• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Сущность понятия "коммуникативные умения"

Опубликовано Маркова Татьяна Владимировна вкл 25.12.2020 - 21:10
Маркова Татьяна Владимировна
Автор: 
Софья Щетинина

Творческая работа ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyayaya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сущность понятия «коммуникативные умения»

     Способность человека к коммуникации определяется в психолого-педагогических исследованиях в общем как коммуникативность Для того, чтобы обладать коммуникативностью, человек должен овладеть определенными коммуникативными умениями.

   

     Коммуникативные умения это умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения .

     Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

     

Структура коммуникативных умений младших школьников, включает в себя компоненты:

эмпатийный (стремление установить эмоциональный контакт в процессе общения, умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника);

креативно-деятельностный (умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения, навыки в новых ситуациях общения, самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения, проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления);

оценочно-рефлексивный (умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения, адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению).

     Для формирования коммуникативных умений возможно использовать учебную (содержание общения труднее, оно является предметным) и внеурочную деятельность (игры, тренинги, дети общаются адекватно, общение носит неформальный характер).

     Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Направления, формы и методы внеклассной работы  практически совпадают по целям и задачам с дополнительным образованием детей.

     Таким образом, развитие коммуникативных умений во внеклассной деятельности у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Список используемой литературы:

 1.        Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб., 2001.

2.... Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:  методические основы М., 1982 -192 с.

3.Байбородова Л .В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореферат дисс. докт. пед. наук

4.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и ᴨȇдагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 320 с.

 4.Основы теории коммуникации
Василик М.К. Издательство
: Гардарики Серия: Disciplinae Год издания: ,200 Место издания: Москва Страниц: 615

 5.Землянова Л.М.
Коммуникативистика и средства информации : англо-рус. толковый словарь концепций и терминов / Л.М. Землянова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 415, [1] с.;

6.Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В. Ладыженская// Начальная школа. - 2007.- №5. - С.43-45

7.Лемяскина Н.А. Предмет "Культура общения" в начальной школе/ Н.А. Лемяскина// Начальная школа. -, 2002. - № 6. - С.68.

8. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с   использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.

9.Б.А.Титов.
Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов; С.-Петерб. гос. акад. культуры, Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики. - СПб. : СПбГАК, 1996. - 275 с.; 20 см.
Социализация
Социальная педагогика


Поделиться:

Полярные сияния: о явлении с научной точки зрения

Кто грамотней?

Рисуют дети водопад

Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками

Рисуем к 8 марта!