• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа "Коренной народ Приамурья - ульчи"

Опубликовано Петренко Любовь Ильинична вкл 25.10.2020 - 14:30
Автор: 
Низовцева Полина. Руководитель - Петренко Любовь Ильинична

«Каждый народ, даже самый маленький, –

неповторимый узор на ковре человечества»

Чингиз Айтматов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_-16.docx343.17 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

           «Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»

                              Учебно-исследовательская работа

                             Коренной народ Приамурья ульчи

                                                                                 Выполнила:

                                                                                 Учащаяся 5 класса

                                                                                 Низовцева Полина

                                                                                  Руководитель:

                                                           Учитель географии и биологии

                                                                  Высшей категории

                                                        Петренко Любовь Ильинична

 

                                   Нижние Бузули

                                              2017

                                              Содержание

1. Введение                                     3

2. Литературный обзор                 4

3. Район исследования                   10

4. Методика исследования             10

5. Результаты                                  11

5.1

5.2

5.3

6. Выводы                                       14

7. Список литературы                    15

8. Приложение                                16

                                                 

   1.  Введение

Актуальность исследования:  численность населения некоторых коренных народов очень  мала, поэтому их называют малыми и  есть угроза их исчезновения, а наша страна Россия многонациональная и каждый народ  для неё важен. Изучая культуру коренных народов, мы изучаем культуру России.

Область исследования – особенности жизни коренных народов.

Предмет исследования – культура коренного народа Приамурья - ульчей.

Гипотеза:  Если ульчи – коренные жители Приамурья, следовательно их образ жизни должен быть связан с природой, подчинен законам природы. 

Цель исследования: познакомиться с культурой коренного народа Приамурья – ульчи.

Задачи:

  1. Изучить  литературу по данному вопросу.
  2. Провести анкетирование на тему «Коренное население Приамурья».
  3. Изучить географию  расселения коренных народов Приамурья.
  4. Составить ульчско- русский словарик по тексту прочитанной книги.
  5.  Принять  и осознать  значение культуры  народов Приамурья.
  6. Познакомить учеников нашей школы с  результатами  работы.

2. Литературный обзор

«Каждый народ, даже самый маленький, –

неповторимый узор на ковре человечества»

Чингиз Айтматов

По совету учителя я прочитала  «Сказку о храброй девочке Носке» ульчского писателя Алексея  Вальдю.  Сказка мне понравилась, в ней описываются приключения девочки в стране, где есть великанши, злые и добрые духи, люди этой страны, считают грехом нарушить законы природы.    Я решила больше узнать о народе, который сам себя называет «нани» и живёт он на берегах нашей реки Амур.

Известно, что все население на нашем Дальнем Востоке состоит из коренного  и пришлого. Коренное население это - «Народы, которые проживают на территориях традиционного расселения их предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствования и промыслы».

(БРЭ. Т.15. стр.261)

Народы, которые здесь проживали ещё задолго до того как на Дальний Восток переселились русские – пришлое население.

Я изучила литературу и узнала, что коренные народы Приамурья - это нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живут на берегах Амура, в окружении марей и сопок,  в дебрях приамурской тайги, в Приморье и на побережье Татарского пролива. Ульчи относятся к монголоидной расе, тунгусо- маньчжурской группы. Народ невысокого роста, крепкого телосложения. Волосы черные, прямые, глаза раскосые, цвет кожи желтоватого оттенка.

Мне стало известно, что ульчи (cамоназвание – “нани”) – народность России, говорящая на ульчском языке тунгусо-маньчжурской группы народов. Большое влияние на традиционную культуру ульчей оказывали постоянные их контакты с народами Нижнего Амура, возникавшие вследствие пермещения  населения в поисках хороших мест для промысла – охоты, рыболовства и собирательства, так как Приамурская тайга изобилует съедобными ягодами, орехами, сочными побегами трав и их корневищами. Жизнь ульчей очень зависит от этих природных богатств.[ 7]

Анализируя текст сказки, я пришла к выводу, что жизнь этих народов была неотделима от природы. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду и предметы быта. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения. Высокого уровня ульчи достигли в обработке дерева, бересты, крапивы. Из дерева они делали жилища, нарты, утварь: различные дощатые сосуды, колыбели, блюда, корытца, ложки, коробки, ящички. Из бересты изготовляли стены и крыши летников, двускатные шалаши, ветровые заслоны, летние шляпы, трафареты для вышивок, сумочки для рукоделия, туеса для хранения ягод и другие предметы. Нитки для сетей ульчи получали из крапивы и дикой конопли. Важной деталью убранства старинных жилищ были камышовые циновки для покрытия канов и завешивания стен, обмазанных глиной. Широкое распространение в быту имела плетеная из тальника или ивы утварь: корзины для переноски рыбы, шумовки для вытаскивания рыбных пельменей из котлов, корзинки для вещей. [5]

Я обратила внимание и на одежду девочки Носки, на то во что она одета и обута. На всех иллюстрациях она изображена в халатике, украшенном какими-то аппликациями и на ногах у нее легкие, мягкие сапожки.

 В одном из справочников о народном декоративном искусстве ульчей пишут, что у них имелись свои особенности. Например, для женских халатов мастерицы на маленьких станочках плели из цветных ниток пояса, украшая их концы вышивкой, кусочками меха, медными подвесками и бусами. Мастерицы шили халаты из ровдуги и украшали их вышивкой по коже белым подшейным волосом оленя. Рыбья кожа шла на изготовление одежды, обуви, сумочек, трафаретов для орнамента, парусов для лодок. Из шкур лосей и оленей шили обувь, охотничьи безрукавки, постели, колчаны для стрел. Все изделия из кож шили сухожильными нитками. Традиционная ульчская одежда имела покрой кимоно, с запахивающейся левой полой. В комплект верхней мужской одежды входили халаты, куртки, шубы, юбочки, а женскую верхнюю одежду составляли халаты и шубы, нижнюю – нагрудники, штаны, ноговицы. Обувь шилась из рыбьей, оленьей и лосиной кожи, из оленьих  камусов, из кожи нерпы.[7]

«Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры деревьев, которая шла на покрытие летних жилищ, шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов».

 (Этнография и фольклор народов Дальнего Востока России. Стр.67)

 Из сказки я узнала, что поселения ульчей называются стойбища. Живут они  зимой в фанзах -  небольших домиках из бревен. Спят на теплых полах – канах, которые согреваются  горячим дымом, потому что дымоход проложен под полом.

А вот как пишут об этом в литературе … « Старинное зимнее жилище строилось из бревен, имело четырехугольный план и двускатную крышу. Спали на отапливаемых канах, постелив матерчатый тюфяк и укрывшись ватным одеялом. Летние жилища – четырехугольные корьевые домики на сваях – ставили ближе к реке. Летние домики – на сваях, для защиты от наводнений,  их поднимают повыше, так как живут ульчи по берегам рек».

(Сашнина О. В. Этнографическая коллекция коренных народностей Приаму-рья. Стр. 23)

Ульчи сохранили главное – рыболовство,  как ведущую отрасль хозяйства. Традиционные орудия их рыболовства – сети, заездки, крючковые снасти, удочки-махалки, остроги, сачки. Сохранялись и приемы охоты на морского и таежного зверя. Охотились ульчи с применением петель, сеток, самострелов, давящих ловушек, копий, а на морской охоте применяли гарпуны и посохи с крючками. Подсобную роль играло собирательство (коренья, ягоды, грибы, травы).

Мне стало известно, что средствами передвижения у ульчей служили летом лодки, зимой – нарты, запряженные ездовыми собаками, и два вида лыж – голицы и подклеенные камусом. Ульчские лодки мало чем отличались от нанайских: в отличие от нанайцев, ульчи употребляли парус и пользовались специальной морской лодкой, похожей на речную дощатую, но оснащенную большим количеством пар гребных весел.

В культуре народов Приамурья «красной нитью »проходит единение человека  с природой, с окружающим миром.

Изучив поговорки ульчей, мне стало понятно, что они относятся к природе,  как к живому организму, одухотворяют природу.  

  «…- Если на охоте ничего не добудешь, не ругай те места и ту землю, где охотился. Дух охоты услышит тебя и надолго убежит от тебя.

- Не ругай землю, если упадешь или споткнешься. Земля – наша мать, она нас всех и поит и кормит, она дает нам жизнь.

- Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь и своим потомкам» (nsportal.ru/ap/.../prezentatsiya-kultura-korennykh-narodov-priamurya)

 Такое отношение к природе называется экологами таёжной этикой.

Для ловли рыбы выходят на Амур на батах или в заливах устанавливают сети, но  размер ячеек в сетке не очень мелкий, для того чтобы мальки и маленькая рыба не задержались в ней, не застряли.

Девочка, героиня сказки, несмотря на свой возраст, относится к природе, как к живому организму.

«Мальки пропадут!», испугалась Носка и выбежала из своего укрытия. «Так мелкую рыбу нельзя оставлять, она быстро погибнет в такую жару. Давай её будем выбрасывать в воду. И дамбу из ила и песка они разрушили: залив нельзя превращать в закрытое озеро: рыба в него не будет заходить». (Вальдю А. Сказка о смелой девочке Носке. Стр.10 )

 «Зверя и дичи убивают столько, чтобы прокормились люди стойбища, но чтобы тайга от этого не стала похожа на амбар бедного нани».

(  Вальдю А. Сказка о смелой девочке Носке. Стр.10)

Так как ульчи живут по берегам рек, то и в рационе питания ульчей преобладают  рыбные блюда: юкола из лососевых, вареная или жареная рыба, кетовая икра; корюшку, амура  и сазанов используют для супа. Из мяса диких животных особенно ценились медвежатина, оленина, зайчатина, а также дичь – рябчики, глухари, куропатки. Для придания особого вкуса и аромата пища  обогащалась ягодами, грибами, черемшой, сараной. Использовать в пищу пшено, картофель и хлеб ульчей научили русские.

По представлениям коренных жителей Амура - окружающая  их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено разными живыми организмами.

Окружающий людей мир лесов  здесь суровый, жесткий и в то же время живой, одушевленный. Живыми, имеющими душу и сознание являются конкретные реки и горы.[7 ]

На одной из иллюстраций книги я обратила внимание на то, что в лесу на деревьях и около жилищ развешаны черепа разных животных, так как в культуре  ульчей существует представление о духах-хозяевах гор, перевалов, отдельных урочищ, рек. Вселенная представляется многослойной, населенной многочисленными существами и духами.

Человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.

Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты.

У каждого шамана были свои духи-помощники и духи-защитники. Шаманами были мужчины и женщины, каждый шаман имел несколько бубнов, на некоторые из них, а также на палочки-колотушки наносились изображения духов-помощников.

3.  Район исследования

Кабинет географии, библиотека  МОУ Нижнебузулинской СОШ.

4. Методика исследования

Исследования проводились по оригинальной методике.

Методы исследования:

-картографический;

- статистическая обработка;

-анкетирование;

-критического чтения;

- частично-поисковый;

Исследование проводилось в 2015 – 2016 учебном году.

Чтобы выявить особенности культуры и образа жизни ульчей,  мы провели  следующие исследования:  «Анкетирование учащихся», «Изучение географии расселения ульчей и других коренных народов Приамурья», «Определение значения этнических понятий».

5. Результаты

5.1.  Анкетирование учащихся.

Оборудование:  вопросы для проведения анкетирования, листы бумаги, ручки.

Выполнение работы:

Для того чтобы выяснить что знают ученики нашей школы о коренном народе  Приамурья ульчи,   мы решили провести анкетирование среди учеников 4 – 8 классов. В анкетировании приняли участие всего 39 человек. В анкете было  6 вопросов.  Ребята давали развернутые ответы – рассуждения. После анализа работ, мы  подсчитали  правильные ответы  и  ответы неверные. Данные анкетирования отобразили в диаграмме, где результаты видны нагляднее.

На первый вопрос было дано 29%, на 2 - 41%, на 3 – 51%, на 4 – 48%, на 5 – 49%, на 6 – 51%  правильных ответов.

5.2. «Изучение географии расселения ульчей и других коренных народов Приамурья».

Оборудование: атлас «География России», контурные карты, цветные карандаши.

Выполнение работы:

Для изучения  ареалов  расселения коренных народов Приамурья, я использовала  географическую карту атласа для 9 класса «Народы», «Плотность населения». Изучив легенды карт, мне стало понятно, что коренные народы в Приамурье  встречаются   редко, и плотность населения очень низкая. Проживают здесь народы тунгусо- манчжурской группы Алтайской семьи: эвенки, негидальцы, нанайцы, ульчи, орочи, удэгейцы. Эвенки – на севере Амурской области, остальные народы – по берегам реки Амур, от Хабаровска до впадения реки Амур в Татарский пролив.

Эту информацию я перенесла на контурную карту.

5.3. «Определение значения этнических понятий».

Оборудование: Интернет, словари БРЭ.

Выполнение работы:

Из прочитанной мной  литературы, я узнала, что у малого народа ульчи нет своей письменности, они пользуются нанайским письменным языком. Для того чтобы  было понятнее  воспринимать материал о коренных жителях Приамурья, их культуре, я выполнила работу по составлению  словаря  некоторых ульчских слов. Для работы в основном были использованы  ресурсы Интернета.

Ульчско- русский словарь ( по прочитанной книге)

Ульчское слово

Русское значение

Бат

Лодка из досок

Гиспу

Палочка, которой ударяют по бубну.

Дада

Бабушка

Кан

Теплый пол в фанзе

Камус

Выделанная кожа с ног оленя

Лауча

Сабля

Манга

Посредник в спорах, судья

Марь

Заболоченное, низкое место

Нани

Самоназвание ульчей

Нарты

Сани

Порсу

Мука из вяленой рыбы

Ровдуга

Выделанная кожа, замша из оленей или лосиной кожи

Сагдимди

Уважаемый

Торбаса

Обувь из шкуры оленя

Туесок

Корзинка для сбора ягод

Шаман

Человек, общающийся с душами

Фанза

Зимнее жилище  ульчей

Холи

Печка в фанзе

Юкола

Вяленая рыба

Кололи

Вяленая икра

6.Выводы

Анализ результатов нашей работы позволяет сделать следующие выводы:

  1. В ходе данной работы я изучила  литературу для ознакомления с особенностями культуры и быта коренного народа Приамурья – ульчи.
  2. Провела  анкетирование на тему «Коренное население Приамурья».
  3. Изучила  ареалы расселения коренных народов Приамурья.
  4. Составила  ульчско- русский словарик по тексту прочитанной книги.
  5.  Приняла   и осознала   значение культуры  народов Приамурья.
  6. На школьной конференции познакомила  учеников нашей школы с  результатами  работы.

В своей работе я доказала, что ульчи – коренные жители Приамурья, и их образ жизни связан с природой, подчинен законам природы. 

Заключение

У каждого из нас есть родина – это место, где ты родился, где живешь, учишься. Я живу в прекрасном уголке нашей планеты – Приамурье, где до нас жили, охотились, воспитывали детей и создавали свою культуру народы, не похожие на нас, поэтому мы должны изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле  живем.

  1. Список литературы

  1. Арсеньев В. К. По Уссурийскому краю. Новосибирск, 1985.
  2. Вальдю А. Сказка о смелой девочке Носке.Хабаровск, 1988.
  3. Кассин Е. Фоторассказ о Хабаровском  крае. У высоких берегов Амура. Хабаровск, 1987.
  4. Муравин А. Дальний Восток. Москва, 1989.
  5. Сашнина О. В. Этнографическая коллекция коренных народностей Приаму-рья//Культура, наука, образование народов Дальнего Востока России и стран АТР. Хабаровск, 1995
  6. Тарвид Л. П. Особенности традиционного костюма народов Приамурья//Этнос и культура. Владивосток, 1994.
  7. Этнография и фольклор народов Дальнего Востока России. Владивосток, 1981.
  8. БРЭ. Т.15.Москва. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2010.
  9. nsportal.ru/ap/.../prezentatsiya-kultura-korennykh-narodov-priamurya
  10. www.slovoart.ru/node/1306
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  1. Приложение.

ВОПРОСЫ  АНКЕТЫ

  1. Что означает понятие  коренные жители?
  2. Какие ты знаешь коренные народы Приамурья?
  3. Как они выглядят, к какой расе относятся?
  4. В каких районах  они проживают?
  5. Основные занятия коренных народов?
  6. Какую долю от всего населения  нашего края они составляют?

Рис.1 Диаграмма

Порса
Мелкую рыбу слегка поджаривают на рожнах и выкладывают в берестяную миску, установленную над костром из сырых бревен. Просушенную и подкопченную рыбу толкут до получения мелкой крошки - порсы. Хранят ее в непромокаемых мешках из кожи налима или берестяных коробах. Зимой из порсы готовят густое варево типа каши или, добавив в муку, пекут лепешки.

   Куорчэх
В посуду, на треть ее объема, наливают сливки или сметану, добавляют бруснику, сахар и взбивают до тек пор, пока не образуется густая и пышная пена. В куорчэх иногда добавляют голубику или брусничное варенье. Подают в деревянной чашке .

        Юкола по-эвенкийски
Рыбу очищают, освобождают от головы и хребтовой кости, разрезают на длинные плоские пласты. На них делают надрезы в виде елочки с внутренней стороны и коптят на специальном дымокуре - у огня под крытым навесом. Слегка прокопченные пласты провяливают на солнце. Употребляют вприкуску с чаем.

C:\Users\1\Desktop\ульчи\20160219_112540.jpg

Рис.2  Определение ареалов расселения коренных народов Приамурья

C:\Users\1\Desktop\ульчи\20160219_113944.jpg

Рис.3 Работа по составлению ульчско- русского словаря


Поделиться:

Воздух - музыкант

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Цветок или сорняк?

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Весенняя гроза