Информационно – познавательный проект на тему: «Математика в жизни человека». Хорошо подобранный материал. Составлен сборник задач "Математика в профессиях", который состоит из двух частей. Также прилагается презентация к защите проекта и сама защита.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.49 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Балканская средняя общеобразовательная школа имени Петра Ивановича Сумина первого губернатора Челябинской области»
Нагайбакского муниципального района Челябинской области
Информационно – познавательный проект на тему:
«Математика в жизни человека»
Выполнила: Гарипова Регина,
ученица 7 класса
Руководитель: Носкова Ольга Павлиновна
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
1.1 Истрия возникновения математики …………………………………..…….4
1.2 Математика в жизни человека ………………………....................................4
1.2.1 Математика в профессиях ………………………………………………5
1.2.2 Математика в повседневной жизни человека…………………………8
2. Практическая часть………………………………………………………………10
2.1 Создание сборника «Математика в профессиях» …………………………10
Заключение ……………………………………………………………………….….11
Список литературы и электронные ресурсы……………………………….………12
Приложение…………………………………………………………………………..13
Введение
Математика повсюду глазом только поведешь-
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь!
Тут везде идет работа: все подсчитывают что-то,
Всюду можно услыхать: раз, два, три, четыре, пять!
И прекрасна и сильна математики страна!
Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу.
Необходимость изучать математику возникла из-за того, что у людей появилась нужда в счёте, измерении предметов, подсчёт денег, скота, измерение площади участка земли и т. п. Математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.
Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также наши любимые компьютерные игры.
Цель: расширить мое представление о роли математики в жизни каждого человека.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме проекта и подобрать необходимую информацию.
2. Изучить виды деятельности (профессии), где человеку не обойтись без математики.
3. Рассмотреть примеры, где в повседневной жизни применяется математика.
4. Создать сборник задач «Математика в профессии».
Не каждый из нас, учеников, знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.
Актуальность: почему я заинтересовались этой темой? В мире существует множество различных профессий, и через несколько лет нам предстоит выбрать одну из них. Пригодится ли мне математика в работе? Нужна ли она мне в обыденной жизни?
А ведь действительно, во всех школах мира детей учат математике. Математика пронизывает все области научной деятельности и имеет неоценимое значение в биологии, физике, химии, экономике, социологии и технике. Эта работа призвана показать привлекательность математики, её жизненную необходимость для человека.
Продукт проекта: сборник задач «Математика в профессии».
Защита: презентация
Исторические корни математики пошли из древней Греции. В странах-современниках Эллады математика использовалась либо для обыденных нужд (подсчёты, измерения), либо, наоборот, для магических ритуалов, имевших целью выяснить волю богов (астрология, нумерология и т.п.). Греки же подошли к этому с другой стороны: они выдвинули тезис “Числа правят миром”. Или, как сформулировал эту же мысль два тысячелетия спустя Галилео Галилей: “книга природы написана на языке математики”.
Греки проверили справедливость этого тезиса в тех областях, где смогли: астрономия, оптика, музыка, геометрия, позже – механика. Всюду были отмечены впечатляющие успехи: математическая модель обладала неоспоримой предсказательной силой. Одновременно греки создали методологию математики и завершили превращение её из свода полуэвристических алгоритмов в целостную систему знаний. Основой этой системы впервые стал дедуктивный метод, показывающий, как из известных истин выводить новые, причём логика вывода гарантирует истинность новых результатов. Дедуктивный метод также позволяет выявить неочевидные связи между понятиями, научными фактами и областями математики.
Научное определение математики:
Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используются в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.
Математика – фундаментальная наука, представляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы.
1.2 Математика в жизни человека
1.2.1 Математика в профессиях
Математика в нашей жизни незримо присутствует практически во всех профессиях. Причем чаще всего люди этого даже не замечают. Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений.
1). Синоптик
Люди, которые делают прогнозы погоды, должны описывать и анализировать очень сложные процессы, происходящие в атмосфере нашей планеты. На погоду влияют океанские течения, солнечная активность, техногенные факторы и многое другое. Для того, чтобы сделать правильный прогноз погоды необходимо обработать большой объем информации и сделать экстраполяцию на будущее.
2). Финансист
Казалось бы, финансисту достаточно простейших основ математики для подсчета прибыли или убытков. Но это не так. Финансисту для успешной деятельности нужно знать законы экономики, а это точная наука, имеющая свой довольно сложный математический аппарат. Поведение участников рынка довольно сложно и для его описания используют законы статистики, законы случайных чисел. Биржевой работник не сможет нормально работать без функций и графиков – а это чистая математика.
3). Архитектор
Архитектор – это по сути тот же инженер, который работает с проектами зданий. В его задачу входит подготовка плана строительства и его возможная корректировка в процессе. Вся документация, все чертежи любого объекта выполняются с использованием математических символов. В ходе своей работы архитектор должен принимать во внимание свойства материалов, из которых он собирается строить дом, характеристики грунтов и многие другие факторы. Все это описывается физическими законами и представлено в виде математических формул.
4). Математика в кулинарии
Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины: масса и объём. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.
5). Математика в профессии автомеханика
На первый взгляд кажется странным, но тем не менее без математики автомеханику не обойтись, так как в перечень его обязанностей входят следующие пункты:
6). Бухгалтер
Бухгалтер выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета. Фиксирует состав и источники хозяйственных средств, их движение. Ведет учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализацию продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками и т.п. Осуществляет прием, контроль первичной документации по соответствующим участкам учета, обрабатывает ее вручную или с помощью компьютера. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного страхования, заработной платы сотрудников, налогов и т.д.
7). Водитель грузовых машин
Управляет транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов, а при соблюдении определенных условий - людей. Контролирует правильность погрузки и закрепления груза в соответствии с правилами дорожного движения и техническими характеристиками автомобиля. Перед выездом из гаража проверяет наличие топлива, масла, воды, исправность механизмов машины и системы электрооборудования. Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов.
8). Продавец
Выступает в качестве посредника между производителями товаров и населением. Рекламирует имеющийся товар, предлагает товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации. Оформляет гарантийные паспорта на товары. Проверяет наименование, количество, комплектность, сортность, цены, соответствие маркировки, ярлыки изготовителя, наличие пломб. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке и т.п.
9). Предприниматель (бизнесмен)
Предприниматель – это человек, занимающийся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Бизнес без математики невозможен! Все отчеты в налоговую службу, бухгалтерские отчеты – сплошная математика! Сложить, разделить, умножить, высчитать процент – это каждодневная работа любого бизнесмена. Как он без математики высчитает, сколько нужно товара, как его лучше перевести, как продать повыгоднее.
10). Медицина
Математика необходима и в медицине, хотя бы для того, чтобы грамотно прочитать обычную кардиограмму. Без знания азов математики нельзя использовать возможности компьютерной томографии. Ведь современная медицина не может обходиться без сложнейшей техники. Медсестра занимается стерилизацией медицинских инструментов, для этого она разводит растворы определенных составов, проводит процедуры уколов и прием лекарственных препаратов, которые тоже необходимо посчитать и правильно развести. А медсестра в детском саду или школе составляет меню, вычисляет питательную ценность продуктов и рассчитывает нормы потребления разных продуктов.
11). Тренер
Тренер помогает спортсмену развить способности, для этого тренер должен обладать знаниями о человеческом организме, анализировать состояние спортсмена, рассчитывать нагрузки для достижения наилучшего результата. А тренер по шахматам – это своего рода математик, помогающий найти решение проблем в шахматной игре, а математика помогает шахматистам играть и выигрывать. А шахматы, в свою очередь, помогают решать простейшие и даже самые сложные математические задачи, помогают развивать логику, внимание, память.
12). Парикмахер
Для парикмахера также математика занимает немаловажное место – мастер должен правильно рассчитать пропорции для разведения краски, рассчитаться с клиентом. Еще в парикмахерском деле используется такой термин как геометрия стрижки, он определяет длину прядей и другие параметры стрижки.
Я считаю, что этот список можно продолжать и продолжать.
Итак, математики необходимо для всех профессий от повара до ракетостроителя. А зачем же нужна математика в жизни? Ответ на этот вопрос дает сама наша жизнь. Она заставляет нас каждодневно применять наши математические знания в различных ситуациях. Идя по улице, переходя дорогу, разгадывая кроссворд, делая уборку – мы применяем неосознанно законы математики.
1.2.2 Математика в повседневной жизни человека
Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика везде. Благодаря математике мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков.
Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику.
С раннего детства, когда родители, дедушки и бабушки, старшие сестры и братья учат нас считать, складывать, умножать, вычитать, делить и предлагают простейшие задачи, они используют математику.
С возрастом мы решаем все больше и больше задач:
-Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю?
-Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить денег на покупку дачи или на поездку на отдых?
-Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в комнате?
- Сколько надо денег, чтобы собрать ребенка в школу?
И это только меньшая часть вопросов, на которые мы ищем ответы почти каждый день.
Работая над проектом, я поняла, что как только я проснулась, меня сразу с утра «приветствует» математика, да и засыпаем мы тоже с ней. Вот смотрите: режим дня.
Математика и режим дня. Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно. (приложение 1.)
Следующее с чем мы встречаемся ежедневно, ежемесячно - это семейный бюджет.
Семейный бюджет
- оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон, газ, вывоз мусора, воду, Интернет…)
- на питание (продукты питания для семьи, на питание в школе)
- на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)
- на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)
- остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).
Покупку продуктов можно выделить отдельным пунктом, т.к. большая часть заработанных денег тратиться на приобретения покупок.
Покупка продуктов. В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку: колбаса - 0,5 кг, хлеб, молоко - 1 литр, яйца - 2 десятка, яблоки - 1,5 кг, творог 1 кг. Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.
Ремонт дома. Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности, которых будет зависеть, ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, клея, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.
2. Практическая часть
2.1 Создание сборника «Математика в профессиях»
Изучая данную тему, я убедилась, что действительно математика применяется во всех профессиях. Хотя бы потому, что за работу начисляется всем зарплата, да и другие элементы математики также в той или иной мере применяются. Чтобы подтвердить это, я решила составить небольшой сборник задач «Математика в профессии» (Приложение №2).
Мой сборник задач включает в себя задачи: «Математика в профессии» с ответами и решениями, и «Задачи от…»:
В первой части «Математика и профессии», я собрала практические задачи, которые должен уметь решать: парикмахер, повар и врач. Я выбрала эти профессии, потому что они мне более близки по духу. Любая девушка должна уметь готовить еду, знать простейшие методы лечения и, конечно, уметь самостоятельно покрасить себе волосы или подровнять челку.
Во второй части «Задачи от…», я подобрала задачи, которые можно применять на уроках математики, при изучении определенной темы. Это даст школьникам возможность убедиться, что математика обязательно надо изучать.
Заключение.
Работая над темой моего проекта, проанализировав литературу, изучив Интернет-ресурсы, я убедилась, что математика в нашей жизни присутствует всегда и везде, даже там где мы её не замечаем. Люди каждый день решают большое количество задач, примеров, даже не думая об этом, например: в магазине, при подсчёте затрат на тот или иной товар или при получении зарплаты, когда выбирают, сколько денег сейчас снять с карты и сколько оставить «на потом». С каждым прожитым днём математика становится всё нужнее людям и уже никак без неё не обойтись. Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Также я подобрала задачи и составила сборник задач «Математика в профессии».
Мой совет Вам и мне: Учите математику на 5! Без математики наша жизнь невозможна.
Список литературы.
1. Математика.5 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений Никольский др.- М.: Мнемозина, 2018
2. Математика.6 класс: учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений Никольский др.- М.: Мнемозина, 2019
3. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г.-М.: Просвещение 2017 г
Электронные ресурсы.
6. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2014/01/14/proekt-po-teme-matematika-v-zhizni-cheloveka hego-nujna-matematika
7. http://fb.ru/article/218171/rol-matematiki-v-jizni-cheloveka-dlya-chego-nujna-matematika
Приложение.
Приложение 1.
Мой режим дня
В 7:00 подъем .
В 7:05 умываюсь.
В 7:30 собираюсь в школу.
В 8:00 выхожу в школу.
В 8:10 – 8:15 прихожу в школу.
С 8:30 до 14:30 занятия в школе.
В 14:40 посещение кружков.
В 15:30 прихожу домой.
В 15:50 обед.
В 17:00 – 18:00 начинаю делать уроки.
В 19:00 ужин.
С 19:30 до 21:00 свободное время.
В 22:40 – 22:50 готовлюсь ко сну.
В 23:00 ложусь спать.
Приложение 2.

Рисуем домики зимой

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Машенька - ветреные косы

Проказы старухи-зимы

Ребята и утята