Здоровье – бесценное достижение человечества. Хорошее, сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 388.11 КБ |
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников
«Я – исследователь»
Влияние утренней зарядки и пробежки по утрам на укрепление здоровья и успеваемость в школе
Выполнил: ученик 4а класса,
«Школы-интерната № 22 ОАО «РЖД», города Улан-Удэ
Шахматов Кирилл
Научный руководитель: учитель начальных классов
Кузнецова Галина Михайловна
2020 г
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………..с.3
1. Теоретическое обоснование темы………………………………………………………....с.5
1.1 Что такое утренняя зарядка?................................................................................................с.5
1.2 Полезна ли утренняя зарядка?.............................................................................................с.5
1.3 Почему пробежка именно по утрам?.................................................................................с.6
2. Практическая часть………………………………………………………………………….с.7
Эксперимент 1………………………………………………………………………………….с.7
Эксперимент 2………………………………………………………………………………….с.8
Заключение………………………………………………………………………………........с.11
Использованная литература………………………………………………………………….с.12
Приложение………………………………………………………………………………..….с.13
Введение
Здоровье – бесценное достижение человечества. Хорошее, сохраняемое и укрепляемое самим человеком здоровье обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью.
В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.
Одним из них, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является утренняя гимнастика.
Как и большинство воздействий на организм, утренняя гимнастика полезна только при условии ее грамотного применения. Проводимая обычно после сна, она тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.), обеспечивая таким образом постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
Я выбрал тему: «Влияние утренней зарядки и пробежки на укрепление здоровья и успеваемость в школе», так как считаю, что в настоящее время этот вопрос актуален. Каждый знает, что здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Но все же мало времени люди уделяют своему здоровью и ведут малоподвижный образ жизни, а главное перекладывают собственное здоровье на врачей, не понимая того, что здоровый образ жизни зависит только от самого себя, что успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам в школе во многом зависит от состояния их здоровья и физического развития.
Заболеваемость учащихся непосредственно сказывается на их успеваемости в школе, ведь без здоровья человек не способен выполнять не только физические упражнения, но и умственные.
Проблема: ребёнок часто болеет и пропускает занятия в школе, вследствие чего снижается его успеваемость.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем в организме человека. Свежий воздух улучшает работу сосудов, лёгких, сердца. Регулярные занятия в спортзале или дома не дадут должного эффекта, если в организм не поступает достаточное количество кислорода.
Цель исследования:
1. Изучить влияние утренней зарядки и пробежки на свежем воздухе на укрепление здоровья и успеваемость в школе.
2. Доказать, что утренняя зарядка и пробежка на свежем воздухе в системе (постоянно) эффективней велотренажёра в доме.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу по теме влияния утренней зарядки и пробежки на организм человека в целом;
2) осуществить подбор методов исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу;
3) осуществить диагностику, обработать результаты, проанализировать и сделать выводы.
Предмет исследования: Утренняя зарядка и пробежка на свежем воздухе как средство укрепления здоровья и повышение успеваемости в школе.
Объект исследования: Уровень ценностного отношения к своему здоровью и утренней зарядке как средству достижения хорошего самочувствия и крепкого здоровья.
Гипотеза исследования: если выполнять физические упражнения и пробежку на свежем воздухе в системе, то можно сократить частоту простудных заболеваний и повысить успеваемость в школе.
Методы исследования:
- поиск информации;
- отбор информации;
- систематизация собственного опыта;
- проведение анкетирования в ходе исследования;
- обработка результатов.
1. Теоретическое обоснование темы
1.1 Что такое утренняя зарядка?
Зарядка - совокупность оздоровительных гимнастических упражнений (Толковый словарь Ожегова C.И.) Гимнастика или зарядка – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности – кровообращение, обмен веществ, дыхание.
Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.
Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой – получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.
1.2 Полезна ли утренняя зарядка?
Ни для кого, ни секрет, что утренняя зарядка необходима для крепкого здоровья и бодрости в течение дня. Но если даже взрослым бывает лень ее делать, то, что говорить о детях.
Однако именно им она нужна. Во-первых, детский организм сильнее подвержен действию инфекции, и потому детям требуется закаливание. Далеко не всем детям стоит начинать с обливаний холодной водой и прочих экстремальных вариантов, но от утренней разминки ничего страшного не будет. Комплекс зарядки для детей, проведенный с утра, также поможет воспитать в детях упорство — качество, которое поможет им в дальнейшем.
Так же не стоит забывать, что комплекс утренней зарядки для детей также необходим для правильного развития опорно-двигательного аппарата. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным.
Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
Гимнастические упражнения приучают детей к четким и точным движениям, необходимым человеку в повседневной жизни; одновременно они воспитывают волю, развивают инициативу и самостоятельность, помогают выработать пластичность движений и привычку систематически заниматься в дальнейшем физической культурой.
Зарядка утром благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
При периодических занятиях улучшается сон, аппетит, повышается трудоспособность. Это прекрасное средство укрепления здоровья полезно всем – и пожилым людям, и детям. А подбирать упражнения нужно с учетом возраста, состояния здоровья, подготовленности.
1.3 Почему пробежка именно по утрам?
Когда мы дышим, то при выдохе выпускаем токсины из организма. Полезно бегать именно утром, потому что концентрация токсинов в это время в 1,5 раза ниже, чем днём.
Бег в зимний период особенно полезен, так как мороз уничтожает многие вирусы, что позволяет снизить риск простудных заболеваний. Как правило, люди простывают весной и осенью, а не в холода. Стоит отметить, что специалисты рекомендуют воздержаться от пробежек при температуре ниже 20° С, так как не исключено переохлаждение организма, а также обморожение носа, кистей рук, стоп.
Плюсы утренней пробежки:
Сердце вынуждено биться чаще, перекачивать больше крови, а значит, со временем, привыкая к нагрузкам, становится сильнее и крепче.
Во время физической нагрузки в организме выделяются вещества, гормоны, которые называются эндорфины – гормоны радости.
Пробежки на свежем воздухе действуют, как закаливающие процедуры, особенно, если бегать в любую погоду.
Это значит, что из организма быстрее выводятся вредные вещества, он очищается и обновляется, ведь кровь быстрее бежит по сосудам.
Чтобы успеть пробежаться, нужно утром раньше просыпаться, а вечером раньше засыпать.
Если регулярно бегать, мышцы будут поддерживаться в тонусе.
2. Практическая часть
Эксперимент 1.
Изучив литературу, я решил испытать на себе эффективность физических упражнений и пробежки по утрам.
Для этого я начал вставать в 6 часов утра (это на 30 минут раньше обычного) и ложиться спать в 10 часов вечера, так как школьнику необходимо спать не менее 8-ми часов.
Просыпаясь, я пью стакан тёплой воды с мёдом. По словам специалистов, медовая вода, выпитая натощак за 40 – 45 минут до еды, оказывает благотворное влияние на весь организм, а именно:
Затем я делаю комплекс упражнений для укрепления осанки, так как к 10 – 12 годам вследствие интенсивного роста у школьника может развиться сколиоз (искривление позвоночника). Для того, чтобы этого не случилось, нужно делать комплекс упражнений и следить за положением своего тела. На это у меня уходит 10 – 15 минут (см. приложение 1).
После этого, одеваясь по погоде, выхожу на улицу и начинаю пробежку. Для этого я использую технику бег трусцой, её ещё называют джоггинг. Этот бег отличается умеренностью темпа (7 – 9 км в час) и не слишком широкими шагами. Пробежка занимает 15 минут. На всю тренировку у меня уходит около 30 минут (см. приложение 2).
Интенсивно укреплять своё здоровье я начал с апреля 2019 года (4 четверть 3 класса). Хочу отметить, что тренировался я каждый день, кроме воскресенья.
Когда наступили морозы (температура опустилась ниже 20°С), я перешёл бегать на веранду (так как живу в частном доме). Температура на веранде выше температуры на улице на 2 градуса, нет ветра. Бегать я стал на одном месте, представляя, что бегу на беговой дорожке. Таким образом, я мог не прерывать ежедневные тренировки. Так я тренировался в течение 9-ти месяцев, с апреля по декабрь.
Когда морозы опустились до -25°С, я прекратил пробежки на веранде и заменил их велотренажёром в доме. Занимался на тренажёре весь январь (см. приложение 3).
Хочу поделиться своими наблюдениями. В течение 9-ти месяцев, пока пробежки проходили на свежем воздухе, я НИ РАЗУ не заболел, а в январе, заменив бег на занятия на велотренажёре, мой организм дал сбой – я заболел.
Это доказывает, что занятия дома без свежего воздуха менее эффективны, чем тренировки на улице. Поэтому, как только температура воздуха на улице стала оптимальной, я возобновил пробежки на веранде, а когда растаял снег, стал снова бегать на улице.
Количество пропущенных уроков | ||
До эксперимента | 2018 – 2019 уч год | 147 уроков (30 учебных дней) |
В ходе эксперимента | 2019 – 2020 уч год | 10 уроков (2 учебных дня) |
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.
Большую роль в укреплении моего здоровья играет моя мама. Именно с ней я встаю по утрам и делаю все процедуры. Своим личным примером она побуждает меня двигаться вперёд.
Эксперимент 2.
Работая над исследованием, мы начали наблюдать за учащимися нашего класса, и выяснилось, что ученики с трудом включаются в учебный процесс на первом уроке. Со второго урока наблюдается повышение уровня умственной работоспособности. На третьем уроке происходит резкий скачок уровня умственной работоспособности. После четвертого урока начинается спад и к концу шестого урока умственная работоспособность достигает уровня, который ниже уровня наблюдаемого в начале дня.
Умственная работоспособность школьников растет в начале недели, в среду она достигает своего максимального значения и к концу недели падает.
В субботу уровень умственной работоспособности ниже, чем в понедельник. Таким образом, выявлены периоды максимальной и минимальной умственной работоспособности школьников: максимальна она в среду на 3-4 уроках, минимальна – в субботу.
Применив эти данные на себя, я пришел к выводу: занимаясь систематически физическими нагрузками, у меня ушли признаки недомогания и утомления, которые посещали меня уже к третьему уроку. Примерно в это время обычно очень хотелось спать, сложно было с собой бороться и настраивать себя «на учебную волну». В результате эксперимента, я бодр и восприимчив ко всему новому и сложному в течение всего дня и всей недели.
Мы провели анкетирование «Зачем нужна утренняя зарядка». В опросе приняли участие 25 учащихся нашего класса. В ходе анкетирования мы выяснили, делают ли дети утреннюю зарядку дома, знают ли о ее значении, считают ли, что утренняя зарядка влияет на работу организма в течение всего дня, нужно ли проводить утреннюю зарядку утром в школе.
Вопрос | Да | Нет |
Делаете ли вы утреннюю зарядку дома? | 8 | 17 |
Знаете ли вы о значении утренней зарядки? | 19 | 6 |
Утренняя зарядка может ли положительно влиять на вашу работу в течение дня? | 21 | 4 |
Нужно ли проводить утреннюю зарядку утром в школе? | 23 | 2 |
Ответы учащихся на вопрос: «Нужно ли проводить утреннюю зарядку утром в школе?» следующие: чтобы не болеть, чтобы не быть усталым, чтобы на уроках быть бодрым, чтобы проснуться, для бодрости, для укрепления костей, ума, рук, чтобы быть здоровым, делает нас сильными, чтобы у школьников была утренняя энергия, чтобы не засыпать на уроке. И лишь два ученика считают, что зарядка не нужна, они от неё устают.
Какой вывод можно сделать из ответов опрошенных учащихся? Большинство детей нашего класса осознают, что утренняя зарядка необходима, но, в тоже время, ее не делают.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у человека снижена умственная и физическая работоспособность.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен в современной жизни, но и вреден для здоровья организма, которому после пробуждения предъявляются значительные психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.
Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после сна.
Правила утренней зарядки
∙ От зарядки нужно получать удовольствие
∙ Утренняя зарядка должна состоять из 5-10 упражнений, каждое из которых необходимо повторить около 10 раз.
∙ Утренняя зарядка должна проходить в спокойном темпе.
∙ Лучше всего делать утреннюю зарядку в проветренном классе.
∙ Утреннюю зарядку нужно делать регулярно!
∙Повышает интерес к утренней зарядки это музыкальное сопровождение
Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, мы, с февраля месяца, перед первым уроком
- включали веселую ритмичную музыку,
- включали яркий свет,
- открывали форточку, обеспечив поступление в помещение холодного воздуха,
- выполняли комплекс физических упражнений на основные мышечные группы (см. приложение 4)
Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки:
1. Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
2. Увеличить тонус нервной системы.
3.Усилить работу основных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений.
ВЫВОД: После этого эксперимента заметно изменилось поведение, отношение к учёбе у большинства участников. Школьники стали усидчивей, более ответственными, трудолюбивыми. Повысилась ответственность за порученное дело, появился спортивный интерес. Значит, утренняя гимнастика способна повысить умственную работоспособность.
Нам очень хотелось бы сделать утреннюю гимнастику семейной традицией, поэтому мы предлагаем детям приобщить к этому занятию своих родителей – ведь заниматься в компании в сто раз веселее. Вместе с тем зарядка не должна быть делом по обязанности. Начни сам, и к тебе примкнут другие. И ещё раз отметим, что спланировать время надо таким образом, чтобы зарядка не отнимала у сна время, необходимое для полноценного отдыха. Правильная организация помогает самодисциплине, поднимает тонус, создаёт возможность для активного образа жизни.
Итак, анализируя литературные источники и исследования по данной проблеме, можно сделать вывод, что утренняя гимнастика действительно положительно влияет на организм человека.
Заключение
Исследование доказало, что через утреннюю гимнастику можно не только физически развиваться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность детей во время всего учебного процесса. Дети на занятиях с удовольствием выполняют интересные упражнения все вместе и под звуки веселой музыки, что, кроме того, дает особую сплоченность в коллективе. Таким образом, ежедневное выполнение после сна комплекса утренней гимнастики, разработанного с учетом индивидуальных особенностей конкретного человека, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, и является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня.
Зарядка увеличивает общий уровень двигательной активности человека, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс утренней зарядки не вызывает отрицательных эмоций, а повышает настроение, самочувствие и активность человека.
Проведенные исследования показали, что:
- утренняя гимнастика положительно влияет на организм школьника, помогает сохранить здоровье;
- под влиянием утренней гимнастики выявлено улучшение настроения учащихся;
- утренняя гимнастика способствует повышению точности и продуктивности умственной работоспособности учащихся;
- растет успеваемость школьников;
- утренняя гимнастика регулирует деятельность систем организма и поддерживает умственную работоспособность на оптимальном уровне.
Используемая литература
1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949, 1992 – Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940.
2. Интернет ресурсы – http://steroidman.ru/fitness/1389- utrennya...prazhnenij.html - http://steroidman.ru/fitness/1389-%20utrennya...prazhnenij.html
3. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации. В.И. Ковалько - 2-е изд
4. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В. Козырева.-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007
5. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - Москва, 1990.
6. Копылов Ю.А. Учить правильно дышать // Физическая культура в школе. - 2002. - №4. - С. 16-18.
7. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физкультурно-оздоровительное занятие в общеобразовательной школе. - Москва «Чистые пруды», 2005.
Приложение 1
Упражнение №1
Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за спиной. Выполняем наклоны вперёд на выдохе, спину не сгибать. Число повторений 10 раз.
Упражнение №2
Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка за головой, руки согнуты в локтях. Выпрямляем руки вверх на выдохе. Число повторений 10 раз.
Упражнение №3
Исходное положение, лёжа на животе, руки сцеплены за головой. На выдохе поднять грудь вверх, на вдохе вернуться в исходное положение. Число повторений 10 раз
Упражнение №4
Исходное положение, лёжа на животе, руки и ноги вытянуты прямо. Выполняем подъём рук и ног на выдохе. Число повторений 10 раз.
Упражнение №5
Исходное положение, стоя на четвереньках. На вдох ягодицами садимся на пятки, на выдох – вытягиваем туловище вперёд. Число повторений 10 раз
Упражнение №6
Исходное положение, стоя на четвереньках. На выдохе поднять руку вверх, посмотреть на руку; на вдохе опуститься в исходное положение. Число повторений на каждую руку 10 раз
Упражнение №7
Исходное положение, сидя на полу, упор руками сзади. На выдохе поднять таз, на вдохе вернуться в исходное положение. Число повторений 10
Упражнение №8
Исходное положение, сидя на полу, упор руками сзади. На выдохе согнуть оба колена к груди, на вдохе вернуться в исходное положение. Число повторений 10 раз.
Упражнение №9
Исходное положение, лёжа на спине, колени согнуты, руки в стороны ладонями вниз. На выдохе повернуть колени в одну сторону, а голову – в противоположную. Ладони и плечи от пола не отрывать. На вдохе вернуться в исходное положение. Выполнить упражнение в другую сторону. Число повторений 10 раз на каждую сторону
Приложение 4
Комплекс упражнений для утренней школьной зарядки
Начинать зарядку следует с ходьбы (можно на месте) - это упражнение подготавливает организм к предстоящей физической нагрузке.
- Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.
- Второе упражнение – круговые движения согнутыми руками вперед, назад. Это упражнение увеличивает эластичность и подвижность суставов рук. кровообращения.
- Третье упражнение – различные наклоны вперед назад, вправо, влево. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины и живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.
- Четвертое упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения
- Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.
- Шестое упражнение – маховые движения руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.
- Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.
- Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Юрий Алексеевич Гагарин
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Калитка в сад
Акварель + трафарет = ?