• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Творческий проект "Учеба и игра - две стороны медали"

Опубликовано Слепова Ольга Ивановна вкл 26.10.2020 - 16:18
Слепова Ольга Ивановна
Автор: 
Токарев Павел

Автор анализирует и делает выводы в работе "Учеба и игра - две стороны медали"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №29»

Исследовательский проект

«Учеба и игра – две стороны медали»

                                                                                    Автор: Токарев Павел,

                                                                             ученик 3 «В» класса

                                                                                 Руководитель: Слепова Ольга

                                                                              Ивановна,

                                                                                  учитель начальных классов

                     

Оглавление

Введение        3

Глава 1        5

Учебная  деятельность        5

Глава 2        6

Игровая  деятельность        6

Глава 3        7

Практическая работа        7

Выводы        9

Глава 4        10

Заключение        10

Список использованной литературы:        11

Приложение 1        12

Приложение 2        13

Введение

Жизнь  школьника  очень насыщенна. Нужно многое успеть в течение дня – вовремя выполнить все задания на уроках, подготовить домашнюю работу,  позаниматься в кружках и секциях. Для этого требуется серьезная подготовка и выносливость. Но и о своих играх и увлечениях тоже нельзя забыть. Ведь без отдыха и радости жизнь кажется серой и однообразной.

Мы условно поделили жизнь обучающихся на две части: учебную и досуговую. Учебная и досуговая деятельность занимают в жизни школьника примерно равные части.

Во время учебной деятельности  школьники осваивают новые знания, учатся применять их на практике. Учебная жизнь строго организована. На каждый урок отводится определенное время. Учебной деятельностью руководит учитель, а также сам ребенок, когда готовит домашнее задание.

 Свой досуг школьники строят по своему усмотрению. Здесь тоже многое нужно успеть: выделить время для хобби, посмотреть любимые телепередачи и поиграть. Игровая деятельность все еще занимает значительное место в досуге  школьника.

Многие ученые доказали, что игра развивает ребенка. В игре маленький человек познает окружающий мир; игра является средством развития различных качеств человека; в играх дети отражают накопленный опыт, закрепляют свое представление о событиях, о жизни.

Для того чтобы выяснить, каким образом детские игры оказывают влияние на учебу мы провели наше исследование.

Тема проекта: «Учеба и игра – две стороны медали»

Проблема нашего исследования: бытует мнение, что учеба и игра – разные вещи, не имеющие ничего общего.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что как учеба, так и игра являются неотъемлемой частью жизни ребенка.

Гипотеза: если учеба и игра взаимосвязаны между собой, то могут ли они дополнять друг друга в развитии ребенка.

  Объектом нашего исследования -  школьники  3 В и 3 А   классов,  учителя и сотрудники  школы №29

Предмет исследования – учебная  и игровая деятельность школьников

Цель работы:

  • Выяснить, какова роль детских игр в жизни обучающихся начальных  классов?

Задачи:

  • выявить качества, которые требуются от  школьника во время учебы;
  • выявить виды и особенности детских игр разных поколений;
  • сравнить детские игры наших родителей и современных детей;
  • выявить, какие полезные качества формируют популярные детские игры;
  • сравнить особенности учебной и игровой деятельности.

Методы исследования:

  • изучение литературы  о детских играх, их разновидностях;
  • проведение анкетирования  учителей  и учащихся школы;
  • анкетирование;
  • сравнительный анализ  игровой деятельности взрослых и детей;
  • сравнительный анализ учебной и игровой деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что результаты нашего исследования помогут изменить отношение обучающихся  начальных   классов к учебе, что может повысить их успеваемость.

Глава 1

Учебная  деятельность

Как показывают результаты анализа учебной деятельности, для того чтобы быть успешным в учебе от ученика  школы требуются такие качества как собранность и сосредоточенность, умение владеть своим вниманием, серьезное отношение к заданиям, быстрота реакции, развитая память, логическое мышление, широкий кругозор, терпение и усидчивость, а также крепкое здоровье.

Все эти качества тренируются на уроках по математике и русскому и иностранному языку, окружающему миру, музыке, физкультуре и др. Учебная деятельность сама по себе является подготовкой к будущей взрослой жизни.

 

Глава 2

Игровая  деятельность

        Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Большинству игр присущи четыре главные черты:

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

«Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», - писал К.Д.Ушинский.

Глава 3

Практическая работа

В ходе исследования мы провели анкетирование учащихся 3 «в» класса  МБОУ « Средняя школа  № 29», а также провели опрос  учителей и родителей обучающихся. В анкетировании участвовали 22 ученика. В анкете были сформулирован вопрос:

1.В какие игры вы любите играть?

И дан перечень игр, нужно было  написать  название игр.

В результате анализа анкет были выявлены следующие виды популярных детских игр современных детей и их родителей. Дети играют в  компьютерные игры – 28%, в подвижные игры – 21%, в настольные игры – 17%, в спортивные игры – 10%, в словесные игры – 8%., в ролевые игры – 6%,  в конструкторы – 4%.

Самыми популярными играми современных детей являются:

  • в категории «Компьютерные игры» – игра «Brawl Stars»;
  • в категории «Подвижные игры» – игры «Догонялки» и «Прятки»;
  • в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Монополия»;
  • в категории «Спортивные игры» – игра «Футбол»;
  • в категории «Словесные игры» – игра «Города»;
  • в категории «Ролевые игры» – игра «Казаки – Разбойники»;

в категории «Конструкторы» – конструктор «Lego»

Взрослые же играют намного меньше, чем дети в компьютерные игры, всего 11%, в настольные игры – 25%, в подвижные игры – 23%, в  дворовые игры – 17%, в спортивные игры – 14%, в ролевые игры – 12%,  в конструкторы – 3%

Самыми популярными играми старшего поколения являлись:

  • в категории «Настольные игры» – игры «Шашки» и «Домино»;
  • в категории «Подвижные игры» – игра «Классики»;
  • в категории «Дворовые игры» – игра «Лапта»;
  • в категории «Спортивные игры» – игра «Футбол»;
  • в категории «Ролевые игры» – игра «Дочки – Матери»;
  • в категории «Конструкторы» – конструкторы «Самоделкин».

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что лидерами среди игр современных детей являются компьютерные игры, а лидерами среди игр старшего поколения являлись настольные игры.      

В ходе исследования мы выявили следующие полезные человеческие качества, которые формируются в процессе игровой деятельности:

  • популярные компьютерные игры современных детей развивают фантазию;
  • подвижные игры укрепляют здоровье;
  • настольные и карточные игры развивают логическое мышление;
  • спортивные игры формируют быстроту реакции и учат побеждать;
  • ролевые игры учат общаться, как поступать в жизненных ситуациях;
  • словесные игры расширяют кругозор и словарный запас;
  • дворовые игры способствуют сплочению, формируют навыки коллективного взаимодействия;
  • игры-конструкторы развивают пространственное мышление и воображение.

К тому же, по мнению участников анкетирования, детские игры тренируют терпение, ловкость и сообразительность, умение проигрывать, а также помогают отдохнуть перед учебой.

Необходимо отметить и негативные особенности. Не смотря на популярность компьютерных игр у детей современного поколения, все же они могут отрицательно влиять на здоровье. Известны факты, когда у некоторых детей развивалось психическое заболевание под названием «Компьютерная зависимость».

Кроме того, среди игр старшего поколения совершенно отсутствуют компьютерные игры, а среди игр современных детей отсутствуют дворовые игры. Это говорит нам о том, что современные дети все меньше учатся сплочению и все больше находят интересы не в общении с товарищами, а в технических новинках. В то время как наши родители проводили больше времени со своими друзьями.

Выводы

        В ходе исследования мы сравнили учебу с игрой и сделали следующие выводы:

  1. И учеба, и игра – это подготовка к будущей жизни. С той разницей, что учеба – подготовка к взрослой жизни, а игра – подготовка к учебе. Во время учебной и игровой деятельности формируются качества, необходимые для развития.
  2. В учебе есть элементы игры, а в игре – элементы учебы. Например, на страницах учебников присутствуют различные интересные герои, которые делают обучение более увлекательным. Иногда в формулировках учебных задач содержатся элементы игры, а также в форме игры наши учителя проводят некоторые уроки. А во время некоторых детских игр ребенок учится тому же, чему учат и в школе – читать, писать, считать, мастерить и многому другому. Недаром сказал Шиллер, что в игре детей есть часто смысл глубокий.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что учеба и игра       взаимосвязаны и помогают друг другу. Вывод: учеба и игра – две стороны одной медали. Учеба – это игра, а игра – это учеба.

Глава 4

Заключение

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с реальностью. Отсюда естественно возникает рвение самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - крупная связь её с обучением.

Игровая деятельность всё ещё имеет огромное значение в жизни ребенка и нужно сделать так, чтоб он не растерял энтузиазма к ней. Так как игра – явление многогранное, её можно разглядывать как необыкновенную форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. В нём развивается чувство долга и ответственности, рвение к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мировоззрение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения ребенка для него важны. Как правило, общественная оценка коллектива означает для ребенка больше, чем мировоззрение учителей либо родителей, и он традиционно чутко реагирует на дружное действие коллектива товарищей.

Гипотеза, которую я выдвинул, что игра и учеба взаимосвязаны и помогают друг другу, подтвердилась, а цель, поставленная мной в начале исследовательской работы, достигнута.

Список использованной литературы:

  1. http://rules.net.ru/vpodv.php
  2. http://www.fizkult-ura.ru/
  3. http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/natalyushko_hor.htm
  4. http://www.sacred-dance.narod.ru/circle.html
  5. http://www.zankov.ru/exp/article=2380
  6. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full
  7. Методическое пособие по играм: http://www.mio-divo.ru/lib1.shtml
  8. Степанова О. Н. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр.    www.erudition.ru/referat/printref/id.32585_1.html
  9. Тильман Михальски. Увлекательные детские игры. – Москва, 2001.
  10. Эльконин Д.Б. Психология и игры, Просвещение 1988 г

   Приложение 1

Виды популярных  детских и взрослых игр

Виды популярных детских игр современных детей

Виды популярных детских игр старшего поколения

  1. Компьютерные игры – 28%
  2. Подвижные игры – 21%
  3. Настольные игры – 17%
  4. Спортивные игры – 10%
  5. Словесные игры – 8%
  6. Ролевые игры – 6%
  7. Конструкторы – 4%
  1. Компьютерные игры- 11%
  2. Настольные игры – 25%
  3. Подвижные игры – 23%
  4. Дворовые игры – 17%
  5. Спортивные игры – 14%
  6. Ролевые игры – 12%
  7. Конструкторы – 3%

Приложение 2

Виды популярных детских игр современных детей

Виды популярных детских игр старшего поколения


Поделиться:

Загадка Бабы-Яги

Есть ли лёд на других планетах?

Барсучья кладовая. Александр Барков

5 зимних аудиосказок

Ласточка. Корейская народная сказка