• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Мониторинг водной среды

Опубликовано Широкова Надежда Алексеевна вкл 05.11.2020 - 10:37
Автор: 
Мишкина Дарья

          Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

          В рамках школьного экологического маниторинга проведены работы по оценке экологического состояния водоемов органолептическими методами и  методами качественного анализа.

Интерес к экологическому состоянию водоемов обусловлен тем, что они находятся недалеко от поселка и наблюдая за их состоянием, можно отметить их изменение под влиянием естественных факторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoissled.odt22.44 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

  «Основная общеобразовательная школа поселка Осаново-Дубовое»

                             

                                          « Мониторинг водной среды»  

                                                                       Автор: Мишкина Дарья Михайловна

                                                                                        7 класс

                                                              Руководитель:

                                                                Широкова Надежда Алексеевна

                                                         учитель химии МБОУ « ООШ п. Осаново-                                                                      

                                                               Дубовое»

                                                             2018г.

                                                     Оглавление

1.  Введение                                                       стр.3

  1. Теоретический раздел                                 стр..3-4      

               3.  Практический раздел                                     стр.4-9

 

  1. Результативный раздел                                  стр.9

               5. Заключение                                                      стр.9

               6.  Список использованной литературы              стр.10     

 

               7.  Приложения                                                       стр.11-16

  1. ВВЕДЕНИЕ

     

          Экологический мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды под влиянием естественных и антропогенных факторов.

          В рамках школьного экологического маниторинга проведены работы по оценке экологического состояния водоемов органолептическими методами и  методами качественного анализа.

Интерес к экологическому состоянию водоемов обусловлен тем, что они находятся недалеко от поселка и наблюдая за их состоянием, можно отметить их изменение под влиянием естественных факторов.

   Цель работы:  Выявление степени загрязненности воды в водоемах.

Объект исследования: Водоемы и озеро.

Предмет исследования: Изучение показателей качества воды водоемов и оценка ее экологического состояния.

     Поставленные цели, выявленные объекты и предмет исследования позволили

выдвинуть рабочую гипотезу. Приступая к исследованию, я предположила, что существует взаимосвязь между естественным нарушением в балансе экосистемы и качественными показателями воды.

  Из цели и гипотезы вытекают задачи :

  1. составить общее описание водоемов;
  2. произвести отбор проб и анализ воды на определение показателей:

    -органолептических ( запах, цветность, прозрачность );

  • общих ( водородный показатель)

                          2.       ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались методы исследования:- наблюдение, необходимое для составления характеристики объектов исследования;

                        - методы контроля воды ( визуальный и визуально- колориметрический);

                          - анализ и сравнение результатов;          

                          - обобщение информации из литературных источников.

   

     Каждый водный источник имеет свою историю. В пресноводной экосистеме по истечении  определенного времени происходит нарушение баланса. Постепенно происходит процесс образования органических веществ за счет отмирания водных растений и животных. Они интенсивно накапливаются на дне в виде ила. Водоем постепенно мелеет. Растения, которые росли по берегам, постепенно распространяются к центру и занимают все большую площадь. Со временем водоем заростает.  Изменения в водной экосистеме влияют на качественные показатели воды.

Из дополнительной литературы узнала, какие качественные показатели воды можно исследовать  несложными методами в полевых и лабораторных условиях.

   По требованиям ГОСТа водоемов, на поверхности воды недопустимо присутствие плавающих пленок нефтепродуктов, масел, жиров и других примесей. Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают  интенсивность фотосинтеза. Пленки, покрывая жабры рыб, нарушают дыхание, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических веществ. Продукты распада приводят к вторичному загрязнению водоема и нередко являются токсичными.

   Прозрачность и мутность воды определяется по ее способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Прозрачность воды в зависимости от степени загрязнения по сезонам колеблется в пределах : зимой 2-35 см, весной 4-35 см, летом 10-40 см.

   Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения — веществ, которые вымываются из почвы и придают окраску воде от желтой до коричневой.

 Вода пресных природных водоемов не имеет вкуса и запаха. Привкусы и запахи в воде могут появиться в результате развития некоторых водорослей, а также за счет разложения органического вещества.  

   В природных водах рН колеблется от 6,5 до 9,5. Норма 6,5- 8,5. Если рН воды водных объектов ниже 6,5 или выше 8,55, то это указывает на ее загрязнение сточными водами. Наиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества, а щелочными — подземные воды, богатые бикарбонатами.

   Используя эту информацию о качественных показателях воды пресноводных экосистем провела исследования воды трех водных объектов в окрестностях поселка Осаново.

  1. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

   Исследования проводились летом в июле 2018 года. Объекты исследования — два водоема « Лебединый» и « Леснический», названия которых дошли до нас из 60-х годов прошлого столетия и озеро « Голубое». ( приложение 2, 3, 4).

Водоемы находятся в черте поселка, озеро в километре от него. Объекты не подвержены антропогенному влиянию, удалены от оживленного движения и от строительных объектов.

Все три объекта искусственного происхождения. Водоемы вырыты в лесном массиве с противопожарной целью. Озеро появилось в1977 году на месте выработанных торфяников с целью организации зоны отдыха.

Наблюдается естественное изменение водных объектов- заростание, обмеление.

   В ходе обследования объектов методом наблюдения составила их характеристику.

  Характеристика дна .

Водоем « Лебединый» - заилено-песчанное дно.

Водоем « Леснический» - песчанное дно.

Озеро « Голубое» - песчанное дно, местами торфяное из-за остатков торфяных почв.

Родников на дне  нет.

  Характеристика берега и прибрежной зоны.

Берега пологие. Травяной покров не нарушен.

Древесная растительность сплошная. На « Лебедином» водоеме — ольха, осина, корьяжник. На « Лесническом» водоеме — береза, сосна. На озере — береза, рябина.

Прибрежно-водная растительность образует сплошные полосы.

На озере представлена осоками,рогозом, стрелолистом, незначительно камышом. ( исключая зону купания).

На « Лебедином» водоеме- осока.

На « Лесническом» водоеме — кувшинки, стрелолист, рогоз, осока.

  Водная растительность и животный мир.

Взятые пробы воды ( приложене 7. 8, 9 ) показали, что водная растительность разнообразнее в водоемах, чем в озере. Под электронным микроскопом рассмотрела водоросли : хлореллу, вольвокс, спирогиру. ( приложени 16, 17).

На поверхности водоемов обнаружила ряску, в толще воды — роголистник, рдест. В озере у прибрежной полосы водорослей обнаружила меньше. Это объясняется тем, что водоемы по происхождению старше озера и  по размеру меньше, поэтому водная растительность их имеет большую плотность.

Сачком  пробовала зачерпнуть со дна ил и рассмотрела его содержимое. ( приложение 12, 13, 15). Обнаружила  личинку ручейника, мотыля. С поверхности воды захватила водомерку. В водоемах большое количество зеленых лягушек, они мне даже позировали ( приложение 14).

       Собираясь в экспедицию по обследованию водных объектов, я собрала снаряжение: метровую линейку, сачок, делительный цилиндр, пробирки, блокнот, ручку, фотоаппарат. ( приложение1)

                  

                        Определение показателей качества воды

 

     1.Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду.

  Метод контроля- визуальный.

Объект наблюдения

Характеристика

загрязнения

Баллы

Водоем « Лебединый»

Отсутствие пятен и пленок

0

Водоем « Леснический»

Отсутствие пятен и пленок

0

Озеро

Отсутствие пятен и пленок

0

Примечание: 1 балл — если есть отдельные пятна и серые пленки на поверхности воды;

2 балла — пятна и серые пленки;

3 балла — отдельные примазки нефти, масла на берегах и прибрежной растительности;

4 балла — нефть в виде пятен и пленок покрывает большую часть поверхности воды.( ГОСТ)

Вывод: Водоемы соответствуют ГОСТам и не содержат загрязнений

  1. Определение степени прозрачности воды.

Методика определения с помощью метровой линейки.( 1 способ)

На конце линейки прикреплен красный флажок. Опускаем линейку в воду до тех пор, пока виден флажок. Затем фиксируем на линейке глубину видимости в сантиметрах. ( приложение5)

 

Результаты: Прозрачность воды водоема « Лебединый» -45 см.

                     Прозрачность воды водоема « Леснический» -50 см.

            .         Прозрачность воды озера — 57 см.

Методика определения с помощью делительного цилиндра . (2 способ)

а) Взяла мерный цилиндр и наполнила его водой до 20 см.

б)Пробуем читать газетный текст на расстоянии 4 см от дна цилиндра, глядя на текст сквозь воду. ( приложение 6).

в) Если текст невозможно прочитать, сливаем воду до тех пор, пока это будет возможно.

г)Высоту столба воды измеряем линейкой и выражаем прозрачность воды в сантиметрах.

Результаты: Водоем « Лебединый» - прозрачность воды 8 см.

                     Водоем « Леснический»  - прозрачность воды 10 см.

                     Озеро — прозрачность воды 12см

Вывод: На прозрачность  влияют взвешенные в воде различные вещества ( в том числе и планктон) и цвет воды. Чем больше цвет приближается к голубому, тем прозрачней вода,в воде с желтоватым оттенком прозрачность уменьшается. Вода водоема « Лебединый» содержит больше планктона и дно у него илистое.Водоем мельче других, лучше прогревается, а с повышением температуры прозрачность тоже уменьшается. Водоем « Леснический» имеет песчанное дно, более глубже, поэтому и вода прозрачней. Озеро менее заросшее, водная гладь больше, глубина достигает до двух метров, поэтому прозрачность воды выше.

  1. Определение цветности воды

  Определяла в лабораторных условиях. Использовала таблицу и следующий метод. В пробирку наливаем 8-10 мл исследуемой воды и сравниваем с аналогичным столбиком дистиллированной воды. Цветность выражается в градусах. ( приложение 10, 11).

Окрашивает сбоку

Окрашивает сверху

Цветность

Нет

Нет

0

Нет

Едва заметное бледно-желтоватое

10

Нет

Очень слабое желтоватое

20

Едва уловимое бледно- желтоватое

Желтоватое

40

Более заметное бледно-желтоватое

Слабое желтое

50

Очень бледно-желтое

Желтое

100

Бледно-зеленоватое

Интенсивно-желтое

150

Результаты:  

Объект наблюдения

Окрашивание сбоку

Окрашивание сверху

Цветность

Водоем « Лебединый»

Нет

Очень слабое желтое

20

Водоем « Леснический»

Нет

Очень слабое желтое

20

Озеро

Нет

Едва заметное бледно-желтоватое

10

Вывод: В воде водоемов содержатся гуминовые органические кислоты, образующиеся при неполном разложении в воде органических веществ, т. е. процесс минерализации проходит неполностью. Это связано с жизнедеятельностью микроорганизмов, населяющих водоемы. В озере  процесс минерализации проходит быстрее.

  1. Определение запаха воды

Метод определения: закрывают пробирку с водой пробкой, интенсивно встряхивают, затем открывают пробирку и осторожно нюхают.

Интенсивность запаха определяют по пятибалльной шкале:

 0- запаха нет;

1- очень слабый ( чувствуется, что есть , но определению не поддается)

2 — слабый;

3 — заметный;

4 -отчетливый;

5 — сильный.

Результаты:  Водоем « Лебединый»  - запах очень слабый — 1 балл

                      Водоем « Леснический» - запах очень слабый — 1 балл

                      Озеро  - запаха нет — 0 баллов

 Вывод: Запах воды в водоемах объясняется  малой глубиной водоемов, скоплением водорослей и заиливанием дна.

  1. Определение активной реакции воды.

Определение среды воды проводила в лабораторных условиях: индикаторную бумажку смачиваем исследуемой водой и ее цвет сравниваем со стандартной бумажкой цветной индикаторной шкалы. ( индикатор универсальный)

Результаты.

Объект наблюдения

рН

Реакция среды

Водоем « Лебединый»

6,5 ( зеленовато-желтый цвет индикатора)

Слабо кислая

Водоем « Леснический»

6,5 ( зеленовато-желтый цвет индикатора)

Слабо кислая

Озеро

7 ( желтовато-зеленый цвет индикатора)

Нейтральная

Вывод: Наиболее кислыми из природных вод являются болотные, содержащие гуминовые вещества. Вода водоемов имеет кислую среду за счет наличия большого количества ила и частичного заболачивания.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ РАЗДЕЛ

Результаты исследования подтверждают ,что показатели качества воды в водных объектах зависят от естественных изменений в экосистеме: обмеления, заростания, заболачивания водоемов. По сравнению с озером, нарушение баланса экосистемы водоема  происходит быстрее. Показатели качества воды в них ниже, чем в озере.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании практических исследований я пришла к выводу, что:

  • вода в исследуемых объектахэкологически чистая;

- по моим наблюдениям вода в озере пригодна для купания, но требуется еще химический анализ воды;

- наблюдается заростание водоемов;

  • в водоеме « Лебедином» наблюдаются элементы заболачивания и быстрого заиливания, так как площадь водоема и глубина меньше водоема « Леснического» и во много раз меньше озера.

В перспективе можно рассмотреть  определение уровня загрязнения водоемов по биологическим показателям.

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. « Экология в школе. Мониторинг природной среды.» (Методическое пособие ). авт . Попова Т. А. Изд. Сфера, Москва ,2005
  2. Исследование воды и водоемов в условиях школы. Авт. Дружинин С. В., Москва.Чистые пруды. 2008


Поделиться:

За еду птицы готовы собирать мусор

Белый лист

Тупое - острое

Почта

Цветок или сорняк?