• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Казахские национальные костюмы»

Опубликовано Жалелова Айгуль Наримановна вкл 13.11.2020 - 18:38
Жалелова Айгуль Наримановна
Автор: 
Даушева Адель Галимова Амина Казахская национальная воскресная школа «Ак булак» при МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара Руководитель: Жалелова Айгуль Наримановна педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

План:

  1. Введение
  2. Особенности национальных

казахских костюмов

1) Общие характеристики

2) Мужские костюмы

3) Женские национальные костюмы

4) Обувь казахов

5) Современная одежда в казахском стиле

  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazahskie_natsionalnye_kostyumy_adel_i_amina.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

XI научно-практическая конференция учащихся

«Общечеловеческие ценности в поликультурном пространстве»

Секция:

«Этнический калейдоскоп»

Тема

«Казахские  национальные костюмы»

Даушева Адель

Галимова Амина

Казахская национальная

воскресная школа «Ак булак»

при МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Руководитель:

Жалелова Айгуль Наримановна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦВР «Поиск» г.о. Самара

Самара 2020

План:

  1. Введение
  2. Особенности национальных

казахских костюмов

1) Общие характеристики

2) Мужские костюмы

3) Женские национальные костюмы

4) Обувь казахов

5) Современная одежда в казахском стиле

  1. Заключение
  2. Литература
  3. Приложения

I. Введение

Несколько лет назад мы с сестрой начали спрашивать у родителей кто мы такие и почему мы внешностью отличаемся от других. И какие раньше были наши дедушки и бабушки, какие были национальные костюмы.
        Мы и раньше знали, что мы – казахи. Но не совсем понимали, что это значит. Но, так как родители начали более подробно объяснять кто мы такие, и также в казахской воскресной школе "Ак булак" мы изучаем казахский язык, казахские танцы и песни, мы разобрались во многом. И  это оказалось очень интересно.

Оказывает, бабушка и дедушка не просто едят такие необычные блюда, как бешбармак, например. Не просто так они любят так много людей собирать в гости, соблюдать традиции и обряды казахского народа, а особенно было интересно как одевались и одеваются сейчас казахи.
Конечно, то, как они одеваются – это немного другая одежда, она отличается от одежды, которую носили наши предки-казахи. Но в их быту и привычках, оказывается, есть много из того, что делали наши пра-пра-пра-прабабушки и дедушки.

Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят, также была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.         Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды. Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовления обуви и головных уборов.

Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась и высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия.

Мы в этой работе постарались разобраться и понять что же носили раньше казахи и что осталось из это в современной моде и одежде наших бабушек и дедушек.

II. Особенности национальных казахских костюмов

1. Общие характеристики

        Казахи – это один из древних степных народов. А национальная одежда – это всегда отражение истории самого народа. Наш народ имеет многовековую историю и гордится ей.

        Казахские костюмы – это наша гордость, наше отличие от других народностей и в ней заключено множество особенностей, которые имели того, много веков назад особое значение для наших предков.  Национальные костюмы стали пользоваться особой популярность в последнее время.         Видимо от того, что можно открыто заявлять о своей национальности и гордиться ей. Сейчас казахские костюмы стали предметом интереса у гостей Казахстана и для нас, россиян, они имеют особое значение.

        Благодаря тому, что она есть и иногда мы имеет возможность ее носить по праздникам или каким-то праздничным событиям, мы не забываем о своей исторической Родине и своих истоках. Иногда мы даже понимать себя начинаем лучше. Например, мы понимаем, что нам что – то нравится. Скорее всего наши предки тоже это  любили.

        Казахи  кочевники, передвигались на лошадях. Поэтому одежда должна была быть удобной для скачек. А впервые элементы казахской национальной одежды начали появляться примерно 600 лет тому назад.

        Казахские костюмы можно легко узнать по некоторым признакам:

  • привлекательный приталенный силуэт;
  • зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;
  • шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;
  • повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;
  • для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;
  • наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.

        Считалось, что орнамент на одежде защищал владельца, поэтому одежда выступала как оберег и казахи никогда не скупились на ее декорирование. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма и другие элементы.

        Цвета одежды были, в основном: зеленый, изумрудно-синий, алый, серебристый, золотой.

        Эти красочные цвета использовались и для  мужского, и для женского традиционного костюма. Отличием еще является то, что комбинирование цветов состояло из нескольких красочных, но это всегда небольшое количество оттенков.  Многоцветность в традиционном костюме не приветствовалась.

        Ткани же использовались из самых разных натуральных материалов. Так как казахи занимались скотоводчеством, в основном это  были кожа и мех животных – преимущественно верблюдов, бобров, енотов, лисиц. Но были и хлопчатобумажные материалы. Позже уже появились остальные ткани. И позволить себе дорогостоящие материалы могли только богатые люди.

        Сейчас уже, конечно, ткани другие и ввели новые меха: куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Но какие бы не использовались ткани – одно остается неизменным: одежда была приталенной и трапецевидной, а на голове всегда были высокие головные уборы.         Исключение составляли зимние костюмы - они всегда были более свободными и комфортными.

2. Мужской костюм

        Мужская традиционная одежда была очень удобной для передвижения   езде на лошадях. Мы подготовили описание основных предметов для мужчин: Тумак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок.

        Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями.

        Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.

        Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

        Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

        Позументный чапан - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются золотыми нитями. На спинке чапана расшивается круглый узор, как солнце, а на самом чапане - орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.

        Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалгар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.

        Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.

        Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.

        Бешпет - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.

        Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.

        Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.

3. Женский костюм

        Одежда девушек была простой и удобной, так как казашки также кочевали верхом, как и представители сильного пола.

        Но постепенно костюм становился более женственным и утонченным. Его составляли:  платье или камзол с длинной трапецевидной юбкой. Еще часто в холода носили шерстяной халат и меха. А высокий головной убор всегда бы украшен мехом или пухом.

        Стоит обратить особое внимание, что как и в древние времена, сейчас девушки украшали себя украшениями и длинными серьгами. Но сейчас мы можем носить разные украшения согласно стилю места, куда мы идем, а тогда украшения зависели от ранга, статуса женщины.  

        И, кстати, женские головные уборы тоже носили не любые. Их выбор  зависел от времени года, возраста и достатка казашки. Главная задача уборов была не только в том, чтоб защищать о вера и непогоды, но  главным образом демонстрировать свое социальное положение и достаток. У девушек на тюбетейке, расшитой узорами, как правило, были перья филина, которые выступали в качестве оберега, защищающего девушку от злых сил. Зимой этот убор менялся на  высокую  шапочку конусообразной формы,  отороченными мехом.

        Сама тюбетейка говорила остальным, что девушка еще не замужем и ее можно присматривать для будущего замужества. И тюбетейку они носили до самого замужества.

        Свадьба – это одно из самых важных событий в жизни любой девушки – казашки. Во время свадьбы проводились сакральные ритуалы, которые должны были разделить жизнь до и после замужества. И один из таких ритуалов -  по снятию тюбетейки. После свадьбы и до появления первенца женщина носила саукеле.

        Он являлся наиболее дорогой и роскошной частью подвенечного наряда. В некоторых поселениях стоимость свадебного саукеле оценивалась в табун лошадей. Традиционно считалось, что чем богаче и роскошнее свадебный головной убор, тем счастливее и безоблачнее будет жизнь молодой семьи.

Саукеле обязательно декорироровался роскошными ювелирными украшениями для висков и подбородка. Задняя часть головного убора имела одну или несколько лент, состоящих из позолоченных нитей и украшенных тесьмой.

        После рождения первенца ее наряжали в другой головной убор – «кемешек», который она носила до конца своих дней. Таким образом, было понятно семейное, социальное положение.

4. Обувь казахов

        Обувь у казахов была практичная и удобная, поэтому им идеально подходили в качестве обувь именно кожаные сапоги.

        Мужская обувь была более простой и лаконичной, в зимой шаровары в сапоги. Женские сапоги украшались вышивками и декоративными вставками.

        Праздничные изделия обязательно имели небольшой каблучок и немного загнутый вверх носок. Молодые юноши часто носили обувь на достаточно высоком каблуке, который составлял не менее 7-8 см. Бедные же  мужчины и женщины не могли себе позволить кожаные сапоги.

        Поэтому носили  обычные сандалии с плоской подошвы из кожи, зафиксированной на ноге при помощи специальных ремешков.

5. Современная одежда в казахском стиле

        Стиль современного Казахстана претерпел существенные изменения.

Сейчас традиционную одежду можно встретить только в отделенных уголках Казахстана. Основная масса людей предпочитают надевать национальный костюм на свадьбы, различные торжественные мероприятия, исполняют в них национальный танец.

III. Заключение

        Не менее популярными являются и куклы в традиционной казахской одежде, которых модно выставлять на праздниках.

Мне дарили такую куклу и она приносила мне много счастья и я лучше понимала кто я и мои предки.

        Одну из кукол я нашла в интернете и предлагаю вам на нее полюбоваться – она делается легко и на нее приятно смотреть и играть ей. (Приложение 1)

        Пока  готовилась к этому конкурсу, я поняла, что хоть одевать традиционную одежду казашек я могу только по праздникам, ведь в будни это будет смотреться странно, но очень хочу использовать в повседневной одежде орнаменты – они такие красивые.

        А еще оказалось это очень увлекательно так много узнавать об одежде своих предков – я начинаю больше понимать бабушку и дедушку, мне становится интересно изучать историю. Я не думала, что одежда так много может рассказать о том, какой народ ее использовал.

IV. Список литературы

  1. Маргулан А.Х. "Казахское народное прикладное искусство" т.1, 1986г.
  2. «Казахский народный костюм». – Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958.
  3. Казахская национальная одежда. – Алма-Ата: Наука, 1964.
  4. Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство.— Алма-Ата: Онер,1986.

V. Приложение

Приложение 1

 


Поделиться:

Зимний лес в вашем доме

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Рисуем домики зимой

Спасибо тебе, дедушка!

Как зима кончилась