• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа ученицы 9 класса

Опубликовано Татьяна Геннадьевна Рассохина вкл 18.10.2020 - 14:45
Татьяна Геннадьевна Рассохина
Автор: 
Александрова Полина

Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 9 класс
«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»
Руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.

Научный руководитель: нет


Цель работы: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.

Методы проведенных исследований: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aleksandrova_9_klass.docx512.3 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальный этап учебно-исследовательской конференции школьников Шарыповского района «Первые шаги в науку»

Полное название темы работы

Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность.

Название секции форума

«Психология и философия «Абсолют самопознания»

Тип работы

Исследовательская работа 

Фамилия имя отчество (полностью)
автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ)

Александрова Полина Андреевна

03.04.2004

Место учебы:

Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы

Класс

9

Место выполнения работы

Гляденская основная общеобразовательная школа филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней школы, внеурочное время

Руководитель 

Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель биологии

Научный руководитель

Нет

Ответственный за корректуру текста работы

Рассохина Татьяна Геннадьевна, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, учитель

e-mail (обязательно)
Контактный телефон

Автора: gladen1195@mail.ru

Руководителя работы: rassohina.tatyana71@yandex.ru

8(39-153)39-1-01

Аннотация

Александрова Полина Андреевна
д. Гляден, Шарыповский район, Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 9 класс
«Развитие читательской грамотности обучающихся через внеурочную деятельность»
Руководитель: Рассохина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии.

Научный руководитель: нет


Цель работы: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.

Методы проведенных исследований: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.

Результаты исследования:

Мы совместно с руководителем работы разработали модель внеурочной деятельности, и я путем исследований пришла к выводу, что данная модель работает на  развитие читательской грамотности обучающихся. Наблюдается положительная динамика результатов диагностической работы по проверке читательской грамотности и техники чтения:

- Успешность всей работы возросла на 1%.

- Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.

- Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.

- Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.

- Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.

- Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.

К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.

Созданная модель внеурочной деятельности способствует также привитию интереса обучающихся к чтению, что подтверждается результатами анкетирования.

1.Введение:

        Читательская грамотность является одним из важных показателей готовности выпускника школы к жизни в современном обществе.

Можно уметь читать с очень  большой скоростью, но при этом совершенно не понимать, о чем текст, или же наоборот: хорошо вникать в содержание текста, но при этом очень медленно читать. Читательская грамотность – это такое свойство образованного человека, которое сочетает в себе и то и другое: необходимо уметь читать с оптимальной скоростью и, в то же время, уметь объяснить прочитанный текст, интерпретировать его содержание, извлекать из него правильную информацию.

Мы учимся читать с первого класса на уроках литературного чтения, но тексты, для чтения есть в каждом учебном предмете, также по жизни нас окружает информация, которую нужно «уметь читать» и правильно понимать.

В первом классе нам помогает учиться складывать первые слоги и слова «Букварь», а далее мы берем в руки более сложные литературные произведения, а также учебники по биологии, физике, химии: и все это нужно читать!

К сожалению, с появлением телевидения, компьютеров и других модных гаджетов, читать мы стали меньше, а от этого страдает качество чтения и, собственно, читательская грамотность.

В нашей школе на уроках педагоги используют множество приемов по повышению читательской грамотности обучающихся, я же решила им помочь немного и предложила еще работать над этой проблемой во внеурочное время и исследовать: изменятся результаты обучающихся по читательской грамотности и отношение учеников к чтению.

2.Основное содержание: 

Объект исследования: обучающиеся 6 -7 классов Гляденской школы.

Предмет исследования: читательская грамотность.

Гипотеза: внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся.

Цель исследования: создание модели внеурочной деятельности для развития читательской грамотности обучающихся, подбор и применение упражнений для повышения техники чтения и проведение исследований в течение учебного года.

Задачи исследования:

1. Провести стартовое исследование читательской грамотности обучающихся 6-7 классов.

2. Создать и запустить модель внеурочной деятельности по развитию читательской грамотности обучающихся 6-7 класса.

3. Провести анкетирование обучающихся, посещающих внеурочные занятия по читательской грамотности.

4. Провести промежуточное и итоговое исследования читательской грамотности обучающихся 6-7 классов.

5. Изучить полученные результаты исследований и анкетирования.

6. На основе полученных данных сделать выводы об истинности гипотезы настоящего исследования.

Методы и методики решения основных задач: моделирование, тренинги, математические расчеты, сравнение, выводы.

3. Результаты исследования.

Для решения первой задачи своего исследования я подобрала контрольную работу для проверки читательской грамотности, похожую на краевую диагностическую работу. В исследовании приняло участие 15 обучающихся 6-7 классов. После проведения контрольной работы я обработала результаты и получила информацию, которая отражена в таблице 1.

Таблица №1. Результаты стартовой диагностической работы по читательской грамотности

№ обуч-ся

Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)

Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)

Скорость чтения

 (% от нормы)

Уровень достижений

Общее понимание и ориентация в тексте

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Использование информации из текста для различных целей

Осмысление и оценка содержания и формы текста

1

50%

48

48

29

70

70

Пониженный

2

39%

32

59

36

38

68

Пониженный

3

57%

57

57

16

73

Базовый

4

36%

38

42

48

73

65

Пониженный

5

32%

59

56

41

48

34

Базовый

6

53%

48

50

36

58

55

Пониженный

7

50%

63

63

21

38

72

Базовый

8

64%

81

72

12

76

Базовый

9

64%

88

72

36

78

71

Базовый

10

39%

63

43

48

73

107

Базовый

11

72%

77

72

50

72

141

Базовый

12

68%

42

45

14

74

72

Пониженный

13

75%

52

54

52

70

91

Базовый

14

36%

43

46

10

38

38

Пониженный

15

53%

45

48

20

43

19

Пониженный

Почти половина обучающихся (47%) показали пониженный уровень читательской грамотности. Лишь двое обучающихся имеют скорость чтения чуть выше нормы, у остальных  результаты значительно  ниже нормы.

Вторую задачу я решала при участии моего руководителя работы. Совместно мы создали модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности. В качестве рабочего материала мы взяли все 15 томов произведений Виктора Петровича Астафьева, т.к. это наш Красноярский писатель и он писал о родном крае о нашей Малой Родине. Читая эти произведения, кроме читательской грамотности, обучающиеся безусловно получат пользу в и плане изучения природы родного края. Мы так и назвали курс внеурочной деятельности «Природа Красноярского края в произведениях В.П. Астафьева».

Разработанная нами  модель внеурочной деятельности для развития читательской грамотности представляет 4 серии занятий по методике коллективного способа обучения, в каждой четверти своя серия занятий. Цели каждой серии занятий изменяются.

Первая серия занятий прошла в 1 четверти.

Общая цель первой серии занятий: развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ  информацию из прочитанного текста.

Обучающиеся индивидуально изучают произведения В.П. Астафьева, извлекают объекты живой природы (названия растений и животных) для создания электронного ресурса, например, сайта.

Необходимые ресурсы: произведения В.П. Астафьева, рабочий лист, экран учета.

Структура занятия в 1 четверти:

№

Этап

Цель

1.

Физминутка

Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.

2.

Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения:

- «жужжащее чтение»;

Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. 

Все ученики читают
одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.  

- «Фотоглаз»;

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова в тексте, а затем по памяти пересказать. 

- «Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

3.

Основная часть занятия

Чтение произведения, извлечение объектов живой природы (растений и животных), заполнение рабочих листов.

4.

Рефлексия

Подведение итогов, заполнение общего экрана учета.

Вторая серия занятий прошла во второй четверти.

Общая цель занятий во второй четверти: ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ, ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.

        Для достижения цели обучающиеся проходят семь этапов, на которых создают творческие «продукты» по любому прочитанному произведению В.П. Астафьева (на выбор обучающегося). В качестве «продуктов» мы предложили обучающимся создать кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение.

Структура занятия во 2 четверти:

№

Этап

Цель

1.

Физминутка

Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.

2.

Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения

Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. 

3.

Основная часть занятия в постоянных парах

Создание творческих продуктов: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, рисунки, изложение;

 заполнение рабочих листов.

4.

Рефлексия

Подведение итогов, заполнение общего экрана учета.

Третья серия занятий пройдет в третьей четверти.

Общая цель занятий в третьей четверти: ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.

        Для достижения цели обучающиеся пройдут семь-восемь этапов в виде квеста, на которых будут выполнять задания по произведениям В.П. Астафьева. Это будут задания в виде кроссвордов из 10-15 слов, тестов из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, написать изложение, сочинение, иллюстрированные загадки.

Структура занятия в 3 четверти:

№

Этап

Цель

1.

Физминутка

Снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключить внимание с одной деятельности на другую, успокоить нервную систему и восстановить работоспособность детей.

2.

Упражнения на развитие скорости чтения, грамотности чтения

Развитие навыков оптимальной скорости чтения у детей. 

3.

Основная часть занятия в постоянных парах

Прохождение квеста: кроссворд, тест, текстовое задание, деформированные тексты, иллюстрированные загадки, изложение, сочинение.

 заполнение рабочих листов.

4.

Рефлексия

Подведение итогов, заполнение общего экрана учета.

Четвертая серия занятий (практическая) пройдет в 4 четверти. Обучающиеся на основе полученных знаний будут создавать электронный ресурс, например сайт. На сайте будут размещены объекты живой природы по произведениям В.П. Астафьева, значение этих объектов (растений и животных) в жизни человека (сведения из дополнительной литературы). Кроме этого, все продукты творческой деятельности обучающихся: кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовые задания, деформированные тексты, рисунки, изложения, тоже будут размещены на сайте. А в дальнейшем появится новая исследовательская работа на секции «Инженерные технологии».

1 серия занятий: Развитие УМЕНИЯ НАЙТИ И ИЗВЛЕЧЬ  информацию из прочитанного текста (объекты живой природы).

Необходимые ресурсы: произведения В.П. Астафьева, рабочий лист, экран учета.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=1554531f70c52f00c4a0aa83a3cf6433&n=13

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Природа Красноярского края в произведениях В.П. Астафьева

4 серия занятий:

Применение полученных УМЕНИЙ, создание ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА (САЙТА)http://it-bloge.ru/wp-content/uploads/2016/09/sozdsnie-saitov1.jpg

2 серия занятий:

Развитие УМЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАТЬ И ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ, ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.

        Создание творческих «продуктов» по произведению В.П. Астафьева (на выбор обучающегося): кроссворды из 10-15 слов, тесты из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированные тексты, выполнить рисунки, написать изложение.

3 серия занятий:

Развитие УМЕНИЯ ОСМЫСЛИТЬ И ОЦЕНИТЬ текст.

          Квест: кроссворд из 10-15 слов, тест из 10 вопросов с выбором трех ответов, текстовое задание, деформированный текст, изложение, сочинение, иллюстрированные загадки.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f5d30807e61226b4aad78a06171566fc&n=13

Схема 1 «Модель внеурочной деятельности»

В конце 1 и 2 четвертей провела промежуточную и итоговую контрольные работы по читательской грамотности.

Таблица №2. Результаты промежуточной диагностической работы по читательской грамотности

№ обуч-ся

Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)

Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)

Скорость чтения

 (слов в мин)

Уровень достижений

Общее понимание и ориентация в тексте

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Использование информации из текста для различных целей

Осмысление и оценка содержания и формы текста

1

50%

54

51

30

71

72

Базовый

2

39%

33

58

37

40

72

Пониженный

3

57%

58

58

20

71

73

Базовый

4

36%

40

43

49

65

73

Пониженный

5

32%

62

58

42

48

37

Базовый

6

53%

56

51

36

57

57

Базовый

7

50%

65

65

26

42

79

Базовый

8

64%

83

71

15

75

100

Базовый

9

64%

88

73

38

76

73

Базовый

10

39%

64

45

47

75

109

Базовый

11

72%

79

73

52

73

145

Базовый

12

68%

43

46

15

77

72

Пониженный

13

75%

54

56

55

71

91

Базовый

14

36%

45

45

12

36

39

Пониженный

15

53%

45

47

19

45

20

Пониженный

Результаты немного улучшились. Уменьшилось количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности до 33 %. Скорость чтения незначительно выросла, но также лишь двое читают чуть выше нормы, остальные ниже нормы.

Таблица №3. Результаты итоговой диагностической работы по читательской грамотности

№ обуч-ся

Успешность выполнения всей работы (% от максимального балла за всю работу)

Успешность выполнения заданий по группам умений (% от максимального балла за задания данной группы)

Скорость чтения

 (слов в мин)

Уровень достижений

Общее понимание и ориентация в тексте

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Использование информации из текста для различных целей

Осмысление и оценка содержания и формы текста

1

39%

33

58

37

40

74

Пониженный

2

57%

58

58

20

71

74

Базовый

3

37%

42

43

49

65

74

Пониженный

4

33%

63

58

42

48

38

Базовый

5

54%

57

51

36

57

58

Базовый

6

50%

66

65

26

42

79

Базовый

7

65%

84

71

15

75

100

Базовый

8

65%

88

73

38

76

74

Базовый

9

39%

65

45

47

75

108

Базовый

10

74%

78

73

52

73

145

Базовый

11

69%

54

51

16

77

74

Базовый

12

75%

54

56

55

71

90

Базовый

13

38%

44

45

12

36

40

Пониженный

14

54%

46

47

19

45

20

Пониженный

15

49%

48

50

37

48

50

Пониженный

В исследовании приняло участие 15 обучающихся, но из группы выбыла одна девочка, а прибыл один мальчик (№15), он впервые участвует в исследовании, поэтому его результаты я не учитывала при подведении итогов.

Количество обучающихся с пониженным уровнем читательской грамотности снизилось до 28%. Техника чтения по – прежнему на низком уровне, но наблюдается положительная динамика.

Таблица 4 «Сводные результаты по читательской грамотности
(6-7 классы, 2019/2020 уч. год)»

 

Среднее значение СД (%)

Среднее значение ПД (%)

Среднее значение ИД (%)

Успешность выполнения (% от максимального балла)

Вся работа (общий балл)

53

53

54

Группы умений

Общее понимание и ориентация в тексте

55

58

59

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

55

56

57

Использование информации из текста для различных целей

31

33

33

Осмысление и оценка содержания и формы текста

61

61,4

61

Уровни достижений (% учащихся)

Достигли базового уровня

53

67

72

Не достигли базового уровня

47

33

28

Техника чтения

69

74

75

По таблицам отслеживается положительная динамика развития читательской грамотности.

Успешность всей работы возросла на 1%.

Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.

Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.

Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.

Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.

К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.

Также я провела анкетирование среди обучающихся 6-7 классов, которые посещают данные занятия, с целью изучения интереса обучающихся к занятиям внеурочной деятельности по данной модели. В опросе приняло участие 15 обучающихся. Я задала им 5 вопросов. Результаты отражены в таблице 5. 

Таблица 5 «Результаты анкетирования
(6-7 классы, 2019/2020 уч. год)»

№

Вопрос

да

нет

Нейтральный ответ

1.

Нравятся ли Вам внеурочные занятия по читательской грамотности?

14

0

1

2.

Считаете ли Вы полезными такие занятия?

14

0

1

3.

Когда заканчивается занятие, хочется ли Вам остаться и продолжить работу?

12

3

0

4.

Считаете ли Вы, что стали лучше читать?

13

0

2

5.

Легко ли Вам выполнять творческие задания?

8

7

0

6.

Захотелось ли Вам прочитать  все произведения В.П. Астафьева?

8

1

6

Результаты анкет показывают, что 93% обучающихся нравятся внеурочные занятия по данной модели, и они считаю их полезными. 80% обучающихся после окончания занятия хотят остаться и продолжить работу. 87% обучающихся считают, что стали лучше читать. Для 53% обучающихся легко поддается выполнение творческих заданий и столько же ребят захотели прочитать полное собрание произведений В.П. Астафьева.

4. Выводы.

Гипотеза, выдвинутая мной в самом начале исследования, подтвердилась на 100 процентов. Я выяснила, что внеурочная деятельность влияет на развитие читательской грамотности обучающихся. Это подтверждается моими исследованиями:

Успешность всей работы возросла на 1%.

Общее понимание и ориентация в тексте возросло на 4%.

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста возросло на 3%.

Использование информации из текста для различных целей возросло на 2%.

Осмысление и оценка содержания и формы текста – стабильные результаты.

Процентное отношение к норме чтения возросло на 6 %.

К сожалению ни один из обучающихся пока не продемонстрировал повышенного уровня читательской грамотности, но наблюдается увеличение количества обучающихся с базовым уровнем на 19%.

Созданная модель внеурочной деятельности способствует также привитию интереса обучающихся к чтению, что подтверждается результатами анкетирования.

Результаты моего исследования будут полезны педагогам школы. Результаты мониторинга в 1-2 четвертях можно применить для разработки индивидуальных планов по повышению обучающихся. Разработанную нами модель можно в дальнейшем применять, дополнять и развивать. Также ее можно рекомендовать для использования в других школах.

Список используемых источников

  1. Техника чтения в 5-9 классах. Тексты для проверки техники чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.su/load/482-1-0-45802 (дата обращения: 05.11.2019).
  2. Сайт «Красноярский ЦОКО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://coko24.ru/   (дата обращения: 7.11.2019).

  1. Сайт «Инфоурок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya-2102284.html  (дата обращения: 10-20.11.2019).

  1. Сайт «Молодой ученый» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3334/  (дата обращения: 10-30.11.2019).

  1. Сайт «Коллективный способ обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kso-kras.ru/   (дата обращения: 10-30.11.2019).

№

ФИО школьника

Образовательное учреждение, класс

Домашний адрес с индексом

Полная дата рождения

Данные паспорта или свидетельства о рождении (серия, номер, кем и когда выдан)

1

Александрова Полина Андреевна

Гляденская ООШ филиал МБОУ Холмогорской СОШ, 8 класс

662314, Красноярский край, Шарыповский район, д. Гляден, улица Гагарина

03.04.2004

1-БА №699055, выдано 13.04.2004 г Шарыповским территориальным отделом управления ЗАГС администрации Красноярского края России

№

Вопрос

да

нет

Нейтральный ответ

1.

Нравятся ли Вам внеурочные занятия по читательской грамотности?

2.

Считаете ли Вы полезными такие занятия?

3.

Когда заканчивается занятие, хочется ли Вам остаться и продолжить работу?

4.

Считаете ли Вы, что стали лучше читать?

5.

Легко ли Вам выполнять творческие задания?

6.

Захотелось ли Вам прочитать  все произведения В.П. Астафьева?


Поделиться:

Как Снегурочке раскатать тесто?

Барсучья кладовая. Александр Барков

Н. Гумилёв. Жираф

Белый лист

Горячо - холодно