.11.2018).

  1. Сайт «Ваше сознание. Ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vashe-soznanie.ru/psihologicheskie-testy/tip-vashego-temperamenta-psihologicheskiy-test.html (дата обращения: 10-20.11.2018).

  1. Сайт «Психология счастливой жизни» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva (дата обращения: 10-20.11.2018).

  1. Банк результатов контрольных работ Гляденской школы за последние пять лет.

№

ФИО школьника

Образовательное учреждение, класс

Домашний адрес с индексом

Полная дата рождения

Данные паспорта или свидетельства о рождении (серия, номер, кем и когда выдан)

1

Александрова Полина Андреевна

Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс

662314, Красноярский край, Шарыповский район, д. Гляден, улица Гагарина

03.04.2004

1-БА №699055, выдано 13.04.2004 г Шарыповским территориальным отделом управления ЗАГС администрации Красноярского края России


Поделиться:

Как напиться обезьяне?

Сверчок

О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?

Три орешка для Золушки

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"